Файл: Предмет психологии. Структура, цели, задачи.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 126

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Психология - одна из тех наук, которые изучают человека; человек же, как известно, - это часть природы. Поэтому психология и повторила путь развития всех естественных наук. Худяков А.И. Экспериментальная психология в схемах и комментариях. - СПб.: Питер, 2008. - С.7.

Обобщая всё вышесказанное, можно отметить, что появлению психологии предшествовало развитие двух больших областей знания: естественных наук и философии, поэтому психология возникла на пересечении этих областей.

1.2 Предмет, объект и задачи психологии как науки



Слово «психология» в переводе с древнегреческого буквально означает «наука о душе» (psyche - «душа», logos - «слово», «учение»). В современном мире понятие «душа» сменилось термином «психика».

Психика - это системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении им неотчуждаемой от него картины мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности. Это качество материи, проявляющееся во взаимодействии с другими объектами в процессе жизнедеятельности. социальный психологический философ

Как отмечают ряд исследователей, психика имеет сложное строение, и в ней можно выделить три основные формы психических явлений.

Психические процессы (ощущение, внимание, воображение, память, мышление, воля, чувства) являются кратковременными и представляют собой начальные стадии познавательных процессов.

Психические состояния (радость, страх, бодрость, усталость) - относительно устойчивые явления психической деятельности, характеризующие психику в целом, более длительные и сложные по сравнению с элементарными познавательными процессами. Их можно рассматривать как фон, на котором протекают психические процессы.

Психические свойства личности - устойчивые образования, обеспечивающие определённый уровень поведения и деятельности, характерный для данного человека.

Все формы психических явлений взаимосвязаны и переходят одна в другую. Основные функции психики включают отражение и регуляцию поведения и деятельности. Петрова Н.Н. Психология для медицинских специальностей: учебник для студ.сред.мед.учеб.заведений/ Н.Н.Петрова. - 4-е изд. - М.: Издат. центр «Академия», 2008. - С.5.

Итак, психология - это наука о закономерностях развития и функционировании психики как особой формы жизнедеятельности. Установлено, что каждая наука должна иметь свои собственные объект и предмет исследования. Если одним и тем же объектом могут интересоваться несколько наук сразу, то предмет у каждой свой. Изучению предмета психологии посвящён ряд работ отечественных учёных. В работах П.Я.Гальперина, А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского, Б.Г.Мещеркова, В.П.Зинченко предметом психологии являются законы психической деятельности и её развитие.


Предмет психологии представляет собой некий конструкт, который получил название «психика» (в переводе с греческого - душа). Однако понятие «душа» традиционно используется в теологии, теософии и других направлениях богословия, поэтому большинство психологов предмет своего научного интереса называют психикой.

В целом, предмет психологии в настоящее время определяется следующим образом: предметом психологии выступают закономерности, сущностные взаимосвязи, особенности и механизмы возникновения, развития и функционирования психики и всего мира психических феноменов в бесконечном многообразии их проявлений. Худяков А.И. Экспериментальная психология в схемах и комментариях. - СПб.: Питер, 2008. - С.69.

Ряд учёных-психологов (А.А.Реан, Н.В.Бордовская, С.И.Розум) считают, что объектом психологии и психологических исследований выступают: индивид, группа людей, общность людей, животное, у которого есть психика, сообщество таких животных. Следует также отметить, что психика и весь мир психических феноменов выступают как объектная область психологии как науки, в которой каждое конкретное теоретико-прикладное психологическое исследование выделяет свой предмет и объект изучения. Константинов В.В. Экспериментальная психология. Курс для практического психолога. - СПб.: Питер, 2006.- С.84.

Важно отметить, что психические феномены, которые исследует психология, требуют своего понятийного аппарата, следовательно, своих обозначений, принятых большинством психологов. Всё это в совокупности определяет язык психологии. В различных её школах на основе общепсихологического языка создаётся свой, специфический. Худяков А.И. Экспериментальная психология в схемах и комментариях. - СПб.: Питер, 2008.- С.67.

Характеризуя задачу психологии, С.Л. Рубинштейн пишет: «Психологическое познание -- это опосредованное познание психического через раскрытие его существенных, объективных связей». Маклаков А. Г. Общая психология -- СПб: Питер, 2008. - С.27.

Основная, конечная теоретическая задача психологии и заключается в раскрытии специфических психологических закономерностей.

Важно также отметить основные принципы психологии:

1. Детерминизм. Психика определяется образом жизни и изменяется с изменением внешних условий.

2. Единство сознания и деятельности. Сознание образует внутренний план деятельности человека.

3. Развитие. Психику надо рассматривать в динамике, как процесс и результат деятельности. Петрова Н.Н. Психология для медицинских специальностей: учебник для студ.сред.мед.учеб.заведений/ Н.Н.Петрова. - 4-е изд. - М.: Издат. центр «Академия», 2008. - С.9.



Итак, психология - это отрасль науки, поэтому к ней относятся все требования, предъявляемые к научному исследованию, и она отвечает этим требованиям.

Общая психология - отрасль психологии, исследующая наиболее общие психологические закономерности, теоретические принципы и методы психологии, её основные понятия и категории. Худяков А.И. Экспериментальная психология в схемах и комментариях. - СПб.: Питер, 2008.- С.11.

Исследования, которые нацелены на выявление специфики развития психологии как научного направления, позволяют глубже понять суть процессов интеграции и дифференциации в отечественной психологической науке, что особенно важно, поскольку они во многом предопределяют логику её дальнейшего развития на фоне увеличения количества специалистов по психологии: «Общая численность психологов в современной России оценивается цифрами порядка 150 тысяч человек, хотя симптоматичны как большой разброс количественных оценок их численности, так и отсутствие внятных указаний на источники оценок».

Процессы интеграции и дифференциации, которые можно наблюдать в научном сообществе психологов, нашли отражение в формировании понятий «психологическая школа» и «центр развития психологического знания». Леонтьев С.Л. Критерии выделения научных психологических школ и центров развития психологического знания// Научный диалог. Журнал научных публикаций. - 2012. - №1. - С.13.

Таким образом, каждая наука, в том числе и психология, в окружающем нас целостном и многообразном мире выделяет свою область объектов и специфический предмет исследования.

Глава 2. Основные методы психологии, их достоинства и недостатки



Из многочисленного и многообразного инструментария психологии можно привести в качестве примера самые известные методы: психодиагностические тесты, метод близнецов, метод поперечных срезов, лонгитюдный метод, метод сравнения с психопатологией.

Одна из первых систематик методов психологического исследования была предложена С.Л.Рубинштейном, который выделял в качестве основных методов наблюдение: «внешнее» (объективное) и «внутреннее» (самонаблюдение), а также эксперимент: лабораторный, естественный и психолого-педагогический с программой активных формирующих воздействий на психическое развитие ребёнка.

Существуют классификации методов психодиагностики, разделяющие их с точки зрения характера и направленности психической активности испытуемого.


1. Интроспективные методы, которые требуют свободного или несвободного словесного сообщения испытуемого о личном опыте, своих эмоциональных реакциях, отношениях (анкеты, беседы).

2. Экстраспективные, основанные на свободном или управляемом наблюдении и оценке самых разнообразных психических проявлений испытуемого.

3. Проективные - испытуемый проецирует своё психическое состояние в словесные, графические или манипуляционные реакции на малоструктурированные, многозначные стимулы.

4. Исполнительные - субъект осуществляет какое-либо перцептивное, моторное или мыслительное действие, количественные и качественные характеристики которого являются показателями интеллектуальных или личностных черт.

Приведённая характеристика опирается на исторически наиболее старую систематику, предполагающую «выделение следующих трёх методов как основных структур организации психологического исследования. Это методы интроспекции, экстероспекции и «понимания»». Петрова Н.Н. Психология для медицинских специальностей: учебник для студ.сред.мед.учеб.заведений/ Н.Н.Петрова. - 4-е изд. - М.: Издат. центр «Академия», 2008. - С.23.
Рассмотрим примеры самых, с нашей точки зрения, интересных классификаций методов исследования. Например, классификация методов Г.Д.Пирьова (Приложение 1) - образец классической классификации, в которой критерий достаточно произвольно выбирается автором, но при этом весьма строго следует сложившимся традициям.

В качестве основного критерия классификации М.С.Роговина и Г.В.Залевский выбрали взаимоотношение субъекта и объекта в процессе исследования. Продвигаясь от минимальной степени «субъект - объектного противодействия» к максимальной, они выделяют шесть основных психологических методов исследования (Приложение 2).

Установлено, что Б.Г.Ананьев рассматривал методы психологии во взаимосвязи с этапами научного исследования, поэтому его схему можно рассматривать и как классификацию последних. Согласно Ананьеву, психолог на разных этапах исследования пользуется различными группами методов.

Следует отметить, что классификация Ананьева уникальна в своём роде (Приложение 3). Она, прежде всего, рассматривает весь процесс организации и проведения психологического исследования - от постановки проблемы до её решения. На каждом этапе проводится классификация методов, соответствующих ему. При этом она отвечает традиционным классификационным критериям, подобным тем, которые выбрал Пирьов. Худяков А.И. Экспериментальная психология в схемах и комментариях. - СПб.: Питер, 2008. - С.120.


Рассмотрев классификации методов исследования в психологии, перейдём к характеристике самих методов. Из многочисленного и многообразного инструментария психологии можно рассмотреть в качестве примера самые известные.

Как метод общепсихологического значения наблюдение в отличие от других методов этой категории не только возможно в любых исследованиях и обстоятельствах, но и неизбежно. Метод наблюдения в психологии является одним из самых старых и на первый взгляд наиболее простых. Это метод сбора информации путём непосредственного, целенаправленного и систематического восприятия и регистрации социально-психологических явлений (фактов поведения и деятельности) в естественных или лабораторных условиях. Соснин В.А., Красникова Е.А. Социальная психология: учебник. - 2-е изд. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2009. - С.11.

Научная ценность результатов наблюдения в значительной степени зависит от того, насколько оно подготовлено. Можно также выделить преимущества и недостатки метода наблюдения.

Преимущества метода наблюдения:

1. непосредственность,

2. возможность анализировать поведение групп,

3. независимость от готовности наблюдаемых лиц,

4. многомерность охвата,

5. широта.

Недостатки:

1. настроение наблюдателя во время опыта,

2. социальное положение наблюдателя по отношению к наблюдаемым,

3. тенденция ожидания у наблюдателя,

4. однократность наблюдаемых обстоятельств,

5. предшествующие личные встречи наблюдаемого с наблюдателем,

6. психологическое насыщение. Худяков А.И. Экспериментальная психология в схемах и комментариях. - СПб.: Питер, 2008. - С.203.

Следует отметить, что основное преимущество метода наблюдения заключается в том, что он даёт возможность изучать психические процессы в естественных условиях.

Опрос - это специальный способ целенаправленного получения информации посредством ответов опрашиваемых людей на задаваемые им вопросы. Особенность опроса заключается в его опосредованности и возможности массового проведения. Петрова Н.Н. Психология для медицинских специальностей: учебник для студ.сред.мед.учеб.заведений/ Н.Н.Петрова. - 4-е изд. - М.: Издат. центр «Академия», 2008. - С.24. Вопрос - главный инструмент опросных методов. Ведь они являются не просто методом сбора данных, но и процессом человеческого общения. Главным же его инструментом и будет заранее сформулированный вопрос. Худяков А.И. Экспериментальная психология в схемах и комментариях. - СПб.: Питер, 2008. - С.223.