Файл: методика развития речи с овз.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 43

Скачиваний: 12

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Тольяттинский государственный университет»
Тольяттинский государственный университет

(наименование института полностью)

Гуманитарно-педагогический институт

(Наименование учебного структурного подразделения)

44.03.03 Специальное (дефектологическое образование)

(код и наименование направления подготовки / специальности)

Дошкольная дефектология

(направленность (профиль) / специализация)



Практическое задание № 1
по учебному «Методика развития речи дошкольников с ограниченными возможностями здоровья 2»

(наименование учебного курса)
Вариант ____ (при наличии)


Обучающегося

Екатерина Викторовна Симонова







(И.О. Фамилия)




Группа

ДФОбд-1901г













Преподаватель

Елена Анатольевна Сидякина







(И.О. Фамилия)





Тольятти 2023

Практическое задание 1: Составьте примерный план работы по воспитанию звукопроизношения у детей с нарушением зрения.

Отберите игры и упражнения по постанов
ке у ребенка среднего или старшего дошкольного возраста (на ваш выбор) конкретного звука.
Примерный план работы с детьми по постановке звука

(Возраст: средний дошкольный)


Этапы работы

Работа над звуком

«Ш»

Работа над выбранным вами звуком «Г»

Диагностика:

- речевого слуха

- звукопроизношения

1) Узнавание неречевых звуков

Цель: выявить у детей умение узнавать неречевые звуки.

1. Инструкция: «Слушай внимательно и скажи или покажи, что звучит».

Детям предлагается определить на слух, какой из инструментов звучит: бубен, погремушка, колокольчик.

2. Инструкция: «Внимательно послушай и определи, что звучало».

- гудок автомашины

- звон колокольчика

- переливание воды

- удары в бубен

3. Инструкция: «Скажи или покажи».

- Что шумит?

- Что гудит?

- Кто смеется?

- Что звучит?

- Что шуршит?

2) Различение высоты, силы, тембра голоса

Цель: исследовать у детей умение различать высоту, силу, тембр голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз.

Инструкция: «Отвернись и догадайся, кто из детей тебя позвал».

3) Различение слов, близких по звуковому составу

Цель: Изучение навыков различения слов близких по звуковому составу.

1. Инструкция: «Если я неправильно назову картинку, хлопни в ладоши, если правильно — не хлопай»

2. Инструкция: «Покажи, где, например, лук — люк».

Развитие артикуляционного аппарата

Артикуляционная гимнастика для звука [Ш] направлена на выработку подъема языка, расслабление:
«Месим тесто». Для него необходимо открыть рот, положить язык на нижнюю губу, аккуратно пошлепать его верхней губой или мягко прикусывать, произнося «пя-пя-пя».

«Вкусная конфетка». На кончик языка кладут кусочек ириски, предлагая приклеить его к альвеолам.

«Грибочек». Нужно улыбаясь, приоткрыть рот, широкий и распластанный язык приклеить к верхнему небу. Удерживать в такой позиции 5 секунд.

«Чашечка». Рот открыт, язык распластан на нижней губе. Необходимо поднять его боковые края так, чтобы получилась «чашечка». Позу удерживают 5 секунд.

«Вкусное варенье». Язык принимает форму «чашечки» и аккуратно облизывает верхнюю губу.

«Фокус». Для него понадобится крохотный кусочек ватки, который кладут на кончик носа ребенка. Он высовывает язычок «чашечкой» и пытается сдуть ватку.

«Бублик». Необходимо округлять губы, слегка выдвигая их вперед. Позу удерживают 5 секунд. Можно добавить «вишенку» − полностью сжатые.

1. «Окошко».

На слово "Жарко" рот широко открыть. Все зубы видны. Язык спокойно лежит за нижними зубами. Удержать под счет от 1 до 5. На слово "Холодно" рот закрыть (сначала зубы, затем губы).

2. «Лягушка» или "Улыбка".

Губы растянуть в улыбке. Показать верхние зубы. Нижние зубы не должны быть видны. Удержать под счет от 1 до 5.

3. «Хоботок».

Зубы сомкнуть, губы плотно сомкнуты, вытянуть хоботком. Удержать под счет от 1 до 5.

4. «Заборчик».

Верхнюю губу поднять, нижнюю опустить. Показать сомкнутые зубы. Удержать под счет от 1 до 5.

5. «Бублик» или "Трубочка".

Округленные губы слегка вытянуть вперед. Зубы сомкнуты. Удерживать под счет от 1 до 5.

6. «Лопата» или "Блинчик".

Широкий язык расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Удержать под счет от 1 до 5.

Изолированное произношение звука

- «вызывание звука»

- «звукоподражание»

Упражнения для выработки воздушной струи

«Ветерок». Дуть сквозь сближенные губы, контролируя струю выдыхаемого воздуха с помощью поднесенной ко рту полоски бумаги, кусочка ваты, подвешенного на нитке, или просто путем осязания струи на поднесенной ко рту кисти руки.

«Загнать мяч в ворота». Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик (лежит на столе перед ребенком), загоняя его между двумя кубиками.

«Кто дальше загонит мяч?» Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу, как бы произнося длительно звук [Ф], сдуть ватку на противоположный край стола. Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы. Следить, чтобы ребенок не надувал щеки и произносил звук [Ф], а не [X].


Постановка звука. Обычно звук г ставится по подражанию с использованием тактильных ощущений. Так, воспитатель тихо произносит звук к (к-к-к), затем громко звук г (г-г-г). Объясняет ребенку: «Когда я говорю к тихо, голос молчит, стенки «домика» не дрожат; когда я говорю г громко, голос так звонко поет, что даже стенки «домика» дрожат. Давай проверим, как звонко поет наш голос». Одну руку ребенок прикладывает тыльной стороной к своей шее спереди, вторую — к шее логопеда, который многократно произносит то звук к, то звук г. При произнесении г ребенок ощущает вибрацию голосовых связок. Далее те же звуки воспитатель и ребенок проговаривают вместе, последний контролирует рукой наличие голоса и у себя, и у взрослого.
Если вызвать звук г по подражанию не удается, его ставят с механической помощью, так же как и к, только от звука д. Воспитатель нажимает на опущенную за нижние резцы переднюю часть спинки языка и отодвигает его медленно назад во время произнесения ребенком звуков да-да-да. Постепенно начинают слышаться дя, гя и наконец га. Ребенок закрепляет полученный слог га, потом — гы. Затем логопед рисует в его тетради картинки, в названиях которых г стоит в начале слова: газета, галета, газон, гантели, галка, голова, гора, голубь, голенище, горох, гол, гольфы, губы, гуси, гусеница, гуталин, глаза, гладиолус, глобус, гном, гвоздь, грабли, грач; в середине: нога, дуга, юнга, тайга, навага, телега, бумага, белуга, вьюга, фляга, иволга, шпага, штанга, рога, дорога, радуга, пугало, магазин, ягода, погоны, снегопад, огурец, наган, попугай, вагон, чугун, огонь, шпагат, угол, уголь. На конце слова звук г оглушается и произносится как к или х, поэтому слова, заканчивающиеся на г, для автоматизации этого звука не используются.
Затем логопед придумывает вместе с ребенком и записывает предложения с отработанными словами. Например: Галя гонит гу- сей на луга, а гуси гогочут: га-га-га. Инга читала газету в вагоне. Гуля прогоняла голубей с газона. Гога купил в магазине гантели и штангу.


Закрепление звукопроизношения в слоге

Повтори за мамой слоги со стечением согласных: шпа, шпы, шпэ, шпо, шпу, шма, шмы, шмэ, шмо, шму, шла, шлы, шлэ, шло, шлу, шна, шны, шнэ, шно, шну, шва, швы, швэ, шво, шву, шта, шты, штэ, што, шту, шкы, шкэ, шко, шку, шра, шры, шрэ, шро, шру.

Упражнение "Послушай. Запомни. Повтори". Проговаривай слоги чётко, выделяя голосом звук [г].

га - га

га – го – гу

ага—ого – угу

гу – гу

гва – гво – гву

гла – гло – глу

го - го

сга – сго – сгу

рга – рго – ргу

Закрепление звукопроизношения в слове

Проговаривать слова, выделяя звук [Ш]:

Ша: шаг, шайба, шахматы, шапка, шахта; шампунь, шампиньон.

Шо, Шё: шов, шёпот.

Шу: шум, шут, шуба, шутка; шутить, шумовка, шутник, шуметь.

Ши: шить, шип, шина; шипы, шитьё, шифон, шипеть, шиповник.

Ше: шея, шесть, шелест; шептать.

Штанга, штаб, штаны, штопка, штопать, штука, штык, шкаф, школа, швы, швед, швея, шпага, шпагат, шпатель, шпиль, шпинат, шпион, шмель, шницель, шлейф, шлем, шлюпка, шляпа.

Проговаривать слова, выделяя звук [Ш] :

Ша: ушанка, мышата, дышать; каша, Маша, Даша, Паша, Наташа, ваша, наша, Яша, Гоша, Антоша, Миша, кушать, вешать.

Шо, Шё: мышонок, мешок, пушок, капюшон, петушок, кукушонок, большой, тушёнка, нашёл, ушёл.

Шу: мишутка.

Ши: машина, пушинка, ошибка, ушиб; уши, вышивать, мыши, тишина.

Ше: мишень, ошейник; бушевать.

Пшено, пшённый, ковшик, кувшин, кувшинка.

Образовать существительное с уменьшительно-ласкательным значением:

Назови ласково.

Изба – избушка

кума –

зима –

штаны –

тётя –

дядя –

хозяйка –

солнце –

хлеб –

камень –

пятно –

дно –

окно –

дед –

Проговаривать слова с двумя звуками [Ш]: Шишки, штанишки, шашки, шипишь, шутишь, пишешь, шьёшь, шумишь.

Повторять слова чётко, выделяя голосом звук [г].

газ гам гарь газон

гаммы гамак гараж газета

гавань гармонь галстук габарит
Повторять слова чётко, выделяя голосом звук [г].

гнать гнуть гнев гнет гнездо

грач груша громко грива грибы

гвозди глушь глина глянец глазурь
«Посмотри и назови»






Закрепление звукопроизношения в предложении

Проговаривать предложения:

Предложения проговаривать по блокам (первый абзац, после того как все хорошо произнесено – второй абзац и т. д.)

У Маши шуба. У Яши машина. У Антоши шапка. У Даши шахматы. Бабушка вышивает петушка. Маша кушает тушёнку. Камыши шумят тихо. Наташа пишет тушью. У Яши пшённая каша. Бабушка шьёт штанишки Яше. Маша пьёт вишнёвый компот. У Яшиной машины шины. Мишутка дует на пушинки. Наташа вешает шубу в шкаф. На опушке кукует кукушка. Пшённая каша из пшена.

У кошки ушки на макушке. Дома у Яши мешок каштанов. На опушке мушки и квакушки. Шапка да шубка – вот и Мишутка. Паша катает мишку на машине. Мама шьёт на швейной машинке. Мама-мышь и мышата едят шпинат. У Паши и Даши мышонок Пушок. У мышки – мышата, у кошки – котята.

Шахматы и шашки у Даши в шкафу. Наша Даша под душем моет шею и уши. Дедушка и Яша едят пшённую кашу. У Антоши – машинка, а у папы – машина. Бабушка и мама готовят пышки. Наши шапки и шубы в дубовом шкафу. Паша едет на машине к дедушке и бабушке.
Послушать предложение, найти и исправить ошибки:

Письмо пишет дедушку.

Наша мышка поймала кошку.

Катушка ниток купила бабушку.

Камешек нашел Пашу.

На шубу вешают вешалку.

Камыши сидят в лягушке.

Ландыши нашли Наташу.

В картошку положили мешок.

Упражнение "Придумай словосочетание по картинкам".

Например: Говорящий попугай



«Послушай и повтори»

Я его догнал и обогнал. Я мигом Олега догоню.

Гога долго болел гриппом. Галя гоняла голубей.

Голуби влетели в голубятню.

Я бегу по лугу.

Галя загадала загадку. У Гоги — гаммы.

Гера играет на гобое. На Урале громадные гранитные горы.

В огороде на грядке растут огурцы.

Гусь гогочет: "Га—га—га!"

Грачи вьют гнезда на дереве.

В вагоны грузят арбузы.

На берегу стоят пингвины. Дорогу посыпают галькой.

На заводе гудит гудок. У Гоги — гири.
«Придумай предложения по картинкам»





Закрепление звукопроизношения в тексте

Проговаривать тексты:

Ландыши.

Ландыши любят тень под дубками. Подойдешь к месту, где ландыши. Ландышей видимо-невидимо. А на некошеном лугу ромашки и мышиный горошек. Рядом, у речушки, камыши. Колышет ветер камышинки. Шуршат они, нарушая тишину. Нарвешь ландышей - и домой. Хороши ландыши.

Гном.

Гале купили игрушку — маленького (гнома).

(Гном) был очень смешной и забавный.

Галя часто играла со своим (гномом).

Но вот (гном) потерялся.

Гале купили нового (гнома), но она не могла забыть своего старого друга

Девочка очень обрадовалась, когда её смешной и забавный (гном) нашёлся.
Рассказы-задачи.

На дороге сидели 5 голубей. Гриша побежал к ним. Один голубь сразу же улетел, за ним улетели ещё Сколько голубей осталось сидеть на дороге?

У Гали было 3 гвоздики и 5 гладиолусов. Гладиолус и 2 гвоздики она дала Глаше. Сколько цветов Галя дала Глаше? Сколько цветов осталось у Гали?

Гера сорвал 9 огурцов, а Игорь 5. Кто сорвал больше огурцов и на сколько?

Дифференциация звуков, близких по артикуляции

Для дифференциации звуков [С – Ш] в прямых слогах группируйте сочетания слогов парами или тройками в любой последовательности.

Например: повтори слоги, следи за положением языка и губ.

С – язык внизу, за нижними зубами, губы – в улыбке, холодная струя воздуха;

Ш – язык вверху в форме «чашечки», губы круглые, «бублик», теплая струя воздуха.

СА-ША ША-СА СА-СА-ША ША-ША-СА

СО-ШО ШО-СО СА-ША-ША ША-СА-СА

СУ-ШУ ШУ-СУ СА-ША-СА ША-СА-ША

СЫ-ШИ ШИ-СЫ
ЗВУКИ [С – Ш] В НАЧАЛЕ СЛОВА

СУТКИ – ШУТКИ СУМЕТЬ – ШУМЕТЬ СТУКИ – ШТУКИ

СТЫК – ШТЫК СЫТЫЙ – ШИТЫЙ САЙКА – ШАЙКА

СУД – ШУТ

СОВ – ШОВ

СПИТ – ШИПИТ

СПОРЫ – ШПОРЫ СТИЛЬ – ШТИЛЬ СОЛИ – ШАЛИ

Четко произносить слова парами.

галька – калька

гладь – кладь

глас – класс

год – код

гонки – конки

гол – кол

Глаша – Клаша

галета – котлета

гости – кости

голос – колос

гроши – кроши

густы – кусты

грива – криво

гаша – каша

шагал – шакал
Четко произносить слова.

Книга, загадка, гребёнка, горка, отгадка, горелка, голубка, уголок, кочегар, галстук, гамак, гайка, галка, губка, грелка, грядка, иголка, одногодки, вагончик, гудок, огурчик, гвоздик, гвоздика, когда, гимнастика, геркулес, горнолыжник, грибочек, гармошка, городок, горошек, ягодка, гонка, глотка, глоток, глубокий, голубика, гусенок, горький, гопак, глазки, прыгалки, маргаритки, кругом, килограмм, округа, городки, кегли, велогонка, скороговорка, когти.