Файл: Социальная психология отрасль психологии, изучающая закономерности, особенности поведения и деятельности людей, обусловленные их социальным взаимодействием Предмет.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 79
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
БИЛЕТ № 1
Предмет дисциплины “Социальная психология” , ее задачи и методы.
Социальная психология — отрасль психологии, изучающая закономерности, особенности поведения и деятельности людей, обусловленные их социальным взаимодействием
Предмет социальной психологии – психические явления, возникающие в ходе взаимодействия между людьми в социальных группах.
ЗАДАЧИ
1) продолжение углубленных исследований проблем, относящихся к предмету социальной психологии во взаимодействии с другими науками;
2) содержательный пересмотр социально-психологических проблем в связи с изменившимися социальными условиями в нашей стране;
3) исследование новых социально-психологических явлений (этнических, экономических, классовых, политических, идеологических и др.);
4) социально-психологические исследования изменений в массовом сознании, общественных настроениях и общественном мнении;
5) анализ возрастания роли социальной психологии в условиях реформирования общества;
6) взаимодействие социальной психологии с прикладной и практической психологией;
7) обеспечение взаимосвязи отечественной социальной психологии с различными направлениями зарубежной социальной психологии.
МЕТОДЫ
Феноменологизация и концептуализация
Наблюдение
Опрос
Эксперимент
Моделировние
Тестирование
Обработка и интерпретация
Коррекция и терапия
Мотивирование и управление
Обучение и развитие
БИЛЕТ №2
История социальной психологии
задача адаптации мигрантов к принципиально иной реальности. А для этого и нужна специальная наука, описывающая поведение человека в малых группах История возникновения и развития социальной психологии подробно изучается студентами-психологами, обучающимися по специализации «Социальная психология». У нас в Академии подобной специализации не существует, поэтому мы рассмотрим только краткое изложение истории развития нашей науки.
Безусловно, корни современной социальной психологии следует искать в Древней Греции. Имена таких авторов как Платон, Аристотель, Сократ имеют полное право упоминаться в качестве основоположников нашей науки. При этом приоритет сохраняется за Платоном, именно его труды впервые включают в себя социально-психологическую проблематику.
Из числа незаслуженно забытых авторов – предшественников нам хочется вспомнить итальянца Д. Вико (1668 – 1744). Традиционно его расматривают как основоположника этнологии, этнической психологии, философии истории. Однако именно в его трудах мы впервые встречаем идею разделения культуры и цивилизации, идею многоуровневости человеческих целей, приводящие к разным формам социальности человеческого поведения.
Появление социальной психологии, научное оформление разбросанных в рамках других наук социально-психологических идей, готовили философы эпохи Просвещения, готовили гиганты классической немецкой философии, особенно И. Кант и И. Фихте. Так или иначе, но именно к концу девятнадцатого века социальная психология оформляется в отдельную науку.
Во-первых, именно в конце девятнадцатого века начинается массовая социальная миграция европейцев в Америку. Большей частью они едут в США, но не меньшей популярностью у покидающих Старый Свет пользуются и Канада, и Аргентина, и Парагвай. Из Ирландии уезжает две трети населения страны!!! В первую очередь, уезжают из Германии, из Ирландии, из Великобритании, из России, из Италии. Это не просто выбор нового места жительства, это – кардинальная смена образа жизни. Если раньше они трудились от зари до зари, то теперь их рабочий день нормирован. Они впервые узнают о существовании электричества, газет, слово священника перестает для них быть единственной истиной. За два месяца они зарабатывают столько же, сколько на своей Родине зарабатывали за год. Люди буквально переживают культурный шок. И встает задача совладания с этим шоком, встает задача превращения этих людей в полноценных работоспособных членов нового общества. Их же везли в США не на экскурсию, Америке нужны рабочие руки. Встает задача адаптации мигрантов к принципиально иной реальности. А для этого и нужна специальная наука, описывающая поведение человека в малых группах.
БИЛЕТ № 3
ТЕОРИТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
А) теоретический
Теоретическая психология исследует (изучает, наблюдает, экспериментирует) человека — носителя психики. В слое теоретической психологии работают психологи-исследователи. А человек —носитель психики для психолога-исследователя превращается в испытуемого. Про испытуемого можно сказать, что это «частичный» человек: он соглашается за определенную плату отказаться от части своих прав и выполнять инструкции психолога-исследователя (экспериментатора). Как бы ни хотел психолог-экспериментатор, чтобы перед ним сидел максимально естественный, натуральный, целостный человек — носитель психики, это не так. Перед ним тот, кто
лишен части своей активности и произвольности, ограничен в своих правах. Но только так, ограничив (зафиксировав, вынеся за скобки, контролируя как неизменное) одно, можно исследовать другое.
Продуктом отношения исследования между психологом и человеком — носителем психики — являются знания, организованные в теории. Теории живут своей особой, самостоятельной жизнью, транслируются от одного поколения психологов к другому, разрастаются, умирают. Но знания, организованные в теории, могут — при соответствующей переработке — транслироваться в другие слои психологии, например из теоретической психологии в прикладную. Главное, что пользователем психологических знаний (не путать с психологической информацией, которую психолог-консультант передает клиенту) может быть только психолог.
Б) практический
Практическая психология восстанавливает непосредственные отношения с человеком — носителем психики. Но теперь это отношения оказания психологической помощи, а человек здесь уже не испытуемый, а клиент. Понятие «клиент» конституирует позицию практического психолога. Клиент и практический психолог — это две стороны одной медали.
БИЛЕТ № 4
МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ДЕТЕЙ С ОГР ВОЗМОЖНОСТЯМИ
Методы психолого-педагогического изучения детей с ОВЗ
Психолого-педагогическое изучение предусматривает получение о ребенке сведений, раскрывающих знания, умения, навыки, которыми он должен располагать на определенном возрастном этапе. Важно установить запас представлений об окружающем, сформированность качеств, необходимых для учебной работы (произвольность психической деятельности, волевые усилия, планирование и самоконтроль, наличие мотивации, интереса и др.). Если ребенок готовится к поступлению в 1 класс, необходимо выявить его готовность к обучению (физическую, психологическую, умственную). Если дети уже учатся в школе, то следует понять причины имеющихся у них трудностей.
Интересующие педагога сведения можно получить при использовании таких методов, как непосредственная беседа с ребенком и с родителями, воспитателями о нем; анализ работ (рисунков, поделок, тетрадей и др.), специально организованное педагогическое обследование и педагогическое наблюдение.
Как показывает практика, основой любого рода диагностики, позволяющей получить о ребенке максимальный объем сведений, является целенаправленное
наблюдение. Педагогическое наблюдение должно быть заранее спланированным, точно ориентированным и систематическим. Наиболее важно наблюдение за ведущей деятельностью, поскольку именно в рамках ведущей деятельности появляются психологические новообразования того или иного возраста, формируются предпосылки для перехода к новой ведущей деятельности, на новый этап психического развития.
Педагогическое наблюдение позволяет достаточно хорошо изучить мотивационный аспект деятельности ребенка, его познавательную активность, интересы. Изучение мотивации показывает уровень личностной зрелости ребенка.
В детском возрасте большинство мотивов неосознанны, еще не сформировалась их иерархия, не выделился ведущий мотив. Наблюдение за эмоциональными реакциями ребенка поможет разобраться в его мотивации. Например, ребенок выполняет учебные обязанности, чтобы избежать порицания, чтобы его похвалили учитель или родители. У ребенка с выраженной познавательной мотивацией радость будет вызывать сам процесс получения знаний по какому-то предмету и т.п. Понятно, что наиболее продуктивным из вышеперечисленных будет мотив познания нового; другие мотивы будут меньше способствовать осуществлению учебной деятельности.
Выявляя вид мотивации, педагог получает возможность адекватного педагогического воздействия, развивает положительные тенденции.
Диагностическое значение имеет и выявление характера интересов ребенка. Например, показательным может быть то, к каким предметам он больше тяготеет - к чтению, математике, естествознанию, физкультуре и пр. Как правило, дети с первично сохранным интеллектом больше любят те предметы, где имеющиеся нарушения меньше влияют на успешность деятельности (например, дети с тяжелыми нарушениями речи больше любят математику, чем письмо и чтение).
Наблюдение позволяет также оценить степень сформированности деятельности в целом - ее целенаправленность, организованность, произвольность, способность к планированию действий, самостоятельному выбору средств выполнения деятельности. Для получения представления о сформированности деятельности ребенка педагогу следует обратить внимание на следующее:
-
- понимание инструкции и цели задания; -
- способность выполнять задание с учетом простой инструкции и инструкции, состоящей из нескольких заданий; -
- умение определить последовательность действий, операций; -
- умение перестраивать действия в зависимости от изменения цели; -
- способность осуществлять самоконтроль в процессе работы; -
- умение довести деятельность до получения определенного результата, проявить настойчивость в достижении цели, преодолевать трудности; -
- способность адекватно оценить результат собственной деятельности; -
- переключить внимание, быстро перейти от одного задания к другому.
Полезно охарактеризовать и отдельные виды деятельности ребенка.
Педагогическое наблюдение позволяет также выявить особенности отношения ребенка к окружающим и к самому себе. Чтобы выявить эти особенности, педагог целенаправленно оценивает, насколько ребенок стремится к общению, к лидерству, как он ведет себя с младшими и старшими, насколько он инициативен, как к нему относятся окружающие и т.п. Большое значение имеет анализ отношения ребенка к имеющимся у него нарушениям - это характеризует уровень его интеллектуального и личностного развития. Нередко дети с сохранным интеллектом тяжело переживают имеющиеся у них нарушения, подчас дают неадекватные реакции в виде выраженного негативизма, агрессии по отношению к окружающим. Вместе с тем даже при тяжелых нарушениях таких неадекватных личностных реакций может и не быть, и дети гармонично вписываются в коллектив сверстников с менее выраженными расстройствами.
Данные, полученные с помощью наблюдения, используются при составлении психолого-педагогической характеристики ребенка.
БИЛЕТ № 5
ПОНЯТИЕ О СОЦИАЛЬНО ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЯХ
Социально-психологические явления - это феномены, возникающие в результате взаимодействия субъектов (индивидов и общностей) в определенных условиях, отражающие их в различных формах, выражающие отношение к ним, побуждающие и регулирующие поведение людей, осуществляющие обмен сообщениями и переживаниями, а также способствующие организации как социально полезной, так и преступной деятельности.
БИЛЕТ №6
ПОНИМАНИЕ ЛИЧНОСТИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ
Личность – это человек, обладающий определённым набором психологических свойств, на которых основываются его поступки, имеющие значение для общества; внутреннее отличие одного человека от остальных. СОЦИАЛЬНОЕ, ОТНОСИТЕЛЬНО УСТОЙЧИВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ.
В отечественной психологии личность выступает одновременно как активный субъект и «продукт» деятельности и межличностных отношений, которые интериоризуются в процессе общественного развития индивида.
Личность - системное качество индивида, определяемое включенностью индивида в общественные отношения, формирующиеся в совместной деятельности и в общении. Иначе говоря, всевозможные качества человека, возникшие непосредственно или опосредованно, вследствие того, что человек живёт в человеческом обществе, относятся к личности.