ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.06.2021
Просмотров: 236
Скачиваний: 2
Варианты контрольных работ по дисциплине «Русский язык и культура речи».
ВАРИАНТ 1
Теоретическая часть.
Задание: осветите следующие теоретические вопросы в жанре публицистической статьи.
Положение русского языка в современном мире.
Практическая часть.
Варианты контрольных работ по дисциплине «Русский язык и культура речи».
Задание 1. Вставьте пропущенные буквы.
Бе…винный, бе…рассудный, во..хищение, бли…сидящий, во…вращение, ни…ходить.
Пр…неприятный. пр…открыть, пр…порошить (снегом), пр…плюсовать, непр…взойденный, пр…емник («Турист»), малопр…годный.
Пед…нститут, транс…орданский, пред…нфарктный, при…ск, воз…мели.
Боч…к, ключ…м, разж…вывать, ш…лк, горяч…, чуж…го.
Задание 2. Выберите из слов, данных в скобках, подходящий пароним. Обоснуйте свой выбор
Образец: Это наказание носит чисто (воспитательский, воспитательный) характер.
Воспитательский – имеющий отношение к воспитателю, как лицу, осуществляющему процесс воспитания.
Воспитательный – имеющий непосредственное отношение к процессу воспитания.
В контексте данного предложения речь идет о составляющей части (наказание) процесса воспитания, а не о людях, осуществляющих этот процесс, поэтому правильным будет употребление в данном предложении прилагательного воспитательный. – Это наказание носит чисто воспитательный характер.
1. Работая в системе профсоюзов, он занимал (выборочный, выборный) должности.
2. Он проявил (хозяйственный, хозяйский) заинтересованность в решении этих (хозяйственный, хозяйский) вопросов.
Задание 3. Поставьте правильно ударение в словах. Составьте предложения с тремя последними словами, учитывая лексические значения этих слов. При выполнении задания используйте орфоэпический словарь, в отдельных случаях – словари экономических и бухгалтерских терминов.
Христианин, эксперт, диспансер, саммит, столяр, алфавит, гравированный, лексикограф, ортопед, оцененный, авансирование, баллотироваться, клиринг, перлюстрация.
Задание 4. А. Образуйте от количественных числительных порядковые.
Образец: 80 тысяч – восьмидесятитысячный.
Б. Образуйте от сочетаний сложные прилагательные.
Образец: 7 ½ миллионов – 7 ½ - миллионный.
136 метров – статридцатишестиметровый.
В. Напишите словами составные количественные числительные в данных предложениях.
Образец: Сумма 365 и 248 равна 613. – Сумма трехсот шестидесяти пяти и двухсот сорока восьми равна шестистам тринадцати.
А. 89.
Б. 11 метров.
В. Произведение 721 и 45 равно 32445.
Задание 5. А. Образуйте литературные формы мн.ч. следующих существительных, поставьте ударение в словах.
Образец: договор – догово´ры, бант – ба′нты.
Б. Образуйте формы мн.ч. родительного падежа следующих существительных.
Образец: И.п. (что?) чулки – Р.п.мн.ч. (нет чего?) чулок
И.п.ед.ч. (кто?) лезгин – Р.п.мн.ч. (нет кого?) лезгин
А. Крем, тополь, ректор, бок, желоб, лемех, писарь.
Б. Таможня, анчоус, свадьба, партизан, армянин, бедуин.
Задание 6. Вспомните трудные случаи управления в русском языке. С приведенными ниже словами составьте предложения (или словосочетания), отражающие особенности употребления данных слов в контексте.
Образец: Аннотация – на что/чего?
Аннотация на вышедшие сборники.
Аннотация опубликованной статьи.
Бороться – с кем/чем? (с оттенком подчеркнутого действия), против кого/чего? (об активном столкновении противоположных общественных групп, мнений)
Бороться с коррупцией.
Бороться против агрессии.
Безразличный – для кого/кому?
Безразличный для него исход дела.
Морозка чувствовал теперь, что Варя не так безразлична ему.
Авария, договор, недоступный, сигнал, широкий.
Задание 7. Составьте предложения с данными паронимами.
Образец: технический – техничный
В двенадцать часов в отделе начинался технический перерыв. – Техничное выполнение работы всегда ценится руководством.
Архаический – архаичный, запасный – запасливый, опасный – опасливый.
Задание 8. Укажите речевые ошибки (повторение слов, явная и скрытая тавтология, плеоназм и т.д.) в следующих предложениях. Отредактируйте их.
Образец: Направление развития экономики в XX веке и у нас, и на Западе приняло ложное направление (лексический повтор). - Развитие экономики в XX веке и у нас, и на Западе приняло ложное направление.
1.Он еще в глубокой юности начал писать песни, и вот только теперь на его убеленную сединами голову обрушилась слава.
2.Наша передача посвящена творчеству ветеранов технического творчества.
Задание 9. Укажите ошибки, возникшие в результате: 1) неточного выбора синонимов (использование слов без учета их семантики, нарушение лексической сочетаемости, неоправданное употребление стилистически окрашенной лексики, а также погрешности слога, являющиеся следствием неумения использовать синонимы, – повторение слов, тавтология, плеоназм, ошибки в создании градации); 2)неоправданного употребления антонимов (нелогичность, неясность высказывания, ошибка в построении антитезы, немотивированный оксюморон, неуместный каламбур, неверное построение антонимической пары, неоправданный антифразис); 3)смешения паронимов. Отредактируйте предложения.
Образец: Будем надеяться, что новая мебель в аудиториях будет служить долговечно (тавтология: будем-будет, наречия долговечно не существует). – Надеемся, что новая мебель в аудиториях будет служить долго. Будем надеяться, что новая мебель в аудиториях окажется долговечной.
1.Надо эту работу довести до конца, закончить, завершить.
2.В феврале снижение надоев возрастает с каждым днем.
3.Изменения, прошедшие в стране за последние десять лет, необратимы.
Задание 10. Укажите недочеты и речевые ошибки, возникшие вследствие неправильного использования местоимений (искажение смысла, подмена понятия из-за неправильного порядка слов, введение местоимений в текст при отсутствии существительных, которые замещаются, неправильный выбор грамматической формы местоимения). Отредактируйте предложения.
Образец: В этом музее были выставлены чучела динозавров, которые все погибли от бомбежки (искажение смысла из-за неправильного порядка слов - не ясно, погибли от бомбежки динозавры или их чучела). – Во время бомбежки погибли выставленные в музее чучела динозавров.
Этот полюбившийся зрителям герой не сходил со сцены на экранах телевизоров четырнадцать вечеров, а затем отснятых по ним восемнадцати фильмах сериала.
Задание 11. Выясните лексические значения указанных слов, используя словарь экономических терминов. Составьте предложение с одним из слов.
Образец: Ваучер – 1) приватизационный чек, документ, дающий право на участие в приватизации посредством его обмена на акции приватизируемого предприятия; 2) письменное свидетельство, поручение, гарантия.
Несколько лет назад государство посредством ваучера предоставляло право рядовым россиянам стать владельцами акций крупных предприятий.
Амортизация, конъюнктура, аваль.
Задание 12. При выполнении следующих заданий используйте фразеологический словарь.
А. Объясните значение фразеологизмов.
Б. Ответьте на поставленный вопрос, используя фразеологические выражения.
В. Назовите понятия, которые передаются с помощью следующих парафраз, отразите их в контексте придуманных вами предложений.
Образец: А. Тяжелый на подъем – так говорят о человеке, которого трудно уговорить пойти, поехать, сделать что–либо.
Б. Как говорят о времени, проведенном в разговорах, в пустой болтовне? – Переливать из пустого в порожнее.
В. Туманный Альбион – Англия. Житель туманного Альбиона неплохо чувствует себя в осеннем Петербурге, значительно труднее привыкнуть к русской зиме.
А.Боек на язык.
Держать язык за зубами /на привязи.
Длинный язык.
Закусить / прикусить язык.
Б. О том, кто часто меняет свои решения.
В. Белое золото.
Задание 13. Устраните элементы канцелярского стиля, укажите «книжные» слова, прокомментируйте уместность их употребления и исправьте предложения, если это необходимо.
Образец: Полоса застоя и упадка театров отнюдь не шла по линии отсутствия талантливых исполнителей. – Полоса застоя и упадка театров вызвана вовсе не отсутствием талантливых исполнителей.
Дорогой папа! Поздравляю тебя с днем рождения, желаю новых достижений в труде, успехов в труде и личной жизни. Твоя дочь Оля (поздравительное письмо).
Задание 14. Прочитайте фрагменты газетных статей. Найдите в них стилистические ошибки, устраните их.
Образец: Специалисты установили, что некоторые случаи кардиофобии сопровождаются полной клинической картиной всамделишных сердечных заболеваний. - Специалисты установили, что некоторые случаи кардиофобии сопровождаются полной клинической картиной известных медицине сердечных заболеваний.
Президенту следует внести ряд изменений в систему финансирования работ по восстановлению экономики и социальной сферы Чечни. Информация, что деньги из федерального бюджета там неизвестно где гуляют, поступает постоянно.
Задание 15.
А. Дайте сокращения следующих слов, принятые в деловом стиле.
Б. Запишите полностью следующие слова, расшифровав сокращения.
В. Расшифруйте номенклатурные сокращения, обозначающие юридический статус предприятия.
Г. Расшифруйте общепринятые сокращения.
Образец: А. раздел – разд., отдел – отд.
Б. Отд – ние – отделение.
В. СП – совместное предприятие, ОО – общественное объединение.
Г. ГНИ – Государственная налоговая инспекция
А. Санкт – Петербург, административный.
Б. АО; с.-х.
В. АОЗТ
Г. ДНП, ЕТТ.
Задание 16. Какой тип документа следует использовать в следующих ситуациях.
Образец: Бухгалтер должен сообщить о выявлении недостачи руководителю. – Используется докладная записка.
Вы не пришли на экзамен.
Задание 17. В каких ситуациях бытового и делового общения используются данные формулы речевого этикета. Какие из данных формул передают дополнительную информацию? Укажите, какую.
Образец: У меня возражений нет. – Согласие, официально.
Я вас не понял. – Переспрос, нейтрально.
Здравствуй! Доброе утро! Салют! Приношу вам свои извинения. Вы так предупредительны.
Задание 18. Представьте, что герои пушкинских сказок оформляли свои отношения в письменном виде. Какой жанр документа следовало бы выбрать в приведенных ниже ситуациях?
От имени царицы?
На девичник собираясь,
Вот царица, наряжаясь
Перед зеркальцем своим,
Перемолвилася с ним:
«Я ль, скажи мне, всех милее,
Всех румяней и белее?»
Задание 19. Найдите характеристику жеста, который бы соответствовал содержанию предложения, в списке описания жестов.
Образец: Полюбуйтесь-ка на него. – Жест вытянутой ладони.
Вареники лепят вот так.
Описание жеста: указательным пальцем правой руки описывается круг; пальцы соединяются в щепоть или соединяются ладони рук; ладони раскрываются, «разъезжаются» в разные стороны; отталкивающие движения рукой или двумя руками ладонями вперед; разводящие движения обеими руками в воздухе; жест сжатого кулака; рука сжимается в кулак (вариант: два кулака); жест в воздухе указательным пальцем налево – направо, снизу вверх или сверху вниз; сабельная отмашка кистью правой руки; движение сжатой в кулак правой руки вниз с нажимом; защипывающие движения пальцами.
Задание 20. Прочитайте выступления. Какие приемы привлечения внимания использовали ораторы в начале речи?
С чего начинать молодому ученому, с каких задач?
Если начинающего альпиниста отправить сразу на покорение больших вершин, он свернет себе шею. Если же постоянно давать ему сверхумеренные задания, он настолько измельчает в своих навыках, что так никогда и не поднимется на сколько – нибудь значимую высоту. Здесь – то и проявляется искусство воспитателя, чувство и понимание меры тренировки, точного дозирования заданий – по трудности и качеству.
Большие ученые, как правило, порядочные люди. Порядочный человек никогда не станет занимать не свое место в науке, человек не на своем месте уже аморален. И здесь я хочу еще раз подчеркнуть важность научной школы как среды подлинного понимания научных проблем и этики ученого.
Задание 21. Проанализируйте материалы рубрики «Жизнеспособность политических субъектов» еженедельника «Аргументы и факты», в которой приводятся неудачные публичные высказывания современных политиков. Определите, какие критерии речевой культуры (правильность, точность, логичность, уместность, выразительность, лаконичность) нарушены в этих высказываниях.
И. Рыбкин: «Если каяться, то придется каяться издалека».