Файл: Контрольная работа по дисциплине Управление занятостью.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 50
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
- -
Государственный университет управления
Институт заочного обучения
Специальность – менеджмент
Кафедра управления персоналом
контрольная работа
по дисциплине:
«Управление занятостью»
Вариант №1
Выполнил студент 4-го курса
Группа № УП4-1-98/2
Студенческий билет №
Содержание.
Задание 1. 4
Задание 2. 15
Задание 3. 17
Задание 4. 18
Задание 5. 19
Задание 6. 20
Задание 7. 22
Задание 1.
Охарактеризуйте роль рынков труда в регулировании занятости и безработицы. Какой уровень безработицы следует считать естественным, допустимым, социально опасным?
Рынок труда – это совокупность экономических отношений по поводу спроса и предложения рабочей силы, в которые вступают прежде всего основные контрагенты: работодатели и лица, желающие стать наемными работниками. Это определяет основную конъюнктуру рынка труда, на которую, кроме того, влияет государственная политика на рынке труда.
Рынок труда может также рассматриваться с позиции каждого отдельного предприятия (фирмы), как взаимоотношения между ним и его сотрудниками, не только потенциальными, но и частью фактических. Под последними обычно понимают скрытый рынок труда, т.е. совокупность работников, сохраняющих статус занятых, но имеющих большую вероятность потерять работу или принявших решение сменить работу, а также скрытых безработных, которые заняты неполное рабочее время из за кризисного или предкризисного состояния предприятия.
Категория рынок труда стала широко применяться в РФ в конце 1980‑х гг.
Потенциальным рынком труда называется тот объем неполной занятости, который существует в данный момент, но при ухудшении экономической конъюнктуры может превратиться в открытую безработицу. Это явление получило наиболее значительное распространение в РФ в связи с кризисом отдельных. отраслей промышленности и видов производств и особым российским менталитетом как работающих, так и руководства предприятий, желающих сохранить коллектив в надежде на скорое изменение экономической ситуации.
Ряд исследователей относит к совокупному рынку труда излишнюю численность занятых, в т.ч. скрытых безработных, т.е. не полностью занятых не по своему желанию. Это явление свойственно только странам с переходной экономикой и особенно развито в РФ, но нормально функционирующий рынок труда не может допустить излишнюю численность занятых.
Рынок труда проходят определенные стадии развития, которые обязательно включают стадию резкого увеличения безработицы; поскольку последняя всегда является неотъемлемой характеристикой рынка труда. Нельзя говорить об этой стадии как о кризисе самого рынок труда, но она непременно связана с кризисным состоянием экономики или ее элементов.
Исторически новое явление рынка труда – массовое высвобождение занятых в странах с переходной экономикой, вызвавшее в некоторых случаях невиданный уровень безработицы, оказалось по существу стадией не кризисного состояния рынка труда, а стадией его формирования в этих странах. В отличие от стран Центральной и Восточной Европы, РФ и в 1992-97 гг. не испытала столь острых кризисных явлений на национальном рынке труда и уровень регистрируемой безработицы не превышал за этот период 3,8%, а уровень общей безработицы, по обследованиям Госкомстата, 9%. В то же время в отдельных регионах РФ этот уровень был значительно выше и для проведения в жизнь специальных мер, смягчающих ситуацию на рынке труда, была образована Комиссия Правительства РФ по предотвращению критической ситуаций на рынке труда.
Основные функции рынка труда: распределение и перераспределение рабочей силы, усиление профессиональной переподготовки, повышение качества рабочей силы, влияние на мобильность рабочей силы, профессиональную, территориальную, отраслевую, межсекторальную, социальную, в т.ч. вынужденную при понижении статуса, изменении значимости профессиональных групп.
К регулированию и управлению рынком труда относится воздействие на него Кодекса законов о труде, т.н. законов по охране занятости (регулируют различного рода увольнения, выплаты пособий при разрыве контракта, длительность периода предупреждения при увольнении, административные разрешения на увольнение и т.п.) и законов страхования по безработице. Закон о занятости реализует конституционные права российских. граждан на труд и социальную защиту от безработицы. Статья 5 этого закона предусматривает проведение специальных мероприятий в отношении граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы. Кроме групп, выделение которых общепринято в мировой практике, российский закон относит к этой категории особо защищаемых на рынке труда, например, пострадавших вследствие радиационных аварий и катастроф.
Одно из важных понятий рынка труда – текучесть рабочих мест (процесс их создания и ликвидации), размеры которой наиболее наглядно отражают динамику развития и структурных изменений рынка труда и его корректировки.
Кроме текучести рабочих мест (как первичного фактора), рынок труда характеризуется текучестью рабочей силы: увольнениями наемных работников по экономическим или иным причинам, увольнениями по собственному желанию, выходом на пенсию в связи с достижением пенсионного возраста или на досрочную пенсию, чтобы избежать пополнения армии безработных, первичным вступлением на рынок труда новых поколений, уходом женщин из сферы занятости в связи с рождением ребенка и, наконец, смертью занятого работника или его увечьем, приводящим к инвалидности, не дающей возможности работать (последний случай текучести рабочей силы, а также временное пребывание женщин дома для ухода за ребенком, если оно не связано с увольнением, не относятся непосредственно к рынку труда). Рынок труда характеризуется постоянным наличием вакансий (свободных рабочих мест) при постоянно существующей безработице, уровень которой даже теоретически не может опускаться до нуля. Это несоответствие вакансий и свободной рабочей силы объясняется прежде всего различиями в качестве рабочих мест и качестве рабочей силы и особенно сильно может проявляться в территориальном аспекте. При прочих равных условиях создание новых рабочих мест, расширяя на какое то время рынок труда, должно приводить к соответствующему изменению количества безработных. Но за время послевоенного развития на протяжении длительных циклов было отмечено, что экономический подъем и расширение производства не вызывали адекватного уменьшения безработицы или вообще не влияли сколько-нибудь заметно на ее уровень.
Можно выделить несколько причин этого: новые рабочие места занимаются прежде всего теми, кто, работая, хотел бы поменять место своей работы; новые рабочие места занимают лица, не входившие в экономически активное население, например, вовлечение женщин в общественное производство. Кроме того, сокращение безработных может происходить вне связи с динамикой рабочих мест, когда человек выбывает из категории учтенной рабочей силы и экономически активного населения. Важная характеристика потенциальной емкости рынка труда – доля экономически неактивного населения трудоспособного возраста в общем объеме трудовых ресурсов. В СНГ в период становления рынка труда (1991-95 гг.) эта доля росла практически во всех странах, кроме РФ, и начала немного уменьшаться в 1995 г. в Армении, Казахстане, Киргизии и на Украине.
Существуют различные виды безработицы: Фрикционная безработица – означает незанятость, связанную с поисками или ожиданием работы. Она вызывается переходом работников с одной работы на другую (добровольно или из-за увольнения). Существование определенного уровня безработицы по этой причине неизбежное и подчас положительное явление, поскольку с этим переходом связано решение проблемы получения для рабочего более высокого дохода, а для общества более рационального распределения трудовых ресурсов.
Структурная безработица, как правило, связана с несоответствием структуры рабочей силы новой структуре рабочих мест, т.е. наличие незанятых работников соседствует с наличием вакансий из-за профессионального или географического несоответствия безработных и рабочих мест.
Циклическая безработица вызывается спадом производства – фазой экономического цикла, которая характеризуется недостаточностью совокупных расходов. По этой причине циклическая безработица иногда называют безработицей, связанной с дефицитом спроса.
Технологическая безработица представляет собой следствие вытеснения рабочей силы с производства, в связи с его автоматизацией и внедрением новых технологий.
Сезонная безработица относится к тем лицам, которые имеют работу только в определенные периоды (например, в разгар с/х работ).
Общий уровень безработицы характеризуется отношением числа безработных к численности экономически активного населения, включая военнослужащих. Уровень безработицы для гражданского населения рассчитывается как соотношение безработных и граждан экономически активного населения. При определении уровня безработицы необходимо иметь в виду, что число безработных приводится в статистических справочниках на дату, а численность занятых в ср.годовом исчислении на конец или начало года.
Существует понятие естественного (нормального) уровня безработицы, который имеет место при сбалансированности рынков рабочей силы, т.е. когда число ищущих работу людей равно числу свободных рабочих мест. В целом естественный уровень безработицы определяется числом лиц, подверженных фрикционной и структурной безработице.
Официальная информация об агрегированном уровне безработицы. в целом по экономике в известной мере недооценивает ее масштабы, т.к. в оборот безработицы в течение календарного года вовлекается в несколько раз больше людей, чем это отражено в официальной статистике. Исследования показали, что в течение календарного года доля рабочей силы, реально испытавшей на себе тяготы безработицы в 2,53 раза больше официального уровня безработицы. Официальный уровень безработицы также не включает тех безработных, которые желают работать, но активно не ищут работы, т.к. потеряли надежду найти ее. Эти безработные, обозначаемые в американской экономической литературе как обескураженные работники (discouraged workers), а также частично занятые работники не находят отражения в общем уровне безработицы. По оценкам американских экономистов, если безработных этого типа включить в официальную статистику, то уровень безработицы увеличился бы в 31,5 раза.
Активная политика на рынке труда проводится по следующим направлениям:
-
увеличение предложения рабочей силы (подготовка и переподготовка кадров, -
организация территориальной мобильности рабочей силы, -
межпрофессиональная мобильность и перемещение трудящихся между предприятиями); -
повышение спроса на рабочую силу (субсидирование найма в частном секторе, программы поддержки самозанятости и развитие малого предпринимательства); -
совершенствование действующих на рынке труда процессов (совершенствование системы государственной службы занятости, информирование о рынке труда, развитие агентств по временному трудоустройству, специальные программы выплаты пособий трудящимся как возмещение доходов, потерянных не по своей вине).
Оптимальные результаты такой политики достигаются при привлечении к ее разработке и реализации социальных партнеров, например, по результатам профессиональной подготовки, осуществляемой на рабочем месте предпринимателями или частными учебными заведениями, центрами подготовки кадров при конференциях предпринимателей, доля трудоустроенных выпускников выше, чем при аналогичных услугах гос.служб трудоустройства.
В РФ данные о рынке труда собирают региональные службы занятости, т.о., это только часть реального рынка труда, поэтому ее называют обычно контролируемым или регулируемым рынком труда. К показателям рынка труда относится численность граждан с разделением:
-
на ищущих работу ранее работавших или ищущих работу впервые; -
по полу и возрасту (выделение молодежи 16‑29 лет и подростков 14‑17 лет); -
по ранее занятым в гос. и негос. секторах; -
по проживающим в городах и сельской местности.
Среди ищущих работу учитываются отдельно такие категории, как длительно (более года) не имеющие работу, освобожденные из мест лишения свободы, уволенные с военной службы, пенсионеры, беженцы и вынужденные переселенцы, высвобожденные работники (уволенные по экономическим причинам).
Важной характеристикой рынка труда является ср. продолжительность безработицы различных групп населения. Так, по итогам 1996 г. при ср. продолжительности безработицы в 6,9 мес. более низкую имела молодежь (6,5), близкую к средней женщины (7), более высокую инвалиды (8,6), максимальную беженцы и вынужденные переселенцы (11,8).
Наиболее социально уязвимой категорией трудящихся на рынке труда являются длительно безработные (свыше 1 года). В РФ в середине 1990‑х гг. растут численность длительно безработных и их удельный вес среди всех безработных. Так, на конец 1996 г. их доля составляла 18,2%, на 01 апреля 1997 г. – 19,9%. Доля длительно безработных наиболее высока среди беженцев и вынужденных переселенцев (свыше 46%) и среди инвалидов 33%; около 2/3 длительно безработных составляют женщины и свыше 28% молодежь.
Скрытая безработица (неполная занятость) на рынке труда наиболее высоких значений достигла в 1994 г. и уже при слабом улучшении экономического. состояния страны в 1995 г. значительно снизилась, а усиление экономического спада в 1996 г. по сравнению с 1995 г. привело к росту показателей неполной занятости при стабилизации показателей регистрируемой безработицы.
Российская статистика фиксирует следующие характеристики неполной занятости:
-
численность работников, работавших неполное рабочее время по инициативе администрации (закон позволяет делать это только при согласии самого работника), достигла в конце 1996 г. – 3,4 млн. чел.; -
численность работников, которым были предоставлены отпуска по инициативе администрации (чаще всего не оплачивались или оплачивались частично), за 1996 г. составила свыше 7,5 млн. чел., а продолжительность административных отпусков увеличилась с 11 дней (в расчете на 1 работника) в начале года до 40 дней в конце (последний показатель наиболее точный и сравнимый как во времени, так и в пространстве).
Российский рынок труда характеризуется интенсивным движением кадров: в середине 1990‑х гг. ежегодно меняли место работы до 14 млн. чел., при этом среди уволившихся до 2/3 составляют те, кто делает это по собственному желанию, хотя доля выбывших по экономическим причинам (сокращение численности, санация, банкротство) медленно, но постоянно растет.
В 1990‑х гг. состояние рабочих мест по условиям и охране труда в рос. экономике ухудшалось, поэтому наряду с ростом уровня безработицы появлялись хронически незаполняемые вакансии и непрестижные рабочие места, на которых не желает работать молодежь.
Регулируемая часть рынка труда характеризуется сведениями о вакансиях (по оценкам, организации сообщают от 1/4 до 1/3 реально имеющихся вакансий). Так, в 1996 г. сведения о вакансиях предоставили свыше 41 тыс. предприятий с общей численностью занятых свыше 10,2 млн. чел., т.е. около 15% всех занятых в экономике. Несмотря на преобладание по числу занятых и соответственно рабочих мест негосударственного сектора, среди заявленных вакансий превалировал гос.сектор, т.к. негосударственный, а особенно частный сектор экономики предпочитает искать рабочую силу на нерегулируемом рынке труда.
Отношение численности безработных к числу вакансий представляет собой т.н. коэффициент напряженности рынка труда. В начале 1997 г. он составлял в среднем 10 при значительном разбросе по регионам РФ: от 460 в Ингушетии до 1 в Москве, где спрос и предложение на рынке труда в количественном аспекте находились в равновесии.
Равновесный уровень безработицы формируется в процессе выполнения инфляционных ожиданий, приспособления экономики к равновесному уровню реального спроса в условиях стабильной инфляции. Высокие темпы инфляции могут создать условия для резкого возрастания безработицы. Наиболее разрушительный эффект инфляции состоит именно в том, что она, создавая временный фиктивный платежный спрос и позволяя в силу этого занять на время определенную массу трудящихся, при резком торможении ее скорости инициирует возникновение значительной безработицы. На макроэкономическом уровне причина массовой безработицы – несовпадение распределения рабочей силы с распределением спроса на выпускаемую ею продукцию. Эти структурные рассогласования трудовых и материальных потоков вызваны искажением системы соотношений цен и заработков, которое может быть устранено в результате установления в каждом секторе экономики цен и заработков, обеспечивающих равенство спроса и предложения.
Уровень безработицы, при котором инфляция стабилизируется, и есть естественный (нормальный) уровень незанятости, определяемый условиями рынка труда, демографическими и инвестиционными процессами, внешнеторговыми условиями и институциональными изменениями (форма оплаты труда, система страхования от безработицы и др.). Равновесный уровень безработицы может выступать в роли макроэкономического норматива, т.е. принципиально нового критерия оценки результатов финансовой стабилизации, подтверждая (или опровергая) их оценкой ситуации на рынке труда.
В РФ к регулирующим рынок труда факторам относятся прежде всего Комплексная программа мер по созданию и сохранению рабочих мест и Федеральная целевая программа содействия занятости населения РФ, которая разрабатывается с 1995 г. и ежегодно утверждается правительством. Эта программа направлена на сдерживание роста числа безработных посредством специальных мер, селективную поддержку определенных отраслей, производств или территорий, например, района или города с единственным градообразующим предприятием, повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы, прежде всего посредством профессионального переобучения и подготовки персонала, а также на работу с самими безработными с выделением особых категорий, для которых принимаются специальные подпрограммы или комплекс мер.
Целевая программа задает определенные количеств. параметры:
-
предельный уровень (обычно как вилка) регистрируемой безработицы; -
оказание консультационных услуг на рынке труда (в млн. чел.); -
поддержка доходов безработных и т . п.
Кроме регулируемого рынка труда существует общий рынок труда, объем которого определяется по специальным обследованиям Госкомстата РФ (Выборочные обследования населения по проблемам занятости), основанным на опросах населения об их желании работать. В основе таких обследований лежит общая методология МОТ, которую каждая страна применяет с учетом собственной специфики. Эти обследования охватывают возрастные категории, выходящие за рамки трудоспособного возраста (например, российское обследование в марте 1996 г. от 16 до 72 лет), а также социальные группы, представители которых по существующим законам не могут получить статус безработного, например, пенсионеры, студенты. Объем этого рынка значительно шире, чем регулируемого, хотя в 1992-96 гг. объемы двух рынков сближались.
В среднем в 1996 г. общая численность безработных составляла 6,6 млн. чел., зарегистрированных безработных 2,6 млн. чел. С июня 1996 г. в РФ наблюдается тенденция стабилизации уровня регистрируемой безработицы, которая была связана не только с экономическими процессами, но и с изменением законодательства, регулирующего рынок труда, а также с субъективными факторами задержками в выплате пособий по безработице.
Наиболее напряженная ситуация на рынке труда в РФ сложилась в Кировской, Владимирской, Псковской, Архангельской, Ивановской областях, республиках Мордовия, Удмуртия, Дагестан, Калмыкия, Ингушетия, а также в большинстве автономных округов. На этих территориях уровень безработицы более чем в 2 раза превышает средний российский, а коэффициент напряженности рынка труда более чем в 3 раза.
Для решения социальных проблем на рынке труда политика государства должна обеспечивать равные возможности доступа к рынку труда тех категорий населения, которые по объективным причинам лишены этого. Как правило, во всех странах к этим категориям относят:
-
молодежь, впервые вступающую на рынок труда и не имеющую профессии; -
инвалидов, имеющих возможность трудиться как в полном, так и в неполном объеме; -
женщин, имеющих малолетних детей или детей, требующих ухода (например, инвалидов); -
беженцев и вынужденных переселенцев; -
работающих лиц пенсионного или предпенсионного возраста (обычно последнее пятилетие); -
безработных.
Самая перспективная защита от безработицы – экономическая поддержка занятости населения путем затрат из Фонда занятости на сохранение рабочих мест, сдерживание массового высвобождения трудящихся, что одновременно является и мерой их социальной защиты.
Все более активно РФ переходит и к широко развитому в других странах методу защиты безработных путем выплаты разовой компенсации для открытия безработным собственного дела взамен пособия по безработице, при этом поддержка осуществляется вначале путем обучения основам предпринимательской деятельности, консультаций, а затем (после представления претендующим бизнес проекта) выплаты ему средств для развития самозанятости.
Важная часть поддержки практически всех социально слабозащищенных на рынке труда категорий населения – проф. ориентация (переориентация) и проф. обучение (переобучение). При этом среди программ служб занятости различаются программы, направленные в целом на безработных граждан и незанятое население, и программы, специально рассчитанные на проф. обучение безработных из числа слабо защищенных категорий с выделением:
-
молодежи, впервые вступающей на рынок труда или не имеющей специальности и профессии; -
инвалидов, желающих и имеющих возможность (по показаниям) трудиться; -
граждан, уволенных с военной службы (в российской практике эта категория попадает в социально защищаемый разряд), -
женщин, воспитывающих детей дошкольного возраста или имеющих детей инвалидов.
В 1996 г. соотношение этих категорий общей и социально уязвимой составляло 1, а внутри группы социально уязвимых на первом месте были женщины с детьми, на втором месте – молодежь.
Такие формы деятельности на рынке труда, как организация общественных работ и проф. переобучение, все еще занимают в общем объеме средств на государственную политику занятости из соответствующего фонда весьма незначительную долю. Так, по итогам 1995 г. из общих средств Фонда занятости на проф. обучение безработных и ищущих работу было затрачено около 10% всех средств, на обществ. Работы, а в 1996 г. – 3,6%.
Задание 2.
Ситуация на рынке труда в России в 1995 г. характеризовалась следующими данными: уровень фактической безработицы составил 7,7% экономически активного населения, уровень официально зарегистрированной безработицы – 2,7%; численность экономически активного населения – 74 млн. человек; число вакантных рабочих мест – 350 тыс.; 1,9 млн. человек находились в административных отпусках по инициативе администрации без сохранения или с частичным сохранением заработной платы, 2 млн. человек были переведены на сокращенную рабочую неделю. Оценить масштабы открытой и скрытой безработицы, а также напряженность на рынке труда.
Решение:
-
Определим численность безработных в 1995 году:
Т.к. ,
где | | Фактический уровень безработицы, выраженный в процентах |
| | Численность безработных, определенная по методологии МОТ на основании выборочных обследованиях населения |
| | Численность экономически активного населения |
| | |
Тогда:
-
Определим численность официально зарегистрированных безработных в 1995 году:
Т.к. ,
где | | Уровень официально зарегистрированной безработицы, выраженный в процентах |
| | Численность незанятых, официально зарегистрированных в органах службы занятости в качестве ищущих работу |
| | Численность экономически активного населения |
| | |
Тогда:
-
Определим общий потенциал открытой безработицы, равный сумме общей численности безработных и лиц с неполной занятостью в 1995 году:
, тогда
в процентах к экономически активному населению:
-
Определим масштабы скрытой безработицы, к которой можно отнести принудительные отпуска по инициативе администрации без сохранения содержания или с частичной оплатой, которые не предусмотрены ни трудовым законодательством, ни тарифными соглашениями.
-
Определим напряженность на рынке труда, как отношение численности безработных к числу вакансий, по формуле:
,
где | | Напряженность рынка труда |
| | Численность безработных, определенная по методологии МОТ на основании выборочных обследованиях населения |
| | Количество вакантных рабочих мест на рынке труда |
| | |
Таким образом:
Ответ:
Таким образом в 1995 году, при уровне фактической безработицы в 7,7% экономически активного населения, масштабы открытой и скрытой безработицы составляли: уровень открытой безработицы – 5,4% экономически активного населения, а уровень скрытой безработицы соответствовал уровню официально зарегистрированной безработицы и составлял 2,7%. При этом, напряженность на рынке труда была высока и составляла более 16 человек на одно вакантное место.
Задание 3.
Определить численность трудовых ресурсов города, если численность населения в трудоспособном возрасте составляет 750 000 чел., среди них инвалидов I и II группы трудоспособного возраста 10 000 чел.; численность работающих подростков до 16 лет – 15 000 чел., работающих лиц старше трудоспособного возраста – 55 000 чел.
Решение:
Численность трудовых ресурсов определяется по формуле:
где | | Численность населения в трудоспособном возрасте |
| | Численность неработающего населения того же возраста, считающегося согласно установленным государством правовым нормам нетрудоспособными (инвалиды I-II групп и лица льготных пенсионных возрастов) |
| | Численность экономически работающих лиц пенсионного возраста |
| | Численность работающих подростков до 16 лет. |
| | |
Таким образом, численность трудовых ресурсов города составляет:
Ответ:
Численность трудовых ресурсов города составляет 810 тыс. человек.
Задание 4.
В области среднегодовая численность населения составляет 15 млн. чел. За год прибыло из других районов 0,9 млн. чел., убыло – 0,5 млн. чел. Определись сальдо миграции, коэффициент миграции.
Решение:
-
Механический прирост населения за год можно определить по формуле:
где | | Число прибывших за год |
| | Число выбывших за год |
| | |
Таким образом, сальдо миграции составило:
-
Коэффициент механического прироста населения определяется по формуле:
где | | Механический прирост населения |
| | Средняя численность населения за год |
| | |
Таким образом, коэффициент миграции составляет:
Ответ:
В области сальдо миграции за год составило 0,5 млн. чел., коэффициент миграции, при среднегодовой численности населения, составляющей 15 млн. чел., составил 33 промилле.
Задание 5.
Определить статус лиц, перечисленных ниже, с точки зрения их отношения к занятости, если они классифицируются следующим образом:
-
экономически активное население (ЭАН)
-
безработные (Б)
-
экономически пассивное население (ЭПН)
-
не включаемые в состав трудовых ресурсов (Н)
а) работник, уволенный по собственному желанию.
б) работник, переведенный на режим неполного рабочего дня.
в) учитель, который по состоянию здоровья (инвалидности) не может больше работать.
г) уволенный рабочий, который в течение длительного времени не мог найти работу и поэтому прекратил ее поиски.
д) студент, который учится на дневном отделении учебного заведения.
е) автомеханик, который учится на вечернем отделении учебного заведения.
ж) домашняя хозяйка, которая занимается только своим домом и семьей.
з) домашняя хозяйка, которая часть времени работает в качестве библиотекаря.
Решение:
а) работник, уволенный по собственному желанию | безработные (Б) |
б) работник, переведенный на режим неполного рабочего дня | экономически активное население (ЭАН) |
в) учитель, который по состоянию здоровья (инвалидности) не может больше работать | не включаемые в состав трудовых ресурсов (Н) |
г) уволенный рабочий, который в течение длительного времени не мог найти работу и поэтому прекратил ее поиски | экономически пассивное население (ЭПН) |
д) студент, который учится на дневном отделении учебного заведения | экономически пассивное население (ЭПН) |
е) автомеханик, который учится на вечернем отделении учебного заведения | экономически активное население (ЭАН) |
ж) домашняя хозяйка, которая занимается только своим домом и семьей | экономически пассивное население (ЭПН) |
з) домашняя хозяйка, которая часть времени работает в качестве библиотекаря | экономически активное население (ЭАН) |
Ответ:
а) – Б; б) – ЭАН; в) – Н; г) – ЭПН; д) – ЭПН; е) – ЭАН; ж) – ЭПН; з) – ЭАН
Задание 6.
Что произойдет с длительностью поиска работы и заработной платой, на которую соглашается работник при поиске работы, если происходят следующие события:
-
возрастает пособие по безработице;
-
экономика вползает в кризис, сокращается предложение рабочей силы;
-
введение новых отраслей промышленности уменьшает определенность информации о характеристиках доступных рабочих мест;
-
принимается законодательство, увеличивающее издержки увольнения, и поэтому средняя продолжительность каждого периода занятости увеличивается.
Решение:
-
Если возрастет пособие по безработице:
Размер пособия по безработице по отношению к среднему заработку необходимо держать на определенном уровне, с тем, чтобы не поощрять иждивенческих настроений у безработного. Если размер пособия по безработице возрастет, то длительность поиска работы увеличится, и размер заработной платы, на которую соглашается работник при поиске работы, также увеличится.
-
Когда экономика вползает в кризис и сокращается предложение рабочей силы:
Если экономика вползает в кризис и сокращается предложение рабочей силы, следовательно, инфляционные процессы создали временный фиктивный платежный спрос, позволяя на время занять определенную массу трудящихся, поэтому длительность поиска работы сокращается, а размер заработной платы, на которую соглашается работник при поиске работы увеличится. Однако, в дальнейшем, резкое торможение скорости инфляции инициирует возникновение значительной безработицы (вплоть до массовой).
-
При введении новых отраслей промышленности уменьшается определенность информации о характеристиках доступных рабочих мест:
При прочих равных условиях, создание новых рабочих мест, расширяя на какое-то время рынок труда, должно приводить к соответствующему изменению количества безработных. Но новые рабочие места в новых отраслях промышленности занимаются прежде всего теми, кто работая, хотел бы поменять место своей работы; новые рабочие места занимают лица, не входившие в экономически активное население. Таким образом, введение новых отраслей промышленности, уменьшающих определенность информации о характеристиках доступных рабочих мест, никакого существенного влияния на длительность поиска работы и размер зарплаты, на которую соглашается работник при поиске работы не оказывает.
-
Если принимается законодательство, увеличивающее издержки увольнения, и поэтому средняя продолжительность каждого периода занятости увеличивается:
Данное событие, в основном, имеет характер сдерживания массового высвобождения трудящихся, что одновременно является мерой социальной защиты. Оно уменьшит текучесть рабочих мест, что на безработных, ищущих работу, окажет негативное воздействие, т.к. увеличит длительность поиска работы. И в зависимости от экономической ситуации, либо не окажет никакого воздействия, либо уменьшит размер зарплаты, на которую соглашается работник при поиске работы.
Ответ:
Событие | длительность | размер з/п |
возрастает пособие по безработице; | увеличится | увеличится |
экономика вползает в кризис, сокращается предложение рабочей силы; | сократиться | увеличится |
введение новых отраслей промышленности уменьшает определенность информации о характеристиках доступных рабочих мест; | не изменится | не изменится |
принимается законодательство, увеличивающее издержки увольнения, и поэтому средняя продолжительность каждого периода занятости увеличивается. | увеличится | не изменится, либо сократиться |
Задание 7.
Предположим, что в парламенте и правительстве обсуждаются варианты реформирования системы страхования по безработице. Предполагаются следующие варианты:
-
увеличение срока выплаты пособия по безработице;
-
увеличение уровня компенсации потерянного дохода пособием по безработице;
-
отмена ограничения сверху на размер пособия по безработице, так что пособие определяется только процентом от потерянного заработка независимо от его абсолютной величины;
-
предоставление частичной компенсации тем, кто работает меньше часов, чем хотел бы;
-
введение короткого периода ожидания назначения пособия по безработице независимо от причин безработицы.
Объясните влияние каждой из предлагаемых мер на уровень безработицы.
Решение:
Каждый из предлагаемых вариантов ведет к существенному росту уровня институциональной безработицы, т.к. каждый из них способствует развитию иждивенческих настроений у безработного и снижению деловой активности, что в свою очередь вызывает дополнительный рост уровня безработицы. Отличия заключаются в том, что:
-
Увеличение срока выплаты пособия по безработицы и увеличение уровня компенсации потерянного дохода пособием по безработице снижает стимул к активному поиску работы, что может привести к увеличению длительной и застойной безработице, приводящей к полной деградации безработного с точки зрения его трудового потенциала. -
Отмена ограничения сверху на размер пособия по безработице, так что пособие определяется только процентом от потерянного заработка независимо от его абсолютной величины, будет способствовать выходу экономики из тени, увеличит налоговые поступления, но значительно увеличит текучесть кадров, что приведет к увеличению фрикционной безработицы, а также как и в предыдущем случае будет способствовать увеличению длительной и застойной безработицы. -
Предоставление частичной компенсации тем, кто работает меньше часов, чем хотел бы, помимо снижения деловой активности и уменьшения стимула к поиску работы будет способствовать росту уровня скрытой безработицы. -
Введение короткого периода ожидания назначения пособия по безработице независимо от причин безработицы наиболее безобидный, с точки зрения увеличения уровня безработицы, вариант. Фактически, предоставляя социальные гарантии, он ведет к тому, что снижает страх перед безработицей, что ведет к незначительному, но увеличению фрикционной безработицы, а также к значительному росту официально зарегистрированных безработных.
Ответ:
Каждый из предложенных вариантов, предоставляя безработным социальные гарантии, ведет в той или иной мере к росту институциональной безработицы, а следовательно, к росту общего уровня безработицы.