Файл: Сроки онтогенеза.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.10.2023

Просмотров: 23

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Постнатальное (послеродовое) развитие мозга происходит не только за счет увеличения нейронов, но и за счет формирования связей между ними. При рождении мозг ребенка весит 350 г, что составляет 25% веса мозга взрослого человека. Он растет за счет увеличения сети дендритов и глиальных клеток со скоростью 1 млг/мин, достигая 50% веса мозга взрослого человека к 6 месяцам, 75% — к 2,5 годам и 90% — к 5 годам.

Морфогенез (созревание) центральной нервной системы протекает в соответствии с четкой программой, контролируемой генетически и продолжающейся после рождения. Кора головного мозга постоянно наращивает нервные сети, которые идут к стволу мозга и лимбической системе. Это сложный непрерывный процесс, который протекает индивидуально у каждого человека. Существует общая схема нейропсихологического развития человека (нейропсихологическая петля развития), которую предложил А.Р. Лурия. Схему развития центральной нервной системы в пренатальный (дородовой) период разработал H.H. Заваденко. Она представлена в табл. 1.

Таблица 1

Сроки онтогенеза

Развитие ЦНС в преднатальный период




Стадия эмбриона

2- 3  недели

Формирование невральной пластинки

3-4 недели

Закрытие невральной трубки

4 недели

Образование трех мозговых пузырей

5 недели

Образование пяти мозговых пузырей

7 недели

Рост полушарий мозга, начало полиферации нейробластов

2месяца

Рост мозговой коры с гладкой поверхностью




Стадии плода

2,5 месяца

Утолщение мозговой коры

3 месяца

Начало формирования мозолистого тела и роста глии

4 месяца

Рост долек и борозд в мозжечке

5 месяцев

Формирование мозолистого тела, рост первичных борозд и гистологических слоев

6 месяцев

Дифференциация слоев коры, миелинизация. образование синаптических связей,

формирование межполушарной асимметрии и межполовых различий

7 месяцев

Появление шести клеточных слоев, борозд, извилин, асимметрии полушарий

8-9 месяцев

Быстрое развитие вторичных и третичных борозд и извилин, развитие асимметрии

в строении мозга, особенно в области височных долей


 

Схема этапов развития коры больших полушарий в постнатальный период, разработанная К. Ханнафорд, представлена в табл. 2.

Таблица 2

Возраст

Этапы развития области головного мозга

Функции

От зачатия до 15мес

Стволовые структуры

Основные потребности выживания — питание,

укрытие, защита, безопасность.

Сенсорное развитие вестибулярного аппарата, слуха,

тактильных ощущений, обоняния, вкуса, зрения

15 мес — 4,5 г

Лимбическая система

Развитие эмоциональной и речевой сферы,

воображения, памяти, овладение грубыми моторными навыками

4,5-7 лет

Правое (образное) полушарие

Обработка в мозге целостной картины на основе образов,

движения, ритма, эмоций, интуиции, внешней речи,

интегрированного мышления

7—9 лет

Левое (логическое) полушарие

Детальная и линейная обработка информации,

совершенствование навыков речи, чтения и письма, счета,

рисования, танцевальных, восприятия музыки, моторики рук

лет

Лобная доля

Совершенствование навыков тонкой моторики,

становление внутренней речи, контроль социального поведения.

Развитие и координация движений глаз: слежение и

фокусирование

9—12 лет

Мозолистое тело и миелинизация

Комплексная обработка информации всем мозгом

12—16 лет

Гормональный всплеск

Формирование знаний о себе, своем теле.

Уяснение значимости жизни, появление общественных интересов

16—21 год

Целостная система интеллекта и тела

Планирование будущего, анализ новых идей и возможностей

21 год и далее

Интенсивный скачок в развитии нервной сети лобных долей

Развитие системного мышления, уяснение причинных связей

высшего уровня, совершенствование эмоций (альтруизм,

любовь сочувствие) и тонких моторных навыков


 

Созревание мозга — процесс длительный и неравномерный по его зонам и уровням в соответствии с возрастными этапами. Развитие мозга идет путем надстройки новых уровней над старыми. Старый уровень переходит в новый, существует в нем, создавая его базис. Формирование парной работы мозга в онтогенезе проходит ряд этапов.

Э. Кречмер сформулировал две основные закономерности: при развитии высших ступеней мозга низшие не отходят в сторону и не исчезают, а «работают в общем союзе, как подчиненные инстанции под управлением высших»; функции переходят снизу вверх, в результате чего устанавливается сложная зависимость между низшим уровнем организации мозга и высшим. Например, у ребенка не может сформироваться речь, если ей не предшествовал процесс восприятия. Исходя из чего стимуляция высших  психических функций (память, мышление, речь) ноотропными препаратами  у детей с функционально незрелыми стволовыми структурами не имеет под собой нейропсихологического обоснования и приводит к нарушению регуляции нервной системы.


Различные области мозга созревают в разное время. Знание этого помогает объяснить эмоциональные и интеллектуальные изменения в детях, подростках и молодых людях. Несмотря на то, что не существует двух детей, развивающихся идентично, учёные, с помощью магнитно-резонансной томографии, делавшейся одним и тем же детям на протяжении нескольких лет, установили взаимосвязь между определёнными этапами развития ребёнка и изменениями в тканях мозга.

0 – 4 года



Раннее развитие

В первые несколько лет жизни быстрее всего изменяются области мозга связанные с базовыми функциями. К 4-м годам практически полностью развиваются области, отвечающие за основные чувства и общая моторика. Ребёнок может ходить, держать карандаш и самостоятельно кушать.
В этом возрасте практически полностью развиты ощущения – области, отвечающие за тактильное восприятие.

Зрение в этом возрасте сформировано полностью. Области мозга, управляющие зрением полностью созрели.

6 лет




Язык

Область мозга, отвечающая за речь – незрелая и окрашена оранжевым цветом, но продолжает быстро развиваться в детях вплоть до 10 лет. Мозг уже начинает процесс «прореживания», уничтожая излишние связи. В последующие годы этот процесс усилится, что может служить одним из объяснений, почему маленькие дети, в отличие от взрослых, так легко выучивают новый язык.
Разум

Жёлтые и красные области префронтальной коры головного мозга обозначают, что эти части мозга, ответственные за абстрактное мышление, умение мыслить рационально и эмоциональную зрелость, ещё не развились. Недостаток их зрелости – одна из причин, почему маленьким детям сложно воспринимать большое количество информации и когда им предлагается слишком большой выбор, у детей случаются истерики.

9 лет



Мелкая моторика

Если общая моторика хорошо развита уже к 5 годам, то развитие мелкой моторики активнее всего развивается между 8 и 9 годами. Детям становится легче писать, а в поделках они выходят на новый уровень аккуратности.

Математика

К 9 годам начинают созревать теменные доли головного мозга. Их развитие позволяет детям овладевать навыками математики и геометрии. Скорость обучения в этом возрасте очень большая.

13 лет



Рассудительность

Префронтальная кора созревает одной из последних среди областей головного мозга. Пока она не развилась, у детей не хватает способности адекватно оценивать риск или строить долговременные планы.

Эмоции

Глубоко в лимбической системе растёт способность переживать эмоции. Но эта способность не сдерживается префронтальной корой, которая отстаёт в развитии. Поэтому подросткам часто так трудно сдерживать свои эмоции

Логика

В этом возрасте очень быстро развиваются теменные доли, которые на рисунке обозначены синим цветом. Интеллект и аналитические способности ребёнка растут.


15 лет



Специализация

В подростковом возрасте изобилие нервных соединений продолжает уменьшаться. Мало используемые связи будут умирать, чтобы помочь развиваться более активным связям. В результате, мозг ребёнка становится более специализированным и эффективным, продуктивным.

17 лет



Абстрактное мышление

Тёмно синий и фиолетовый цвет созревших областей префронтальной коры головного мозга показывает, почему в старшем подростковом возрасте дети способны иметь дело с гораздо более сложными вещами, чем в детстве. Развитие этих областей ведёт к всплеску социальной активности и проявлению эмоций среди старших подростков. Становятся возможны планирование, оценка рисков и самоконтроль.

21 год



Высшие психические функции

Хотя, на первый взгляд, кажется, что мозг практически полностью развился в подростковом возрасте, области тёмно-синего и фиолетового на этой картинке показывают, что сильный недостаток в эмоциональной зрелости, контроль за импульсами и способность принимать решения сказываются вплоть до достижения совершеннолетия.

Зрелость

Мозг 21-летнего молодого человека практически созрел. Но области зелёного свидетельствуют, что даже по достижении официального «взрослого» возраста у нас в мозгу всё ещё есть области, имеющие потенциал для развития. Эмоциональная зрелость и способность принимать решения будут развиваться и в последующие годы.