Файл: Страхи у детей дошкольного возраста.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 20

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Страхи у детей дошкольного возраста
Определение 1
Детский страх — это специфический (возрастной) страх, который возникает в сознании ребенка. Ребенок, как правило, боится явлений, которые не вызывают страха у взрослого человека (например, темнота, герои сказок и др.).
Особенности детских страхов
Возникновение страхов в дошкольном возрасте связано с разными причинами. В первую очередь причина страха кроется во внешней среде (например, запреты со стороны взрослых,
которые ребенку непонятны, внушение со стороны сверстников).
Замечание 1
Страхи и фобии детей относят в психологии к специфическим расстройствам. В соответствии с возрастом, страх проявляется через переживание, беспокойство, тревогу. Детский организм определенным образом дает реакцию на мнимую или реальную угрозу.
Физиологически страх связан с ускорением сердечных ритмов, сбоем в работе дыхательной и мышечной системы. Поведенческие реакции проявляются посредством ухода от потенциально опасных источников (ситуации), повышенной привязанности к матери, синдрома страха одиночества.
Любые боязни в соответствии с их силой делятся на страхи, фобии, беспокойство. Некоторые могут быстро возникать и пропадать, а другие оставаться в памяти долгое время. Критическая ситуация больше может не повторяться, а детские страхи при этом остаются. Дети иногда не в состоянии самостоятельно понимать логические причинно-следственные связи испуга.
Взрослые люди часто переносят свои страхи на детей. Давая реакцию на стрессовую ситуацию родителя, ребенок решает, заплакать ему или нет.
Детский страх представляет собой серьезную проблему, провокатором которой может стать любая причина. Поэтому со страхами важно проводить работу, часто для этого даже необходима помощь педагога-психолог, работающего в ДОУ. На первой стадии специалист разберется в причинах появления страха, в дальнейшем выстраивая работу с учетом причины и возраста ребенка.
Причины страхов у дошкольников
Причины возникновения страхов в дошкольном возрасте включают:
Запугивание,
Приобретенный опыт,
Чрезмерную опеку,
Разговоры взрослых,
Виртуальную реальность,
Страхи родителей и др.


Испуг считается самой частой причиной возникновения страха. Для него существует несколько предпосылок, включая сильный и резкий крик, паническую реакцию родителей,
укус животного или насекомого, травму и др.
Ссоры родителей в присутствии детей также выступают как травмирующие причины. Человек,
который вырастает в положительной, спокойной и уверенной обстановке, переживает кратковременные страхи. Если при ребенке часто происходят ссоры, скандалы и прочие травмирующие обстоятельства, то детские страхи фиксируются в памяти надолго. Это обуславливает реакцию на критические ситуации в виде плача.
Для дошкольника характерна чрезмерно развитая фантазия. Часто дети ночью принимают тени за привидений. Этому способствует просмотр мультфильмов, когда маленький человек рисует в сознании образы негативных героев (монстры, зомби, злодей и др.). Родители в этом случае должны отслеживать реакции ребенка, фильтруя телепередачи или фильмы для его просмотра. Также ребенка нельзя запугивать сказочными героями, поскольку развитое воображение способно надолго поселить чудовище или злого волка в детском сознании.
Одной из распространенных и очевидных причин проявления детских страхов является рано пережитое волнительное событие. В качестве примера здесь можно привести любую рядовую ситуацию. Так, если ребенок в процессе купания в бассейне нахлебается воды, то он испугается сам и напугает своих родителей, которые, в свою очередь, продемонстрируют ему свои переживания. Это провоцирует боязнь воды в будущем. Малыша может напугать собака,
что в последующей жизни приведет к появлению страха перед любыми собаками. Иногда страх ребенка провоцирует заикание.
Гиперопека считается еще одной причиной появления страха у дошкольника. Большинство родителей заботятся о детях, но некоторые делают это слишком навязчиво, не давая ребенку самостоятельности в попытках спасти его от неприятностей и вероятных угроз. Такие родители могут постоянно рассказывать ребенку о том, что ему нужно бояться буквально всего. Такая информация сделает человека боязливым и замкнутым.
Психологи рекомендуют родителям в присутствии дошкольника не обсуждать конфликты,
катастрофы и преступления. Такие беседы, как правило, оставляют в неокрепшей психике ощущение, что какие-то страшные события будут подстерегать на каждом углу без возможности их избежать.
Еще один бич современности — это компьютерные игры. Они пришли на смену необходимому живому общению и существенно влияют на неокрепшую детскую психику. По этой причине нужно регламентировать время пользования планшетами, компьютерами, телефоном.
Периодизация страхов и их диагностика
Возрастные периоды, которым свойственны определенные страхи, появляющиеся в дошкольном возрасте, включают:
Возраст от 2 до 3 лет (боязнь наказания, животных, высоты, боли, движущегося
1.
транспорта и др.);
Возраст от 4 до 5 лет (страх сказочных злодеев, выдуманных героев, темноты,
2.
одиночества, страх в процессе засыпания);
Возраст от 6 до 7 лет (страх своей смерти или ухода из жизни близких людей, страх
3.
животных, сказочных героев, пожара, страшных снов, темноты, привидений).


Для борьбы с детским страхом необходимо его выявить. Лучше всего это делается в процессе доверительной беседы с дошкольником. Родители могут прямо спросить ребенка, есть ли вещи,
которые вызывают его беспокойство. Это целесообразно после того, как он достиг возраста 3
лет.
Родители должны мягко и неторопливо расспросить будущего школьника о его страхах. После его обнаружения, мать и отец демонстрируют спокойствие и уверенность, поскольку малыш непременно проанализирует реакцию и эмоции. Можно попросить ребенка описать страх,
рассказать, на что он похож, какие эмоции (чувства) вызывает, в каких случаях возникает, на что провоцирует.
Диагностику страхов дошкольников также осуществляют с помощью проективных методик.
Они включают рисуночный тест, сказки, методики своеобразного представления ситуации.
Методы дают возможность подбирать механизмы взаимодействия ребенка и специалиста.