Файл: Вариант 4 Упражнение 4.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 53

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вариант 4

Упражнение 4.

1)Поставьте ударение в словах. Составьте со словами небольшие
предложения. Определите стилевую принадлежность полученных контекстов.
Искра(знания) - искра ( зажигания), каталог, квартал, бензопровод.
А) Между ними пробежала искра доверия. Как они были близки в тот момент. Момент, который больше никогда не возникал в жизни молодых людей.(художественный текст)

Б)Каталог- это в общем случае, некий список информации об объектах. Список составляется с целью облегчения поиска этих объектов по признаку. Признаки бывают разных видов.(научный стиль)

В) Какое ты бревно все-таки! За первый квартал месяца опять денег не принес. Горе ты мое!(разговорный стиль)

Г) В данном отчете я уведомляю Вас о том, что партия инструментов для бензопровода была доставлена 25 августа к месту назначения. Необходимые чеки предъявлены ранее. (официально деловой стиль)
2)Спишите. Исправьте стилистические ошибки в приведенных ниже предложениях. Исправления объясните. Запишите исправленный текст.
А)Библиотеку переселили в более худшее помещение.

Библиотеку перенесли в более худшее помещение .( правильный вариант)

Объяснение: слово «переселили» относится только к одушевленным лицам, слово «библиотека» таковым не является.


Б)
Принесли ароматное горячее кофе.

Принесли ароматный горячий кофе.(правильный вариант)

Объяснение: слово «кофе» строгая литературная норма предписывает употреблять как существительное мужского рода: крепкий кофе уже остыл.



Упражнение 14.

1)Спишите. Дайте стилистическую характеристику выделенных слов.
Кто, сударыня, в молодости не умел верить, тот не уверует и в
старости, будь он хоть распереписатель. (А.П. Чехов)
Лексика устной речи, эмоционально окрашенная лексика, разговорная лексика, устаревшая лексика.
2)Подберите к существительным мужского рода существительные женского рода и наоборот. Объясните отсутствие соответствия .
Голубь,умелец,кандидат,призер.
Стенографистка, ткачиха.
А)Слова без парных образований :умелец,кандидат,призер,стенографист ,голубь(многие имена существительные мужского рода, обозначающие лицо по профессии, занимаемой должности, выполняемой работе, занятию, ученому или почетному званию и т.д., в официально-деловом стиле сохраняют свою форму и в тех случаях, когда относятся к лицам женского пола).


Если говорить о слове «голубь»,то следует отметить,что в разговорной речи можно встретить такой вариант «голубиха», одно слово служит названием самца, а другое называет самку и одновременно является общим названием; это названия домашних животных. Но желательно употреблять вариант «голубь»).
Б)Слова, обозначающие профессию, имеют только формы женского рода: ткачиха( можно встретить такой вариант, как «ткач»,но в силу того ,что чаще всего этой деятельностью занимаются лица ж.пола, употребляется в основном вариант «ткачиха»).
Упражнение 24.

1) Пользуясь словарем, определите род существительных. Раскройте скобки.

Отец привез из Самарканда несколько (дыня). Осенью всегда бывает много (свадьба).

Я оставался в лесу долго: от синих (сумерки) до полных (потемки).
Отец привез из Самарканда несколько дынь(ж.р.).

Осенью всегда бывает много свадеб(ж.р.).

Я оставался в лесу долго: от синих сумерек (нет рода)до полных потемок(нет рода).

2) Подберите к существительным прилагательные и составьте с полу-
чившимися словосочетаниями небольшие предложения. При необходимости обращайтесь к словарю.
Резюме, конферансье, протеже, интервью.
Я предоставила им свое новое резюме.

Толстый конферансье встретил меня у двери.

Моя новая протеже подставила меня.

Давать новое интервью – обычное для меня дело.
3) Найдите грамматико-стилистические ошибки в выборе форм имен
существительных и исправьте их.
Директор завода в настоящее время находится в отпуску.
Он всегда был на переднем краю науки.

Мы увидели в зоопарке красивую жирафу.
А)Директор завода в настоящее время находится в отпуске.
Б)Он всегда был на переднем крае науки.

В)Мы увидели в зоопарке красивого жирафа.

Упражнение 34.

Найдите и исправьте ошибки, связанные с неправильным употреблением сравнительной и превосходной степеней имен прилагательных и наречий и неправильным использованием форм прилагательных. Исправления объясните.
Фраза на этот раз звучала звончее.

В работах этого писателя встречается более терминологическая лексика.

День, полон неожиданностей, казалось, не кончится.
А)Фраза на этот раз звучала звонче(В данном контексте уместнее употребление «звонче», слово «звончее» является лексической ошибкой).


Б)В работах этого писателя встречается терминологическая лексика(прилагательное «терминологическая» не имеет превосходную степень).
В)День, полный неожиданностей, казалось, не кончится( от подлежащего «день»задается вопрос «какой», употребление «полный неожиданностей»является уместным употреблением).

Упражнение 44.

1)Найдите случаи неправильного выбора форм числительного и случаи ошибочного сочетания числительного с существительным. Исправьте. Укажите возможные варианты форм числительных. Все цифры запишите прописью.
Четверо аспиранток закончили работу над диссертацией.

Четверо аспирантов закончили работу над диссертацией.(правильный вариант)
2)Исправьте ошибки, связанные с неправильным употреблением местоимений. Ошибки объясните.
А) Новая форма организации труда на комбинате дает возможность
рабочему превратиться в требовательного организатора производства,
воспитывает в себе чувство хозяина.

Новая форма организации труда на комбинате дает возможность
рабочему превратиться в требовательного организатора производства
и
воспитывать в себе чувство хозяина.(неправильное употребление, получается так,что это новая форма организации труда воспитывает в себе чувство хозяина).
Б) Развенчивая поэзию стремящегося уйти от жизни и борьбы поэта в рецензии на его сборник, газета использовала такие «перлы» ее.

Развенчивая поэзию стремящегося уйти от жизни и борьбы поэта в рецензии на его сборник, газета использовала такие ее «перлы» (желательно притяжательное местоимение употреблять до существительного,к которому оно относится).

Упражнение 54

Исправьте ошибки в использовании форм глаголов и причастий. Укажите возможные варианты форм и их стилистическое использование.

А) Электрички идут ежедневно.

Электрички ходят ежедневно( публицистический стиль).
Б) Брошюра дает знания об истории календаря, научит делать календарные расчеты быстро и точно.

Брошюра дает знания об истории календаря, учит делать календарные расчеты быстро и точно (научный стиль).

Упражнение 64.

Скоординируйте подлежащее со сказуемым, согласуйте определения с
определяемым словом. Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы.

Мать с ребенком питал...сь в столовой.

Этот ребенок - настоящ...неряха.

А)Мать с ребенком питались в столовой.

Б)Этот ребенок – настоящий неряха.

Упражнение 74.

1)Составьте предложения, включив в них деепричастные обороты,
образованные отданных глаголов.
Держать, читать.
А)Она, держа в руках мокрые цветы, с радостью кинулась мне навстречу.

Б)Читая в детстве все книги подряд, я понимал все больше и больше.
2) Исправьте ошибки в употреблении деепричастий.
А)Собравшись на праздник, не забудьте купить трещотки и бенгальские
огни.


Собираясь на праздник, не забывайте купить трещотки и бенгальские
огни.(Когда вы собрались на праздник ,не забывайте купить трещотки и бенгальские огни).

Б)Ограничившись первыми двумя членами уравнения, получается линейная зависимость.

При ограничении первыми двумя членами уравнения получается линейная зависимость.
В)Так, готовясь к походу, проходили дни.

Так, когда я готовилась к походу, проходили дни.

Упражнение 84.

Ориентируясь на образцы документов, приведенных в «Конспекте лекций» на стр. 31-34 (Макарова С.Г. Конспект лекций по курсу «Русский язык и культура речи». Для студентов-заочников. Казань: Казан, гос. энерг. ун-т, 2003.), составьте следующие документы:
1)заявление о приеме на работу;
Директору

спортивного клуба «Бег»
Кожевниковой К.Н.
Малешина Никиты


Владимировича


Заявление.

Прошу принять меня на работу тренером в спортивный клуб «Бег»с 19.09.2012 г.

8.09.2012 Малешин

2)отчет об ученической или производственной командировке;

В отдел аспирантуры КФУ

Отчет о командировке

По заданию кафедры филологического факультета и согласно индивидуальному плану с 1 сентября по 31 сентября 2012 г. я находилась в командировке в г.Минск ,где изучала материалы для исследования местных диалектов.

Мною проделана следующая работа: собраны и изучены материалы по исследованию местного диалекта.
Аспирант______________________Кузина М.Р.
1 октября 2012 г.



3)докладную записку о необходимости проведения какого-либо

мероприятия или о происшествии, имевшем место на производстве



Директору спортивного клуба «Бег»

охранника

Мирина Т.Р.
Докладная записка

Извещаю Вас о том, что 18 июня произошла драка между двумя посетителями нашего клуба , в результате чего были разбиты 2 окна.
19 июня 2012 г. Мирин Т.Р.

Упражнение 94.

Ориентируясь на материал лекций, приведенных в конспекте лекций на стр. 45-52 Лекция 4. «Публицистический стиль и стиль художественной литературы»; стр. 65-70 Лекция 6. «Основы мастерства публичного выступления» (Макарова С.Г. Конспект лекций по курсу «Русский язык и культура речи». Для студентов-заочников. Казань: Казан, гос. энерг. ун-т, 2003.), составьте публичную речь на одну из предложенных тем (объем должен быть примерно 2 страницы):

  1. «Образованный человек- полезный человек»;

2)«Я верю в будущее России (предвыборная речь кандидата в
депутаты)»;

3)«За энергетикой будущее (речь о перспективах развития
энергетической отрасли)».

Я верю в будущее России .

История складывается из судеб, характеров каждого из нас, и роль государства так же, как и семьи, в становлении личности, очевидна. А это, прежде всего, человек нравственный, которому не нужна так называемая, свобода, и выбор у него один - жить по совести, что разумно, требует усилия воли, но вернётся сторицей. Так может стоит задуматься над тем, как построить наше общество, чтобы таких людей было больше? Сильно сомневаюсь, что мысль о материальном благополучии без человеколюбия, в конечном итоге, сделает то, к чему нужно стремиться. Поэтому воспитывать надо "всем миром", а значит правильно и сызмальства, как это было в недавнем прошлом с вполне неплохой системой дошкольного, среднего и высшего образования. В наше время учителя с большим энтузиазмом преподают на платных дополнительных занятиях и не заинтересованы давать полноценные знания за скромное жалованье. Учить решать школьные задания детей приходится их родным, если остаётся время после каждодневной "борьбы с диким рынком". Плюс незаконные поборы на ремонт школы, охрану и т. д. А любимые чада, в основном, предоставлены сами себе и предпочитают ничегонеделание: телевизор, компьютер или улицу. Бесплатные спортивные секции и кружки по интересам есть, но желающих там заниматься не много, в том числе и из-за отсутствия замысла о всеобщем физическом оздоровлении нации. Взамен предлагается социальная реклама об отказе от курения и т. п. Происходит всё большая коммерциализация спорта и здравоохранения, а, следовательно, ещё большее разделение между качеством жизни бедных и богатых.Телевидение с его развлекательной программой, - низкопробный продукт, за редким исключением, к уровню которого многие постепенно привыкли. В новостной части тоже не всё понятно... Часто бывает так, что одно и то же событие на разных каналах перевирают на свой лад, а красноречие наших руководителей сводится к ораторскому искусству говорящего, т. к. действительность несколько отличается от сказанного.