Файл: Лидерство как внутриличностная потребность человека.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 29

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Ухлова Ангелина Алексеевна

Студент гр. ПОия/б-22-1-о

Научный руководитель:

Ерина Инобат Аъзамкуловна

ЛИДЕРСТВО КАК ВНУТРИЛИЧНОСТНАЯ ПОТРЕБНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА

В современном мире у человека появилось гораздо больше возможностей, чем несколько десятилетий или даже веков назад. Мир стремительно меняется, а уровень человеческой жизни повышается. Человечество в большинстве своём уже закрыло свои физиологические потребности и готово двигаться дальше. Современность предоставляет человеку большое количество путей, по которому он может пойти. Любой передатчик средства массовой информации сегодня вещает: «Ты можешь быть кем угодно!» Но что если ты желаешь быть лидером или твоя мечта требует от тебя принятие руководящей должности? Целью данной статьи является изучение внутренней потребности в лидерстве. В наши дни большое количество людей хочет занять высокую позицию или управлять кем-либо или чем-либо, ведь современный мир позволяет ему сделать это и развиваться в любой сфере без ограничений. Так больше половины россиян, около 66%, считают, что потребность в лидерстве заложена в человеке природой, а у кого-то такой предрасположенности нет. Однако, примерно 46% участников опроса в возрасте от 18 до 24 лет, согласились с тем, что подобные навыки можно приобрести. В 2010 году 70% населения России считали, что способность к руководству является врожденным талантом, в то время как 24% полагали, что черты лидерства можно развить в процессе жизни. [1] Многие современники задавались вопросом о мотивах человека в становлении лидера: вынуждают ли обстоятельства занять руководящую должность или у человека есть ряд внутренних предрасположенностей к данному направлению? Также ведутся разговоры о том, что в нынешних обстоятельствах многие стремятся быть управляющими, но только единицы являются ими, по той простой причине, что на самом деле никакой внутренней потребности в лидерстве у этих людей нет, а они лишь стараются достичь других целей или закрыть иные потребности.

Ученые не единожды высказывали свои мысли о феномене появления интереса к управлению. Здесь представлены несколько их точек зрения и объяснения внутренней нужды в лидерстве, у некоторых людей:


Американский психолог Дэвид Макклелланд разработал теорию потребностей, в которой говорится о мотивации человека занимать руководящую должность. Он считал, что данное желание – это объединение трех разных потребностей: во власти, в причастности и в успехе. Потребность в причастности достатачно интересная человеческая необходимость, исходящая из нежелания быть забытым или отвергнутым, потребность в том, что оставить какой-то свой след, а также желания контактировать и коммуницировать с людьми. Такие личности чаще всего экстраверты, заряжающие от взаимодействия с другими, а также в общем от обмена энергией. [2]

Об уверенности в себе, напористости, креативности мышления и получении энергии от взаимодействия с другими людьми, как об основных чертах характера, присущих лидеру, писал профессор в области психологии, Роберт Бэрон. По его мнению, мотивацией лидерства является желание управлять и властвовать над другими. Данный набор характеристик аналогичен у большинства ученых, которые изучали тему внутриличностной потребности в лидерстве.

Доктор философских наук и кандидат психологических наук, Столяренко Людмила Дмитриевна, выделила потребность в риске, как один из главных мотивов в становлении на путь лидерства. Особое внимание она уделила и тому факту, что руководитель всегда показывает свое особое отношение и истинную верность общим целям всей группы, а не своим личным замыслам. [3]

В свою очередь Д. Винтер рассмотрел потребности в управление через потребность во власти и с точки зрения желания занять престижную позицию в обществе. Он говорит, что в его представлении лидер – это человек, стремящийся получить формальную власть в социуме. Так человек и её эго наслаждаются престижем, материальным миром и авторитетным общественным окружением.

Человек считается социальным существом. На протяжении всей жизни он является членом общественных групп. Первая социальная группа, в которую вступает человек, становится семья. Далее человек попадает в образовательные объединения: детский сад, школьный класс и университетское сообщество. И это только малая часть. Кружки, cпортивные секции, элективные курсы, группа для проектной деятельности, друзья со двора и многое другое. Любая группа, которая ставит перед собой цель, требует общего развития и направления. Такое объединение нуждается в управлении и лидерстве. За неимением лидера – она обречена на распад.



Согласно толковому словарю Ожегова, лидер – это глава, руководитель какой-нибудь группы людей; человек, пользующийся авторитетом и влиянием в каком-нибудь коллективе. [4] Таким образом, лидера можно охарактеризовать, как человека, занимающего руководящую должность в одной из социальных групп. Из данного определения, можно сделать вывод, что лидер наделен определенным набором качеств. Первым качеством является авторитет. Авторитет – это признание, уважение, выказываемое окружающими индивиду за его опыт, знания, личностные характеристики и влияние на решение проблем. [5] Вторым качеством можно назвать влияние. Влияние – это процесс и результат изменения индивидуумом поведения другого человека, его установок, намерений, представлений, оценок в ходе взаимодействия с ним. [6] То есть, лидера уважают, к его мнению прислушиваются, к нему идут за советом. Руководитель оказывает наиважнейшее влияние на свою команду: он ей управляет, и что самое главное: он принимает все сложные решения, на которые другие не способны. Это отличает его от всех остальных участников объединения, так как лидер берет на себя ответственность за совершаемые им действия, которые напрямую влияют на всю траекторию развития группы и каждого её члена по отдельности, а также на динамику взаимодействия всех единиц этого коллектива.

Из этого можно сделать вывод, что стать во главе группу может далеко не каждый. В целом, в обществе сформировался определенный образ вокруг лидера: он тот, кого выдвигают на передний план, кого выделяют среди остальных, и тот, кто выходит на сцену получать награду, а имя его идет первым в любом перечисление. Но управление коллективом – это не просто дополнительный труд. Это двойная нагрузка. Выглядит, что быть лидером – это легко, особенно когда представление о лидерстве состоит из положительных моментов. Но не так много людей захотят управлять объединением или организацией в сложные времена, в кризисы, в дни, когда нужно моментально действовать.

Существует ряд качеств, наличие которых просто не позволяет человеку стать лидером. Среди них можно выделить несамостоятельность. Люди, которым тяжело сделать выбор или необходимо чьё-то мнение, чтобы принять решение, не смогут управлять коллективом. Дело не в том, что лидер должен единолично решать проблему и не прислушивать к чужому мнению. Речь идет о том, чтобы иметь решимость для осуществления выбора. Безответсвенные люди или люди, у которых нет внутреннего осознания, что они отвечают за других участников группу, что они на него опираются и что на нем лежит определенного рода обязательство, никогда не сможет стать эффективным управленцом.


Людям, которые не привыкли брать на себя инициативу, тоже несуждено быть лидерами. Ведь всё, что касается и чем является лидерство – это инициатива. Если человек ни разу в жизни не примерял на себя подобную роль, то в первую очередь стоит задать себе вопрос: «Почему?» Вероятно, есть психологическое объяснение тому, что человек никогда не решался на себя взять больше работы, чем остальные. Во-вторых за неимением опыта, он просто провалится в роле руководителя.

Лидер обязан быть наделен ораторским мастерством. Слово – его оружие. Если человек не может связать и парочку из них в предложении, у него есть дефект речи, который можно проработать, но человек к этому не стремится, или он не может сформулировать простую мысль, то он не способен стоять у воображаемого штурвала.

Но есть люди, которые обладают всеми этими качествами, но все еще не хотят быть лидерами. В целом человечеством в первую очередь движит выживание, а страх – это главный антогонист любого человека. Людям свойственно взвешивать риски, и осозновать, что они не готовы пойти на них. Истинные лидеры совершают рисковые действия. Они понимают, что для роста и движения вверх необходимо развитие. А развиваться невозможно в знакомой и безопасной среде. Лидеры на каждом шагу готовы все потерять.

Очень немногие готовы выслушивать критику в свой адрес. Руководитель, являясь лицом и амбассадором того коллектива, которого он представляет всегда будет подвержен общественной оценке больше, чем остальные участники коллектива. И далеко не все готовы проходить через подобное психологическое испытание.

Лидеры всегда сильные. Им не позволено проявлять неспособность, и они не могут дать слабину перед другими. На него равняются, и от него зависит общий дух всей команды. Именно по этой причине большинство людей отказываются от подобной должности.

Истинные лидеры обладают набором психологических особенностей и особых мотиваций, который отличает их от рядовых рабочих, и подталкивает их к управлению. В целом, стремление в лидеры – это сложная структура переплетений различных незакрытых потребностей человека. [7]

Например, у человека может наблюдаться потребность во власти. Власть – это право и возможность распоряжаться кем- ибудь или чем-нибудь, подчинять своей воле. [8] Такие люди хотят влиять на решения других людей, что в свою очередь можно объяснить тем, что такой человек хочет доминировать над кем-то, ограничить действия человека до такого выбора, который будет выгоден ему самому или, наоборот, таким образом, человек пытается поставить себя в «позицию силы», где никто другой не сможет его ограничить или иметь над ним какую-либо власть.


Также существует такой вид мотивации в становлении лидером, как возможность реализации своих собственных идей и наработок, которые касаются общества или невозможно осуществить в одиночку.

Иногда становление лидером является очередной целью, которую добивается человек. Подобных людей называют достигаторами.

У некоторых желающих выбиться в управленцы есть потребность в контроле над ситуацией. Такие люди за неимением достаточной компетенции или нужного уровня информации по теме, пытаются компенсировать это тем, что они занимаются, например, курированием данного проекта, а также иметь возможность контролировать ход работы в рамках своих знаний.

Потребность в достижении успеха – еще одна форма потребности, которую человек пытается закрыть путем лидерства. Эти личности, как правило, получают удовольствие от соревнований или соперничества: любят ощущение победы над другими участниками. Они также рады достигнуть своей цели, но не стоит их путать с тем типом людей, которые рассматривают это как очередной пункт своего плана или простое получение опыта. Для этих людей лидерство – это конечная цель. [9]

В заключении хотелось бы сказать, что лидер – это морально и физически тяжелая должность. Проявления лидерских качеств, мотивации и их причины – это одна из самых интересных тем для изучения, именно со стороны психологии, ведь так много различных внутренных переменных влияют на желания и духовные потребности человека. Существует разные типы людей: для некоторых управление коллективом никогда даже и не было вариантом, для других – это основная жизненная траектория. На таких личностей обычно с более раннего возраста возлагается руководство над различными командами. Интересный факт состоит в том, что иногда человек с низкой отвественностью в других сферах может занять позицию лидера и четко, структурировано обеcпечить командование группы. Глубинное желание занимать рукводящую должность можно еще долго изучать, так как данная тема далеко неполностью изучена и в будущем будут появляться все новые и новые факторы, которые будут влиять на данную сферу изучения. Однако, в этой статье были рассмотрены

Источники:

[1]