Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 121
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая образовательная организация высшего образования
Сибирский институт бизнеса и информационных технологий»
Зачетная (экзаменационная) работа
(2 семестра)
Реферат
Дисциплина: Психология и педагогика
Тема: Предмет психологии. Структура, цели, задачи.
Выполнил(а):
Адаменко Екатерина Олеговна
(Ф.И.О. студента)
УПС-38.03.03
(группа)
Проверил(а):
_____________________________
(Ф.И.О. преподавателя)
Омск, 2023
Содержание
Введение…………………………………………………………………………… 3
Глава 1. Понятие о психологии…………………………………………………... 6
1.1 Из истории психологических учений………………………………………... 6
1.2 Предмет, объект и задачи психологии как науки………………………….. 10
Глава 2. Основные методы психологии, их достоинства и недостатки……… 14
Заключение……………………………………………………………………….. 21
Список использованных источников…………………………………………… 24
Введение
Психология - это одна из самых древних наук и одновременно одна из самых молодых. Подчеркивая эту противоречивость, немецкий психолог Г.Эббингауз говорил, что психология имеет очень длинную предысторию и очень короткую собственную историю, понимая под этим, что психология длительное время, на протяжении тысячелетий, развивалась в лоне философского знания, осмысления и объяснения мира. В то же время её собственная история начинается с середины XIX века, когда она выделяется в самостоятельную науку.
Термин «психология» употребляется в нескольких значениях, которые часто смешиваются в обыденном сознании: под ним могут понимать как научное, так и ненаучное психологическое знание. В первом случае оно употребляется для обозначения соответствующей научной дисциплины, во втором -- для описания поведения или психических особенностей отдельных лиц и групп людей. Поэтому в той или иной степени каждый человек знакомится с «психологией» задолго до её систематического изучения.
Уже в раннем детстве ребенок говорит «я хочу», «я думаю», «я чувствую». Эти слова свидетельствуют о том, что маленький человек, не отдавая себе отчета в том, чем он занимается, исследует свой внутренний мир. На протяжении всей жизни каждый человек, осознанно или неосознанно, изучает себя и свои возможности. Следует отметить, что уровень познания своего внутреннего мира во многом определяет то, насколько человек может понять других людей, насколько успешно может построить с ними взаимоотношения.
Человек -- это социальное существо, и он не может жить вне общества, без контактов с окружающими. В практике живого общения каждый человек постигает многие психологические законы. Так, каждый из нас уже с детства умеет «читать» по внешним проявлениям -- мимике, жестам, интонации, особенностям поведения -- эмоциональное состояние другого человека. Таким образом, каждый человек -- своего рода психолог, поскольку в обществе невозможно жить без определенных представлений о психике людей.
Однако житейские психологические знания очень приблизительны, расплывчаты и во многом отличаются от научных знаний. Так, житейские психологические знания конкретны, привязаны к конкретным ситуациям, людям, задачам. Научная же психология стремится к обобщению, для чего используются соответствующие понятия.
К тому же, житейские психологические знания носят интуитивный характер. Это обусловлено способом их получения - случайным опытом и его субъективным анализом на бессознательном уровне. В отличие от этого научное познание основано на эксперименте, а полученные знания вполне рациональны и осознаваемы.
Далее, существуют различия в способах передачи знаний. Как правило, знания житейской психологии передаются с большим трудом, а часто эта передача просто невозможна. Как пишет Ю. Б. Гиппенрейтер, «вечная проблема «отцов и детей» состоит как раз в том, что дети не могут и даже не хотят перенимать опыт отцов». В то же время в науке знания аккумулируются и передаются намного легче.
И наконец, научная психология располагает обширным, разнообразным и подчас уникальным фактическим материалом, недоступным во всём объеме ни одному носителю житейской психологии.
В современном мире психология глубоко проникает в практическую жизнь общества. Возрастает значимость её и в нашей стране. В настоящее время мы располагаем накопленными веками знаниями о психологии человека. Весомый вклад в этот процесс внесли профессиональные психологи, а также писатели, философы, представители других областей науки и искусства. Зачастую люди, не имеющие отношения к науке, по мере развития цивилизации собирали и передавали из поколения в поколение полезные сведения о психологии человека и об отношениях людей в виде житейских мудростей, обычаев и традиций. И, тем не менее, по сей день мы не можем с уверенностью говорить о том, что знания наши о психологии человека и его поведении достаточно полны и объективны.
Из всего вышесказанного следует, что выбранная нами тема исследования является актуальной.
Цель исследования - выявить и описать особенности психологии как науки.
Объект исследования - психология как наука.
Предмет исследования - особенности предмета, объекта исследования и специфика методов исследования в психологии.
Для осуществления цели исследования были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать историю развития и дать оценку особенностей современного состояния психологии на основе отечественных и зарубежных исследований.
2. Рассмотреть и проанализировать предмет, объект и задачи психологии как на
3. Изучить основные методы психологии, показать достоинства и недостатки каждого метода.
Реализация поставленных задач осуществлялась с помощью следующих методов исследования: теоретический анализ и обобщение психолого-педагогической литературы.
Глава 1. Понятие о психологии
1.1 Из истории психологических учений
Интерес к знаниям, которые сегодня относятся к области психологии, возник очень давно. Практически все древние философы считали «душу» причиной жизни, дыхания и познания. Вопрос о природе души решался философами в зависимости от принадлежности их к материалистическому или идеалистическому лагерю.
Обратимся к истокам развития представлений о психологии как науки. Так, Демокрит (460-370 гг. до н. э.) считал, что душа -- это материальное вещество, которое состоит из атомов огня, шарообразных, легких и очень подвижных. Все явления душевной жизни Демокрит пытался объяснить физическими и даже механическими причинами. Так, по его мнению, душа получает ощущения от внешнего мира благодаря тому, что ее атомы приводятся в движение атомами воздуха или атомами, непосредственно «истекающими» от предметов. Материализм Демокрита носил наивный механистический характер.
Платон полагал, что в основе всего лежат идеи, существующие сами по себе. Идеи образуют свой мир, которому противостоит материя. Посредник между этими мирами - душа. Человек не познает, а скорее вспоминает то, что уже знала душа. Платон считал, что душа имеет три части: чувственная часть находится в печени, как у животных; в сердце она пребывает в гневе и совести; разумная часть помещается в голове человека. Душа бессмертна, и после смерти она, согласно Платону, переносится «в мир идей».
Гораздо более сложное представление о душе развил Аристотель (384-322 гг. до н. э.). Его трактат «О душе» - первое специально психологическое сочинение, которое в течение многих веков оставалось главным руководством по психологии. Сам Аристотель по праву считается основателем психологии, как, впрочем, и целого ряда других наук.
Аристотель отрицал взгляд на душу как на вещество. В то же время он не считал возможным рассматривать душу в отрыве от материи (живых тел), как это делали философы-идеалисты. Для определения природы души он использовал сложную философскую категорию «энтелехия», которая означает существование чего-то.
Следующий этап развития психологии связан с развитием механики, математики и естественных наук. Петрова Н.Н. Психология для медицинских специальностей: учебник для студ.сред.мед.учеб.заведений/ Н.Н.Петрова. - 4-е изд. - М.: Издат. центр «Академия», 2008. - С.11.
Всё вышесказанное позволяет утверждать, что в течение столетий явления, изучаемые психикой, обозначались общим термином душа и считались предметом одного из разделов философии, названного в XVI в. психологией. Сведения об указанных явлениях накапливались и во многих других направлениях исследований, а также в различных сферах практики (в особенности медицинской и педагогической). Своеобразие этих явлений, их данность человеку в форме непосредственных, неотчужденных от негопереживаний, их особая познаваемость, обусловленная способностью индивида к самонаблюдению и самоотчету о них, их интимно-личностная ценность были истолкованы религиозно-идеалистическими учениями как показатель их порождаемости особой сущностью. В противовес этому развивалась материалистическая традиция, ориентированная на союз психологии с естествознанием, укреплявшая научное знание о психике, исходя из достижений в изучении ее материального субстрата (органов чувств и мозга). С середины XVI в. благодаря широко развернувшейся экспериментальной работе психология начала обособляться и от философии, и от физиологии, поскольку установленные в лабораториях закономерности психики не совпадали с анатомо-физиологическими. Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь. - Москва; СПб.: Прайм-Еврознак, 2008. - С.197.
Становление психологии как самостоятельной науки произошло в последней четверти XIX в., когда она отделилась от философии, сблизилась с естественными науками и разработала собственный экспериментальный метод. Развитие взглядов на сущность психики связано с решением основного вопроса философии - о соотношении материи и сознания, соответственно формирование психологии как самостоятельной дисциплины происходило под влиянием борьбы между идеалистическим и материалистическим мировоззрением. Петрова Н.Н. Психология для медицинских специальностей: учебник для студ.сред.мед.учеб.заведений/ Н.Н.Петрова. - 4-е изд. - М.: Издат. центр «Академия», 2008. - С.12.
Поэтому именно XIX век стал крупным этапом, когда оформилась научная психология. У истоков этой новой психологии стоит французский философ Рене Декарт. Представления о душе радикально изменились после того, как Рене Декарт (1596-1650) ввёл понятие «сознание». Оно рассматривалось как критерий, различающий душу и тело. Интроспекция, по мнению Декарта, настолько очевидна, что была применена им для неоспоримого доказательства самого существования субъекта, сформулированного в афоризме cogito ergo sum («мыслю, следовательно, существую»). Согласно критерию интроспекции, душой обладает только человек, а животные не имеют души и действуют подобно механическим устройствам. Для объяснения собственно телесных действий у животных и человека Декарт ввёл представление о рефлексе, в котором был реализован принцип механистического детерминизма. Суть рефлекса, по Декарту, состоит в том, что внешние воздействия посредством перемещения животных духов по нервам приводят к напряжению определенных мышц, которое и представляет собой действие организма.
Таким образом, доминировала интроспективная трактовка сознания, для которой характерен отрыв психического начала от объективного бытия. Психическая жизнь рассматривалась как субъективный мир, познаваемый лишь путём самонаблюдения.
Как мы видим, почти все теории конца XIX и часть теорий XX в. Разрабатывались в рамках интроспективной психологии сознания. Это вело к ограничению предмета исследований областью осознаваемых переживаний, рассматриваемых в отрыве от окружающей действительности и деятельности человека. Доминировал описательный, а не объяснительный подход к изучению психики. Петрова Н.Н. Психология для медицинских специальностей: учебник для студ.сред.мед.учеб.заведений/ Н.Н.Петрова. - 4-е изд. - М.: Издат. центр «Академия», 2008. - С.13
Эти нововведения надолго определили ход развития философского учения о познании, а затем послужили важным фактором при образовании и развитии научных парадигм в психологии.
Как мы видим, в XIX веке перед лицом поразительных успехов естествознания популярной становится идея о том, что психология должна изучать не душу, а «душевные явления», источником которых служит деятельность органов чувств, то есть предполагалось эмпирическое изучение психических явлений.
Таким образом, по мере осознания собственного предмета исследования, развития методов конкретная научная дисциплина обретала своё лицо и отделялась от праматери наук - философии. Для наук о природе определяющим методом исследования является эксперимент. Именно он даёт возможность непосредственного взаимодействия с предметом исследования, а, следовательно, обеспечивает возможность объективной проверки наших представлений о природе.