ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.10.2023
Просмотров: 938
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Таким образом, младший школьный возраст -- возраст интенсивного интеллектуального развития. Интеллект опосредует развитие всех остальных функций, происходит интеллектуализация всех психических процессов, их осознание и произвольность. Вспомним параллелограмм развития памяти по Леонтьеву. Чем выше мы поднимаемся по лестнице развития, тем более опосредованными становятся психические процессы. Возникает произвольное и намеренное запоминание, ставится задача произвольного воспроизведения. Дети сами начинают использовать средства для запоминания. Так, развитие памяти стоит в прямой зависимости от развития интеллекта. Что же касается самого интеллекта, то в этом возрасте, по словам Л . С. Выготского, мы имеем дело с развитием интеллекта, который не знает самого себя.
Итак, основные психологические новообразования младшего школьного возраста составляют:
Произвольность и осознанность всех психических процессов и их интеллектуализация, их внутреннее опосредование, которое происходит благодаря усвоению системы научных понятий. Всех, кроме интеллекта. Интеллект еще не знает самого себя.
Осознание своих собственных изменений в результате развития учебной деятельности.
Все эти достижения свидетельствуют о переходе ребенка к следующему возрастному периоду, который завершает детство.
ТЕМЫ ДЛЯ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
Структура и динамика развития ребенка в дошкольном возрасте.
Игра как ведущий тип деятельности ребенка дошкольника.
Изобразительная деятельность и ее роль в развитии ребенка.
Восприятие сказки и ее развивающее значение.
Показатели психологической зрелости ребенка и проблема готовности к школьному обучению.
Младший школьный возраст, его структура и динамика.
Роль сверстника в психическом развитии младшего школьника.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Соберите детские рисунки и проанализируйте динамику их развития на протяжении дошкольного возраста.
Сравните систему сенсорного воспитания дошкольника М. Монтесори А. В. Запорожца -- Л. А. Венгера.
Пронаблюдайте и опишите проблемы, возникающие в первые дни пребывания ребенка в школе.
ЛИТЕРАТУРА
Дусавицкий А. К. Дважды два-икс. М., 1985. Генезис сенсорных способностей//Под ред. Л. А. Венгера. М., 1976.
Гуткчна Н. И. Психологическая готовность к школе. М., 1996.
Давыдов В. В. Виды обобщения в обучении. М., 1972.
Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986.
Дьяченко О. М. Развитие воображения у дошкольников. М., 1996.
Запорожец А. В. Избр. психологические труды в двух томах. М., 1986.
Кравцова Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе, М., 1991.
Мухина В. С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. М., 1981.
Непомнящая Н. И. Становление личности ребенка 6-7 лет. М., 1992.
Особенности психологического развития детей 6-7-летнего возраста// Под. ред. Д. Б. Элькина, А. Л. Венгера. М" 1988.
Поддьяков Н. Н. Мышление дошкольника. М., 1977.
Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста// Пол. ред. А. В. Запорожца, Я. 3. Неверович. М., 1986. ]
Рубцов В. В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения. М., 1987.
Сенсорное воспитание дошкольников//Под ред. А. В. Запорожца, А. П. Усовой. М., 1961
Хрестоматия по детской психологии//Под ред. Г. В. Бурменской. М., 1996.
Цукерман Г. П. Виды общения в обучении. Томск, 1993.
Элькончн Д. Б. Избр. психологические труды. М., 1989.
Якобсон С. Г. Психологические проблемы этического развития детей, м., 1984.
Глава IX. ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ В СВЕТЕ РАЗНЫХ КОНЦЕПЦИЙ..
1. Влияние исторического времени.
Подростковый возраст обычно характеризуют как переломный, переходный, критический, но чаще как возраст полового созревания. Л. С. Выготский различал три точки созревания: органического, полового и социального. У шимпанзе точки органического и полового созревания совпадают, оно наступает примерно в 5 лет, когда у этих человекообразных обезьян заканчивается детство. У человека в истории развития общества точки полового и социального развития совпадали, и это отмечалось обрядом инициации, тогда как органическое созревание наступало обычно еще через несколько лет. У современного ребенка все линии развития разошлись. Теперь мы наблюдаем сначала половое созревание, затем органическое и спустя некоторое время -социальное. Это расхождение и обусловило возникновение подросткового возраста.
Французский этнограф и историк Ф. Ариес предположил, что подростковый возраст возник в XIX веке, когда контроль родителей за развитием ребенка продолжился вплоть до брака. В настоящее время в развитых странах мира этот период жизни имеет тенденцию к постепенному увеличению. По современным данным он охватывает почти десятилетие -- от 11 до 20 лет. Но еще в ЗОх годах нашего века Л. Л. Блонский писал, что российским детям еще предстоит завоевать подростковый период. Он был убежден, что это позднее, "почти на глазах истории происшедшее приобретение человечества".
Л С. Выготский также подходил к подростковому периоду как к историческому образованию. Как и Л. П. Блонский, он считал, что особенности протекания и продолжительность подросткового возраста заметно варьируют в зависимости от уровня развития общества. Согласно взглядам Л. С. Выготского, подростковый возраст -- это самый неустойчивый и изменчивый период, который отсутствует у дикарей и при неблагоприятных условиях "имеет тенденцию несколько сокращаться, составляя часто едва приметную полоску между окончанием полового созревания и наступлением окончательной зрелости".
В 20-30-х годах в России был собран и проанализирован большой фактический материал, характеризующий отрочество в разных социальных слоях и группах (среди рабочих, крестьян, интеллигенции, служат щих, кустарей), у подростков разных национальностей и у беспризорных. Много интересного содержится в работах Н А. Рыбникова, В. Е. Смирнова, И А. Арямова и др. Обобщая эти работы Л. С. Выготский пришел к выводу о том, что в подростковом возрасте структура возрастных потребностей и интересов определяется в основном социально-классовой принадлежностью подростка Он писал "Никогда влияние среды на развитие мышления не приобретает такого большого значения, как именно в переходном возрасте Теперь по уровню развития интеллекта все сильнее и сильнее отличаются город и деревня, мальчик и девочка, дети различных социальных и классовых слоев".
Во второй половине XX века французский психолог Б Заззо также изучала подростков из различных социально-экономических слоев общества, чтобы выявить их личные представления о продолжительности подросткового возраста. Б. Заззо показала, что начало отрочества почти все они относят к 14 годам, связывая его с половым созреванием Однако представления о сроках его окончания расходятся. Рабочие и низкоквалифицированные служащие считают, что их отрочество закончилось в 19 лет, инженерно-технические работники отодвигают этот срок до 20 лет, предприниматели и лица свободных профессий -- до 21 года. Таким образом, субъективная средняя продолжительность отрочества колеблется в зависимости от социального положения и длительности образования в целом от 4 до 7 лет.
В России за короткий исторический период произошли глубокие изменения в разных сферах жизни, которые оказали влияние на развивающуюся личность В результате на глазах одного поколения проявлялись существенные изменения общей направленности личности подростка. Это было хорошо показано в работе Н Н. Толстых, которая изучала отношение подростков к будущему, Сопоставляя свои данные, полученные в результате обследований школьников с третьего по восьмой классы, с результатами исследований Л И. Божович и Н. И Крылова, также посвященные изучению отношения к будущему у детей различных возрастов,
Н. Н. Толстых обнаружила интересный факт, касающийся грани подросткового возраста. В исследованиях Л. И Божович, которые проводились в середине 50-х годов, переломный момент в представ лении о будущем наблюдался у учащихся восьмого и девятого классов те в 15 лет Десятилетие спустя исследования Н. И. Крылова показали, что профессиональная направленность школьников, выбор будущей профессии становится актуальным для юношей и девушек только 16-17 лет. В начале 80-х Н. Н. Толстых отмечает время яркого перелома в отношении к будущему на рубеже шестого и восьмого классов, что примерно соответствует возрасту 13 лет Такое расхождение результатов можно объяснить изменением в социальной ситуации развития поколений Это еще раз подтверждает историческую и социальную обусловленность развития личности и отсутствие стабильных границ подросткового возраста.
По отношению к подросткам, их психическому развитию и судьбе, помимо социальной ситуации, существенное значение имеют особенности исторического времени, в котором проходит их жизнь В кризисный период развития российского общества известный московский учитель А Тубельский пишет в "Общей газете" "Старшие поколения -- те, кому за 20, за 30 и больше, росли с идеалами и жизненными ценностями Их можно было принимать или не принимать, но они были И на этой основе каждое поколение так или иначе определяло свое будущее Жизнь сегодняшних подростков трагична в буквальном смысле. У них уже сложилось ощущение своей ненужности в обществе. Чем в основном озабочены родители и педагоги9 Накормить, одеть, дать образование помочь поступить в институт Зачем, ради чего; как жить дальше -- на эти вопросы нет ответов ни у старших, ни у самих 11-16 летних"
2. Классические исследования кризиса подросткового возраста.
Существует множество фундаментальных исследований, гипотез и теорий подросткового возраста Многие из рассмотренных ранее концепций детского развития вновь приходят в столкновение и проявляют себя в области психологии подростка. Поскольку черты отрочества и юности, по признанию самих исследователей, не выявлены, скомканы и бедны у детей из пролетарской среды, а чистое, полное и развернутое протекание этого периода развития можно наблюдать только у детей образованных слоев общества, то наиболее яркие психологические концепции подросткового возраста строились на основе изучения буржуазного подростка начала века -- "подростка в идеале". Рассмотрим их. Это позволит обрисовать круг вопросов, имеющих непосредственное отношение к этому возрасту, его симптоматику, увидеть стабильное и исторически изменчивое в психологии подростка, различить феномены и их интерпретацию в разных научных концепциях, лучше уяснить подход к проблеме подросткового возраста, который намечается в русле культурно-исторической теории Л С Выготского.
В соответствии с теорией рекапитуляции Ст Холл считал, что подростковая стадия в развитии личности соответствует эпохе романтизма в истории человечества Это промежуточная стадия между детством -- эпохой охоты и собирательства и взрослым состоянием -- эпохой развитой цивилизации По мнению Ст Холла, этот период воспроизводит эпоху хаоса, когда животные, антропоидные, полуварварские тенденции сталкиваются с требованиями социальной жизни Его представление о "бунтующем" отрочестве, насыщенном стрессами и конфликтами, в котором доминируют нестабильность, энтузиазм, смятение и царствует закон контрастов, глубоко вошло в психологию.
Ст Холл впервые описал амбивалентность и парадоксальность характера подростка, выделив ряд основных противоречий, присущих этому возрасту У подростков чрезмерная активность может привести к изнурению, безумная веселость сменяется унынием, уверенность в себе переходит в застенчивость и трусость, эгоизм чередуется с альтруистичностью, высокие нравственные стремления сменяются низкими побуждениями, страсть к общению сменяется замкнутостью, тонкая чувствительность переходит в апатию, живая любознательность -- в умственное равнодушие, страсть к чтению -- в пренебрежение к нему, стремление к реформаторству в любовь к рутине, увлечение наблюдениями -- в бесконечные рассуждения Ст Холл по праву назвал этот период периодом "бури и натиска" Содержание подросткового периода Ст Холл описывает как кризис самосознания, преодолев который человек приобретает "чувство индивидуальности"