ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.06.2021

Просмотров: 154

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Варианты контрольных работ по дисциплине «Русский язык и культура речи».

ВАРИАНТ 5

Теоретическая часть.


Задание: осветите следующие теоретические вопросы в жанре публицистической статьи.


История развития официально-делового стиля.

Практическая часть.

Варианты контрольных работ по дисциплине «Русский язык и культура речи».


Задание 1. Вставьте пропущенные буквы.

И…колесить, и…мена, ра…ценка, бе…печность, во…произвести, в…помнить.

Пр…ображать, пр…беречь, пр…шелец, камень пр…ткновения, пр…держать, беспр…мерный, пр…клонить колени, непр…нужденный.

Без…дейный, двух...мпульсный, вз…скать, дез…нфекция, с…знова.

Грач…нок, недоч…т, ретуш…р, печ…м, спец…вка, хвощ…вый.


Задание 2. Выберите из слов, данных в скобках, подходящий пароним. Обоснуйте свой выбор

Образец: Это наказание носит чисто (воспитательский, воспитательный) характер.

Воспитательский – имеющий отношение к воспитателю, как лицу, осуществляющему процесс воспитания.

Воспитательный – имеющий непосредственное отношение к процессу воспитания.

В контексте данного предложения речь идет о составляющей части (наказание) процесса воспитания, а не о людях, осуществляющих этот процесс, поэтому правильным будет употребление в данном предложении прилагательного воспитательный. – Это наказание носит чисто воспитательный характер.


1. У (запасный, запасливый) человека всегда есть нужный инструмент.

2. Мы с вами должны собраться и (оговорить, обговорить) те вопросы, которые не были (оговорены, обговорены) в соглашении.


Задание 3. Поставьте правильно ударение в словах. Составьте предложения с тремя последними словами, учитывая лексические значения этих слов. При выполнении задания используйте орфоэпический словарь, в отдельных случаях – словари экономических и бухгалтерских терминов.


Валовой, алкоголь, торты, генезис, искристый, бунгало, духовник, нормировать, приноровленный, принудить, аккредитив, дебитор, консалтинг, статут.


Задание 4. А. Образуйте от количественных числительных порядковые.

Образец: 80 тысяч – восьмидесятитысячный.

Б. Образуйте от сочетаний сложные прилагательные.

Образец: 7 ½ миллионов – 7 ½ - миллионный.

136 метров – статридцатишестиметровый.

В. Напишите словами составные количественные числительные в данных предложениях.

Образец: Сумма 365 и 248 равна 613. – Сумма трехсот шестидесяти пяти и двухсот сорока восьми равна шестистам тринадцати.


А. 589.

Б. 1 ½ километра.

В. Произведение 854 и 528 равно 210912.


Задание 5. А. Образуйте литературные формы мн.ч. следующих существительных, поставьте ударение в словах.

Образец: договор – догово´ры, бант – ба′нты.

Б. Образуйте формы мн.ч. родительного падежа следующих существительных.

Образец: И.п. (что?) чулки – Р.п.мн.ч. (нет чего?) чулок

И.п.ед.ч. (кто?) лезгин – Р.п.мн.ч. (нет кого?) лезгин


А. Профессор, откуп, диспетчер, вексель, кивер, округ, сорт.


Б. Мандарин, баклажан, кегля, драгун, румын, калмык.


Задание 6. Вспомните трудные случаи управления в русском языке. С приведенными ниже словами составьте предложения (или словосочетания), отражающие особенности употребления данных слов в контексте.

Образец: Аннотация – на что/чего?

Аннотация на вышедшие сборники.

Аннотация опубликованной статьи.

Бороться – с кем/чем? (с оттенком подчеркнутого действия), против кого/чего? (об активном столкновении противоположных общественных групп, мнений)

Бороться с коррупцией.

Бороться против агрессии.

Безразличный – для кого/кому?

Безразличный для него исход дела.

Морозка чувствовал теперь, что Варя не так безразлична ему.


Вздыхать, интервью, опасный, уверенность, абонемент.


Задание 7. Составьте предложения с данными паронимами.

Образец: технический – техничный

В двенадцать часов в отделе начинался технический перерыв. – Техничное выполнение работы всегда ценится руководством.


Гармонический – гармоничный, командированный – командировочный, осуждение – обсуждение.


Задание 8. Укажите речевые ошибки (повторение слов, явная и скрытая тавтология, плеоназм и т.д.) в следующих предложениях. Отредактируйте их.

Образец: Направление развития экономики в XX веке и у нас, и на Западе приняло ложное направление (лексический повтор). - Развитие экономики в XX веке и у нас, и на Западе приняло ложное направление.



1.Склад закрывается на санитарный день ввиду прихода тараканов.

2.Мы перед принятием решительных решений.


Задание 9. Укажите ошибки, возникшие в результате: 1) неточного выбора синонимов (использование слов без учета их семантики, нарушение лексической сочетаемости, неоправданное употребление стилистически окрашенной лексики, а также погрешности слога, являющиеся следствием неумения использовать синонимы, – повторение слов, тавтология, плеоназм, ошибки в создании градации); 2)неоправданного употребления антонимов (нелогичность, неясность высказывания, ошибка в построении антитезы, немотивированный оксюморон, неуместный каламбур, неверное построение антонимической пары, неоправданный антифразис); 3)смешения паронимов. Отредактируйте предложения.

Образец: Будем надеяться, что новая мебель в аудиториях будет служить долговечно (тавтология: будем-будет, наречия долговечно не существует). – Надеемся, что новая мебель в аудиториях будет служить долго. Будем надеяться, что новая мебель в аудиториях окажется долговечной.


1.Всех, кто трудился на сооружении станции, я зову энтузиастами, и не зря: они по две смены проводили на стройплощадке.

2.Пропасть между материальным положением «новых русских» и стариков – пенсионеров не только не уменьшилась, но еще больше углубилась.

3.Мастер цеха высказал, что обувь его комбината пользуется большим спросом у покупателей.



Задание 10. Укажите недочеты и речевые ошибки, возникшие вследствие неправильного использования местоимений (искажение смысла, подмена понятия из-за неправильного порядка слов, введение местоимений в текст при отсутствии существительных, которые замещаются, неправильный выбор грамматической формы местоимения). Отредактируйте предложения.

Образец: В этом музее были выставлены чучела динозавров, которые все погибли от бомбежки (искажение смысла из-за неправильного порядка слов - не ясно, погибли от бомбежки динозавры или их чучела). – Во время бомбежки погибли выставленные в музее чучела динозавров.


Освобождать попавшего под высокое напряжение человека можно только с помощью специальных средств, рассчитанных на него.


Задание 11. Выясните лексические значения указанных слов, используя словарь экономических терминов. Составьте предложение с одним из слов.

Образец: Ваучер – 1) приватизационный чек, документ, дающий право на участие в приватизации посредством его обмена на акции приватизируемого предприятия; 2) письменное свидетельство, поручение, гарантия.

Несколько лет назад государство посредством ваучера предоставляло право рядовым россиянам стать владельцами акций крупных предприятий.

Инжиниринг, кадастр, компенсация.


Задание 12. При выполнении следующих заданий используйте фразеологический словарь.

А. Объясните значение фразеологизмов.

Б. Ответьте на поставленный вопрос, используя фразеологические выражения.

В. Назовите понятия, которые передаются с помощью следующих парафраз, отразите их в контексте придуманных вами предложений.


Образец: А. Тяжелый на подъем – так говорят о человеке, которого трудно уговорить пойти, поехать, сделать что–либо.

Б. Как говорят о времени, проведенном в разговорах, в пустой болтовне? – Переливать из пустого в порожнее.

В. Туманный Альбион – Англия. Житель туманного Альбиона неплохо чувствует себя в осеннем Петербурге, значительно труднее привыкнуть к русской зиме.


А. Черт дернул за язык.

Бегать, высунув язык.

Словно корова языком слизала.

Язык на плече.

Б. О человеке, от которого ожидают успеха в какой – либо деятельности.

В. Голубая планета.


Задание 13. Устраните элементы канцелярского стиля, укажите «книжные» слова, прокомментируйте уместность их употребления и исправьте предложения, если это необходимо.

Образец: Полоса застоя и упадка театров отнюдь не шла по линии отсутствия талантливых исполнителей. – Полоса застоя и упадка театров вызвана вовсе не отсутствием талантливых исполнителей.


Что мы имеем на сегодняшний день в смысле дальнейшего развития товарной линии производства молочной продукции и ликвидировании ее отставания по плану надоев молока (из газет).


Задание 14. Прочитайте фрагменты газетных статей. Найдите в них стилистические ошибки, устраните их.


Образец: Специалисты установили, что некоторые случаи кардиофобии сопровождаются полной клинической картиной всамделишных сердечных заболеваний. - Специалисты установили, что некоторые случаи кардиофобии сопровождаются полной клинической картиной известных медицине сердечных заболеваний.


Тут с террористами не цацкались бы, поскольку наша страна строго придерживается положений Чикагской (1944 г.) конвенции, в соответствии с которой обязалась выдавать угонщиков.


Задание 15.

А. Дайте сокращения следующих слов, принятые в деловом стиле.

Б. Запишите полностью следующие слова, расшифровав сокращения.

В. Расшифруйте номенклатурные сокращения, обозначающие юридический статус предприятия.

Г. Расшифруйте общепринятые сокращения.

Образец: А. раздел – разд., отдел – отд.

Б. Отд – ние – отделение.

В. СП – совместное предприятие, ОО – общественное объединение.

Г. ГНИ – Государственная налоговая инспекция


А. Область, Нижний Новгород.

Б. Лаб.; нац.

В. НПО

Г. МТБ, МТТ.


Задание 16. Какой тип документа следует использовать в следующих ситуациях.

Образец: Бухгалтер должен сообщить о выявлении недостачи руководителю. – Используется докладная записка.


Ваши родственники просят вас помочь им в продаже и приобретении квартиры.


Задание 17. В каких ситуациях бытового и делового общения используются данные формулы речевого этикета. Какие из данных формул передают дополнительную информацию? Укажите, какую.

Образец: У меня возражений нет. – Согласие, официально.

Я вас не понял. – Переспрос, нейтрально.


Я так вам рад! Привет! Здравия желаю! Сделайте одолжение. Я с вами солидарен.


Задание 18. Представьте, что герои пушкинских сказок оформляли свои отношения в письменном виде. Какой жанр документа следовало бы выбрать в приведенных ниже ситуациях?


От имени Чернавки?

«Ты прекрасна, спору нет;

Но живет без всякой славы,

Средь зеленыя дубравы,

У семи богатырей

Та, что все ж тебя милей».

И царица налетела

На Чернавку: «Как ты смела

Обмануть меня и в чем!…»

Та призналася во всем:

Так и так…


Задание 19. Найдите характеристику жеста, который бы соответствовал содержанию предложения, в списке описания жестов.

Образец: Полюбуйтесь-ка на него. – Жест вытянутой ладони.


Его надо держать крепко, а то разболтается.


Описание жеста: указательным пальцем правой руки описывается круг; пальцы соединяются в щепоть или соединяются ладони рук; ладони раскрываются, «разъезжаются» в разные стороны; отталкивающие движения рукой или двумя руками ладонями вперед; разводящие движения обеими руками в воздухе; жест сжатого кулака; рука сжимается в кулак (вариант: два кулака); жест в воздухе указательным пальцем налево – направо, снизу вверх или сверху вниз; сабельная отмашка кистью правой руки; движение сжатой в кулак правой руки вниз с нажимом; защипывающие движения пальцами.




Задание 20. Прочитайте выступления. Какие приемы привлечения внимания использовали ораторы в начале речи?


Что такое «политическая деятельность»? «Искусство управлять», - скажут одни. «Игра», - скажут другие. «Очковтирательство за общественный счет», - скажут третьи. На самом деле политическая деятельность - это общественная деятельность. Обязывающая деятельность, имеющая, как и большинство видов карьеры, свои благородные стороны и свою изнанку.

Каковы шаги человека, избравшего политическую карьеру? Давайте проследим путь некоего воображаемого Х, поставившего своей целью сделать политическую карьеру.


Задание 21. Проанализируйте материалы рубрики «Жизнеспособность политических субъектов» еженедельника «Аргументы и факты», в которой приводятся неудачные публичные высказывания современных политиков. Определите, какие критерии речевой культуры (правильность, точность, логичность, уместность, выразительность, лаконичность) нарушены в этих высказываниях.


В. Черномырдин: «Посты вице – премьерские в такое время, как наше – это все равно что столб, на котором написано: «Влезешь – убьет!».