Файл: Шпенглер О - Человек и техника.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.06.2021

Просмотров: 1638

Скачиваний: 58

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

За последние десятилетия ситуация меняется во всех странах великой и старой промышленности. Фаустовское мышление начинает пресыщаться техникой. Чувствуется усталость, своего рода пацифизм в борьбе с природой. Склоняются к более простым, близким природе формам жизни, занимаются спортом, а не техникой, ненавидят большие города, ищут свободы от принуждения бездушной деятельностью, свободы от рабства у машины, от холодной атмосферы технической орга­низации. Как раз сильные и творчески одаренные отворачиваются от практических проблем и наук и поворачиваются к чистому умозрению. Вновь всплывают на поверхность презиравшиеся во времена дарвинизма индийская философия, оккультизм и спиритизм, метафизические мечтания христианской или языческой окраски. Это, настроения Рима времен Августа. Из пресыщенности бегут от цивилизации в примитивные уголки Земли, уходят в бродяги, бегут в самоубийство. Начинается бегство прирожденных вождей от машины. Скоро в распоряжении тут останутся только второсортные таланты, запоздалые потомки великого времени. Во всяком большом предприятии обнаруживается убывание качества духа наследников. Но великолепное техническое развитие XIX в. было возможно только на основе постоянно растущего духовного уровня. Не только убывание, уже остановка тут опасна и указывает на приближение конца, независимо от числа хорошо обученных рабочих рук.

Но как обстоят дела с ними? Противостояние между работой вождей и работой ведомых достигло катастрофического уровня. Значимость первых и хозяйственная ценность всякой истинной личности в данной области стала настолько велика, что для большинства из нас эта ценность сделалась невидимой и непонятной. По другую сторону работа рук индивида утратила всякое значение. Цену теперь имеет лишь количество. Знание неотвратимости этого положения, возбуждаемое, растравляемое и финансово эксплуатируемое болтунами и писаками, оказывается столь безотрадным, что по-человечески мож­но понять восстание против машин (а не их владельцев, как то рекомендуется большинству). Этот бунт принимает бесчисленные формы — от покушений или забастовок до самоубийств — бунт рук против своего удела, против машины, против организованной жизни, наконец, против всего и вся. Деятельность многих на протяжении тысячелетий предполагала организацию работы39, основанием которой было различие между вождями и ведомыми, головой и руками. Теперь она подрывается снизу. Но «масса» есть лишь отрицание, а именно: отрицание самого понятия организации. Поэтому масса нежизнеспособна. Войско без офицеров представляет собой просто потерявшуюся и ненужную толпу40. Мешанина из обломков кирпича и железа — уже не здание. Этот бунт грозит уничтожением технико-хозяйственной работы на всей Земле. Вожди могут удалиться, но тогда погибнут и сделавшиеся ненужными ведомые. Их обрекает на смерть самое их число.


Третий и самый серьезный симптом начинающегося крушения я назвал бы предательством техники. Речь тут идет о всем известном, но никогда не рассматривавшемся во взаимосвязи, которая только и выявляет роковой смысл. Неслыханное превосходство Западной Европы и Северной Америки во второй половине прошлого века по мощи всякого рода — хозяйственной, политической, военной мощи — покоилось на неоспоримой промышленной монополии. Крупная индустрия имелась только там, где были залежи угля этих стран Севера. Остальной мир служил только рынком сбыта, и колониальная политика всегда была направлена на поиск новых рынков сбыта и сырья, а не на образование новых районов производства. Уголь имелся и в других местах, но добывать его мог только «белый» инженер. Мы были единственными владельцами не природных ископаемых, но методов и мозгов, обученных для применения этих методов. На этом покоилась роскошь жизненного уровня белого рабочего, доход которого был сравним с доходом цветного князька41 — это положение привело марксизм к гибели. Оно мстит нам сегодня, когда проблема безработицы приобретает все большие размеры. Заработок белого рабочего представляет сегодня угрозу для его жизни: величина заработка зависела -исключительно от монополии, воздвигнутой для него вождями промышленности42.

Так слепая воля к власти к концу XIX в. начала совершать ошибки решающего значения. Вместо того чтобы держать в тайне технические знания, величайшее сокровище «белых» народов, им стали хвастаться и предлагать всему миру в высших школах, да еще гордились, глядя на изумление индийцев и японцев. Так называемое «рассеивание промышленности» также родилось из мысли об увеличении доходов, путем приближения производства к потребителю. На место простого экспорта продуктов пришел вывоз тайн, методов, инженеров и организаторов. Уезжают даже изобретатели. Они бегут от социализма, желающего подчинить их своему игу. Всем «цветным» открыты тайны нашей силы, они их постигают и используют. Японцы за тридцать лет стали первоклассными знатоками техники, доказав свое военно-техническое превосходство во время войны с Россией. У них могли бы поучиться и их учителя. Повсюду сегодня — в Восточной Азии, в Индии, в Южной Америке, в Южной Африке — возникают или замышляются промышленные центры, которые в силу низкой заработной платы представляют собой смертельных конкурентов. Непременные привилегии белых народов промотаны, растрачены, преданы. Их противники могут достичь того же или даже превзойти свой образец с помощью хитрости цветных рас и перезрелого интеллекта древнейших цивилизаций. Но там, где имеются уголь, нефть и водная энергия, можно выковать и оружие против самого сердца фаустовской культуры. Тут начинается месть эксплуатируемого мира против своих владык. Бесчисленные руки цветных работают столь же умело и без таких притязаний, а это потрясает самые основания западной хозяйственной организации. Привычная роскошь белого рабочего в сравнении с кули сделается его проклятием. Сама работа белых становится избыточной. Гигантские массы северных шахт, промышленных предприятий, вложенного капитала, целые города и края находятся под угрозой конкуренции. Центр производства неуклонно смещается, а после мировой войны цветные утратили и всякое почтение к белым. Такова последняя причина безработицы в белых странах — это не кризис, это начало катастрофы.


Но для цветных — а в их число входят и русские — фаустовская техника не является внутренней потребностью. Только фаустовский человек мыслит, чувствует и живет в этой форме. Ему она душевно необходима — не ее хозяйственные последствия, но ее победы: navigare necesse est, vivere non est necesse11. Для «цветного» она лишь оружие в борьбе с фаустовской цивилизацией, что-то вроде времянки в лесу, которую оставляют, когда она выполнила свою роль. Машинная техника кончится вместе с фаустовским человеком, однажды она будет разрушена и позабыта — все эти железные дороги, пароходы, гигантские города с небоскребами, как некогда были оставлены римские дороги или Великая китайская стена, дворцы древних Мемфиса и Вавилона. История этой техники приближается к скорому и неизбежному концу. Она будет взорвана изнутри, как и все великие формы всех культур. Когда и как это произойдет — мы не знаем.

Перед лицом такой судьбы есть только одно достойнее нас мировоззрение, некогда выраженное Ахиллом: лучше прожить короткую жизнь, полную деяний и славы, чем долгую пустую жизнь. Опасность настолько возросла — для каждого индивида, слоя, народа, — что, самообман был бы жалким делом. Время неудержимо, обратного пути нет, как нет и мудрого отречения. Лишь мечтатели верят в наличие выхода. Оптимизм является трусостью.

Мы рождены в это время и должны смело пройти до конца предназначенный нам путь. Другого нет. Терпеливо и без надежды стоять на проигранных позициях — таков наш долг. Стоять, как тот римский солдат, чьи кости нашли перед воротами Помпеи, погибшего, потому что ему забыли отдать приказ об отходе во время извержения Везувия. Вот величие, вот что значит быть человеком расы. Этот полный чести конец есть единственное, чего нельзя отнять у человека.



Перевод иноязычных выражений


1* Panem et circenses (лат.) — Хлеба и зрелищ.

2* taedium vitae (лат.) — Отвращение от жизни.

3* Struggle for life (англ.) — Борьба за существование.

4* amor fati (лат.)— Любовь к судьбе.

5* scientia experimentalis (лат.) — экспериментальная наука.

6* Experimentum enim solum certificat (лат.) — Ибо единственное доказательство — эксперимент.

7 «De coelo et mundo» (лат.) — «О небесах и о мире».

8* «De differentia quaütatum» (лат.) — «О различии качеств».

9* Perpetuum mobile (лат.) — вечный двигатель,

10* Deus sive natura (лат.) — Бог и природа.

11* Navigare necesse est, viveie non est necesse (лат.) — Плыть необходимо, жить не необходимо.

1 Unterg.d.Abendl., Bd.I Kap II


2 Unterg.d.Abendl., Bd.I Kap II§§ 4-5

3 Unterg.d.Abendl., Bd.II S.i ff.

4 v Uexkull, Biologische Weltanschauung, 1913, S.67 ff

5 Только систематизаторское классифицирующее пристрастие чистых анатомов поставило человека рядом с обезьяной, да и это представляется сегодня поспешным и поверхностным. Достаточно почитать «Становление человечества» Клаача (Klaatsch. Der Werdegang dot Menschheit), который сам был дарвинистом. Уже «по системе» человек выходит за пределы всех порядков: по одним чертам телесного строения он весьма примитивен, по другим является исключением. Но нас, рассматривающих жизнь, это вообще не касается. Своею судьбой, душевно, он является хищником.



6 Вообще, что это за «развитие»! Дарвинисты говорят, что обладание великолепным оружием подобного рода способствовало борьбе за существование и самосохранение. Но только уже готовое оружие давало бы преимущества; если брать сто в развитии — которое должно было бы длиться тысячелетия, — оно было бы бесплодным привеском и даже вело бы к прямо противоположному. Л как они представляют себе начало такого развития? Заняты охотой на причины и следствия, каковые являются все же формами человеческого мышления, а не мирового процесса. Было бы нелепо полагать, будто подобным образом можно проникнуть о тайны мира.

7 H. de Vries. Die Mulallonslheorio. (1901, 1903).

8 Untergang des Abendlandes, Bd.l, Kap. II, 'S 16; Bd.II, Kap.Ill, § 6.

9 Основываясь на исследованиях Де Геера: Reallex. d.Vorgeschielite, Bd. II (Oiluvialchionologie).

10 См. по этому поводу Untergang des Abendlandes, Bd.ll, I: Völker,Rassen, Sprachen.

11 Там же.

12 Вплоть до того, что во многих языках «предложение» является единственным гигантским словом, которым, с помощью классифицирующих приставок и суффиксов, упорядочение выражается все то, что намеревались высказать.

13 Понятие представляет собой упорядочение вещей, состояний, деятельностей в классах практической всеобщности. Владелец лошади никогда не скажет «лошадь», но «сивая кобыла» или «вороной жеребенок»; охотник говорит не «дикая свинья», но «кабан», «кабаниха», «вепрь».

14 И говорить бегло научались взрослые, подобно тому как много позже они стали учиться писать.

15 Reallex. d. Vorgeschichte, Bd.l (Bergbau).

16 Hilzheimer. Natürliche Rassengeschichte der Haussäugetiere (1926).

17 Как и сегодня дичь в наших лесах.

18 Еще в XIX в. племена индейцев следовали за стадами бизоне», как доныне гаучос в Аргентине следуют за стадами коров, являющи­мися частной собственностью. Таким образом, и кочевничество хотя бы отчасти проистекает из оседлого образа жизни.

19 Unterg.d.Abendl. Bd.II, Kap.V, § 2,4

20 От латинского genius, мужской порождающей силы

21 Unterg. d. Abendl., Bd.II, Kap.I, § 15; Кар. IV, § 6

22 Там же

23 И с одной головой, не с многими.

24 А сегодня теснятся миллионы.

25 Unterg. d. Abendl. I, Kap.ll, § 6

26 Unterg. d. Abendl. II, Kap.ll, Die Seele der Stadt.

27 Unterg. d. Abendl. II, Кар. IV, §1.

28 Unterg. d. Abendl. I, Kap.IV, § 2, Kap. V § 3.

29 Unterg. d.Abendl. II, Кар.IV, § 2.

30 K.Th.Strasser. Wikinger und Normannen (1928).

31 К этому Unterg. d.Abendl. Bd.l, Kap. VI

32 Там же Bd.ll, Kap.lll, §19.

33 Unterg. d. Abendl. Bd.ll, Kap.V, § 6

34 Unterg. d. Abendl. Bd.l, Кар. IV, § 2.

35 Unterg. d. Abendl. Bd II, Kap.ll, Die Maschine. Эпистола о магнитеПетра Перегрина относится к 1269 г.

36 Ибо те, кто пустился в странствия из Испании, Португалии и Франции, по большей части были, конечно, потомками завоевателей времен Великого переселения народов. На месте остались представите­ли той же самой человеческой породы, которые пересидели еще кельтов, римлян и сарацин.



37 Достаточно сравнить уровень жизни рабочих в 1700 и 1900 гг.,вообще жизненные условия городских рабочих с крестьянами.

38 Unterg. d. Abendl. Bd.l. Kap.VI, § 14-15


39 См. выше.

40 На протяжении 15 лет советская власть занята не чем иным, как восстановлением под другими именами политической, военной и хозяйственной организации, которую она же и разрушила.

41 Под «цветными» я подразумеваю и жителей России, а также части Южной и Юго-Восточной Европы.

42 На это указывает уже различие между заработком сельского батрака и доходом рабочего в промышленности.

25