Файл: Культура и духовная жизнь современной России.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 648

Скачиваний: 31

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В современной русской поэзии создают поэтические тексты в русле постмодернизма и различных его проявлений Д. Пригов, Т. Кибиров, Вс. Некрасов, Л. Рубинштейн и др.

В эпоху постмодернизма появляются произведения, которые с полным правом можно отнести к реалистическим. Отмена цензуры, демократические процессы в российском обществе способствовали расцвету реализма в литературе, доходившему порой до натурализма. Это произведения В. Астафьева «Прокляты и убиты», Е. Носова «Тепа», «Покормите птиц», «Сронилось колечко»,В. Белова «Душа бессмертна», Б. Екимова «Пиночет», А. Кима «Отец-Лeс», С. Каледина «Стройбат», Г. Владимова «Генерал и его армия», О. Ермакова «Знак зверя», А. Проханова «Дерево в центре Кабула», «Чеченский блюз», «Идущие в ночи», «Господин Гексоген» и др.[8]

С начала 1990-х годов в русской литературе появляется новое яв­ление, которое получило определение постреализма. В основе постреализма лежит универсально понимаемый принцип относительности, диалогического постижения непрерывно меняющегося мира и открытости авторской позиции по отношению к нему. К постреалистам критика обычно относит пьесы, рассказы, повесть «Время ночь» Л. Петрушевской, романы «Андеграунд, или Герой нашего времени» В. Маканина, «Псалом» Ф. Горенщтейна, «Стрекоза, увеличенная до размеров собаки» О. Славниковой, сборник рассказов «Прусская невеста» Ю. Буйды, повести «Воскобоев и Елизавета», «Поворот реки», роман «Закрытая книга» А. Дмитриева, романы «Линии судьбы, или сундучок Милашевича» М. Харитонова, «Клетка» и «Диверсант» А. Азольского, «Медея и ее дети» и «Казус Кукоцкого» Л. Улицкой, «Недвижимость» и «Хуррамабад» А. Волоса. Кроме того, в современной русской литературе создаются произведения, которые трудно отнести к тому или иному направлению. Писатели самореализуют себя в разных направлениях и жанрах. В российском литературоведении принято также выделять несколько тематических направлений:

1. Обращение к мифу и его трансформации (В. Орлов, А. Ким, А. Слаповский, В. Сорокин, Ф. Искандер, Т. Толстая, Л. Улицкаяи др.)

2. Наследие деревенской прозы (Е. Носов, В. Белов, Б. Екимов и др.)

3. Военная тема (Г. Владимов, О. Ермаков, Маканин, А. Проханов и др.)

4. Тема фэнтези (М. Семенова, С. Лукьяненко, М. Успенский, Вяч. Рыбаков, А Лазарчук, Э. Геворкян, А. Громов, Ю. Латынина и др.)

5. Современные мемуары (Е. Габрилович, К. Ваншенкин, А. Рыбаков, Д. Самойлов, Д. Добышев, Л. Разгон, Е. Гинзбург, А. Найман, В. Кравченко, С. Гандлевский и др.)


6. Расцвет детектива (А. Маринина, П. Дашкова, М. Юденич, Б. Акунин, Л. Юзефович и др.)[8]

4.3. Музыка

Для развития театрального и музыкального искусства рассматриваемого периода характерны свобода выбора репертуара, возможность творческого эксперимента. Современная русская музыка включает в себя богатое музыкальное наследие. Это понятие объединяет творчество русских и советских композиторов, русский музыкальный фольклор, русский романс, популярную музыку советского и постсоветского периода, русский рок, творчество бардов.

В начале XXI века произошло возрождение отечественной классической музыки, так митрополит Волоколамский Иларион Алфеев сотворил величайшее музыкальное произведение «Страсти по Матфею», им заслушивались зрители во всех регионах страны, генерал-лейтенант Валерий Халилов специализировался на военных маршах. Лучшими исполнителями русской классической песни XX века являются Любовь Казарновская, Анна Нетребко и Дмитрий Хворостовский. [2]

Но необходимо отметить, что более успешно развивается так называемая «легкая музыка», как часть массовой культуры, порой не лучшего качества.

4.4. Кинематограф

Прекращение государственного финансирования кинематографа привело к кризису отечественное кино. Постепенное возрождение российской киноиндустрии связано с именами режиссёров А.О. Балабанова (Брат, Брат-2), Ф.С. Бондарчука (9 рота, Адмирал), В.В Бортко (Мастер и Маргарита, Тарас Бульба, Идиот), П.С. Лунгина (Остров, Царь), Н.С. Михалкова (Сибирский цирюльник, Утомленные солнцем, Утомленные солнцем-2), А.В. Рогожкина (Кукушка)

Появилось множество отечественных телесериалов на историческую тематику, регулярно проводится всероссийский кинофестиваль «Кинотавр».

Сегодня российское кино носит преимущественно развлекательный характер (95 % фильмов). Это объясняется высокой прибыльностью, особенно в области телевизионного кино, и высокими рейтингами таких фильмов на телевидении. Однако в России снимаются и драматические кинокартины.

Большинство качественно снятых фильмов пока подражают голливудскому стилю, есть отдельные фильмы, напоминающие французское и немецкое кино.[2]

С 2010 года критики отмечают появление новой волны авторского кино — «урбореализма», имеющего корни в лирическом советском кинематографе и вызывающего резонанс у зрителей. К этим фильмам относятся «Упражнения в прекрасном», «Шапито-шоу», «Какраки», «Простые вещи», «О чем говорят мужчины» и представляют собой драмы, мелодрамы и комедии о жизни простых горожан. Начиная с конца 1990-х годов, в республиках России формируется свой национальный кинематограф. Снимаются фильмы на татарском, якутском и прочих языках. [7]


4.5. Живопись, скульптура и архитектура

Для современной российской архитектуры, скульптуры и живописи характерно разнообразие жанров и течений, развитие сложившихся художественных традиций и появление новых. Но можно выделить два основных направления – новый традиционализм, или неотрадиционализм, то есть применение уже апробированных стилистических приёмов при современном техническом обеспечении, и новое искусство, тяготеющее к экспериментам с формой и материалом, к переосмыслению опыта общения художника со зрителем и с самим объектом творчества.

Появляются интересные и неоднозначные памятники, связанные со значимыми историческими событиями. З.К. Церетели( его можно отнести к неотрадиционализму) – автор скульптурного оформления храма Христа Спасителя в Москве, памятника Петру Первому в Москве. В.М. Клыков (близкая к реализму манера) – автор памятника адмиралу А.В. Колчаку в Иркутске, маршалу Г.К. Жукову в Москве.

В живописи и скульптуре развивается постмодернистское направление. Появляются новые формы творчества, например, инсталляции и перформансы. Представителями авангардистского течения в живописи являются М.М. Шемякин, И.И. Кабаков. В. Комар и А. Меламид - создатели соц-арта, нового направления в живописи.

Архитектурное творчество также развивается по двум направлениям. Первое связано с поисками путей возврата к традиционному образу города, к лучшим достижениям прошлого. (Храм Христа Спасителя, работы А.Е. Харитонова и Е.Н. Пестова )

Другое направление архитектурного творчества – это поиск для создания городской среды, созвучной эпохе высоких технологий. (здание Московской межбанковской валютной биржи работы А.А. Скокана, комплекс Москва-Сити).[4]

Заключение

Таким образом, для культуры современной России основная задача состоит в выработке стратегического курса на будущее в быстро меняющемся мире. Решение этой задачи достаточно сложно, так как существует необходимость осознания глубинных противоречий, присущих нашей культуре на всем протяжении ее исторического развития, так и нового восприятия достижений русской культуры.[5] Как бы ни стала развиваться Россия в нынешнем столетии, русская культура останется главным богатством страны и залогом единства нации.
Список использованных источников


1. http://compendium.su/social/universal/47.html

Обществознание. Универсальный справочник

2.История культуры России IX – XXI вв.: теория, словарь, тесты. Подготовка к ЕГЭ. Пособие с интерактивным приложением./ Авт.-сост. Т.Б. Качкина.- М.: Планета, 2015. – 256с.

3. История: учебник для студ. проф. учеб. заведений/ Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. 15- е изд. - М.: Издательский центр «Академия»,2016. - 448с.

4. История Отечества. XX – XXI века: 3-е изд. – М.: «ТИД «Русское слово – РС»,2005. – 480 с.

5.История России, XX – начало XXI века: А.А. Левандовский, Ю.А. Щетинов.- 10-е изд. – М.: Просвещение, 2005. – 383 с.

6. http://social-sciences.ru/index.php/filosofiatop

7. История : учебник / П.С. Самыгин, В.Н. Шевелев, С.И. Самыгин. — Москва : КноРус, 2017. — 306 с. — СПО.

https://www.book.ru/book/921379/view2

8. http://velikayakultura.ru/russkaya-literatura/excurs-russkaya-literatura-vchera-segodnya-zavtra