Файл: Теоретические основы развития композиционных умений у детей младшего школьного возраста в процессе изобразительное деятельности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 75

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




Содержание



Глава 1 Теоретические основы развития композиционных умений у детей младшего школьного возраста в процессе изобразительное деятельности
1.1. Психолого-педагогические особенности развития композиционных умений у детей младшего школьного возраста
1.2. Характеристика изобразительной деятельности в начальной школе
1.3. Методические аспекты развития композиционных умений у детей младшего школьного возраста в изобразительной деятельности деятельности
Глава 2 Применение изобразительной деятельности в развитии композиционных умений у детей младшего школьного возраста на уроках изобразительного искусства
2.1 Диагностика уровня развития композиционных умений у детей младшего школьного возраста
2.2. Анализ применения изобразительной деятельности в развитии композиционных умений у детей младшего школьного возраста
2.3. Оценка эффективности практической работы на уроках изобразительного искусства в развитии композиционных умений у детей младшего школьного возраста
Заключение
Список использованных источников
Приложение


Введение



На уроках по изобразительному искусству в начальной школе первостепенной задачей является формирование композиционных умений. Ученик должен овладеть основными, необходимыми, практическими умениями и навыками в композиционных понятиях, а также в различных видах художественной деятельности, в специфических формах художественной деятельности. Развитие способностей в изобразительной деятельности, художественно-образное отражение предметов и явлений окружающего мира, воспитание духовных и нравственных основ школьников через эмоционально-ценностное восприятие произведений изобразительного искусства, являются приоритетами уроков и занятий изобразительным искусством.

Начальное общее образование направлено на формирование личности обучающегося, развитие его индивидуальных способностей, в том числе развитие эстетического вкуса, композиционных навыков и гармонии при восприятии мира. Об этом говорится в Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»


Композиционные умения – это сознательное владение методами и приемами художественной деятельности, основанной на выразительных творческих средствах. Процесс развития композиционных навыков зависит от индивидуальных особенностей, творческих способностей личности ребенка, от методических особенностей организации и проведения занятий по изобразительному или декоративно-прикладному искусству. Особая роль в развитии композиционных умений у детей младшего школьного возраста принадлежит искусству.

Известно, что педагогическая деятельность на занятиях изобразительного искусства обязательно должна включать искусствоведческую и эстетико-художественную компоненты. Причем расширять общение ребенка с произведениями искусства необходимо не только для его эстетического развития. Важно моделировать ход урока таким образом, чтобы развивались композиционные способности. Учащиеся даже младших классов могут успешно научиться вести анализ произведений художников с точки зрения их композиционного построения, при наличии качественного, сознательно подобранного, разнообразного наглядного материала.

Занятия изобразительным искусством призваны способствовать эмоционально-нравственному развитию ребенка, способности восприятия искусства и потребности в общении с ним, дать опыт полноценного художественного творчества, сформировать устойчивый интерес к интеллектуально-творческой деятельности. Для некоторых учащихся эти занятия становятся началом профессионального пути в искусстве. Такое образование предоставляет широкие возможности для поиска образовательных новаций, способно более гибко реагировать на изменяющиеся социальные запросы общества, что в свою очередь подчёркивает актуальность темы выпускной квалификационной работы.

Объект исследования: процесс развития композиционных умений у учащихся младшего школьного возраста.

Предмет исследования: процесс развития композиционных умений у учащихся младшего школьного возраста.

Цель: теоретически обосновать и разработать комплекс заданий по изобразительной деятельности, направленный на развитие композиционных навыков у детей младшего школьного возраста
Задачи:

  1. Изучить психолого-педагогические особенности развития композиционных умений у детей младшего школьного возраста

  2. Описать характеристику изобразительной деятельности в начальной школе;

  3. Проанализировать методические аспекты развития композиционных умений у детей младшего школьного возраста в изобразительной деятельности деятельности;

  4. Выполнить диагностику исходного уровня развитости композиционных умений у детей младшего школьного возраста;

  5. Описать содержание работы по развитию композиционных умений у детей младшего школьного возраста в изобразительной деятельности;

  6. Выполнить диагностику итогового уровня развитости композиционных умений у детей младшего школьного возраста.


Теоретические и эмпирические методы исследования: теоретический анализ социально-педагогической, педагогической, философской, этнопедагогической, психологической, этнографической, социологической, историографической, фольклористической литературы по теме исследования; анализ документации и архивных данных; беседа, анкетирование, интервьюирование, педагогические наблюдения в естественных условиях; игровая диагностика; обобщение независимых характеристик; ретроспективный анализ личного педагогического опыта; опытно-экспериментальная работа в учреждениях образования; методы количественной и качественной обработки эмпирических данных.

Практическая значимость исследования: материалы выпускной квалификационный работы могут быть использованы учителями начальных классов, студентами педагогических колледжей специальности «Коррекционная педагогика в начальном образовании».

Глава 1 Теоретические основы развития композиционных умений у детей младшего школьного возраста в процессе изобразительное деятельности
1.1. Психолого-педагогические особенности развития композиционных умений у детей младшего школьного возраста



Для того, чтобы определить сущность понятия «композиционные умения», подробно рассмотрим понятия «композиция» и «навыки».

Композиция – с одной стороны это творческий процесс создания произведения искусства, с другой же стороны – это своеобразный комплекс средств раскрытия содержания картины, который основан на законах, приемах и правилах, служащих целому и выразительному решению замысла.

У композиции есть свои законы, складывающиеся в процессе художественной практики и развития теории. Р.В. Паранюшкин называет эти законы признаками, выделяя следующие:

– целостность;

– подчинённость второстепенного главному, то есть наличие доминанты;

– уравновешенность.

Умение — освоенный субъектом способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретённых знаний и навыков. Формируется путём упражнений и создаёт возможность выполнения действия не только в привычных, но и в изменившихся условиях. Умение способствует приобретению знаний, умений, и развивает человека как личность, способствует успеху его деятельности.


Младший школьный возраст является благоприятным периодом развития композиционных умений. Дети демонстрируют разные уровни сформированности умений и навыков, исходя из индивидуальных особенностей развития познавательных процессов, которые в начальной школе начинают приобретать опосредованный характер и становятся осознанными и произвольными. От этого зависит уровень сформированности композиционных умений. В период обучения в начальной школе, ребёнок постепенно овладевает своими психическими процессами, учится управлять вниманием, памятью, мышлением, соответственно и совершенствует композиционные умения.

В исследованиях Е.И. Игнатьева, Е.В. Шорохова доказано, что развитие композиционных умений, в первую очередь, связано с развитием композиционного мышления. По мнению О.Н. Чигинцевой, композиционное мышление – это вид наглядно-образного мышления, вначале связанный с поиском различных путей организации фиксированных элементов пространства – линий, цветовых пятен, объединённых общим чувством и смыслом, – а затем с выбором лучшего варианта, в котором состав и расположение частей целого приобретает характер композиционных закономерностей.

В младшем школьном возрасте продолжает развиваться наглядно-образное мышление, что предполагает активное включение в обучение моделей разного типа. Оно очень ярко проявляется при понимании, сложных картин и ситуаций. A.B. Свешников, В.Л. Илющенко, рассматривали понятие «композиционное мышление». Под ним следует понимать мыслительные процессы, направленные на обобщение и перевод на язык рисунка и живописи образов, и составление из них целостного произведения. Мысли выявляются и передаются не только в словесной, но и в образной и визуальной форме. Композиционное мышление у детей младшего школьного возраста формируется в момент появления замысла, продолжается при отборе элементов, объединенных общим смыслом, размещении их в пространстве.

В этот период происходит развитие основных мыслительных действий и приемов: сравнения, выделения существенных и несущественных признаков, обобщения, определения понятия, выделения следствия и причин. В результате чего младший школьник уже способен оперировать относительно сложными понятиями, мыслить в отрыве от конкретных предметов, то есть владеть композиционными навыками: выделять сюжетно-композиционный центр, применять линию горизонта.

В младшем школьном возрасте восприятие превращается в целенаправленный управляемый процесс, становится расчленённым, характеризуется непроизвольностью, хотя элементы произвольного восприятия встречаются уже в дошкольном возрасте. Высока эмоциональность восприятия – выделение яркого,
необычного в качестве основного, часто выделение случайных деталей (таких свойств как цвет, форма, величина) вместо существенных, поэтому при передаче пространства и композиционного центра у обучающихся младшего школьного возраста возникают трудности, которые надо преодолеть при помощи овладения композиционными умениями.

Особая роль в развитии композиционных навыков отводится изобразительной деятельности. Она обусловлена особой благоприятностью возраста, с одной стороны, и активным познавательным развитием – с другой стороны. К.Д. Ушинский и П.Ф. Каптерев говорили о том , что для создания успешной композиции в изобразительной деятельности необходимо развивать умения и навыки.

В процессе изобразительной деятельности участвует не какая-либо отдельная функция – восприятие, память, представления, мышление и воображение, а личность учащегося в целом, позволяет развить чувство прекрасного, формирует способность наслаждаться произведениями искусства и красотой природы, учит законам композиции.

Развитие познавательных процессов детей определяется тем, что в изобразительной деятельности передают свои переживания, чувства, впечатления, полученные от взаимодействия с объектом. В процессе создания образа конкретного героя у младших школьников уточняются, закрепляются знания, полученные раннее. Для работы они подключают воображение, память, мышление, переживание

При овладении изобразительными действиями, по мнению Г.Г. Григорьевой, учащиеся осваивают комплекс знаний, умений, и навыков, в частности композиционные навыки: пропорциональные отношения в предмете и между ними. Рисунки являются продуктом мышления, то их содержание следует рассматривать в связи с особенностями мыслительных образов, свойственных младшему школьнику.

Стоит также отметить условия развития композиционных умений в изобразительной деятельности:

– учёт физического и индивидуального развития детей;

– ориентацию на зону ближайшего и актуального развития детей;

– создание психологически комфортной атмосферы на занятиях;

– структурирование занятий в логике от общего к частному;

– в ходе занятий выделение генетически исходного понятия «композиция»;