Файл: Культура и духовная жизнь современной России.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 647

Скачиваний: 31

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Реферат по дисциплине

История

На тему:

Культура и духовная жизнь современной России

2017 г

Содержание

1. Введение

2. Особенности культурного процесса в современной России.

3. Тенденции духовной жизни современной России

4. Сферы культурной жизни современной России.

4.1.Наука и образование

4.2. Литература

4.3. Музыка

4.4. Кинематограф

4.5. Живопись и архитектура

Заключение


Введение

Современная русская культура требует глубокого и многостороннего рассмотрения. С одной стороны, непосредственно соприкасаясь с русской культурой прошедших веков, современная культура тесно связана с накопленным культурным опытом. С другой стороны, являясь частью мировой культуры, современная культура России впитывает и перерабатывает тенденции, относящиеся к развитию культуры в целом. Поэтому, для понимания современной культуры России необходимо обращение, как к русской культуре предшествующих эпох, так и к мировой культуре в целом, к общим тенденциям культурного развития современности.

Развитие российской культуры на рубеже XX – XXI вв. происходит в условиях изменения её взаимоотношений с властью. Государство по-прежнему регулирует культурные процессы, однако исчезает идеологический партийно-государственный диктат, наблюдается рост культурного плюрализма.

При сохранении государственного финансирования культуры и образования, идёт заметное сокращение его объёмов. Это ведёт к коммерциализации культуры и к поиску негосударственных источников финансирования, развития спонсорства, меценатства.[2]

Ответом на коммерциализацию стал рост интереса к отечественному культурному и духовному наследию, к религиозным и светским традициям. Повысилось внимание к культуре и традициям православия, ислама, буддизма и других вероисповеданий. Стала развиваться сфера религиозного образования и воспитания – от воскресных школ до семинарий, духовных академий и университетов, а также издательское дело.[4]

Главное направление развития культуры этого периода – самоорганизация культурной жизни при сохранении государственного регулирования культурных процессов.[2]
2. Особенности культурного процесса в современной России.

Начало 90-х годов прошлого столетия характеризуется ускоренным распадом единой культуры СССР на отдельные национальные культуры, для которых неприемлемыми оказались не
только ценности общей культуры СССР, но и культурные традиции друг друга. Резкое противопоставление различных национальных культур привело к нарастанию культурной напряженности и вызвало распад единого социокультурного пространства.

Культура современной России, органически связанная с предшествующими периодами истории страны, оказалась в совершенно новой политической и экономической ситуации, кардинальным образом изменившей многое, прежде всего – взаимоотношения культуры с властью. Государство перестало диктовать культуре свои требования, и культура утратила гарантированного заказчика.

Поскольку исчез общий стержень культурной жизни в качестве централизованной системы управления и единой культурной политики, определение путей дальнейшего культурного развития стало делом самого общества и предметом острых разногласий. Диапазон поисков чрезвычайно широк - от следования западным образцам до изоляционизма. Отсутствие объединительной культурной идеи воспринимается частью общества как проявление глубокого кризиса, в котором оказалась российская культура к началу XXI века. Другие считают культурный плюрализм естественной нормой цивилизованного общества.[6]

Стал углубляться раздел между элитарными и массовыми формами культуры, между молодежной средой и старшим поколением. Все эти процессы, разворачивались на фоне быстрого и резкого усиления неравномерности доступа к потреблению не только материальных, но культурных благ.
В силу приведенных выше причин первое место в культуре стали занимать средства массовой информации, получившие название «четвертой власти».

В современной отечественной культуре соединяются несоединимые ценности и ориентации: коллективизм, соборность и индивидуализм, эгоизм, огромная и часто нарочитая политизированность и демонстративная аполитичность, государственность и анархия и т. п.

Если вполне очевидно, что одним из важнейших условий обновления общества в целом является возрождение культуры, то конкретные движения на этом пути продолжают оставаться предметом дискуссий. В частности, предметом спора становится роль государства в регулировании культуры: должно ли государство вмешиваться в дела культуры, или же культура сама найдет средства для своего выживания. Здесь, судя по всему, сформировалась следующая точка зрения: обеспечивая свободу культуре, право на культурную самобытность, государство берет на себя разработку стратегических задач культурного строительства и обязанности по охране культурно-исторического национального наследия, необходимую финансовую поддержку культурных ценностей.



Несмотря на все противоречивые характеристики отечественной культуры, общество не может допускать отрыва от своего культурного достояния.

Ключевой проблемой остается сохранение самобытной национальной культуры, ее международного влияния и интеграция культурного наследия в жизнь общества; интеграция России в систему общечеловеческой культуры в качестве равноправного участника мировых художественных процессов. Здесь необходимо государственное вмешательство в культурную жизнь страны, поскольку только при наличии государственного регулирования можно задействовать культурный потенциал, переориентировать государственную культурную политику, обеспечить внутри страны ускоренное развитие отечественной культурной индустрии.

В целом нынешний период развития отечественной культуры является еще переходным, хотя можно констатировать, что наметились и определенные пути выхода из культурного кризиса.

3. Тенденции духовной жизни современной России

Духовная жизнь современной России отражает те же процессы, которые происходят и в остальных сферах общественного бытия. Переход к рыночной экономике, формирование новой социальной структуры общества, новых политических реалий и системы взаимоотношений с миром — все это существенно влияет на культуру.

Например, в традиционной российской духовности, сохранившейся и культивировавшейся и в советские времена, существовал культ бессребреничества, нестяжательства. Работа только за деньги, материальное вознаграждение без моральных стимулов считались недостойным делом. Человеку неприлично было хвалить себя, громко заявлять о своих успехах и достижениях. В условиях рыночной экономики каждый должен уметь представить себя на рынке труда, составить резюме, в котором кратко и наиболее выигрышно отразить свои профессиональные достижения.

Карьеризм, который в советские времена осуждался, сегодня признается основой успешности человека в жизни. Изменилась также роль материальных стимулов к труду. Самыми престижными в обществе считаются те профессии, которые способны принести максимальный доход. Подобные перемены в общественном сознании существенно влияют и на все сферы духовной жизни.

Происходит коммерциализация искусства: авторы ожидают от своих произведений коммерческой выгоды. Сфера чистого искусства все более отдаляется от массового восприятия, становится недоступной простому человеку своей сложной эстетикой.


Многие люди говорят о бездуховности современного молодого поколения россиян, о засилии стереотипов западной культуры. В определенной степени это верно, так как в результате глобализации, открытости современного мира и тесной взаимосвязи между странами и народами формируются некоторые культурные универсалии, зачастую ориентированные не на самого искушенного ценителя.[4]

Современная российская культура преобразовывается под влиянием изменений в российском обществе и воздействием современного глобального мира. Динамичность культурной жизни страны, ее нестабильность, быстрый наплыв и смена культурных ориентиров, образцов создает определенный калейдоскоп картин духовного мира.

Одной из особенностей развития духовной жизни России является значительный социокультурный разрыв между столицей, крупными городами и глубинкой, сельской местностью, что вызывает серьезную обеспокоенность ученых и политиков.

Россия — страна многонациональная и многоконфессиональная. Это еще больше расширяет спектр культурных проблем. Например, в стране сохраняются регионы с архаическими патриархальными порядками. К ним можно отнести горные районы Кавказа, некоторые отдаленные регионы Сибири, Севера. Подобная специфика должна учитываться при формировании культурной политики страны.[7]

В качестве важнейших прав граждан России Конституция Российской Федерации закрепляет права на использование родного языка, доступ к образованию, свободу творчества, доступ к культурным ценностям и различные возможности участия в культурной жизни. При этом конституционной обязанностью россиян является забота о сохранении исторического и культурного наследия, памятников истории и культуры.

Сегодня в России создана система учреждений культуры — специфических общественных и государственных организаций, ведающих какой-либо областью культурной информации или активности и подчиненных вышестоящим инстанциям, которые обычно определяют направления их деятельности соответствующими документами, инструкциями, рекомендациями, письмами. В каждом регионе есть специальные комитеты, отвечающие за политику в области культуры.[1]

4. Сферы культурной жизни современной России.

4.1. Наука и образование

В начале нынешнего столетия в России происходит модернизация системы образования. Эта модернизация привела к появлению наряду с государственными, негосударственных образовательных учреждений. Принимаются новые образовательные стандарты, происходит переход к ГИА и ЕГЭ как к основным формам итоговой аттестации в основной и средней школе. С 2005 г. реализуется приоритетный национальный проект «Образование», а с 2010 – президентская инициатива «Наша новая школа». Их целью является формирование новой стратегической образовательной политики включающей поддержку талантливой молодёжи, развитие учительского потенциала и поощрение лучших учителей, подключение школ к Интернету и оснащение их современным оборудованием, улучшение системы школьного питания, забота о здоровье учащихся. Основные изменения в системе образования закреплены в принятом в 2012 г. законе РФ «Об образовании».


Высшая школа Российской Федерации перешла на Болонскую систему обучения (бакалавриат и магистратура). Тем самым российское высшее образование включается в единое европейское образовательное пространство.

Развитие отечественной науки характеризуется неоднозначными процессами. С одной стороны, сокращение государственного финансирования науки в 90-е гг. XX в. привело к «утечке мозгов».

С другой стороны, в начале XXI в. увеличен размер государственных премий и премий Президента молодым учёным, реализуются научные проекты в сфере нанотехнологий, в Подмосковье создан инновационный центр «Сколково». Российские учёные физики были удостоены Нобелевской премии (Ж. И. Алфёров в 2000 г., А.А. Абрикосов и В.Л. Гинзбург в 2003 г., К.С Новосёлов 2010 г.).[3]

4.2. Литература

Современная российская литература разнообразна: это не только создаваемые сегодня книги, но и произведения «возвращенной литературы», «литература письменного стола», произведения писателей разных волн эмиграции. Другими словами, это произведения, написанные или впервые опубликованные в России с середины 1980-х годов XX века и до начала первого десятилетия XXI века. Значительную роль в становлении современного литературного процесса сыграла критика, литературные журналы и многочисленные литературные премии.[3]

Если в период оттепели и застоя в литературе приветствовался лишь метод социалистического реализма, то современный литературный процесс характеризует сосуществование различных направлений.

Одним из самых интересных культурных явлений является постмодернизм — направление не только в литературе, но и во всех гуманитарных дисциплинах.[4]

Постмодернисты обращаются к условности, нарочитой литературности в создаваемых произведениях, сочетают стилистику разных жанров и литературных эпох. «В постмодернистскую эпоху, — пишет В. Пелевин в романе «Числа», — главным становится не потребление материальных предметов, а потребление образов, поскольку образы обладают гораздо больше капиталоемкостью». Ни автор, ни повествователь, ни герой не несут ответственности за сказанное в произведении.

Русский постмодернизм неоднороден. К прозаическим произведениям постмодернизма можно отнести следующие произведения: «Пушкинский Дом» А. Битова, «Школа для дураков» Саши Соколова, «Кысь» Т. Толстой, «Попугайчик», «Русская красавица» В. Ерофеева, «Душа патриота, или Различные послания к Ферфичкину» Ев. Попова, «Голубое сало», «Лед», «Путь Бро» В. Сорокина, «Омон Ра», «Жизнь насекомых», «Чапаев и Пустота», «Generation Р» («Поколение П») В. Пелевина, «Бесконечный тупик» Д. Галковского, «Искренний художник», «Глокая Куздра», «Я — не я» А. Слаповского, «Коронация» Б. Акунина и др.