Файл: Торговля является важнейшей отраслью экономики страны, состояние и эффективность функционирования которой непосредственно влияют как на уровень жизни населения, так и на развитие производства потребительских товаров.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.10.2023
Просмотров: 30
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Торговля является важнейшей отраслью экономики страны, состояние и эффективность функционирования которой непосредственно влияют как на уровень жизни населения, так и на развитие производства потребительских товаров. Она составляет около 27% внутреннего валового продукта РФ; по размеру налоговых поступлений в федеральный бюджет торговля занимает второе место среди основных отраслей экономики.
Значительные перемены в экономической и политической жизни страны, произошедшие в течение последних лет, повлекли за собой существенные изменения в характере и условиях функционирования всех отраслей народного хозяйства, в том числе и в розничной торговле. В настоящее время розничная торговля РФ претерпевает кардинальные изменения. Эти изменения связаны, прежде всего, с резким сокращением неорганизованной торговли, стремительным и масштабным развитием российских розничных сетей, возникновением острой конкуренции между крупными отечественными и глобальными международными розничными сетями.
Развитие торговли на современном этапе заключается в совершенствовании ее на основе комплексного подхода к определению и удовлетворению потребностей и спроса населения, улучшению связей с производством, укреплению роста технической оснащенности, повышению культуры обслуживания населения, эффективности и качества работы на всех участках торговых предприятий.
Торговля — процесс обмена товарами, услугами, ценностями и деньгами. В широком смысле — вид деятельности (в том числе предпринимательской), связанный с куплей-продажей товаров. Различают оптовую и розничную торговлю.
Торговля как вид деятельности относится к посредническим услугам, т. е. является третьей стороной между производителями и покупателями товаров.
Переход России к рыночной экономике обусловил создание нового хозяйственного механизма, ориентированного на потребителя. Расширилась и укрепилась сфера действия товарно-денежных отношений, усиливая роль торговли. Процессы формирования многоукладного хозяйства на основе различных форм собственности, становления и развития инфраструктуры рынка и его хозяйственного механизма коренным образом изменили экономическую, информационную и правовую среду функционирования торговых предприятий, которые получили самостоятельность в управлении и ведения хозяйства, право распоряжаться ресурсами и результатами труда.
Приходится учитывать, что торговля по мере ее развития обогащается целым набором новых функций, что это специфический вид бизнеса в российских реалиях осуществляется в условиях большого риска, плохо определенных и защищенных прав собственности, несовершенной информации, недобросовестной конкуренции.
В настоящее время благополучие и коммерческий успех торгового предприятия всецело зависят от того, насколько эффективна его деятельность, и она должна быть ориентирована только на прибыльное, рентабельное хозяйствование, так как предприятие несет всю полноту экономической ответственности за свои решения и действия. Организация хозяйственных связей с поставщиками товаров занимает особое место среди инструментов коммерческой деятельности торгового предприятия, так как эта система представляет Розничная торговля – одна из важнейших сфер обеспечения населения. При ее посредстве осуществляется рыночное соглашение товарного предложения и покупательского спроса. Являясь источником поступления денежных средств, торговля тем самым формирует основы финансовой стабильности государства.
Для развития бизнеса в России сегодня характерно:
· Наличие на рынке широкого ассортимента практически всех видов товаров на всей территории России.
· Относительная стабилизация цен на товары и общая тенденция их снижения (без учета инфляционного процесса и повышения цен на энергоносители на мировом рынке).
· Постепенный уход с рынка компаний, имеющих меньшую производительность труда и более высокие затраты на продвижение товара к потребителю.
· Расширение географии торговых сетей крупных компаний, образованных с участием иностранного капитала.
· Создание крупных логистических центров в различных регионах и постепенный охват ими всей территории страны.
· Рост транспортных и складских услуг, предоставляемых российскими и иностранными логистическими компаниями.
· Расширение числа консалтинговых компаний в сфере логистики.
В современной торгово-экономической среде роль розничной торговли стала существенно выше, чем была ещё несколько лет назад. Всё дело в развитии новых маркетинговых технологий: теперь розничная торговля - это не просто деятельность по обеспечению транспортировки и непосредственно продаже товара или продукции.
В общем объеме оборота розничной торговли продовольственными товарами современные форматы занимают менее 20%. Еще 44% приходятся на открытые рынки и 36% на другие устаревающие форматы, такие как киоски, традиционные магазины «возле дома» и т.д. В некоторых регионах доля современных предприятий розничной торговли еще ниже. Ожидается, что эта доля в ближайшее время быстро возрастет, так как сети розничной торговли активно продвигаются в регионы.
Гипермаркеты
Хотя гипермаркеты впервые появились на российском рынке достаточно давно, быстрый рост в этом сегменте наблюдается только в последние три-четыре года. Сейчас благодаря своей агрессивной ценовой политике этот сегмент возглавляет «Ашан». Российские участники рынка в этом сегменте представлены относительно новой сетью «Мосмарт. Некоторые сети, традиционно работавшие в формате супермаркетов и магазинов «возле дома», открывают магазины формата гипермаркета. Например, не так давно в Москве открыл свой первый гипермаркет «Седьмой Континент». Считается, что гипермаркет в силу своих особенностей, низких цен, большого ассортимента и крупных объемов продаж, будет определять развитие сетевой торговли в регионах и лидировать по оборотам в следующие несколько лет.
Супермаркеты
Помимо прочно закрепившихся на этом рынке участников, таких как «Перекресток», «Рамстор», «Седьмой Континент», «Патерсон» и «Азбука вкуса», на сцене сегодня присутствует новый сильный игрок - холдинг «Марта», развивающий одновременно две сети. Одна из них - с немецкой группой Rewe под торговой маркой Billa. Кроме того, «Марта» развивает свою собственную сеть супермаркетов «Гроссмарт.
Дискаунтеры
Дискаунтеры заняли свою нишу среди российских покупателей, небезразличных к ценам. Почти треть жителей двух столиц тратят треть семейного бюджета в дискаунтерах. В России отмечен самый высокий процент покупателей, рассматривающих возможность совершения покупок в дискаунтерах: 79% от опрошенного населения не возражали бы против совершения покупок в таком магазине, а также низкий процент (21%) не рассматривающих такую возможность. Дискаунтер продолжает оставаться самым популярным форматом в России. Пока это определяется ненасыщенностью страны организованной торговлей и сравнительно невысокими доходами населения. На этом рынке полностью доминируют российские компании. Список лидеров возглавляет «Пятерочка». После «Пятерочки» идет сеть «Магнит», сочетающая формат дискаунтера и магазина «возле дома» и широко представленная во многих регионах. Важными участниками рынка являются также сети «Дикси» («Дисконтцентр») и «Копейка», магазины которых сосредоточены в основном в Москве и Санкт-Петербурге.
Достаточно успешно в России сейчас развивается дистанционная и интернет-торговля. История дистанционной торговли (или торговли по каталогам) в России насчитывает около 130 лет. По данным переписи 1913 г., в России регулярно приобретали товары по почте более 9 млн семей, то есть каждая третья семья в стране. После революции ситуация в экономике резко изменилась, по сути в советское время торговлю сменило распределение. Дистанционная торговля вернулась в начале 1990-х, как только был утолен первичный товарный голод и необходимо было снова придумывать более эффективные приемы продаж.
Пионерами стали компании «Книга сервис», каталог «Мир книги» и «Ридерз Дайджест». Пережив кризис 1998 г., рынок дистанционной торговли каждый год удваивается. В 2011 г. его оборот достиг почти 1 млрд долларов. Около 70% оборота обеспечили бумажные каталоги или прямые письма-оферты, 20% - интернет-торговля, 10% - телемагазины и SMS-продажи.
В ближайшие годы ожидается опережающее развитие интернет-торговли. До 50% продаж приходится на книги. Лидеры продаж - «Мир книги», «Ридерз Дайджест», IMP, Ozon. Примерно по 13% рынка делят косметика и одежда. Среди продавцов одежды крупнейшие - Mail Order Service (дочерняя компания фирмы Quelle), Lemonti, Provea, OTTO. Косметика - Ив Роше, Креома и «Баттега Верде». Продавцы семян занимают четвертое место. Всего на рынке насчитывается около 80 компаний, занимающихся дистанционной торговлей.
Магазины «возле дома»
Прогнозируется, что самым быстроразвивающимся сегментом станут магазины «возле дома», их доля к 2013 году почти удвоится.
Магазины Кеш энд Кери
На этом рынке доминируют два крупных участника: магазины Кеш энд Кери «Метро» и «Лента». Половина магазинов «Метро» расположены в Москве, остальные - в крупных региональных центрах. До недавнего времени деятельность второго крупного участника этого сегмента - «Ленты» - была сосредоточена в основном на рынке Санкт-Петербурга. Сейчас компания рассматривает другие города, например Нижний Новгород, в котором начато строительство первого магазина сети. Особенность российского сегмента магазинов Кеш энд Кери заключается в том, что они пользуются популярностью как у розничных, так и у оптовых потребителей.
В то же время можно отметить, что при нынешнем уровне развития розницы рост «популярности» среди потребителей современных форматов торговли сдерживается и ценовым фактором: в регионах, где уровень развития «новых форматов» невысок, цены в них по сравнению с другими торговыми точками заметно выше. То есть очевидно, что при освоении новых для себя регионов операторы,
развивающие современные форматы, склонны в первую очередь ориентироваться на потребителей с высоким уровнем доходов).
В то же время в регионах, где уровень развития «новых» форматов более высок, наблюдается совсем иная картина: цены в них ниже, чем в обычных магазинах, а в мегаполисах даже ниже, чем на рынках. Таким образом, можно предполагать, что в дальнейшем с развитием современной розницы в других регионах, а также связанным с этим ростом конкуренции разрыв в ценах также будет сокращаться.
Немаловажным аспектом, сдерживающим развитие современных форматов, на сегодняшний день является их географическая доступность, точнее сказать, недоступность для конечного потребителя, вынужденного тратить много времени на дорогу. Опросы потребителей в Москве и Санкт-Петербурге показывают, что, если бы время на дорогу было не столь значительным, более 80% покупателей предпочли бы делать покупки в торговых точках «новых» форматов. Причем уровень доходов не имеет здесь решающего значения: потенциально на покупки в современной рознице ориентированы потребители всех доходных групп.
Заключение
Поворот, который необходимо сделать на новом витке реформирования потребительского рынка с учетом сложившихся реалий, должен быть сопряжен с решением следующих важнейших задач:
1.Сохранение единого экономического и торгового пространства в Российской Федерации, как фактора, гарантирующего доступность товаров на потребительском рынке всем слоям населения с целью увеличения душевого потребления.
2.Всемерное обеспечение прав граждан на безопасность и качество товаров народного потребления, защиты российского потребительского рынка от фальсифицированной продукции и нелегальных товаров.
3.Укрепление нормативно- правовой базы развития внутренней торговли.
4.Рационализация системы налогообложения и инвестиционной деятельности на потребительском рынке с целью укрепления во внутренней торговле позиций отечественных поставщиков товаров и услуг.
5.Формирование развитой системы товародвижения, благоприятствующей отечественному товаропроизводителю и поставщику торговых услуг и способствующей оптимизации соотношения отечественных и импортных товаров и услуг.
6.Создание в торговле полноценной информационной системы учета движения товаров и мониторинга потребительского рынка.