ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.06.2021

Просмотров: 129

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Бифуркация состояния социальных и человеко-машинных систем таким образом есть не только объективный факт, но и продукт мыслительной деятельности конкретных личностей.

Итак, история любой системы есть чередование эволюционных этапов, когда специалисты могут применять полученные ими знания, и этапов бифуркационного развития, когда находится человек, способный к неординарному мышлению, новаторству, изобретательству.

И если законы синергетического развития универсальны, то можно предположить, что в основе неординарных творческих способностей гениальных личностей лежат как раз эти законы.

Нужно сказать, что изучением систем, состоящих из большого числа частей, взаимодействующих между собой тем или иным способом, занимались и продолжают заниматься многие науки. Одни из них предпочитают подразделять систему на части, чтобы затем, изучая разъятые детали, пытаться строить более или менее правдоподобные гипотезы о структуре или функционировании системы как целого. Другие изучают систему как единое целое, предавая забвению тонко настроенное взаимодействие частей. И тот, и другой подходы обладают своими преимуществами и недостатками.

Синергетика наводит мост через брешь, разделяющую первый, редукционистский, подход от второго, холистического. К тому же в синергетике, своего рода соединительном звене между этими двумя экстремистскими подходами, рассмотрение происходит на промежуточном, мезоскопическом уровне, и макроскопические проявления процессов, происходящих на микроскопическом уровне, возникают "сами собой", вследствие самоорганизации, без руководящей и направляющей "руки", действующей извне системы.

Это обстоятельство имеет настолько существенное значение, что синергетику можно было бы определить как науку о самоорганизации.
Редукционистский подход с его основным акцентом на деталях сопряжен с необходимостью обработки информации о подсистемах, их структуре, функционирования и взаимодействии в объемах зачастую непосильных для наблюдателя, даже вооруженного сверхсовременной вычислительной техникой. Сжатие информации до разумных пределов осуществляется различными способами. Один из них используется в статистической физике и заключается в отказе от излишней детализации описания и в переходе от индивидуальных характеристик отдельных частей к усредненным тем или иным способом характеристикам системы. Импульс, получаемый стенкой сосуда при ударе о нее отдельной частицы газа, заменяется усредненным эффектом от ударов большого числа частиц - давлением. Вместо отдельных составляющих системы статистическая физика рассматривает множества (ансамбли) составляющих, вместо действия, производимого индивидуальной подсистемой, - коллективные эффекты, производимые ансамблем подсистем.


Синергетика подходит к решению проблемы сжатия информации с другой стороны. Вместо большого числа факторов, от которых зависит состояние системы (так называемых компонент вектора состояния) синергетика рассматривает немногочисленные параметры порядка, от которых зависят компоненты вектора состояния системы и которые, в свою очередь, влияют на параметры порядка.

В переходе от компонент вектора состояния к немногочисленным параметрам порядка заключен смысл одного из основополагающих принципов синергетики - так называемого принципа подчинения (компонент вектора состояния параметрам порядка). Обратная зависимость параметров порядка от компонент вектора состояния приводит к возникновению того, что принято называть круговой причинностью.

Синергетика призвана играть роль своего рода метанауки, подмечающей и изучающей общий характер тех закономерностей и зависимостей, которые частные науки считали “своими”. Поэтому синергетика возникает не на стыке наук, в более или менее широкой или узкой пограничной области, а извлекает представляющий для нее интерес из самой сердцевины предметной области частных наук и исследует системы, не апеллируя к их природе, своими специфическими средствами, носящими общий характер по отношению к частным наукам.

Статус синергетики как метанауки был изначально призван сыграть роль коммуникатора, позволяющего оценить степень общности результатов, моделей и методов отдельных наук, их полезности для развития других наук. Положения междисциплинарного направления обусловили одну из наиболее важных особенностей синергетики - ее открытость, готовность к диалогу на правах непосредственного участника или посредника, видящего свою задачу во всемерном обеспечении взаимопонимания между участниками диалога. Эта особенность получила название диалогичности синергетики.

Таким образом, синергетика-это научная дисциплина, которая рассматривает закономерности процессов системной интеграции и самоорганизации в различных системах.

Концепции самоорганизации.

Теория самоорганизации имеет давние истоки. Возможно, пер­вым сформулированным принципом этой теории является прин­цип древнекитайской философии «ли» — принцип естественного порядка. Тысячелетнюю историю имеет идея о синергии Бога и человека, которая уже давно привлекает внимание людей в бого­словии. В христианской религии синергия означает слияние чело­века и Бога в молитве. В социологии синергию понимают как со­вместный труд во всех областях человеческой жизнедеятельности в качестве основы общности.

В естественных науках широкое распространение получило яв­ление синергизма. У химических веществ синергизм — это взаим­ное усиление действия. Как синергисты действуют, например, тя­желые металлы — свинец и кадмий. В физиологии давно известны мышчные синергисты, например согласованные действия сгибательных и разгибательных мышц при работе конечностей. Большой вклад в отдельные естественно-научные направления, связанные с самоорганизацией, внесли Ч. Дарвин (биологическая эволюция), Л. Больцман и А. Пуанкаре (статистическое и динамическое описа­ние сложных движений).


Самоорганизация может осуществляться через структуры, ко­торые возникают в пространстве, во времени или в пространстве и времени одновременно. Как считают Н. Н. Моисеев и некоторые другие авторы, появление разума вовсе не заменило самооргани­зацию на какое-либо планируемое развитие.

Синергетика как модель самоорганизации несет новые возможности стратегий и стилистики мышления, дающие нетрадиционные подходы ко многим проблемам. В синергетике ставится более общая и широкая проблема изучения возникновения самой самоорганизации так, как она происходит в естественных, природных процессах. Сначала объекты ведут себя абсолютно независимо, и в движении не наблюдается никакой взаимной упорядоченности. Такое первоначальное состояние нередко характеризуют понятием “хаос” и “беспорядок”. Затем при некоторых критических значениях поступающей извне энергии или информации возникает взаимодействие между объектами, и они начинают участвовать в согласованном, коллективном движении.

Беспорядок сменяется порядком, из хаоса возникает определенная устойчивая структура, то есть устанавливается постоянная взаимосвязь между компонентами, которые из прежних автономных объектов превращаются в элементы некоторой упорядоченной системы.

Самоорганизация в неживой природе.

Некоторое время в научном мире ходили разговоры о "тепловой смерти вселенной": установление во всех точках вселенной одинаковой температуры. Предполагалось, что наша вселенная замкнута, а в замкнутой системе, как мы знаем, &5*> 0. Отсюда вывод: вселенная будет эволюционировать к состоянию с максимальной энтропией и выходит, что жизнь должна деградировать. Реально же мы наблюдаем противоположный процесс - процесс развития системы "вселенная". В научной картине мира появились противоречия, которые помогла решить неравновесная термодинамика. Неравновесная термодинамика установила

тот факт, что наша вселенная является открытой (происходит обмен энергией и массой), а не закрытой системой.

Самоорганизация в социальной среде

В социальной среде также протекают процессы самоорганиза­ции; они становятся наиболее наглядными после социальных рево­люций, когда, пройдя сквозь хаос разрушения прошлой государст­венной структуры, возникают новые формы социальной и государст­венной организации людей. Процессы самоорганизации протекают в любой социальной среде, например в сообществе ученых1"8. Нагляд­ным примером самоорганизации может служить поведение людей на массовом мероприятии. В кинотеатре комедии смешнее, а мелодрамы слезливее из-за реакции множества людей на происходящие события. Эту способность психики используют при создании сериалов: за ка­дром звучит эмоциональный хор голосов, усиливая восприятие оди­ночного зрителя у экрана телевизора.


Самоорганизация в биосфере

В биосфере самоорганизация проявляется в социальной жизни животных, в колебании численности хищников и их жертв, в организации пищевых сетей. Биосфера не только сглаживает колебания, но и в процессе эволюции создает новые элементы своей структуры. Яв­ления биологической эволюции - проявление самоорганизации.

3. Ноосфера.

С конца XIX в. активно разрабатываются идеи космизма как особого мировоззрения, выражающего научно осмысленное, философско-эвристическое и эмоционально-личностное отно­шение к неразрывной взаимосвязи человека с космосом. А еще много раньше великий мыслитель И. Кант высказал глубочай­шую мысль: «Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и про­должительнее мы размышляем о них, — это звездное небо надо мной и моральный закон во мне». Особенно значительный вклад в развитие космистских идей внесли выдающиеся русские уче­ные АН.Бекетов, В.И.Вернадский, И.А. Козырев, Н.А Мо­розов, И. А. Умов, К.Э.Циолковский, АЛ.Чижевский. Раз­работка естественнонаучных аспектов теории Космоса выли­лась в крупные достижения астрономии, астрофизики, астро­химии, астробиологии и привели к возникновению теорети­ческой и практической космонавтики, связанных в первую очередь с именами К.Э. Циолковского и СП. Королева. Про­никновение космистских идей в различные сферы человечес­кой жизни свидетельствует о том, что космизация — это объек­тивный процесс как часть и аспект совокупного научно-техни­ческого прогресса.

Великим русским космистом был В.И. Вернадский, создав­ший учение о биосфере и ноосфере, обобщив данные физики, химии, биологии, геологии, геохимии, биохимии, а также истории и философии. Деятельность всех живых организмов и особенно человеческого общества В.И. Вернадский называл мощной геологической силой, а к научной мысли он относил­ся именно как планетному явлению. Под биосферой он пони­мал планетарную область распространения жизни, взятой в прошлом, настоящем и будущем. Под влиянием же научной мысли и человеческого труда биосфера переходит в новое со­стояние — ноосферу (сферу разума).

Следует иметь в виду, что стихийным, неуправляемым про­цессом биосфера может превратиться (и реально уже преврати­лась) лишь в техносферу и социосферу со всеми присущими им глобальными проблемами и противоречиями. Переход же биосферы в ноосферу может быть осуществлен лишь в том слу­чае, когда человечество сумеет организовать как собственную эволюцию, так и дальнейшую эволюцию биосферы в целом, действительно руководствуясь принципом «не навреди». Кон­цепция В.И. Вернадского о биосфере, переходящей в ноосфе­ру, охватывает эволюцию жизни и нашей планеты в единстве космических, геологических, биологических, антропогенных и техногенных факторов.


Циклические изменения солнечной активности проявляются на Земле в частоте и интенсивности магнитных бурь, полярных сияний, в колебаниях ультрафиолетовой радиации, степе­ни ионизации верхних слоев атмосферы и т.п. Все это неизбежно сказывается на биосфере в целом, на телесном и психическом состоянии людей. В XX в. ученые все больше стали обращать внимание на зависимость и социальных процессов (войн, революций, эпидемий, самых разнообразных массовых потрясений) от солнечной активности.