Файл: Понятие психологическая безопасность подходы к его определению.docx
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 67
Скачиваний: 12
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Понятие психологическая безопасность подходы к его определению
Введение
Актуальность темы. Динамичные изменения политической и социально-экономической обстановки, ее международного положения оказывают зачастую прямое влияние на обыденные жизненные ситуации значительной части населения страны.
Все это активизирует потребности людей в социально значимой информации для своей ориентировки в политической и социально-экономической ситуации на региональном и местном уровнях, заставляет их стать активными потребителями информации, участниками информационно-коммуникативных процессов в нашем обществе. Особенно, данному влиянию подвержены лица молодого возраста.
В то же время происходящие кардинальные общественные изменения привели к резкому количественному и качественному изменению информационной среды общества, в которой приходится действовать людям, функционировать всем общественным и государственным структурам, предприятиям, учреждениям и т.д.
Эти явления происходят в условиях бурного развития телекоммуникационных средств и информационной техники, создания качественно новых информационных технологий и систем, что выдвигает информационно-коммуникативные процессы и совокупность разноуровневых информационных факторов на ключевое место в сфере социального управления в обществе.
Глава I. Понятие психологической безопасности.
Содержание понятия "психологическая безопасность" в общем виде можно обозначить как состояние защищенности индивидуальной, групповой и общественной психологии и, соответственно, социальных субъектов различных уровней общности, масштаба, системно-структурной и функциональной организации от воздействия информационных факторов, вызывающих дисфункциональные социальные процессы. Иными словами, речь идет о таких социальных процессах, которые затрудняют или препятствуют оптимальному функционированию государственных и социальных институтов российского общества и человека как полноправного и свободного гражданина.
В практике использования коммуникативных ситуаций в целях изменения психологических характеристик, состояний и поведения людей реализуется специфический смешанный тип внушающего и убеждающего воздействия, в котором в едином коммуникационном акте внушение и убеждение выступают как взаимосвязанные и взаимодополняющие элементы его структуры и зачастую, по своей сути, представляют скрытое психологическое принуждение.
При анализе психологического воздействия в последнее время стали более активно использоваться понятия манипулятивного воздействия и манипуляции, предпринимаются попытки осмысления их психологической сущности. При этом выделяются два аспекта понимания манипуляции — прямой и метафорический. Во втором случае предлагается отождествление понятия "манипуляция" с видом психологического воздействия, используемого для достижения одностороннего выигрыша посредством скрытого побуждения людей к совершению определенных действий, изменения их психологических характеристик и состояний. В качестве объектов манипулятивного воздействия могут выступать социальные субъекты различного уровня общности — от индивида до общества в целом.
Реформирование общества и переход к рыночным отношениям резко активизировали коммуникативные процессы, осуществляемые опосредованно через средства массовой коммуникации и непосредственно в межличностном и личностно-групповом взаимодействии. Это стимулировало широкую распространенность и интенсивное применение манипулятивных приемов и технологий воздействия на людей. Использование в коммуникативных процессах манипулятивного воздействия на различные категории граждан России достигло таких масштабов, что может представлять угрозу психологической безопасности личности и российского общества в целом.
Современный этап развития не только не снизил, а усилил тенденцию к использованию новейших технологий информационного воздействия манипулятивного характера на психику людей в политической борьбе.
Широкомасштабное применение манипулятивного воздействия в коммуникационных процессах дезориентирует социально активную часть населения, вызывает психоэмоциональную и социальную напряженность, что не позволяет гражданам Российской Федерации адекватно воспринимать социально-экономическую и общественно-политическую ситуацию, деятельность высших органов государственной власти. Это в свою очередь усиливает дестабилизацию внутриполитической ситуации и затрудняет реформирование российского общества.
Масштабность и мощность воздействия информационных факторов на психику людей выдвигает обеспечение психологической безопасности в современных условиях на уровень общенациональной проблемы.
Несмотря на большое разнообразие объектов обеспечения психологической безопасности, в качестве которых выступают социальные субъекты различного уровня общности, масштаба, системно-структурной и функциональной организации, основным и далее неразложимым структурным элементом и центральным объектом информационного воздействия, как уже отмечалось, является человек, индивид.
Именно человек как личность и активный социальный субъект, его психика подвержены непосредственному действию информационных факторов, которые, трансформируясь через его поведение, действия (или бездействие), оказывают дисфункциональное влияние на социальные субъекты разного уровня общности, различной системно-структурной и функциональной организации.
Таким образом, проблема психологической безопасности личности, ее психологической защищенности и способов формирования психологической защиты в условиях кардинальных изменений российского общества становится особенно актуальной как в теоретическом, так и в прикладном плане.
Психологическую безопасность личности можно рассматривать как состояние защищенности ее психики, от действия многообразных информационных факторов, препятствующих или затрудняющих формирование и функционирование адекватной ориентировочной основы социального поведения человека (и в целом, жизнедеятельности в обществе), а также адекватной системы его субъективных (личностных, субъективно-личностных) отношений к окружающему миру и самому себе.
Глава II. Устойчивость к внешним факторам окружающей среды, как система психологической безопасности
Проблема изучения эмоциональной устойчивости человека к воздействию стресс-факторов, профилактики стресса и выхода из него требует рассмотрения значения и роли эмоций. К вопросу проявлений эмоций, их природы и особенностей обращались еще в античные времена. С понятием «человеческих страстей», или эмоций, мы сталкиваемся в учениях Аристотеля, Зенона Эфесского, Платона и др., которые рассматривали категории эмоций во взаимосвязи с ощущениями. Причину познания Аристотель видел в чувстве: «Ибо и теперь и прежде удивление побуждает людей философствовать, причем вначале они удивляются тому, что непосредственно вызывало недоумение, а затем они задавались вопросом о более значительном, например о смене положения Луны, Солнца и звезд, а также о происхождении Вселенной». Эмоцию Аристотель рассматривал как мотивирующее основание и связующее звено в процессе познания все более сложных объектов.
Большое внимание регуляторной функции эмоции удивления было уделено в трудах Р. Декарта. Он писал, что при возникновении эмоции удивленная душа внимательно рассматривает «...предметы, кажущиеся ей редкими и необычными». В своих трактатах Р.
Декарт показал также, что эмоции могут выполнять функцию памяти. Эта функция эмоций определяется философом следующим образом: «Сколько бы раз неизвестный нам предмет не появлялся в поле нашего зрения, мы совершенно не храним его в нашей памяти, если только представление о нем не укрепилось в нашем мозгу какой-нибудь страстью». Таким образом, эмоции в поведении человека способствуют обозначению в памяти того, на что ранее внимания не обращалось.
Проблема изучения эмоциональной устойчивости человека к воздействию стресс-факторов, профилактики стресса и выхода из него требует рассмотрения значения и роли эмоций. К вопросу проявлений эмоций, их природы и особенностей обращались еще в античные времена. С понятием «человеческих страстей», или эмоций, мы сталкиваемся в учениях Аристотеля, Зенона Эфесского, Платона и др., которые рассматривали категории эмоций во взаимосвязи с ощущениями. Причину познания Аристотель видел в чувстве: «Ибо и теперь и прежде удивление побуждает людей философствовать, причем вначале они удивляются тому, что непосредственно вызывало недоумение, а затем они задавались вопросом о более значительном, например о смене положения Луны, Солнца и звезд, а также о происхождении Вселенной». Эмоцию Аристотель рассматривал как мотивирующее основание и связующее звено в процессе познания все более сложных объектов.
Большое внимание регуляторной функции эмоции удивления было уделено в трудах Р. Декарта. Он писал, что при возникновении эмоции удивленная душа внимательно рассматривает «...предметы, кажущиеся ей редкими и необычными». В своих трактатах Р. Декарт показал также, что эмоции могут выполнять функцию памяти. Эта функция эмоций определяется философом следующим образом: «Сколько бы раз неизвестный нам предмет не появлялся в поле нашего зрения, мы совершенно не храним его в нашей памяти, если только представление о нем не укрепилось в нашем мозгу какой-нибудь страстью». Таким образом, эмоции в поведении человека способствуют обозначению в памяти того, на что ранее внимания не обращалось.
Заключение
В разных культурах сформировались примерно одинаковые представления о безопасности, акцент в которых делается на чувствах и переживаниях человека, связанных с его положением в настоящем и перспективами на будущее. Иными словами, для человека безопасность переживается в первую очередь как чувство защищенности от действия различного рода опасностей.
Содержание понятия "психологическая безопасность" в общем виде можно обозначить как состояние защищенности индивидуальной, групповой и общественной психологии и, соответственно, социальных субъектов различных уровней общности, масштаба, системно-структурной и функциональной организации от воздействия информационных факторов, вызывающих дисфункциональные социальные процессы. Иными словами, речь идет о таких социальных процессах, которые затрудняют или препятствуют оптимальному функционированию государственных и социальных институтов российского общества и человека как полноправного и свободного гражданина.