Файл: 72. Правовые основы деятельности судов по предупреждению преступности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 106

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

72.Правовые основы деятельности судов по предупреждению преступности.


Среди государственных органов и организаций важная роль в предупреждении преступлений отводится суду. При этом суды обладают широкими и благоприятными возможностями, так как являются участниками широкого круга правоотношений, возникающих в сфере борьбы с преступностью – почти всеми её видами, формами и разновидностями. Особо следует подчеркнуть роль мировых судей, разбирающих мелкие правонарушения, с которых обычно начинается преступное поведение, осуществляющих тем самым и профилактическую деятельность.

Профилактический эффект деятельности суда связан прежде всего с выполнением им своей основной задачи – осуществления правосудия. Вынося справедливый приговор по уголовным делам, суд обеспечивает общую и специальную превенцию, в том числе вносит свой вклад в предупреждение рецидива. Таким образом, вынося справедливый приговор, то есть избирая вид наказания, суд осуществляет борьбу с преступностью, а следовательно, и предупреждение преступлений.

Наказание есть уголовно-правовой инструмент суда в борьбе с преступностью, а следовательно, и предупреждения преступлений. Более того, инструмент этот по своей карательной направленности наиболее жесткий. Уголовное наказание является главнейшим инструментом уголовно-правовой борьбы с преступность. И этот инструмент законодатель вложил исключительно в руки суда.

Обвинительный приговор суда является одной из форм реализации негативной уголовной ответственности, оказывая действенное общее и частное превентивное воздействие. Между тем п.3 ч.5 ст.302 УПК РФ предусматривает возможность вынесения обвинительного приговора и без назначения наказания. Предупредительное воздействие негативной уголовной ответственности без реализации в форме наказания проявляется и в самом факте вынесения обвинительного приговора суда, несмотря на то, что, например, лицо в связи с изменением обстановки освобождается от наказания (ст.80.1 УК РФ), оно и совершенное им деяние подверглись государственному осуждению.


Достаточно часто судами применяется такая мера специального предупреждения преступлений, как условное осуждение (ст.73 УК РФ), превентивный эффект которого достаточно высок. На это указывает то, что на условно осужденного может быть возложено судом исполнение определенных обязанностей, носящих исключительно профилактический характер: не посещать определенные места, пройти курс лечения от алкоголизма, наркомании и токсикомании или венерического заболевания и другое (ч.5 ст.73 УК РФ).

Велика роль суда в специальном предупреждении преступлений путем реализации норм уголовного законодательства с так называемой двойной превенцией. Так, например, назначением наказания за угрозу убийством или причинением тяжкого вреда здоровью (ст.119 УК РФ) суд, несомненно, способствует предотвращению других, как правило, несравненно более опасных преступлений, которые с высокой долей вероятности могли бы быть совершены в случае реального исполнения запугиваний, обещаний расправиться и тому прочему. К таким нормам также относятся: умышленное причинение легкого вреда здоровью (ст. 115 УК РФ), побои (ст.116 УК РФ), истязания (ст. 117 УК РФ), хулиганство (ст.213 УК РФ) и другие. Аналогичным образом действует механизм специально-криминологического предупреждения при рассмотрении судом дел частного обвинения (ст.129, 130 УК РФ и другие), а также дел о вовлечении несовершеннолетних в преступную деятельность (ст.150 УК РФ).

Содержание уголовно-правового предупреждения преступлений определяют также иные средства, предусмотренные уголовным законодательством, а именно: принудительные меры воспитательного воздействия к несовершеннолетним (ст.90-91 УК РФ); принудительные меры медицинского характера (ст.97-104 УК РФ). Данные средства относятся к специально-предупредительным мерам, которые направлены на устранение причин и условий совершения преступлений. В свою очередь, только суд наделен правом применения к лицу принудительных мер воспитательного воздействия в отношении несовершеннолетних (гл.50 УПК РФ) и принудительных мер медицинского характера (гл. 51 УПК РФ).

Профилактический эффект деятельности суда во многом обеспечивается реализацией принципа гласности

в его работе, что предполагает, в частности, своевременное освещение хода и результатов судебных процессов, привлекающих внимание населения, причем центр тяжести информации должен быть не на сенсационных деталях преступления, а на его причинах и условиях, неиспользованных возможностях предупреждения.1

Наконец, профилактическую направленность имеют и аналитическая работа, обобщение судебной практики, создающие информационное обеспечение для методической работы в сфере предупреждения преступности. Ведение судебной статистики судебным Департаментом при Верховном суде РФ и нижестоящих судах превращает их в держателей криминологической информации, необходимой для прогностических и профилактических целей.

73. Общая характеристика предупреждения преступлений ОВД. Правовые основы деятельности ОВД по предупреждению преступности.


Предупреждение преступлений органами внутренних дел - деятельность служб, подразделений и сотрудников органов внутренних дел, осуществляемая в пределах их компетенции, направленная на недопущение преступлений путем выявления, устранения или нейтрализации причин, условий и обстоятельств, способствующих их совершению, оказания профилактического воздействия на лиц с противоправным поведением в целях недопущения совершения ими преступлений и иных правонарушений.

Предупреждение преступлений органами внутренних дел осуществляется с целью защиты личности, общества, государства от преступных посягательств, противодействия криминогенным процессам в обществе, обеспечения сдерживания и сокращения преступности.

Структуру современной концепции деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений можно представить в следующем виде:

1) общие положения концепции деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений, представляющие собой систему положений о целях, задачах и принципах предупреждения преступлений и правонарушений;

2) объекты предупредительной деятельности органов внутренних дел, к которым относятся негативные явления и процессы, способствующие совершению конкретных преступлений или облегчающие их совершение; юридические лица и граждане;


3) субъекты предупредительной деятельности органов внутренних дел, с учетом того, что среди субъектов предупреждения преступлений органы внутренних дел занимают специальное место, определяемое их предназначением, компетенцией, реальными возможностями (информационными, кадровыми, материально-техническими, организационными и методическими). Наряду с непосредственной предупредительной деятельностью органы внутренних дел оказывают иным субъектам предупреждения преступлений информационную, организационную и методическую помощь;

4) основные предупредительные меры, осуществляемые органами внутренних дел (меры общего предупреждения преступлений; уголовно-правовые, уголовно-процессуальные и административно-правовые меры предупреждения преступлений и других правонарушений; оперативно-розыскные меры предупреждения преступлений и других правонарушений; организационные и иные меры предупреждения преступлений и других правонарушений);

5) организационно-методическое обеспечение деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений и правонарушений, которое возлагается на отраслевые службы и подразделения органов внутренних дел на всех уровнях управления в пределах их компетенции;

6) кадровое, научно-методическое и финансовое обеспечение деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений и правонарушений. Так, специализированные подразделения по предупреждению преступлений комплектуются наиболее квалифицированными сотрудниками, обладающими необходимыми профессиональными качествами и практическим опытом работы в этой сфере деятельности.

В соответствии с требованиями приказа МВД № 19 от 17 янва­ря 2007 г. основными задачами органов внутренних дел по преду­преждению преступлений являются:

- выявление и анализ причин и условий, способствующих со­вершению преступлений, принятие мер по их устранению или ней­трализации;

- выявление и постановка на профилактический учет лиц, склонных к совершению преступлений;

- установление лиц, осуществляющих приготовление к престу­плению и (или) покушение на преступление, и принятие мер по пресечению их противоправной деятельности в соответствии с за­конодательством Российской Федерации;

- привлечение к работе по предупреждению преступлений об­щественных объединений правоохранительной направленности и граждан;

- предупреждение безнадзорности
, беспризорности и правона­рушений несовершеннолетних.

Основная предупредительная деятельность организуется и осу­ществляется непосредственно в территориальных органах внутрен­них дел. Их сотрудники, руководствуясь нормативно заданной ком­петенцией, реализуют в своей повседневной правоохранительной работе следующие функции:

- готовят ежемесячные аналитические обзоры криминологиче­ской обстановки на обслуживаемой территории (объектах обслужи­вания);

- осуществляют комплексную оценку результатов работы со­трудников подразделений по предупреждению преступлений, разра­батывают мероприятия по ее активизации;

- информируют в установленном порядке органы местного са­моуправления, а также организации, предприятия, учреждения, расположенные на территории обслуживания (объектах обслужива­ния), о преступлениях, причинах и условиях, способствовавших их совершению, с изложением конкретных предложений по их устра­нению или нейтрализации;

- осуществляют взаимодействие с соответствующими государ­ственными, муниципальными органами, ведомствами, учреждения­ми, организациями, общественными объединениями;

- проводят комплексные и целевые оперативно-профилак­тические мероприятия по предупреждению преступлений и улуч­шению криминологической обстановки;

- принимают меры по обеспечению безопасности граждан, ес­ли на их жизнь, здоровье или имущество, по имеющейся оператив­ной информации, возможно преступное посягательство;

- выявляют и ставят на профилактический учет лиц, склонных к совершению преступлений, осуществляя за ними контроль;

- осуществляют контроль за соблюдением лицами, освобож­денными из мест лишения свободы, установленных для них в соот­ветствие с законом ограничений;

- в установленном порядке привлекают общественные объеди­нения правоохранительной направленности и граждан к деятельно­сти по предупреждению преступлений;

- информируют население через средства массовой информа­ции о способах и средствах правомерной защиты от преступных посягательств.

Нормы административного законодательства служат правовой основой предупреждения не только правонарушений, но и преступлений. К числу таких норм относятся, в частности, те, которые определяют основания, условия и порядок применения административно-предупредительных мер - ст. ст. 27.1 - 27.19 КоАП.

В целях предупреждения преступлений широко используются также предусмотренные административным законодательством меры наказания (административный арест, лишение специального права, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения и другие).