Файл: Отчет о прохождении учебной практики (тип учебноознакомительная практика ).docx
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 205
Скачиваний: 9
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
4. График работы педагога-психолога
День недели: | Время работы: |
понедельник | 10.00 - 14.00, 14.30 - 16.00 |
вторник | 10.00 - 14.00, 14.30 - 16.00 |
среда | 10.00 - 14.00, 14.30 - 16.00 |
четверг | 10.00 - 14.00, 14.30 - 16.00 |
пятница | 10.00 - 14.00, 14.30 - 16.00 |
суббота | Выходной день |
Обед - 14.00-14.30
График консультаций психолога
ПОНЕДЕЛЬНИК | Консультирование клиентов | 11.00-12.00 |
ВТОРНИК | Консультирование клиентов | 12.00-14.00 |
| Консультирование клиентов | 15.00-16.00 |
СРЕДА | Консультирование клиентов | 12.00-14.00 |
| Консультирование клиентов | 14.00-15.00 |
ЧЕТВЕРГ | Консультирование клиентов | 12.30-14.00 |
| Консультирование клиентов | 14.30-17.00 |
ПЯТНИЦА | (день самообразования) |
Также консультации проводятся в любое время по предварительной договоренности
Разработанный график
День недели | Тип работы | Количество затраченного времени |
Понедельник | Проведение коррекционно-развивающих занятий и психологических тренингов | 2 часа |
| Диагностическое обследование и обработка психодиагностических материалов | 4 часа |
| Консультирование | 2 часа |
Вторник | Диагностическое обследование и обработка психодиагностических материалов | 4 часа |
| Консультирование | 2 часа |
| Консультирование педагогов и учащихся | 2 часа |
Среда | Проведение коррекционно-развивающих занятий и психологических тренингов | 1 час |
| Психодиагностическое обследование и обработка психодиагностических материалов | 3 часа |
| Консультирование | 3 часа |
Четверг | Коррекционно-развивающие занятия и психологические тренинги | 2,5 часа |
| Консультирование | 4 часа |
Пятница | Работа по самообразованию. | 5 часов |
| Работа с документацией | 2 час |
5. Рабочее место психолога включает в себя такие составляющие, как:
1) Комната психологической разгрузки: помещение площадью 25 кв.м. Преобладающие цвета в дизайне интерьера – тёмно-синий цвет и бежевый.
Синий цвет - оказывает успокаивающее действие. В комнате установлен диван и не большой журнальный столик, напротив стоит комфортное – мягкое кресло. Так же, в комнате установлен проектор. Освещение можно регулировать по желанию, выставляя комфортный уровень освещения
2) Рабочий кабинет оснащён компьютером с возможность выхода в интернет. 2 шкафа с рабочей документацией и книгами по психологии. Тематика книг разнообразна: Семейная психология, детская психология, книги по психологической коррекции
3) Материальная база:
-
аудиотехника; -
проекционная аппаратура; -
специальная светотехническая система и другие средства, способствующие осуществлению психотерапевтического воздействия. -
канцелярские принадлежности; -
специальные бланки; -
персональный компьютер, калькулятор и другая ЭВТ.
4) Материальная база психологического просвещения и психологической подготовки:
-
учебно-методические материалы; -
наглядные пособия; -
специально оборудованное помещение.
6. Наблюдение за разными направлениями деятельности практического психолога
Можно выделить следующие основные направления деятельности:
1)Диагностика — позволяет выявить особенности поведения и психического состояния учащихся с целью определения дальнейших путей и форм помощи. Диагностика должна носить системный, комплексный характер, т. е. должна охватывать все сферы личности: эмоционально-волевую, познавательно-мировоззренческую, действенно-практическую.
2)Развитие — работа, направленная на создание условий развития учащихся.
В рамках данного направления выделяются следующие формы работы: тренинг, коррекционные и развивающие занятия, обучающие встречи и т. д.
3)Коррекционно-развивающие занятия направлены на развитие общих познавательных процессов учащихся.
Обучающие встречи направлены на развитие умений и навыков в конкретной деятельности.
4)Тренинг способствует приобретению навыков адекватного и эффективного поведения, саморегуляции, коррекции системы ценностей, потребностей; помогает достижению уверенности в себе, формированию объективной самооценки, преодолению психологической защиты, развитию стрессоустойчивости и позитивного отношения к себе и другим, развитию эмоционально-волевой сферы. Дает возможность видеть и оценивать себя через обратную связь с члена группы.
5)Профилактика — целенаправленная систематическая работа по предупреждению возможных психологических проблем у учащихся и по выявлению подростков группы риска. Психопрофилактическая работа осуществляется в форме скрининговых обследований всех учащихся с целью выявления группы риска и принятия решения о необходимости дальнейшей психокоррекционной работы с ними в форме психологических тренингов и уроков по психологии. Психопрофилактическая работа предполагает оказание помощи учащимся в период адаптации их к условиям нового учебного заведения, предупреждение психологических перегрузок, связанных с неблагоприятными условиями жизни, обучения и воспитания учащихся, создание благоприятного климата через оптимизацию форм общения.
6)Просвещение — формирование потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; повышение психологической культуры. Данная деятельность может осуществляться через конкретные формы: лекция, семинар, беседа, диспут, тематические выставки, родительские клубы, психологическая газета и т. д., выбор которых определяется целями и возможностями специалиста и особенностями аудитории.
7)Консультирование — позволяет выявить проблему, проанализировать и решить ее. В то же время в отличие от просвещения в результате консультации решается конкретная проблема, причем не только на уровне полученного знания. Здесь предполагается активная позиция консультируемого.
В процессе прохождения практики, я присутствовала на консультации психолога. Моей целью было проанализировать настойчивость и выдержку школьника в процессе беседы.
Наблюдение за проявлением выдержки и настойчивости школьника 5 класса – Александр 10 лет
Цель: наблюдение за проявлением выдержки и настойчивости.
Программа наблюдения за проявлением выдержки | Проявления, реакции |
Как школьник реагирует на критику, особенно на резкие и некорректные замечания в его адрес? | Выспыльчив, повышает голос |
Как реагирует на ситуации успеха и неуспеха в деятельности, значимой для него? | Успехи в достижениях радуют, отмечает свои старания Неудачи злят, может вспылить и бросить неполучившееся, редко повторяет попытку. |
Умеет ли в споре спокойно, разумно, настойчиво отстаивать свое мнение? | В разговоре с собеседником может повысить голос, быстро выходит из себя |
Умеет ли до конца выслушивать собеседника? | В конфликтных ситуациях может обозвать, накричать, начинает уходить. В спокойных ситуациях выслушивает до конца |
Всегда ли контролирует внешнее выражение своих эмоциональных переживаний? | нет |
Выводы: эмоционально несдержан, слабо контролирует свое поведение и слова в общении с одноклассниками, со взрослыми - степень контроля зависит от авторитета учителя, не заботится о внешних проявлениях, что вероятно связано с недостатками воспитания.
7. Анализ психологических программ, используемых на практике психологом организации.
Во время прохождения учебно-ознакомительной практики, психолог познакомила меня с психологическими программами, в число которых входят программы для родителей, детей и преподавателей:
1. Электронное наглядное пособие по работе с родителями
Целевая группа: специалисты общеобразовательных организаций (педагоги, социальные педагоги, психологи, педагоги дополнительного образования), осуществляющие взаимодействие с родителями (законными представителями) несовершеннолетних
Цель программы: Повышение воспитательного потенциала
Данная программа помогает определить особенности общения родителей с подростками, причины возникновения конфликтных ситуаций, приемы и правила поведения в них. Актуализировать в понимании родителей своей роли в стимулировании развития и воспитания ребенка, обозначив значение личного родительского примера, как метода воспитания. Выделить структурные компоненты воспитательной среды семьи, определив их роль в повышении ее воспитательного потенциала, способствующего первичной профилактике асоциального поведения детей и подростков.
2. Программа по жизнестойкости у подростков
Целевая группа: подростки 13-16 лет
Цель программы: Профилактика употребления психоактивных веществ у подростков. Формирование ответственного отношения к собственному здоровью.
Данная программа помогает сформировать здоровый жизненный стиль. Способствует формированию у подростков навыков самостоятельного выбора, контроля своего поведения и жизни, решения простых и сложных жизненных ситуаций, умения оценивать ту или иную ситуацию и свои возможности контролировать ее.
3. Развивающая программа «Формирование и развитие эмоционального интеллекта у участников образовательного процесса»
Целевая группа: обучающиеся 1-11 классов образовательной организации, педагоги образовательной организации, родители детей
Цель программы: Создание творческой образовательной среды обеспечивающей развитие эмоционального интеллекта у всех участников.
Данная программа способствует развитию эмоционального интеллекта школьников. Повышение психологической компетентности родителей учащихся в области формирования и развития эмоционального интеллекта у своих детей во внеурочное время (в домашних условиях).
На практике все программы показывают свою эффективность. Каждая разработана под определённый запрос. На данный момент, организация существует не большое количество времени, но активно развивается в направлениях и повышает уровень профессиональных навыков.
Заключение по результатам диагностики и проведению развивающей работы
В ходе прохождения учебно-ознакомительной практики, я поработала с разными направлениями деятельности практического психолога. Практика прошла успешно, помогла овладеть методическими аспектами системы. Я смогла углубить теоретические знания по разным разделам психологии. Знания, умения и навыки в дальнейшем пригодятся в практической деятельности.
Мне удалось познакомиться с различными видами деятельности психолога, провести анализ наблюдения за деятельностью практического психолога.
Далее я занималась изучением особенностей организации рабочего места психолога и принципов планирования рабочего времени психолога учреждения. Мне удалось определить принципы и способы организации рабочего места психолога в базовом учреждении; проанализировать документы организации рабочего времени практического психолога.
Также я изучила основные документы, регламентирующие работу практического психолога учреждения. Данный этап моей деятельности предполагал изучение и анализ базовых нормативных документов, регламентирующих работу практического психолога.
Я сформировала навыки наблюдения при проведении занятия. Мне удалось подобрать критерии метода наблюдения за занятием. В ходе беседы психолога провела исследование эмоционального состояния школьника Александра.
Считаю, что поставленные задачи практики успешно выполнены. Мне удалось приобрести ценный профессиональный опыт, который будет полезен и важен на пути моего дальнейшего становления и совершенствования как специалиста в области психологии.
Библиографический список
-
Мартынова Е.В. Индивидуальное психологическое консультирование. Теория, практика, обучение / Мартынова Е.В.. — Москва : Генезис, 2020. — 383 c. — ISBN 978-5- 98563-406-8. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/95360.html (дата обращения: 19.10.2021). — Режим доступа: для авторизир. пользователей -
Опевалова Е.В. Психодиагностика : практикум / Опевалова Е.В.. — Комсомольск-на-Амуре, Саратов : Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет, Ай Пи Ар Медиа, 2019. — 232 c. — ISBN 978-5-4497-0142- 8. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/85826.html (дата обращения: 19.10.2021). — Режим доступа: для авторизир. пользователей. -
Психодиагностика : практикум / . — Новосибирск : Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ», 2019. — 212 c. — ISBN 978-5-7014-0931-4. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/95212.html (дата обращения: 19.10.2021). — Режим доступа: для авторизир. пользователей -
Психологическое консультирование : хрестоматия / . — Саратов : Вузовское образование, 2019. — 189 c. — ISBN 978-5-4487-0669-1. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/90576.html (дата обращения: 19.10.2021). — Режим доступа: для авторизир. пользователей -
Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М.: Изд-во ЧеРо, 1998 (или более поздние издания) -
Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. М., Смысл, 2000. -
Соколова Е.Е. Введение в психологию // Общая психология. В 7 т./ Под ред. Б.С.Братуся. Т.1. 3-е изд. М.: Издательский центр «Академия», 2008. -