Файл: Вопрос. Что такое эллинизм и какое значение в развитии Древнего мира он сыграл.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 37

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая организация высшего образования

«МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


Кафедра экономики и управления
Форма обучения: заочная/очно-заочная



ВЫПОЛНЕНИЕ

ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ



Группа Пм22М571в
Студент
Н.В. Таралевич


МОСКВА 2023___

Вопрос.

Что такое эллинизм и какое значение в развитии Древнего мира он сыграл?

ЭЛЛИНИЗМ - термин, которым определяют период в истории Греции и стран Восточного Средиземноморья с походов Александра Македонского (334 - 323 до н.э.) до окончательного завоевания Востока Римом (30 до н.э.). Термин эллинизм ввел в научный оборот в 30-х гг. прошлого века немецкий ученый Иоганн Густав Дройзен. Единой точки зрения на эллинизм в мировой историографии античности не существует. Дройзен понимал эллинизм как распространение греческой (эллинской) культуры среди стран и народов Средиземноморья. Предлагалось также рассматривать эллинизм как этап в истории античного мира (А.Б. Ранович). Но большинство историков следуют концепции Зельина Константина Константиновича, который рассматривал эллинизм как сложное социально-экономическое, политическое и культурное явление, характеризующееся синтезом греческого и восточного начал, а сам период - как качественно новый этап в развитии рабовладельческих отношений античного мира.

В целом эллинизм стал более высоким этапом исторического развития народов классической Греции и Древнего Востока, сделавших шаг вперед в экономической жизни, усложнении социально-классовой структуры, государственного строительства, культуры и религии. Основой прогрессивных изменений в эпоху эллинизма было взаимообогащение древнегреческой и древневосточной цивилизаций. Поощрение торговых операций
активное градостроительство, сложность в классовых и социальных отношениях. На смену традиционным типам суверенного греческого полиса, с одной стороны, и древневосточной деспотии — с другой, пришла форма эллинистической монархии, сочетающей в разных вариациях элементы как полисной государственности, так и древневосточных монархических порядков. Плодотворным было взаимодействие и взаимообогащение греческих и восточных начал в области культуры и религии. В эпоху эллинизма оно проявилось в бурном развитии точных наук (астрономии, математики, физики), биологии, географии, в создании сложных философских систем, массовой скульптуры, расцвете градостроительства, архитектуры, литературы, поэзии.

Греческим языком можно было пользоваться от Марселя до Индии, от Каспийского моря до порогов Нила. Национальность отступает на второй план; общий язык и общее
воспитание содействуют развитию общей культуры. Литература, наука и прежде всего философия связаны в известной мере с более широким миром, чем Греция. Торговля стала международной. «Эллинизм» установил иные формы государства вместо восточной деспотии и эллинского полиса. Но эллинистические монархии на Востоке, Македонская коалиция, Ахейский и Этолийский союзы на Балканах не ликвидировали греческого полиса с его узкими интересами. Конечно, то не были независимые города- государства, но существование их связывало граждан со старыми учредителями полиса.

Задача 1.

«Триумф, назначенный сенатом Сципиону после его возвращения в Рим, отличался особой пышностью. Шествие открывали украшенные венками трубачи. За ними двигались повозки с добычей. Затем несли изображения захваченных городов, картины, воспроизводящие эпизоды сражений, золото и серебро в слитках и монете, далее – венки, которыми наградили Сципиона города, союзники и его собственное войск. За ними шли взятые в плен карфагеняне и нумидийцы, среди них и царь Сифакс. И сразу за ним следовала колесница со Сципионом, увенчанным золотой короной. Сзади на облучке примостился раб и, чтобы не сглазить того, кто на время триумфа стал богом, твердил: «Ты – человек! Ты – человек!»

Немировский А.И. История Древнего мира. – М.,2000. – 2000. – Т.2. С. 15 –18


Какому событию был посвящен триумф?


Триумф был посвящен победе Сципиона над Ганниба­лом, которого вправе был бы назвать своим учителем, ибо обучился у него тому, что именуют военным искусством. В 202 г. до н э., близ города Зама, к югу от Карфагена, произошла последняя битва Ганнибала с римлянами. Армия великого полководца была разбита. Сципион получил почетное прозвище Африканский. После победы в долгой войне с Карфагеном в 201 году до нашей эры Рим потребовал выдать своего главного врага Ганнибала для суда над ним. От расправы его спас разгромивший карфагенскую армию в последнем сражении римский полководец Сципион Африканский. Он убедил сенат не только не требовать выдачи Ганнибала, но и не мешать ему стать правителем поверженного Карфагена.

Что привело к войне?


В середине III в. до н.э. Карфаген был огромной колониальной державой. Его власть распространялась на западную часть побережья Северной Африки, Южную Испанию, значительную часть Сицилии, на Корсику, Сардинию, Питиусы и Балеарские острова. Карфагенский флот безраздельно господствовал в Средиземном море. Главную прибыль Карфаген получал из морской торговли, поэтому именно контроль над морем был основным приоритетом карфагенской внешней политики.

Рим тогда был ярко выраженной сухопутной державой. Мощного военного флота он не имел, вся римская экспансия происходила по суше. К тому времени Рим покорил большую часть Италии. Основу его войска составляла дисциплинированная пехота, набранная из граждан Римской Республики.

Столкновение между ними было неизбежным, но их интересы не сталкивались, пока Рим был занят завоеванием Апеннинского полуострова, а Карфаген – покорением Северной Африки. Поводом стало столкновение интересов Рима и Карфагена на острове Сицилии, где были богатые греческие колонии и плодородные земли.

В 218 г. до н. э. Ганнибал – карфагенский военачальник разрушил испанский город Сагунткоторый являлся союзником Рима. Римляне в ответ объявили Карфагену войну.

Тем временем Ганнибал, выйдя из Испании во главе отборных войск и перейдя с огромными потерями Альпы, оказался там, где его не ждали — в долине реки По. Ганнибал объявил жившим в тех местах галлам, давним врагам Рима, что воюет за свободу Италии. Галлы дали Ганнибалу продовольствия и лошадей, вступали в его войско.


Ганнибал в нескольких сражениях разгромил консульские армии. Он двинулся на юг страны, стремясь поднять на борьбу с Римом народы Италии.
Какое значение имела победа для Рима?


На следующий год Рим и Карфаген заключили мир, по которому Карфаген признавал свое поражение, Он лишился всех владений за пределами Африки, обязался выдать Риму военный флот, боевых слонов и заплатить большую сумму денег. Так закончилась 2-я Пуническая война. Рим стал хозяином в Западном Средиземноморье. Однако угроза со стороны Карфагена продолжала страшить римлян. 

Задача 2.

Прочитайте отрывок: «Раскопки начались в апреле 1870 г…. В самой высокой части города стоял храм Афины, вокруг него Посейдон и Аполлон построили стену Пергама – так говорил Гомер. Следовательно, храм нужно было искать н середине холма; там же должна была находиться возведенная богами стена. Разрыв вершину холма, … обнаружил стену. Здесь он нашел оружие и домашнюю утварь, украшения и вазы – неоспоримое свидетельство того, что на этом месте был богатый город. Но он нашел и коечто другое, и тогда впервые имя … прогремело по всему свету: под развалинами Нового Илиона он обнаружил другие развалины, под этими – еще одни: холм походил на какую-то чудовищную луковицу, с которой надо было снимать слой за слоем. Как можно было предположить, каждый из слоев относился к определенной эпохе. Жили и умирали целые народы, расцветали и гибли города, неистовствовал меч и бушевал огонь, одна цивилизация сменяла другую – и каждый раз на месте города мертвых вырастал город живых». Карам К. Боги, гробницы, ученые. – М., 1964.

О каких раскопках и каких цивилизациях идет речь в отрывке? Кто руководил раскопками?

Речь идет о раскопках Древней Трои, руководимой археологом-самоучкой Генрихом Шлиманом.

Генрих Шлиман испытывал страсть к греческим мифам и к великой «Илиаде» Гомера. Для Шлимана «Илиада» Гомера — это не поэтическое описание древних легенд, а таинственный ребус, содержащий подсказки, которые нужно только распознать и расшифровать, чтобы найти путь к настоящей Трое. Географические описания, данные в Илиаде, заставляли подозревать, что руины Трои могут быть сокрыты под холмом Гиссарлык на северо-западе современной Турции.


В апреле 1870 года он, заручившись разрешением османских властей, начинает раскопки под холмом Гиссарлык. И 31 мая 1873 года Шлиман находит то, что считает решающим подтверждением своей теории: огромный клад, более 8000 предметов, в том числе и из драгоценных металлов. До открытия Генриха Шлимана, общество считало Древнюю Трою вымышленным городом и просто легендой.