Файл: Международные договоры рф.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.10.2023

Просмотров: 109

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Самостоятельная 2.1

1.

1. Конституция РФ

2. Международные договоры РФ

3. Подзаконные нормативные правовые акты, принимаемые на федеральном уровне.

4. Нормативные правовые акты, принимаемые на уровне субъекта Российской Федерации.

5. Муниципальные нормативные правовые акты в сфере образования.

6.

7. Локальные акты образовательной организации

2.

Содержание гарантии целостности и непротиворечивости законодательства РФ об образовании»

Пункт и статья Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», где закреплена гарантия

«Верховное» положение в иерархии источников российского образовательного права занимает Конституция Российской Федерации. Высшая юридическая сила Конституции РФ в механизме правового регулирования образования обусловлена, во-первых, конституционной нормой (ст. 15), в соответствии с которой «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации; законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации». Во-вторых, — целями и задачами законодательства об образовании, которые закреплены в Законе об образовании 2012 г.

Конституционные основы образовательного права содержатся в ст. 43, закрепляющей право каждого на образование, ст. 72, относящей общие вопросы образования к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также в ст. 114, в которой установлено, что Правительство РФ обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области образования

Развитие академической мобильности, международных обменов в области образования, науки и культуры, современные процессы глобализации образования требуют основательной международно-правовой регламентации образовательных отношений.

К настоящему времени уже сформировался значительный блок международно-правовых актов в области образования, который, с известной долей условности, можно назвать международным образовательным правом.


Устанавливая соотношение между российским законодательством об образовании и положениями международных договоров Российской Федерации, законодатель в п. 6 ст. 4 Закона об образовании 2012 г., воспроизводит конституционный принцип приоритета норм международного договора, сформулированный в ст. 15 Конституции РФ: «В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора».

Как бы подробно и детально ни регулировались образовательные отношения на законодательном уровне, всегда сохраняется потребность в нормативно-правовом регулировании, осуществляемом через подзаконные акты. Подзаконное нормотворчество отличается, как правило, большей оперативностью; оно способно быстро реагировать на новые явления в сфере образования. В отдельных случаях нормы федеральных законов непосредственно отсылают к нормативным правовым актам, которые должны быть приняты правительством или федеральными органами исполнительной власти.

Как уже отмечалось, в соответствии с определением законодательства об образовании, содержащимся в ст. 4 Закона об образовании 2012 г., подзаконные нормативные правовые акты включаются в состав законодательства об образовании. Это приводит к разрастанию массива такого законодательства и требует установления четких параметров его формирования и соответствия базовым положениям, содержащимся в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации».

В законодательстве об образовании, как и в других отраслях, в которых законодательное регулирование относится Конституцией РФ к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов, в понятие «законодательство», наряду с федеральной компонентой, включаются также региональную составляющую — законы субъектов Российской Федерации и принятые в соответствие с ними подзаконные акты главы субъекта Российской Федерации, регионального правительства и органа регионального органа управления образованием.

В Законе об образовании 2012 г. закреплены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования (ст. 7), а также полномочия Российской Федерации в сфере образования, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации (ст. 6).

Кроме того, Законом (п. 4 и п. 5 ст. 4) установлен принцип соответствия регионального законодательства Закону об образовании 2012 г.:


Новеллой Закона об образовании 2012 г. является включение отдельной статьи, посвященной локальным нормативным актам[30]. Локальные акты (приказы, положения, правила, регламенты, инструкции и т. д.), принимаемые образовательными организациями, имеют особое значение для правового регулирования образовательных отношений, поскольку принимаются, как правило, по основным вопросам организации образовательной деятельности. Ими устанавливаются правила приема обучающихся, режим занятий, организация текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, определяются порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся и т. д. Вопросы, регламентируемые локальными актами, «ближе» всего к участникам образовательных правоотношений. Локальные акты часто становятся первым опытом использования обучающимися, родителями несовершеннолетних обучающихся источников позитивного образовательного права.

Закреплены в Законе об образовании 2012 г. Согласно ст. 30