Файл: Медиа и информационная грамотность педагога.pptx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.10.2023

Просмотров: 34

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Медиа и информационная грамотность педагога

«В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя» (К.Д. Ушинский).

 Стандарт педагога Приложение № 1

С 1 января 2015 года вступает в силу

Профессиональный стандарт для педагогов в сфере дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования

Грамотность

Медиа и информационная грамотность (МИГ) - фундаментальный навык

Медийная и информационная грамотность: программа обучения педагогов ЮНЕСКО

Информационная грамотность: алгоритм поиска, оценки и использования информации

Когда информации достаточно

Медийная грамотность и ее составляющие

Информационная и медиа подготовка: ресурсы, приемы анализа, продукты

Преподавание основ медиаграмотности может проходить на трех уровнях: элементарный, базовый, продвинутый

Базовый уровень включает:

На продвинутом уровне

Как медийная и информационная грамотность представлена в образовании?

Медиа и информационная грамотность педагога

«В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя» (К.Д. Ушинский).

В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться. Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений – все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся и к педагогу. Обретение этих ценных качеств невозможно без расширения пространства педагогического творчества. Труд педагога должен быть избавлен от мелочной регламентации, освобожден от тотального контроля.

 Стандарт педагога Приложение № 1

С 1 января 2015 года вступает в силу

Профессиональный стандарт для педагогов в сфере дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования


Расширенный, ориентированный на перспективу перечень ИКТ-компетенций педагога, которые могут рассматриваться в качестве критериев оценки его деятельности при создании необходимых и достаточных условий

Выполняя свои прямые обязанности соответствовать профессиональ-

ному стандарту педагога.

 Соответствовать структуре профессиональной деятельности педагога.

Побуждать педагога к поиску нестандартных решений.

Не превращаться в инструмент жесткой регламентации деятельности педагога.

Соотноситься с требованиями профильных министерств и ведомств.

Требования к профессиональному стандарту педагога

Соответствовать международным нормам и регламентам.

В профессиональную педагогическую ИКТ-компетентность входят:
  • Общепользовательская ИКТ-компетентность.
  • Общепедагогическая ИКТ-компетентность.
  • Предметно-педагогическая ИКТ-компетентность (отражающая профессиональную ИКТ-компетентность соответствующей области человеческой деятельности).

Грамотность

  • Медийная грамотность — процесс обучения использования медиа (СМИ, интернет, новости, реклама, фото, книги, радио, кино, телевидение и т.п.)
  • Информационная грамотность — это набор компетенций, необходимых для получения, понимания, оценки, адаптации, генерирования, хранения и представления информации, используемой для анализа проблем и принятия решения. 

Медиа и информационная грамотность (МИГ) - фундаментальный навык

  • На международном уровне признано, что сегодня необходимо понимать и использовать ресурсы медиа (радио, телевидение, интернет) и других поставщиков информации (например, печатные СМИ, библиотеки, где их значительная часть представлена печатными изданиями). Необходимо уметь искать, оценивать, использовать и создавать информацию для достижения личных, общественных, профессиональных и образовательных целей.

Медийная и информационная грамотность: программа обучения педагогов ЮНЕСКО


Перед каждым педагогом стоят следующие задачи:
  • повысить уровень компьютерной грамотности в соответствии с требованиями профессионального стандарта педагога и рекомендаций ЮНЕСКО;
  • оценить и применить на практике различные онлайн инструменты и прикладные программы для общения, создания учебных материалов и сотрудничества;
  • подготовить учебно-методические и дидактические материалы средствами программного обеспечения (текстовый редактор, презентация);
  • продемонстрировать базовые знания в области организации синхронного и асинхронного обмена информацией в сети;
  • продемонстрировать базовые знания в области машинного перевода и редактирования текста;
  • продемонстрировать базовые знания в области поиска информации (текстовой, графической, мультимедийной) в интернете;
  • продемонстрировать базовые знания в области цифровой фотографии, видеосъемки и аудиозаписи.

Информационная грамотность: алгоритм поиска, оценки и использования информации

  • Выявление информационных потребностей
  • Выявление источников информации
  • Определение места и поиск информации
  • Анализ и оценка качества информации
  • Организация, хранение или архивирование информации
  • Использование информации в соответствии с этическими нормами
  • Создание и обмен новыми знаниями

Когда информации достаточно

  • Информационно грамотный человек всегда выбирает несколько различных типов источников информации и использует их в соответствии со своими запросами.
  • Он также знает, когда следует прекратить поиск информации. Невозможно собрать все доступные данные. Информационная грамотность позволяет установить момент, когда собрано достаточное количество информации и новая информация не усваивается, несмотря на то, что есть еще множество других источников.

Медийная грамотность и ее составляющие

  • Эстетические и креативные навыки: способность видеть, слышать, создавать и интерпретировать медиа контент. Развиваются при создании медиаконтента.
  • Интерактивные навыки: способность общаться при помощи медиа и примерять на себя различные медиа роли. Развиваются при взаимодействии на обучении и практике. Они позволяют выражать свое понимание и мнение.
  • Навыки критического анализа - умение интерпретировать и понимать значение медиа контентов, используя различные аналитические инструменты. Развиваются через изучение многообразных медиа контентов и жанров.
  • Навыки безопасности. - умение находить выход из затруднительных ситуаций и избегать их. Важнейшими навыками безопасного поведения в виртуальном пространстве являются защита личной информации и умение избегать вредоносных контактов и контента.

Информационная и медиа подготовка: ресурсы, приемы анализа, продукты


ИНФОРМАЦ. особенное

ОБЩЕЕ

МЕДИА особенное

Книги, брошюры, справочные, научные и научно-популярные, учебные, и др. издания в печатной и элект. форме

Журналы, газеты, в т. ч. Интернет-журналы, сайты, порталы

Телепрограммы, кино и видео фильмы, сценарии, фотографии и т.п. Рекламная информация в СМИ.

Методы свертывания инф-ции: БО, план, аннотирование, реферирование, конспектиров., подготовка обзоров, структурно-семантический анализ

Логические приемы работы с текстами: анализ, обобщение, классификация, структурный и контент-анализ, критический анализ текстов и веб-текстов.

Анализ медиатекстов: автобиографич., кинографич., семиотический, философский, эстетический, этический, анализ стереотипов и персонажей

Доклады, рефераты, дайджесты, тезисы, курсовые и дипломные работы, научно-аналитические обзоры

Отзывы и рецензии, статьи. Мультимедийные презентации, веб-страницы и сайты и т.п. продукты, основанные на знании ИКТ

Заметки, репортажи, интервью, очерки, эссе, сценарии, этюды. Фото и видеосюжеты, творческие медийные проекты и др. продукты с фото и видео съемки

Преподавание основ медиаграмотности может проходить на трех уровнях: элементарный, базовый, продвинутый

Базовый уровень включает:

  • использование электронных и печатных материалов;
  • возможность обучающихся часто работать с компьютерами;
  • активные действия с медиа: писать и слушать медиа тексты, создавать иллюстрации, например, рекламу и постеры;
  • простые методы анализа медиа;
  • простые навыки производства медиа (запись звука, фотографирование) и опыт в более сложных технологиях, например, создание анимации и коротких фильмов.

На продвинутом уровне

  • обучающиеся работают с различными медиа продуктами и создают медиа контент (видеоблоги, брошюры, блоги и т.п.); участвуют в дискуссиях по медиа в малых группах; работают над проектами, связанными с собственной медиа средой.
  • Кроме общения один-на-один и СМИ нужно широко использовать Интернет - гибридную форму коммуникаций. Он оказывает положительное влияние на образование, профессиональную сферу, и способствует экономическому росту. Простота оцифровки и хранения информации, возможность доступа с помощью широкого спектра устройств, позволили Интернету радикально увеличить количество информационных ресурсов, доступных людям.

Как медийная и информационная грамотность представлена в образовании?

  • Предоставление доступа к медиа ресурсам (Медиацентр) и Интернет (АРМ пользователей в отделах и Интернет-классе)
  • Навигация в электронном пространстве: электронный каталог (с обложками, ссылками и полными текстами), рекомендательные интернет и медиа обзоры
  • Обучение поиску в ЭК и Интернет (олимпиады «Информационная независимость» (5-9 кл.) и «Библиознайка» (4 кл.)
  • Создание медиаресурсов библиотекарями (презентации к занятиям, медиа проекты, сайт библиотеки, группы в соц сетях, буктрейлеры, интерактивные плакаты и другие сетевые сервисы)
  • Создание медиа продуктов читателями (презентации, рекомендации лучших ресурсов, читательские дневники с интернет-сервисами, коммуникация на сайте, В контакте и на Фэйсбуке).