Файл: ФИЛОСОФИЯ ПОЗНАНИЯ.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.06.2021

Просмотров: 1251

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Решение:
Основными уровнями познания являются чувственный и рациональный. Познание – это деятельность по получению, хранению, переработке и систематизации осознанных конкретно-чувственных и понятийных образов. Чувственное познание является начальной ступенью познания, формируется в процессе непосредственного взаимодействия субъекта с внешними предметами. Различают три формы чувственного познания: ощущение, восприятие, представление.
Второй ступенью познания является рациональное познание, которое представлено также тремя формами: понятием, суждением и умозаключением.


2. С позиции диалектического материализма основной формой познания и его целью является …

 практика

 

 некое разумное начало

 

 воля

 

 полезность

Решение:
С позиции диалектического материализма основной формой познания является практика. Под практикой понимается целенаправленная, предметно-чувственная деятельность человека по преобразованию материальных систем и самого себя.
Основными формами практики являются: 1) общественно-производственная; 2) социально-политическая; 3) научно-экспериментаторская; 4) врачебная; 5) бытовая, хозяйственная.


3. Автором концепции «обоснованного рационализма» является …

 Г. Башляр

 

 Ф. Аквинский

 

 Дж. Бруно

 

 П. Фейерабенд

Решение:
Автором концепции «обоснованного рационализма» является Г. Башляр – французский философ, представитель неорационализма. Согласно Башляру, познание прошло в своем развитии ряд этапов: первый этап – «донаучный»; второй – научный; третий – этап «нового научного духа». Последний этап выражает особенности развития науки в ХХ веке. Так, на смену классической уверенности в окончательности научных истин приходит понимание условности и относительности научных истин.


4. Знание, которое непосредственно дано сознанию субъекта и сопровождается чувством прямого контакта с познаваемой реальностью, называется …

 опытом

 

 методом

 

 законом

 

 гипотезой

5. Учение в гносеологии, отрицающее возможность достоверного познания сущности материальных систем, закономерностей природы и общества, называется …

 агностицизмом

 

 утилитаризмом

 

 сенсуализмом

 

 нигилизмом



6. Средневековым мыслителем, выдвинувшим тезис о «гармонии между верой и разумом», был 

 Ф. Аквинский

 

 А. Адлер

 

 А. Августин (Блаженный)

 

 Р. Авенариус

7. Гносеология – это учение о …

 познании

 

 бытии

 

 человеке

 

 философии

8. Родоначальником французского рационализма является …

 Р. Декарт

 

 Ф. Бэкон

 

 Аристотель

 

 А. Камю


Решение:
Родоначальником французского рационализма является Р. Декарт – французский философ. Р. Декарт считал, что основой познания является принцип непосредственной достоверности, устанавливаемой с помощью естественного света разума. В этой связи Декарту принадлежит всемирно известный афоризм: «Я мыслю, следовательно, я существую».


9. Способность постижения истины путем непосредственного ее усмотрения без обращения к логическим аргументам называется …

 интуицией

 

 экспериментом

 

 дедукцией

 

 позитивизмом

10. Позиция в гносеологии, согласно которой основой познания является опыт, характерна для …

 эмпиризма

 

 рационализма

 

 идеализма

 

 номинализма

Решение:
Позиция в гносеологии, согласно которой основой познания является опыт, характерна для эмпиризма. В философии Нового времени эмпиризм складывается в одну из основных концепций теории познания, ориентированных на практику научного исследования внешнего мира. Основоположником и крупнейшим поборником эмпиризма был Ф. Бэкон.


11. Результатом процесса познания является …

 знание

 

 объективная действительность

 

 информация

 

 сознание

12. Формой рационального познания является …

 суждение

 

 восприятие

 

 представление

 

 деизм

13. Субъект познания  в диалектическом материализме предстает как …

 субъект предметно-практической деятельности

 

 мыслящее Я

 

 проявление объективного духа

 

 совокупность ощущений

Решение:
Диалектический материализм рассматривает субъект познания как субъект предметно-практической деятельности. Поскольку индивидуальное сознание развивается в обществе, отдельный человек является носителем социальных связей и отношений, и, несмотря на то, что познание протекает как индивидуальный процесс, субъект познания всегда имеет общественную природу, являясь продуктом конкретной исторической эпохи. Субъектом является человек, научное сообщество и общество в целом. Социальная сущность субъекта проявляется и в его активности, включающей в себя  не только мыслительную, но и практическую деятельность, направленную на преобразование природы, общества и самого себя.


Сознание и познание

Тесты с ответами

1. Согласно идеям К. Г. Юнга, основными психологическими типами людей являются …

 интроверты

 экстраверты

 

 психологи

 

 гилозоисты

Решение:
К. Г. Юнг – швейцарский психолог, родоначальник аналитической психологии, ученик З. Фрейда. В своем фундаментальном произведении «Психологические типы» Юнг выделяет два психологических типа людей: «экстравертов» и «интровертов». Интроверты обращены в себя, все самое важное в их жизни происходит у них внутри. Интроверты спокойны, вдумчивы, рассудительны. Экстраверты, напротив, активны, деятельны, безрассудны и неосмотрительны. В хорошем своем проявлении экстраверты – общительны, оптимистичны, легки на подъем. По Юнгу, существование этих базовых типов личности присутствовало во все времена и во всех культурах.



2. Формами чувственного познания являются …

 ощущение

 восприятие

 представление

 

 суждение

 

 дедукция

 

 верификация

Решение:
Формами чувственного познания являются ощущение, восприятие, представление. Чувственное познание является начальной ступенью познания, формируется в процессе непосредственного взаимодействия субъекта с внешними предметами.


3. Наряду с научным познанием, можно выделить …

 обыденное

 религиозное

 

 бессознательное

 

 абсолютное

Решение:
Наряду с научным познанием, можно выделить обыденное и религиозное познание. Обыденное познание ориентировано на то, чтобы его результаты позволяли сделать более эффективной каждодневную жизнедеятельность людей. Оно сопутствует человеку на протяжении всей его жизни. Религиозное познание догматично и основано на вере человека в идеальный духовный мир. Также выделяют художественное, философское, мистическое и эзотерическое познание.


4. К проявлению «бессознательного» в человеческой психике относятся …

 сновидения

 автоматизмы

 

 воспоминания

 

 фантазии

Решение:
Проблемой бессознательного занимались З. Фрейд, К. Г. Юнг и др. Так, З. Фрейд считает, что от сознания бессознательное отгорожено областью предсознательного (разумное «Я» человека, память, мышление). Оно сопротивляется попыткам бессознательного проникнуть в сознание. К проявлению бессознательного в человеческой психике относятся сновидения, обмолвки, юмор, автоматизмы, гипноз, а также явления психической патологии. Анализу сновидений З. Фрейд посвятил свое произведение «Толкование сновидений».


5. В структуре сознания, наряду с мышлением, выделяют …

 волю

 эмоции

 

 атом

 

 врожденные идеи

Решение:
В структуре сознания, наряду с мышлением, выделяют волю и эмоции. Сознание человека включает в себя не только познавательные, но и эмоциональные, мотивационные и волевые компоненты.


6. Согласно теории отражения, сознание – это …

 форма отражения действительности

 продукт мозга

 

 субстанция, которая может существовать вне тела человека

 

 жидкость, которая образуется при мыслительном процессе

Решение:
Теория отражения была разработана в рамках диалектико-материалистической концепции и связана с именами К. Маркса и Ф. Энгельса. Согласно теории отражения, сознание – это высшая форма отражения действительности. Сознание – форма высокоорганизованной материи (то есть продукт мозга). Мозг является материальной базой сознания. Мозг человека отражает среду в идеальных образах, управляет поведением человека.



7. Представителями вульгарного материализма, считавшими природу сознания материальной, являются …

 Л. Бюхнер

 К. Фогт

 Я. Молешотт

 

 К. Маркс

 

 Аристотель

 

 И. Фихте

Решение:
Представителями вульгарного материализма, считавшими природу сознания материальной, являются Л. Бюхнер, К. Фогт, Я. Молешотт. Согласно вульгарному материализму, мысль не менее материальна, чем материален сам физиологический процесс. Так, К. Фогт утверждал, что мысль находится в таком же отношении к мозгу, как желчь к печени или моча к почкам.


8. Основными пластами психики, по мнению З. Фрейда, являются …

 сознательный

 бессознательный

 

 материальный

 

 субъективный

Решение:
Основными пластами психики, по мнению З. Фрейда, являются сознательный и бессознательный пласты. З. Фрейд считал, что бессознательное («Оно») представляет собой ту часть психики, где сосредоточены инстинктивные импульсы (желания) и вытесненные из сознания идеи. Сознание (разумное «Я» человека, память, мышление) осуществляет цензуру желаний бессознательного, сопротивляется их попыткам проникнуть в сознание. К числу таких путей относятся сновидения, обмолвки, юмор, а также явления психической патологии. Свои идеи З. Фрейд развил в психоанализе.


9. Формами общественного сознания являются …

 мораль

 наука

 религия

 

 инстинкты

 

 личностное сознание

Решение:
Формами общественного сознания являются мораль, наука, религия. Общественное сознание – возникающая из общественной практики совокупность идей, теорий, нравственных установок, религиозных образов, различных взглядов, отражающих все разнообразие бытия.


10. К познавательным способностям человека относятся …

 восприятие

 осмысление

 

 раздражимость

 

 виртуальность


11. Формами рационального познания являются …

 понятие

 суждение

 умозаключение

 

 ощущение

 

 вера

 

 спиритуализм

Познавательная деятельность


Познавательные способности человека связаны прежде всего с органами чувств. Человеческий организм имеет экстерорецептивную систему, направленную на внешнюю среду (зрение, слух, вкус, обоняние, кожная чувствительность; кожа обладет способностью чувствовать холод, тепло, боль, давление), и интерорецептивную систему, связанную с сигналами о внутреннем физиологическом состоянии организма.

Основания объединять все эти способности в одну группу и называть все это способностью к чувственному отражению действительности, или «чувственным», имеются: эти способности заключены в органах чувств человека.


§ 1. Чувственное познание

Ощущения, восприятия и представления рождаются не при одностороннем воздействии среды на органы чувств, а в процессе практики, в процессе очеловечивания природы, общества и в воздействии этих очеловеченных структур на саму личность человека. В этом отношении гуманизируются и сами органы чувств. Природа органов чувств человека биосоциальна; общебиологический к ним подход важен, но ограничен; необходим гносеологический, деятельностный, мировоззренческий подход, подход с точки зрения общественно-исторического развития.

Существует три формы чувственного отражения: ощущения, восприятия, представления. Ощущения соответствуют отдельным свойствам предметов, восприятия — системе свойств предмета (ощущение вкуса яблока и, с другой стороны, восприятие вкуса, формы, запаха, цвета яблока в их единстве). Восприятие является результатом активного, деятельного отношения человека к внешней среде. Главное в специфике представления - отсутствие непосредственной связи с отражаемым предметом это, по сути, то же восприятие, тот же целостный образ предмета, но при отсутствии предмета; оторванность от наличной ситуации; некоторая обобщенность, усредненность образа — по сравнению с восприятием несколько элиминируется специфическое, уникальное, единичное; часть подробностей не сохраняется; в представлении больше общих черт и сторон — происходит «накладка» на конкретный образ ранее воспринимавшихся аналогичных образов; включение в «работу» такой способности человека, как память (способность воспроизводить образы предметов, в данный момент не действующих на человека; воспроизведение по оставшимся в мозгу «следам»). Отсутствие непосредственной связи с наличной ситуацией и память позволяют, помимо прочего, комбинировать образы, их элементы; происходит подключение воображения.

Теперь краткое определение: представление — это чувственно-наглядный образ предметов и явлений действительности, сохраняемый и воспроизводимый в сознании без непосредственного воздействия самих предметов на органы чувств. Имеется несколько иное определение: представление — это образ ранее воспринятого предмета или явления (представление памяти, воспоминание), а также образ, созданный продуктивным воображением; форма чувственного отражения в виде наглядно-образного знания

В философии уже давно замечено, что не все качества объективных предметов одинаковы в познавательном отношении. Все они могут быть подразделены на «первичные» и «вторичные». Приведенные только что факты связаны со «вторичными» качествами, с проблемой «вторичных» качеств.

В истории философии эта проблема наиболее основательно была продумана, пожалуй, Дж. Локком в его книге «Опыт о человеческом разуме» (1690). Дж. Локк приходит к выводу, что идеи (т.е. восприятия) «первичных качеств тел сходны с ними, и их прообразы действительно существуют в самих телах, но что идеи, вызываемые в нас вторичными качествами, вовсе не имеют сходства с ними. В самих телах нет ничего сходного с этими нашими идеями. В телах, называемых нами по этим идеям, есть только способность вызывать в нас эти ощущения».