ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 14
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема: Склонение имён существительных
Учитель: Перевезенцева Екатерина Сергеевна
Место работы, должность: МБОУ МО Плавский район « Плавская СОШ№4»
Класс: 3
Предмет: Русский язык
УМК: Школа России
Тип урока: Урок открытия новых знаний
Цели и задачи урока:
Предметные:
-
познакомить с падежами имен существительных; -
формировать умение изменять имена существительные по падежам; -
развивать орфографическую зоркость.
Метапредметные:
-
развивать умение формулировать цели своей деятельности; -
развивать умение строить речевые высказывания в устной и письменной форме; -
развивать умение контролировать и оценивать процессы и результаты деятельности; -
развивать мышление, внимание через такие мыслительные операции, как анализ и синтез;
Личностные:
-
развивать коммуникативные навыки, умение слушать и слышать.
Ход урока
Этап урока | Ход урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Формируемые умения |
| Друг на друга посмотрели, Повернулись, подтянулись И друг другу улыбнулись. -Ребята, поздоровайтесь с гостями, улыбнитесь и им, для того чтобы с хорошим настроением начать урок русского языка. Сегодня у нас новая тема урока. Какая? Вы узнаете чуть позже. | Приветствует учащихся Мотивирует учащихся на работу. | Приветствует учителя, проверяет свою готовность к уроку | |
| Запишем дату, классная работа. А сейчас минутка чистописания. Чтобы узнать, какие буквы будем писать на минутке чистописания, давайте прочитаем эти слова орфографически. На доске: П . года, п . нал, п . льто, п.сок, п . суда, пл.вец, пш . ница. Какие же буквы будем писать? Но я немного усложню вам задачу, добавив к каждой букве свой элемент. Посмотрите, что вам нужно прописать. (На экране) | Организует диалог с учащимся, контролирует правильность написания орфограмм | Читают орфографически. а, о, е. Принимают учебную задачу Развитие навыков чистописания | Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |
| Вернёмся к нашим словам. Что у них общего? Докажите, что это имена существительные. Какое слово можно назвать лишним и почему? В каком числе записаны эти имена существительные? В каком ещё числе могут быть имена существительные? Чем отличаются имена существительные в единственном числе от существительных во множественном числе? | Организует учебный диалог с учащимися для повторения изученного материала. | Все они словарные и являются именами существительными. Доказывают свою точку зрения, опираясь на имеющиеся знания. Пловец – это одушевлённое существительное, а все остальные имена существительные неодушевлённые. В единственном числе. Во множественном числе. Существительные в единственном числе обозначают один предмет, а существительные во множественном числе обозначают несколько предметов. | Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. |
| На доске: Нора, нору, норе, норой. Это однокоренные слова? Поставьте к данным словам вопросы. Какие изменения со словами вы наблюдаете при изменении вопроса? В русском языке изменение имён существительных по вопросам называется… Предположите! Почему вы не можете дать точный ответ на это вопрос? Сформулируйте цель нашего урока. Что узнаем на уроке? | Организует повторение изученного материала, формулирует некоторые задачи урока. | Нет, это формы одного и того же слова. Изменяется окончание. Высказывают свои предположения. Мы этого не изучали. Научиться изменять имена существительные по вопросам. Узнаем, что такое изменение имён существительных по вопросам. | Личностные УУД 1. Развиваем умения выказывать своё отношение, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. |
| А что нам может помочь, закончить это высказывание? Найдите необходимую информацию в учебнике. Сформулируйте тему урока. | Организует диалог, подводит к формулированию темы урока | Учебник Обрабатывают текстовую информацию, делают вывод. Склонение имён существительных. | Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. 3. Выявлять сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по признакам. 6. Ориентироваться на развороте учебника. |
| В русском языке 6 падежей. Послушайте сказку о происхождении падежей и постарайтесь запомнить их название. (Учитель рассказывает сказку «Откуда пошли названия падежей», см. Приложение 1.) Какие падежи вы запомнили? Существительные разных падежей отвечают на разные вопросы. Название падежей и соответствующие вопросы вам предстоит выучить в учебнике. Для того, чтобы вам было легче их запомнить и они всегда были у вас в памяти, мы создадим таблицу-памятку, которую затем прикрепим на форзац тетради. (см. Приложение 2) Откройте учебники на с.37 и заполните в полученных таблицах-памятках первые 2 столбика. Проверка. | Координирует работу учащихся Осуществляет контроль правильности выполнения задания. | Внимательно слушают сказку. Отвечают на вопрос. Выполняют задание, опираясь на материал учебника. | Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Умение работать в группе |
| Видео-физкультминутка | | Выполняют упражнения физкультминутки | |
| Почему у каждого падежа по 2 вопроса? Сейчас мы с вами попробуем просклонять (изменить по падежам) слово река, записав его в 3 столбик нашей таблицы-памятки. Вот, таким образом, склоняются имена существительные. Вы научитесь не только склонять (изменять по вопросам) существительные, но и определять падеж имён существительных в предложениях. Давайте составим со словом река предложение, употребив его в каком-либо падеже, т.е. изменив по какому-либо вопросу. | Координирует работу учащихся Демонстрирует образец изменения имени существительного по вопросам. | Один вопрос для одушевлённых существительных, а другой – для неодушевлённых. Выполняют задание совместно с учителем и одноклассниками. Предлагают варианты предложений. Записывают предложение, определяют падеж имени существительного. | Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по признакам. |
| Упр. 66 (с.38) Прочитайте падежные вопросы и слова. Предлагаю поиграть в игру. Я называю слово и падеж, в котором вы должны мне это слово назвать. Стол в дательном падеже; лиса в предложном падеже; гнездо в творительном падеже; журавль в родительном падеже. А сейчас отгадайте загадку. Отгадкой будет являться то слово, которое вы затем самостоятельно измените по вопросам (просклоняете). Она под осень умирает И вновь весною оживает. Коровам без неё — беда: Она их главная еда. Верно, это трава! Просклоняйте это слово. Обратите внимание на краткое обозначение названий падежей. Проверка. | Координирует работу учащихся. Осуществляет контроль правильности выполнения задания. | Столу; лисе; гнездом; журавля. Трава Самостоятельно выполняют упражнение. | Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |
| С.36, 37 – выучить правила, Упр. 67 (с.38) Вам нужно списать стихотворение, вставляя пропущенные слова свинья и полынья в нужной падежной форме. Что вам для этого нужно будет сделать? Обратите внимание, что первое предложение вам нужно будет разобрать по членам. | Поясняет порядок выполнения домашнего задания. | Записывают домашнее задание. Поставить вопрос. | |
| Чему мы хотели научиться сегодня на уроке? Мы справились с этой целью? А что хотели узнать? Узнали это? Как же называется изменение имён существительных по вопросам? Сколько в русском языке падежей? Назовите их. | Задает вопросы о задачах урока. Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности. | Научиться изменять имена существительные по вопросам. Да. Что такое изменение имён существительных по вопросам. Да. Склонение. 6 Именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный. | Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. |
| Оцените себя, как вы поняли тему урока. Закрасьте пальчик с соответствующим утверждением на ладошке, которая лежит у вас на парте, и покажите мне. (см. Приложение 3) Спасибо за урок! Можете отдыхать. | Оценивает работу учащихся на уроке. | Высказывают свои впечатления от урока, самооценка. | Личностные УУД 1. Развиваем умения выказывать своё отношение, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3.Формируем адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности; 5. Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности. |
Приложение 1
Сказка «Откуда пошли названия падежей»
Он ещё не родился, а уже думали, какое дать ему имя, и решили назвать – именительный.
Родился – стал родительный. Это имя ему ещё больше понравилось.
Он был малышом, ему всё давали, и он стал дательным.
Но он был и большим озорником, за всяческие проделки его винили, и он стал винительным.
Потом подрос, стал творить добрые дела и называться стал творительным.
Он всем предлагал свою помощь, о нём заговорили и назвали теперь предложным.
Приложение 2
Склонение имён существительных
Падеж | Вопросы | Пример |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
Приложение 3