Файл: Социальная психология отрасль психологии, изучающая закономерности, особенности поведения и деятельности людей, обусловленные их социальным взаимодействием Предмет.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 81

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Кроме того, личностью называют индивида, который обладает таким системным качеством и, следовательно, является субъектом социальных отношений и сознательной деятельности; 

Таким образом, личность - это человек, как представитель человеческого общества, определяющий свободно и ответственно свою позицию среди других. 
 
БИЛЕТ № 7 
ПОНЯТИЯ “КОММУНИКАЦИЯ,”КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ”, “КОММУНИКАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС”,”КОММУНИКАТИВНЫЕ СЕТИ” 
Коммуникация в психологии — это сознательная или подсознательная передача и обмен информацией с другими людьми. Является своеобразной формой взаимодействия между индивидами, что осуществляется посредством познавательной деятельности. Относится к адресному влиянию на ценности и взгляды собеседника, которые выстраиваются исходя из рациональной составляющей. 
Компетентность (социальная) коммуникативная – ориентированность в различных ситуациях общений, основанная на знаниях и чувственном опыте индивида; способность эффективно взаимодействовать с окружающими благодаря пониманию себя и других при постоянном видоизменении психических состояний, межличностных отношений и условий социальной среды 
Коммуникационный процесс — это процесс обмена информацией между двумя или более людьми. Цель коммуникационного процесса - обеспечить понимание информации, которую можно называть сообщением. Знание роли и содержания каждого из этапов позволяет более эффективно управлять процессом в целом. Рассмотрим отдельные составляющие и этапы данного процесса. 
Коммуникативная сеть - это соединение определенным образом участвующих в коммуникативном процессе индивидов с помощью информационных потоков. Причем рассматриваются не индивиды как таковые, а коммуникативные отношения между ними. 

Коммуникативная сеть включает потоки посланий или сигналов между двумя и более индивидами, концентрируется на выработанных в группах образцах этих потоков. 

 
БИЛЕТ № 8  
СТРУКТУРА,ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ И ВИДЫ КОММУНИКАЦИЙ  
СТРУКТУРА 
Любая коммуникация подразумевает наличие 4 обязательных элементов: 

  • сообщение (передаваемая информация); 

  • отправитель сообщения (коммуникатор); 

  • канал связи; 

  • получатель сообщения (реципиент). 


В случае межличностного общения присутствует также пятый элемент – обратная связь. Обратная связь – это реакция реципиента на сообщение, которую принимает к сведению коммуникатор. В рассмотренных выше примерах обратная связь присутствует между парнем и девушкой (они совместно решают, как провести вечер), а также между продавцом и покупателем. А вот в примере с рекламой обратной связи нет. 
ФУНКЦИИ 
Выделяют следующие функции общения: 1) информационно-коммуникативную (передача, прием информации); 2) аффективно-коммуникативную (обмен эмоциями); 3) регуляционно-коммуникативную (влияние на поведение другого). 

Общение чрезвычайно многогранно. Оно может быть представлено в своем разнообразии по видам  
 ВИДЫ КОММУНИКАЦИЙ  
1. Индивидуальная коммуникация 

В такой форме взаимодействия есть только два участника, обменивающихся информацией между собой без каких-либо посредников и свидетелей. Как правило, речь идёт о непосредственном общении, обеспечивающем очень эффективный, точный и достаточно быстрый обмен информацией. 

Примеры  
личное общение двух людей; 

  • переписка в мессенджере или по электронной почте; 

  • телефонный разговор. 

2. Коллективная коммуникация 

Данная форма подразумевает наличие нескольких получателей передаваемой информации. И любой из участников коллективной коммуникации, создавая сообщение, должен учитывать, что адресатом является группа людей. При этом получатели сообщения могут быть как его непосредственными собеседниками, так и зрителями, вообще не имеющими возможности ответить или ограниченными в такой возможности. 

Примеры: 

  • разговор в кругу приятелей; 

  • выступление на конференции; 

  • стрим на YouTube; 

  • прямая трансляция на телевидении. 

3. Внутриличностная коммуникация 

Если говорить простыми словами, это диалог с самим собой. Внутриличностная коммуникация осуществляется постоянно и оказывает существенное влияние на наши действия и решения. 

Примеры 
риторические вопросы и утверждения, произносимые вслух; 

  • мысленный диалог с собой или воображаемым собеседником; 

  • ведение дневника; 

  • выписывание мыслей на бумагу для лучшего осмысления. 

Некоторые исследователи считают, что общение с самим собой нельзя считать коммуникацией, поскольку обмена данными не происходит. Но с точки зрения психологии, разговор психически здорового человека с самим собой – это перенос информации из одного контекста в другой. В таком случае можно считать, что определённый обмен данными всё же присутствует. 



4. Межличностная коммуникация 

Это взаимодействие между несколькими индивидами. Очевидно, что данная форма противоположна внутриличностной коммуникации. 

Примеры: 

  • общение преподавателя с группой студентов; 

  • разговор двух людей; 

  • выступление перед аудиторией. 

5. Внутригрупповая коммуникация 

Здесь речь идёт об общении, происходящем внутри группы, состоящей из двух или более человек, на уровне отдельных индивидов. Специфика такого общения состоит в том, что собеседники изначально входят в одну группу, а значит, взаимопонимание между ними уже налажено. 

Примеры: 

  • разговоры в рабочем коллективе; 

  • выступление одного из участников в клубе анонимных алкоголиков; 

  • общение друзей во время праздничного застолья. 

6. Межгрупповая коммуникация 

Данная форма подразумевает обмен информацией между разными группами или между представителями разных групп (то есть, взаимодействие может происходить как на индивидуальном уровне, так и на групповом). 

Примеры: 

  • дебаты между представителями разных партий; 

  • переговоры между двумя делегациями. 

Динамику и результаты межгрупповой коммуникации прогнозировать сложнее всего, поскольку она сильно зависит от участвующих сторон, темы общения и прочих факторов. Кроме того, как правило, данный формат взаимодействия подразумевает, что интересы сторон противоположный 

7. Массовая коммуникация 

Данный формат подразумевает, что у информационного сообщения один отправитель и большое количество получателей. Как правило, это не адресная коммуникация, то есть, получатели остаются анонимными. Специфика заключается в том, что отправитель не рассчитывает на ответную реакцию. Впрочем, современные технологии позволяют получать обратную связь (к примеру, видеоблогер во время стрима может читать комментарии пользователей). 

Примеры: 

  • стрим на YouTube или в другой социальной сети; 

  • выступление в прямом эфире на телевидении; 

  • публикация статьи в газете; 

  • выступление со сцены перед большой аудиторией. 

 

 
БИЛЕТ №9
ПОНЯТИЕ , ВИДЫ , ФУНКЦИИ И ЦЕЛИ ЭФФЕКТИВНОГО ОБЩЕНИЯ

ПОНЯТИЕ

Оптимальное (эффективное) общение – это такое взаимодействие, кото-рое создает наилучшие условия для выработки и реализации не противореча-щих коммуникативных целей всех партнеров по общению, для создания благо-приятного эмоционального климата вследствие преодоления различного рода барьеров, а также для максимального раскрытия личности каждого.
ВИДЫ ЭФФЕКТИВНОГО ОБЩЕНИЯ
По своим формам и видам общение чрезвычайно разнообразно. Можно говорить о прямом и косвенном общении, непосредственном и опосредованном, вербальном и невербальном и т.д.

Вербальное общение - это общение с помощью словесной, языковой системы передачи информации, осуществляется посредством речи. В вербальном общении обычно применяют два варианта речи: устная и письменная.

Невербальное общение - это неречевая форма общения, включающая в себя жесты, мимику, позы, визуальный контакт, тембр голоса, прикосновения и передающая образное и эмоциональное содержание. Невербальные средства общения нужны для того, чтобы: регулировать течение процесса общения, усиливать психологический контакт между партнерами, обогащать значения, передаваемые словами, направлять истолкование словесного текста, выражать эмоции и отражать истолкование ситуации.

Общение может быть личным и деловым. Личное общение - это неофициальный обмен информацией. Деловое общение - это процесс взаимодействия людей, выполняющих совместные обязанности или включенных в одну и ту же деятельность. В какой бы ситуации общения вы не находились, важно помнить, что Ваше поведение в процессе общения должно быть уверенным, искренним и доброжелательным, и это приведет Вас к успеху.

Общение в зависимости от обстоятельств может быть прямым и косвенным. В первом случае оно проходит при непосредственном контакте субъектов общения, а во втором - с помощью переписки или технических средств. Как в процессе прямого, так и косвенного общения используются различные методы влияния или воздействия на людей.

ФУНКЦИИ ЭФФЕКТИВНОГО ОБЩЕНИЯ
Контактная – установление состояния готовности к приему и передаче сообщения, а также поддержанию взаимосвязи.
2. Информационная – обмен информацией.
3. Побудительная – стимулирование определенной активности партнера по общению с тем, чтобы он реализовал определенный вид деятельности.
4. Координирующая – осуществление взаимно координирующих действий при выполнении совместной деятельности.
5. Функция понимания – адекватное понимание друг друга.
6. Эмотивная – благодаря общению мы можем изменять и создавать определенные эмоциональные состояния у себя или у партнера.
7. Функция установления отношений – благодаря общению каждый из нас может осознавать и фиксировать свое место в системе отношений. 8. Функция оказания влияния – мы можем менять поведение, мнение, установки партнера.

ЦЕЛИ ЭФФЕКТИВНОГО ОБЩЕНИЯ

Передача информации и обмен ею;
развитие различных навыков и умений для социально-культурной деятельности;
познание себя, отношения к окружающим;
обмен информацией, работой, новаторскими идеями, технологиями и т. п.;
определение для себя других целей и способов их добиться;
обмен чувствами.

БИЛЕТ № 10
МЕСТО ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ СРЕДИ ДРУГИХ ВИДОВ ОБЩЕНИЯ
Роль делового общения в повседневной жизни индивидов довольно трудно переоценить, ведь оно затрагивает практически все области жизнедеятельности. Деловые коммуникации так же, как и другие виды межличностных взаимодействий имеют свои общие принципы регулирования протекания процессов профессионального общения.

Принципы делового общения включают межличностность общения, его целенаправленность, непрерывность коммуникаций и многомерность.

Межличностность характеризуется открытостью взаимодействия индивидов и многоплановостью. Она базируется на личной заинтересованности индивидов друг к другу. Организация делового общения при таком принципе построения направлена, преимущественно, на профессиональную составляющую процесса, однако не стоит забывать, что оно все равно будет иметь характер межличностного взаимодействия и содержать некий межличностный радикал. Реализация общения при любых обстоятельствах определено не только конкретной деятельностью или обсуждаемой проблемой, но и личностными свойствами собеседников, их взаимоотношениями. Отсюда следует, что любое деловое коммуникационное взаимодействие неотделимо от межличностных взаимосвязей.

Целенаправленность коммуникаций многоцелевая. В ходе общения информационную нагрузку имеет неосознаваемая цель наряду с осознаваемой. Так, например, докладчик ознакамливает присутствующих с проблемным вопросом, при этом преследуя цель довести до сведения участников процесса суть вопроса. Однако наряду с этим на неосознанном уровне у него может быть стремление покрасоваться или продемонстрировать участникам свой интеллект, красноречие и т.п.

Непрерывность заключается в инициации непрерывного делового и межличностного взаимодействия с партнером при попадании в его поле зрения. Так как коммуникация содержит в себе как вербальные элементы, так и невербальные средства делового общения, люди постоянно посылают поведенческие сообщения. Таким сообщениям собеседник придает конкретный смысл, вследствие чего делает соответствующие выводы.

Многомерность основывается на том, что индивиды в различных ситуациях делового взаимодействия не только совершают обмен данными, но таким или иным образом регулируют взаимоотношения. Так как сфера делового общения достаточно разнообразна, то в процессах общения могут осуществляться, как минимум, две стороны взаимоотношений. Одна – заключается в поддержании делового взаимодействия и передаче профессиональной информации. Другая – в передаче эмоционального отношения к партнеру, наличествующего в любом контакте.