Файл: Содержание и значение финансовой политики Понятие финансовая политика.docx
Добавлен: 30.10.2023
Просмотров: 70
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Разработка конкретных путей реализации основных направлений использования финансов предполагает выработку путей достижения поставленных целей и задач, которые будут способствовать реализации основных направлений финансовой политики на определенном отрезке времени.
-
Государственная финансовая политика РФ на современном этапе
Сегодня весь мир переживает большие трудности в сфере экономики и финансов. В связи с этим правительству необходимо разработать четкую финансовую стратегию, то есть долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных задач, определенных экономической и социальной стратегией государства. Успешное осуществление экономической реформы во многом связано с достижением финансовой стабилизации.
Направления финансовой политики России представлены на рисунке 1
Рисунок 1 – Направления финансовой политики России [19]
Прогнозирование главных показателей макроэкономики социально-экономического развития России, которое использовалось при создании финансового плана до 2023 г., образовано исходя из направлений экономической политики, рассмотренных в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации (далее - Концепция). Концепция необходима для обеспечения условий современного развития на основании вложений в человеческий капитал, образования плодотворной деловой среды, улучшения условий институтов страны, при поддержании стабильности макроэкономики и финансовой системы России в целом. Финансовая система в широким смысле слова представляет собой совокупность финансовых отношений, существующих в рамках данной экономической формации, в узком смысле слова - это система финансовых учреждений, социально-экономическое содержание, функции и структура которых определяются политикой государства, включающая в себя финансовые организации и все структурные подразделения государственной налоговой службы.
Структура финансовой системы России представлена на рисунке 2.
Рисунок 2 - Финансовая система России
В основу построения финансовой системы положены три основополагающих элемента:
1. Функциональное назначение, проявляющееся в том, что каждое звено системы выполняет свои задачи; например, государственный бюджет выражает распределительные отношения между государством, предприятиями, населением, обусловленные формированием и использованием общегосударственного фонда финансовых ресурсов. Имущественное и личное страхование — один из методов создания резервных фондов для граждан. Финансы предприятий выражают отношения по созданию и использованию денежных фондов, предназначенных для обеспечения многообразных потребностей первичных звеньев общественного производства, выполнению обязательств перед государственным бюджетом и коммерческими банками;
2. Территориальность — каждая область, республика имеют соответствующий аппарат финансовых и страховых органов;
3. Единство финансовой системы предопределяется единой экономической и политической основой государства. Это обусловливает единую финансовую политику, проводимую государством через центральные финансовые органы, единые цели. Управление всеми звеньями происходит на единых основных законодательных и нормативных актах.
Стратегическое направление деятельности в финансовой сфере страны реализуется посредством формирования реального бюджета. В сложившихся обстоятельствах уменьшение государственного сектора экономики и рост частной собственности в главных отраслях, в том числе естественные монополии, не вызвало увеличения доходной базы бюджета государства, роста объемов производства[1]. Для образования доходной базы бюджетов различных уровней важнейшую роль играет тема их кассового исполнения. В ходе регулирования денежными потоками страны происходят краткосрочные кассовые разрывы. Минимизация остаточных средств на некоторых бюджетных счетах имеет место быть только с обращением в единый счет Федерального казначейства, что послужит централизации всех средств бюджета[16].
Среди главных проблем финансовой политики нашей страны исследователи выделяют следующие[9]:
- несогласованность бюджета различных уровней и внебюджетных фондов государства; недостатки налоговой системы;
- небольшие значения финансирования инвестиций;
- отсутствие целостности финансовой и денежно-кредитной политики; непостоянность валютного курса рубля;
- нерезультативное пользование государственной собственностью. Определим современное состояние проблем в финансовой сфере страны:
- невысокая степень сбора налогов: сокрытие прибыли плательщиками налогов, отступление от выплаты налогов при помощи недостатков, заложенных в правовых актах, снижение налогооблагаемой базы по причине уменьшения реального ВВП;
- вероятности уменьшения расходов федерального бюджета почти использованы: оптимизация структуры расходной части бюджета на покрытие государственного долга;
- реструктуризация долгов и установления наивысшей границы прибыльности по государственным заимствованиям и т.д;
- уменьшение функций страны в вопросах социальной и экономической политики, расширению регионального сепаратизма, или упрочнение принципов государственности на федеративной основе с точно определенными геополитическими задачами в сфере интеграционных процессов и направлений финансовой системы России.
Из вышесказанного следует то, что необходимо согласовать финансовую, денежно-кредитную и социально-экономическую политики, и направить на удовлетворение потребностей населения страны, обеспечить защиту национального богатства и имеющегося интеллектуального потенциала, укрепить стратегическое положение, а именно:
- согласованность бюджета различных уровней и внебюджетных фондов государства может быть решена с помощью повышения сбора налогов и уменьшения расходов, увеличения эмиссионных и неэмиссионных ресурсов финансирования дефицита бюджета;
- повышения сбора налогов можно достигнуть с помощью увеличения налогооблагаемой базы, снижения просроченных задолженностей, ужесточения контроля за финансами, преобразования схемы зачисления денежных средств на уровни бюджетной системы, внедрения государственной монополии на изготовление алкогольной продукции. Особая роль отводится на преобразование налогового законодательства;
- для устранения проблемы организации реального бюджета требуется обеспечить все условия, чтобы сбережения и активы, произведенные в Российской Федерации, действовали в ее интересах, как это происходит в государствах с развитой рыночной экономикой. В этом состоит самая важная цель и трёх ветвей власти, и людей, занимающихся предпринимательской деятельностью, и всего населения;
- увеличение совокупного предложения на настоящий момент может гарантировать лишь финансирование инвестиций за счет внешних и внутренних займов, запасов среднего слоя населения, а также граждан, имеющих большие и сверхбольшие доходы, накоплений нерезидентов;
- особую роль играет обеспечение устойчивости валютного курса рубля. Требуется ряд мер по уменьшению спекуляции на рынке валют. К примеру, осуществляющаяся в последнее время денежно-кредитная политика "заставляет" и побуждает граждан к потреблению иностранных валют в роли главного типа сбережений для уменьшения риска инфляции. Это отрицательно воздействует на валютный курс рубля, изменяя действительное соотношение рублей и долларов в зависимости от паритета покупательной способности. Данные вложения имеют в особенности спекулятивный характер и напрямую обуславливаются макроэкономическими показателями. Исход сложившейся ситуации имеет такой вид: государство образует положения для конвертации иностранных валют, принадлежащих физическим лицам и хранящихся не в банковской системе, в рублевые активы, по притягиванию сбережений на счета коммерческих учреждений, для обеспечения сохранения вкладов и их увеличения. При этом самым главным для денежнокредитной политики является управление процентными ставками;
следует увеличить персональную ответственность представителей страны в структурах управления компаний, часть акций которых относится к государству, за результативное применение активов, установление кооперационных связей и создание ситуации для привлечения вложений в капитал. Необходимые положения должны быть прописаны в контрактах, подписываемых с представителями страны.
Необходимо обеспечить приход дивидендов в бюджет, арендной выплаты от пользования государственным имуществом. Для этого желательно усилить деятельность Центрального фонда хранения и обработки информации фондового рынка, организовать структуру доверительного контроля пакетами акций и другим имуществом государства, составить полный письменный перечень объектов имущества, относя сюда незаконченное строительство федерального и регионального значения, создать доказательство прав РФ на зарубежное имущество и увеличение эффективности его эксплуатации;необходимо имеющимися правовыми актами Правительства Российской Федерации решить проблему по счетам Государственного таможенного комитета РФ и внебюджетных фондов государства, капитал которых остаётся в пользовании коммерческих банков на достаточно длительный период времени. Данные средства могли бы результативно применяться для покрытия возникающих кассовых разрывов в бюджете. Системе казначейства необходимо серьезное реформирование и придание ей отдельного статуса по подобию с существующим зарубежным опытом для улучшения финансового порядка и разведения процедур образования, утверждения и использования бюджета, которые на сегодняшний день сконцентрированы в Министерстве финансов России [11]; требуется направление денежно-кредитной политики и политики финансов страны в сторону её геополитических интересов, на границах государств СНГ. Направленность стран СНГ на употребление в ситуациях взаимных расчетов доллара США, притягивание больших внешних займов, которые значительно увеличивают нагрузку на бюджет, создает проблемы при погашении долга и обеспечении согласованности платежных балансов; один из наиболее эффективных способов к увеличению результативности бюджетного сектора относится к преобразованию системы оплаты труда государственного сектора.
В данном случае ситуация связана не с простым увеличением заработной платы трудящихся. Цель связана с созданием устройств, которые будут обеспечивать устойчивое приспособление зарплаты трудящихся к ситуации рынка труда и оказывать важное стимулирующее влияние на бюджетный сектор в вопросе производительности труда; рассматривая структуру бедных домохозяйств, для уменьшения социального неравенства нужно создать программу, которая будет направлена на улучшение качества жизни социально-незащищенных категорий населения (инвалиды, многодетные, неполные семьи, пенсионеры и т.д.). Большой процент бедных России сконцентрирован у черты бедности, и лишь десятая часть этого населения считает, что бедность является почти полным отсутствием средств для существования.
Кроме вышеназванных предложений, для урегулирования ситуации государства с перечисленными проблемами требуется:
- обеспечение сбалансированности бюджетов и их установление на уровне реального прогноза макроэкономических коэффициентов;
- реализация комплекса мер по увеличению налогооблагаемой базы;
- установление верхних границ прибыльности по заимствованиям государства, расширение операций Банка РФ на открытом рынке;
- стабилизация валютного курса рубля с помощью увеличения контроля Банком России за операциями;
- формирование системы доверительного управления собственностью государства в нашей стране и за рубежом;
- реформирование системы исполнения бюджета казначейством, обеспечение ее прозрачности, повышение статуса, расширение сферы применения;
- ориентация денежно-кредитной политики на корректировку процентных ставок.
Таким образом, исполнение вышеперечисленных мероприятий позволит оптимизировать финансовую политику страны и самого процесса ее разработки. Результативное исполнение финансовой политики напрямую обуславливается последовательным проведением задуманных преобразований, способностью быстрого реагирования на перемены условий развития экономики для изменения существующих направлений финансовой политики, а также своевременным отражением ее путей и важных факторов исполнения в правовой базе и составляющих денежного механизма.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Государственная финансовая политика представляет собой часть социально-экономической политики государства по обеспечению сбалансированного роста финансовых ресурсов во всех звеньях финансовой системы страны. Цель финансовой политики проявляется в выполнении конкретных стратегических задач и решении тактических вопросов использования функционального предназначения финансов.