ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 31
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ЗАДАНИЕ 1. Анализ оценок историков о влиянии Орды на Русь
Используя учебное пособие Логуновой Г.В. «Русь и Золотая Орда: проблема взаимовлияния» (http://hist.isu.ru/ru/science/docs/2015/logunova_2014.pdf) проанализируйте подходы российских историков в проблеме русско-ордынских взаимоотношений.
Выпишите в таблицу оценки ордынского влияния в разных сферах жизни населения Руси.
Автор | Оценки влияния в различных сферах | |||
Экономика | Политика | Социальная сфера | Культура | |
Н.М. Карамзин | Ханы влияли на экономику( сбор дани с русских князей) | «способствовали их объединению и утверждению в России самодержавия», «изменился и внутренний государственный порядок: «все, что имело вид свободы и древних гражданских прав, стеснилось, исчезало… Следствием этого являлось формирование самодержавия, которое Карамзин рассматривает как спасение для России». | считал, что ханы помогали Москве: мешали усилению феодальной раздробленности и в результате привели русские земли к единодержавию( сфера - политик), «Политика ханов, утесняя народ и князей, покровительствовала церковь и ее служителей; изъявляла особенное к ним благоволение; ласкала митрополитов и епископов. | «открылся только новый порядок вещей, русские земли оказались в изоляции от Европы как раз в то время, когда она вступала в эпоху Возрождения, в то время как терзаемые монголами земли были вынуждены устремить все силы на то, чтобы не исчезнуть». |
С.М. Соловьева | Золотая Орда не оказала серьёзного влияния на экономику. | По его мнению, даже в первое время завоевания Золотая Орда не имела серьезного влияния на внутренний строй завоеванной страны. | Золотая Орда не оказала серьёзного влияния на социальную сферу. | Золотая Орда не оказала серьёзного влияния на культуру. |
В.О. Ключевский | (все сферы): «иго Золотой Орды не оказало глубокого влияния на ход нашей истории» Он утверждал, что ордынские ханы не навязывали Руси каких-либо своих порядков, довольствуясь только данью, даже плохо вникали и не понимали в порядок, действовавший в русских землях. | «ордынские ханы не навязывали Руси каких-либо своих порядков, довольствуясь данью, даже плохо вникали в порядок, действовавший в русских землях», «с одной стороны, монголы никоим образом не повлияли на ход российской истории, а с другой – считает, что ханы способствовали объединению раздробленной страны». | Он оценивал воздействие завоевателей на внутреннюю жизнь древнерусского общества как крайне незначительное, и полагал, что все процессы, шедшие во второй половине ХIII и в XIV веке, либо вытекают из тенденций предшествующего периода. | «В общественном сознании было место только инстинктам самосохранения и захвата. Образ Александра Невского несколько прикрывал ужас дикости и братского озлобления, часто прорывавшегося в среде русских князей. |
Л.Н. Гумилев | Он видел в союзе русских и Орды только положительные стороны: “Таким образом за налог, который Александр Невский обязался выплачивать в Сарай, Русь получила надёжную крепкую армию, которая отстояла не только Новгород с Псковом… Более того, русские княжества, принявшие союз с Ордой, полностью сохранили свою идеологическую независимость и политическую самостоятельность. | «Великий западный поход Батыя правильнее было бы назвать великим кавалерийским рейдом, а поход на Русь у нас есть все основания называть набегом». «Гарнизонов монголы не оставили, своей постоянной власти и не думали устанавливать» | В доказательство того, что русские люди не страдали от ордынского ига, Гумилев приводит летописный текст, в котором хан Джанибек назван «добрым» царем. Но более всего удивляет утверждение Гумилева, что «немногочисленны е воины-монголы Батыя только прошли через Русь и вернулись в степь». Приводимые автором слова летописи -- «сей царь Чянибек Азбякович добр зело к Христианству» -- нужно оценивать в контексте эпохи. | Коренным образом изменилась одежда: от длинных белых рубах, длинных штанов наши предки перешли к кафтанам, шароварам, сапогам. Даже такие привычные «исконно русские» предметы быта, как самовар, валенки - также пришли к нам от татаромонголов. Не обошло своим вниманием монгольское влияние и духовную культуру жителей Руси. Это - величавость русских народных танцев в отличие от танцев Западной Европы. |