ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.06.2021
Просмотров: 258
Скачиваний: 1
Варианты контрольных работ по дисциплине «Русский язык и культура речи».
ВАРИАНТ 7
Теоретическая часть.
Задание: осветите следующие теоретические вопросы в жанре публицистической статьи.
Новые тенденции в современной публицистике.
Практическая часть.
Варианты контрольных работ по дисциплине «Русский язык и культура речи».
Задание 1. Вставьте пропущенные буквы.
Обе…покоить, ро…тепель, ни…падать, бе…пощадный, и…бороздить, и…пугать.
Пр…брежный, пр…лив, пр…ложение, пр…месь, пр…восходный, пр…бывать (по расписанию), пр…падать (к земле), правопр…емство.
Под…нтегральный, контр…гра, об…ндеветь, меж…здательский, сверх…нтеллигентный
Ж…лудь, (говорить) общ…, трущ…ба, истощ…нность, метраж…м, орош…нный.
Задание 2. Выберите из слов, данных в скобках, подходящий пароним. Обоснуйте свой выбор
Образец: Это наказание носит чисто (воспитательский, воспитательный) характер.
Воспитательский – имеющий отношение к воспитателю, как лицу, осуществляющему процесс воспитания.
Воспитательный – имеющий непосредственное отношение к процессу воспитания.
В контексте данного предложения речь идет о составляющей части (наказание) процесса воспитания, а не о людях, осуществляющих этот процесс, поэтому правильным будет употребление в данном предложении прилагательного воспитательный. – Это наказание носит чисто воспитательный характер.
1. Его (исполнительный, исполнительский) талант был высоко оценен критикой.
2. Андрей – человек (удачный, удачливый), а сегодняшний день был для него особенно (удачный, удачливый).
Задание 3. Поставьте правильно ударение в словах. Составьте предложения с тремя последними словами, учитывая лексические значения этих слов. При выполнении задания используйте орфоэпический словарь, в отдельных случаях – словари экономических и бухгалтерских терминов.
Партер, дремота, пуловер, феномен, конденсировать, бюрократия, заиндеветь, одолжу, разогнутый, ретироваться, арбитраж, депозит, консорциум, франчайзинг.
Задание 4. А. Образуйте от количественных числительных порядковые.
Образец: 80 тысяч – восьмидесятитысячный.
Б. Образуйте от сочетаний сложные прилагательные.
Образец: 7 ½ миллионов – 7 ½ - миллионный.
136 метров – статридцатишестиметровый.
В. Напишите словами составные количественные числительные в данных предложениях.
Образец: Сумма 365 и 248 равна 613. – Сумма трехсот шестидесяти пяти и двухсот сорока восьми равна шестистам тринадцати.
А. 28 тысяч.
Б. ½ года.
В. Частное от деления 27550 на 38 равно 725.
Задание 5. А. Образуйте литературные формы мн.ч. следующих существительных, поставьте ударение в словах.
Образец: договор – догово´ры, бант – ба′нты.
Б. Образуйте формы мн.ч. родительного падежа следующих существительных.
Образец: И.п. (что?) чулки – Р.п.мн.ч. (нет чего?) чулок
И.п.ед.ч. (кто?) лезгин – Р.п.мн.ч. (нет кого?) лезгин
А. Якорь, акушер, доктор, вечер, колокол, остров, тенор.
Б. Валенок, башня, пригоршня, кирасир, турок, монгол.
Задание 6. Вспомните трудные случаи управления в русском языке. С приведенными ниже словами составьте предложения (или словосочетания), отражающие особенности употребления данных слов в контексте.
Образец: Аннотация – на что/чего?
Аннотация на вышедшие сборники.
Аннотация опубликованной статьи.
Бороться – с кем/чем? (с оттенком подчеркнутого действия), против кого/чего? (об активном столкновении противоположных общественных групп, мнений)
Бороться с коррупцией.
Бороться против агрессии.
Безразличный – для кого/кому?
Безразличный для него исход дела.
Морозка чувствовал теперь, что Варя не так безразлична ему.
Встреча, мера, параллельно, характерный, благодаря.
Задание 7. Составьте предложения с данными паронимами.
Образец: технический – техничный
В двенадцать часов в отделе начинался технический перерыв. – Техничное выполнение работы всегда ценится руководством.
Дипломатический – дипломатичный, методический – методичный, отчетный – отчетливый.
Задание 8. Укажите речевые ошибки (повторение слов, явная и скрытая тавтология, плеоназм и т.д.) в следующих предложениях. Отредактируйте их.
Образец: Направление развития экономики в XX веке и у нас, и на Западе приняло ложное направление (лексический повтор). - Развитие экономики в XX веке и у нас, и на Западе приняло ложное направление.
1.Продается пожилой дом.
2.Хочу коснуться еще одного момента, касающегося доверия избирателей: предпринимаемые нами меры ни в коей мере не должны подрывать доверие к государственным учреждениям.
Задание 9. Укажите ошибки, возникшие в результате: 1) неточного выбора синонимов (использование слов без учета их семантики, нарушение лексической сочетаемости, неоправданное употребление стилистически окрашенной лексики, а также погрешности слога, являющиеся следствием неумения использовать синонимы, – повторение слов, тавтология, плеоназм, ошибки в создании градации); 2)неоправданного употребления антонимов (нелогичность, неясность высказывания, ошибка в построении антитезы, немотивированный оксюморон, неуместный каламбур, неверное построение антонимической пары, неоправданный антифразис); 3)смешения паронимов. Отредактируйте предложения.
Образец: Будем надеяться, что новая мебель в аудиториях будет служить долговечно (тавтология: будем-будет, наречия долговечно не существует). – Надеемся, что новая мебель в аудиториях будет служить долго. Будем надеяться, что новая мебель в аудиториях окажется долговечной.
1.Плавучие средства – лодки и моторы к ним – должны быть заранее отремонтированы, выверены, отлажены, словом, приведены в полную готовность.
2.Иванов исключен из колледжа из-за отсутствия наличия признаков старания.
3.Утверждая документацию, директор ставит на ней свою роспись.
Задание 10. Укажите недочеты и речевые ошибки, возникшие вследствие неправильного использования местоимений (искажение смысла, подмена понятия из-за неправильного порядка слов, введение местоимений в текст при отсутствии существительных, которые замещаются, неправильный выбор грамматической формы местоимения). Отредактируйте предложения.
Образец: В этом музее были выставлены чучела динозавров, которые все погибли от бомбежки (искажение смысла из-за неправильного порядка слов - не ясно, погибли от бомбежки динозавры или их чучела). – Во время бомбежки погибли выставленные в музее чучела динозавров.
Эта сотая новинка для детей, производство которых освоено с начала года предприятиями города.
Задание 11. Выясните лексические значения указанных слов, используя словарь экономических терминов. Составьте предложение с одним из слов.
Образец: Ваучер – 1) приватизационный чек, документ, дающий право на участие в приватизации посредством его обмена на акции приватизируемого предприятия; 2) письменное свидетельство, поручение, гарантия.
Несколько лет назад государство посредством ваучера предоставляло право рядовым россиянам стать владельцами акций крупных предприятий.
Лицензиар, маржа, монопсония.
Задание 12. При выполнении следующих заданий используйте фразеологический словарь.
А. Объясните значение фразеологизмов.
Б. Ответьте на поставленный вопрос, используя фразеологические выражения.
В. Назовите понятия, которые передаются с помощью следующих парафраз, отразите их в контексте придуманных вами предложений.
Образец: А. Тяжелый на подъем – так говорят о человеке, которого трудно уговорить пойти, поехать, сделать что–либо.
Б. Как говорят о времени, проведенном в разговорах, в пустой болтовне? – Переливать из пустого в порожнее.
В. Туманный Альбион – Англия. Житель туманного Альбиона неплохо чувствует себя в осеннем Петербурге, значительно труднее привыкнуть к русской зиме.
А. Остер на язык.
Распустить язык.
Не за страх, а за совесть.
Сам не свой.
Б. О положении, когда опасность грозит со всех сторон.
В. Корабль пустыни.
Задание 13. Устраните элементы канцелярского стиля, укажите «книжные» слова, прокомментируйте уместность их употребления и исправьте предложения, если это необходимо.
Образец: Полоса застоя и упадка театров отнюдь не шла по линии отсутствия талантливых исполнителей. – Полоса застоя и упадка театров вызвана вовсе не отсутствием талантливых исполнителей.
Областной форум тружеников животноводческих ферм откроется выступлением Т. Михайлова.
Задание 14. Прочитайте фрагменты газетных статей. Найдите в них стилистические ошибки, устраните их.
Образец: Специалисты установили, что некоторые случаи кардиофобии сопровождаются полной клинической картиной всамделишных сердечных заболеваний. - Специалисты установили, что некоторые случаи кардиофобии сопровождаются полной клинической картиной известных медицине сердечных заболеваний.
Если удастся пройти в тыл предводителей стада бородачей, то можно выскочить на тропу, снимать обтекающий вас поток животных.
Задание 15.
А. Дайте сокращения следующих слов, принятые в деловом стиле.
Б. Запишите полностью следующие слова, расшифровав сокращения.
В. Расшифруйте номенклатурные сокращения, обозначающие юридический статус предприятия.
Г. Расшифруйте общепринятые сокращения.
Образец: А. раздел – разд., отдел – отд.
Б. Отд – ние – отделение.
В. СП – совместное предприятие, ОО – общественное объединение.
Г. ГНИ – Государственная налоговая инспекция
А. Доктор, кандидат.
Б. Ин-т; ист.
В. ООО
Г. ОКВ, РТСБ.
Задание 16. Какой тип документа следует использовать в следующих ситуациях.
Образец: Бухгалтер должен сообщить о выявлении недостачи руководителю. – Используется докладная записка.
Вам необходимо, чтобы вашу заработную плату получил ваш коллега.
Задание 17. В каких ситуациях бытового и делового общения используются данные формулы речевого этикета. Какие из данных формул передают дополнительную информацию? Укажите, какую.
Образец: У меня возражений нет. – Согласие, официально.
Я вас не понял. – Переспрос, нейтрально.
В добрый час! Пока! Не поминайте лихом! Разрешите, пожалуйста… Едва ли это верно.
Задание 18. Представьте, что герои пушкинских сказок оформляли свои отношения в письменном виде. Какой жанр документа следовало бы выбрать в приведенных ниже ситуациях?
От имени Балды и от имени чертей?
Балда с попом понапрасну не споря,
Пошел, сел у берега моря;
Там он стал веревку крутить
Да конец ее в море мочить.
Вот из моря вылез старый Бес:
«Зачем ты, Балда, к нам залез?»
«Да вот веревкой хочу море морщить,
Да вас, проклятое племя, корчить».
Беса старого взяла тут унылость.
«Скажи, за что такая немилость?»
«Как за что? Вы не платите оброка,
Не помните положенного срока;
Вот ужо будет нам потеха,
Вам, собакам, великая помеха».
«Балдушка, погоди ты морщить море,
Оброк сполна ты получишь вскоре.
Погоди, вышлю к тебе внука».
Балда мыслит: «Этого провести не штука!»
Вынырнул из моря бесенок,
Замяукал он, как голодный котенок:
«Здравствуй, Балда мужичок;
Какой тебе надобен оброк?
Об оброке век мы не слыхали,
Не было чертям такой печали.
Ну, так и быть – возьми, да с уговору,
С общего нашего приговору –
Чтобы впредь не было никому горя:
Кто скорее из нас обежит около моря,
Тот и бери себе полный оброк,
Между тем там приготовят мешок».
Задание 19. Найдите характеристику жеста, который бы соответствовал содержанию предложения, в списке описания жестов.
Образец: Полюбуйтесь-ка на него. – Жест вытянутой ладони.
В нем чувствуется такая собранность, активность.
Задание 20. Прочитайте выступления. Какие приемы привлечения внимания использовали ораторы в начале речи?
Товарищи! Для меня большая радость встретиться с рабочими всемирно известного завода имени Лихачева. Ваша продукция пользуется большим успехом не только в нашей стране, но и во многих странах мира. И хотелось бы, чтобы моя лекция была не хуже той продукции, которую производите вы.
Передо мной стоит очень сложная задача: в нескольких словах, без доски рассказать о значении математики в наши дни, в период ускорения научно-технического прогресса.
Задание 21. Проанализируйте материалы рубрики «Жизнеспособность политических субъектов» еженедельника «Аргументы и факты», в которой приводятся неудачные публичные высказывания современных политиков. Определите, какие критерии речевой культуры (правильность, точность, логичность, уместность, выразительность, лаконичность) нарушены в этих высказываниях.
А. Лебедь: «За дипломатом всегда должен стоять такой подходящий жлоб, тогда у дипломата с языком все в порядке».