ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 33
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
стремления к взаимопониманию и взаимопомощи в процессе этой учебной деятельности; готовности оценивать своё поведение и поступки своих товарищей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;
Ценности научного познания
3) мировоззренческих представлений о веществе и химической реакции, соответствующих современному уровню развития науки и составляющих основу для понимания сущности научной картины мира; представлений об основных закономерностях развития природы, взаимосвязях человека с природной средой, о роли химии в познании этих закономерностей;
4) познавательных мотивов, направленных на получение новых знаний по химии, необходимых для объяснения наблюдаемых процессов и явлений;
5) познавательной, информационной и читательской культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с учебными текстами, справочной литературой, доступными техническими средствами информационных технологий;
6) интереса к обучению и познанию, любознательности, готовности и способности к самообразованию, проектной и исследовательской деятельности, к осознанному выбору направленности и уровня обучения в дальнейшем;
Формирования культуры здоровья
7) осознания ценности жизни, ответственного отношения к своему здоровью, установки на здоровый образ жизни, осознания последствий и неприятия вредных привычек (употребления алкоголя, наркотиков, курения), необходимости соблюдения правил безопасности при обращении с химическими веществами в быту и реальной жизни;
Трудового воспитания
8) интереса к практическому изучению профессий и труда различного рода, уважение к труду и результатам трудовой деятельности, в том числе на основе применения предметных знаний по химии, осознанного выбора индивидуальной траектории продолжения образования с учётом личностных интересов и способности к химии, общественных интересов и потребностей; успешной профессиональной деятельности и развития необходимых умений; готовность адаптироваться в профессиональной среде;
Экологического воспитания
9) экологически целесообразного отношения к природе как источнику жизни на Земле, основе её существования, понимания ценности здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения к собственному физическому и психическому здоровью, осознания ценности соблюдения правил безопасного поведения при работе с веществами, а также в ситуациях, угрожающих здоровью и жизни людей;
10) способности применять знания, получаемые при изучении химии, для решения задач, связанных с окружающей природной средой, повышения уровня экологической культуры, осознания глобального характера экологических проблем и путей их решения посредством методов химии;
11) экологического мышления, умения руководствоваться им в познавательной, коммуникативной и социальной практике.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В составе метапредметных результатов выделяют значимые для формирования мировоззрения общенаучные понятия (закон, теория, принцип, гипотеза, факт, система, процесс, эксперимент и др.), которые используются в естественно-научных учебных предметах и позволяют на основе знаний из этих предметов формировать представление о целостной научной картине мира, и универсальные учебные
Ценности научного познания
3) мировоззренческих представлений о веществе и химической реакции, соответствующих современному уровню развития науки и составляющих основу для понимания сущности научной картины мира; представлений об основных закономерностях развития природы, взаимосвязях человека с природной средой, о роли химии в познании этих закономерностей;
4) познавательных мотивов, направленных на получение новых знаний по химии, необходимых для объяснения наблюдаемых процессов и явлений;
5) познавательной, информационной и читательской культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с учебными текстами, справочной литературой, доступными техническими средствами информационных технологий;
6) интереса к обучению и познанию, любознательности, готовности и способности к самообразованию, проектной и исследовательской деятельности, к осознанному выбору направленности и уровня обучения в дальнейшем;
Формирования культуры здоровья
7) осознания ценности жизни, ответственного отношения к своему здоровью, установки на здоровый образ жизни, осознания последствий и неприятия вредных привычек (употребления алкоголя, наркотиков, курения), необходимости соблюдения правил безопасности при обращении с химическими веществами в быту и реальной жизни;
Трудового воспитания
8) интереса к практическому изучению профессий и труда различного рода, уважение к труду и результатам трудовой деятельности, в том числе на основе применения предметных знаний по химии, осознанного выбора индивидуальной траектории продолжения образования с учётом личностных интересов и способности к химии, общественных интересов и потребностей; успешной профессиональной деятельности и развития необходимых умений; готовность адаптироваться в профессиональной среде;
Экологического воспитания
9) экологически целесообразного отношения к природе как источнику жизни на Земле, основе её существования, понимания ценности здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения к собственному физическому и психическому здоровью, осознания ценности соблюдения правил безопасного поведения при работе с веществами, а также в ситуациях, угрожающих здоровью и жизни людей;
10) способности применять знания, получаемые при изучении химии, для решения задач, связанных с окружающей природной средой, повышения уровня экологической культуры, осознания глобального характера экологических проблем и путей их решения посредством методов химии;
11) экологического мышления, умения руководствоваться им в познавательной, коммуникативной и социальной практике.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В составе метапредметных результатов выделяют значимые для формирования мировоззрения общенаучные понятия (закон, теория, принцип, гипотеза, факт, система, процесс, эксперимент и др.), которые используются в естественно-научных учебных предметах и позволяют на основе знаний из этих предметов формировать представление о целостной научной картине мира, и универсальные учебные
действия (познавательные, коммуникативные, регулятивные), которые обеспечивают формирование готовности к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности.
Метапредметные результаты освоения образовательной программы по химии отражают овладение универсальными познавательными действиями, в том числе:
Базовыми логическими действиями
1) умением использовать приёмы логического мышления при освоении знаний: раскрывать смысл химических понятий (выделять их характерные признаки, устанавливать взаимосвязь с другими понятиями), использовать понятия для объяснения отдельных фактов и явлений; выбирать основания и критерии для классификации химических веществ и химических реакций; устанавливать причинно- следственные связи между объектами изучения; строить логические рассуждения (индуктивные, дедуктивные, по аналогии); делать выводы и заключения;
2) умением применять в процессе познания понятия (предметные и метапредметные), символические (знаковые) модели, используемые в химии, преобразовывать широко применяемые в химии модельные представления — химический знак (символ элемента), химическая формула и уравнение химической реакции — при решении учебно-познавательных задач; с учётом этих модельных представлений выявлять и характеризовать существенные признаки изучаемых объектов — химических веществ и химических реакций; выявлять общие закономерности, причинно-следственные связи и противоречия в изучаемых процессах и явлениях; предлагать критерии для выявления этих закономерностей и противоречий; самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев);
Базовыми исследовательскими действиями
3) умением использовать поставленные вопросы в качестве инструмента познания, а также в качестве основы для формирования гипотезы по проверке правильности высказываемых суждений;
4) приобретение опыта по планированию, организации и проведению ученических экспериментов: умение наблюдать за ходом процесса, самостоятельно прогнозировать его результат, формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого опыта, исследования, составлять отчёт о проделанной работе;
Работой с информацией
5) умением выбирать, анализировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления, получаемую из разных источников (научно-популярная литература химического содержания, справочные пособия, ресурсы Интернета); критически оценивать противоречивую и недостоверную информацию;
6) умением применять различные методы и запросы при поиске и отборе информации и соответствующих данных, необходимых для выполнения учебных и познавательных задач определённого типа; приобретение опыта в области использования информационно- коммуникативных технологий, овладение культурой активного использования различных поисковых систем; самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, другими формами графики и их комбинациями;
7) умением использовать и анализировать в процессе учебной и исследовательской деятельности информацию о влиянии промышленности, сельского хозяйства и транспорта на состояние окружающей природной среды;
Универсальными коммуникативными действиями
Метапредметные результаты освоения образовательной программы по химии отражают овладение универсальными познавательными действиями, в том числе:
Базовыми логическими действиями
1) умением использовать приёмы логического мышления при освоении знаний: раскрывать смысл химических понятий (выделять их характерные признаки, устанавливать взаимосвязь с другими понятиями), использовать понятия для объяснения отдельных фактов и явлений; выбирать основания и критерии для классификации химических веществ и химических реакций; устанавливать причинно- следственные связи между объектами изучения; строить логические рассуждения (индуктивные, дедуктивные, по аналогии); делать выводы и заключения;
2) умением применять в процессе познания понятия (предметные и метапредметные), символические (знаковые) модели, используемые в химии, преобразовывать широко применяемые в химии модельные представления — химический знак (символ элемента), химическая формула и уравнение химической реакции — при решении учебно-познавательных задач; с учётом этих модельных представлений выявлять и характеризовать существенные признаки изучаемых объектов — химических веществ и химических реакций; выявлять общие закономерности, причинно-следственные связи и противоречия в изучаемых процессах и явлениях; предлагать критерии для выявления этих закономерностей и противоречий; самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев);
Базовыми исследовательскими действиями
3) умением использовать поставленные вопросы в качестве инструмента познания, а также в качестве основы для формирования гипотезы по проверке правильности высказываемых суждений;
4) приобретение опыта по планированию, организации и проведению ученических экспериментов: умение наблюдать за ходом процесса, самостоятельно прогнозировать его результат, формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого опыта, исследования, составлять отчёт о проделанной работе;
Работой с информацией
5) умением выбирать, анализировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления, получаемую из разных источников (научно-популярная литература химического содержания, справочные пособия, ресурсы Интернета); критически оценивать противоречивую и недостоверную информацию;
6) умением применять различные методы и запросы при поиске и отборе информации и соответствующих данных, необходимых для выполнения учебных и познавательных задач определённого типа; приобретение опыта в области использования информационно- коммуникативных технологий, овладение культурой активного использования различных поисковых систем; самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, другими формами графики и их комбинациями;
7) умением использовать и анализировать в процессе учебной и исследовательской деятельности информацию о влиянии промышленности, сельского хозяйства и транспорта на состояние окружающей природной среды;
Универсальными коммуникативными действиями
8) умением задавать вопросы (в ходе диалога и/или дискуссии) по существу обсуждаемой темы, формулировать свои предложения относительно выполнения предложенной задачи;
9) приобретение опыта презентации результатов выполнения химического эксперимента (лабораторного опыта, лабораторной работы по исследованию свойств веществ, учебного проекта);
10) заинтересованность в совместной со сверстниками познавательной и исследовательской деятельности при решении возникающих проблем на основе учёта общих интересов и согласования позиций (обсуждения, обмен мнениями, «мозговые штурмы», координация совместных действий, определение критериев по оценке качества выполненной работы и др.);
Универсальными регулятивными действиями
11) умением самостоятельно определять цели деятельности, планировать, осуществлять, контролировать и при необходимости корректировать свою деятельность, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, самостоятельно составлять или корректировать предложенный алгоритм действий при выполнении заданий с учётом получения новых знаний об изучаемых объектах — веществах и реакциях; оценивать соответствие полученного результата заявленной цели;
12) умением использовать и анализировать контексты, предлагаемые в условии заданий.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В составе предметных результатов по освоению обязательного содержания, установленного данной примерной рабочей программой, выделяют: освоенные обучающимися научные знания, умения и способы действий, специфические для предметной области «Химия», виды деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных и новых ситуациях.
Предметные результаты отражают сформированность у обучающихся следующих умений:
1) раскрывать смысл основных химических понятий: атом, молекула, химический элемент, простое вещество, сложное вещество, смесь
(однородная и неоднородная), валентность, относительная атомная и молекулярная масса, количество вещества, моль, молярная масса, массовая доля химического элемента в соединении, молярный объём, оксид, кислота, основание, соль, электроотрицательность, степень окисления, химическая реакция, классификация реакций: реакции соединения, реакции разложения, реакции замещения, реакции обмена, экзо- и эндотермические реакции; тепловой эффект реакции; ядро атома, электронный слой атома, атомная орбиталь, радиус атома, химическая связь, полярная и неполярная ковалентная связь, ионная связь, ион, катион, анион, раствор, массовая доля вещества (процентная концентрация) в растворе;
2) иллюстрировать взаимосвязь основных химических понятий (см. п. 1) и применять эти понятия при описании веществ и их превращений;
3) использовать химическую символику для составления формул веществ и уравнений химических реакций;
4) определять валентность атомов элементов в бинарных соединениях; степень окисления элементов в бинарных соединениях; принадлежность веществ к определённому классу соединений по формулам; вид химической связи (ковалентная и ионная) в неорганических соединениях;
5) раскрывать смысл Периодического закона Д. И. Менделеева: демонстрировать понимание периодической зависимости свойств химических элементов от их положения в Периодической системе; законов сохранения массы веществ, постоянства состава, атомно- молекулярного учения, закона Авогадро; описывать и характеризовать табличную форму Периодической системы химических элементов:
различать понятия «главная подгруппа (А-группа)» и «побочная подгруппа (Б-группа)», малые и большие периоды; соотносить обозначения, которые имеются в таблице «Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева» с числовыми характеристиками строения атомов химических элементов (состав и заряд ядра, общее число электронов и распределение их по электронным слоям);
6) классифицировать химические элементы; неорганические вещества; химические реакции (по числу и составу участвующих в реакции веществ, по тепловому эффекту);
7) характеризовать (описывать) общие химические свойства веществ различных классов, подтверждая описание примерами молекулярных уравнений соответствующих химических реакций;
8) прогнозировать свойства веществ в зависимости от их качественного состава; возможности протекания химических превращений в различных условиях;
9) вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ; массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; проводить расчёты по уравнению химической реакции;
10) применять основные операции мыслительной деятельности — анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизацию, классификацию, выявление причинно-следственных связей — для изучения свойств веществ и химических реакций; естественно-научные методы познания — наблюдение, измерение, моделирование, эксперимент (реальный и мысленный);
11) следовать правилам пользования химической посудой и лабораторным оборудованием, а также правилам обращения с веществами в соответствии с инструкциями по выполнению лабораторных химических опытов по получению и собиранию газообразных веществ
(водорода и кислорода), приготовлению растворов с определённой массовой долей растворённого вещества; планировать и проводить химические эксперименты по распознаванию растворов щелочей и кислот с помощью индикаторов (лакмус, фенолфталеин, метилоранж и др.).
6) классифицировать химические элементы; неорганические вещества; химические реакции (по числу и составу участвующих в реакции веществ, по тепловому эффекту);
7) характеризовать (описывать) общие химические свойства веществ различных классов, подтверждая описание примерами молекулярных уравнений соответствующих химических реакций;
8) прогнозировать свойства веществ в зависимости от их качественного состава; возможности протекания химических превращений в различных условиях;
9) вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ; массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; проводить расчёты по уравнению химической реакции;
10) применять основные операции мыслительной деятельности — анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизацию, классификацию, выявление причинно-следственных связей — для изучения свойств веществ и химических реакций; естественно-научные методы познания — наблюдение, измерение, моделирование, эксперимент (реальный и мысленный);
11) следовать правилам пользования химической посудой и лабораторным оборудованием, а также правилам обращения с веществами в соответствии с инструкциями по выполнению лабораторных химических опытов по получению и собиранию газообразных веществ
(водорода и кислорода), приготовлению растворов с определённой массовой долей растворённого вещества; планировать и проводить химические эксперименты по распознаванию растворов щелочей и кислот с помощью индикаторов (лакмус, фенолфталеин, метилоранж и др.).
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
Наименование разделов
и тем программы
Количество часов
Дата
изучения
Виды деятельности
Виды, формы
контроля
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
всего
контрольн
ые работы
практически
е работы
Раздел 1. Первоначальные химические понятия
1.1.
Химия
—
важная
область естествознания
и
практической
деятельности человека
6
-
2
Сентябрь Раскрыть смысл изучаемых понятий;
Раскрыть роль химии в природе и жизни человека, ее связь с другими науками;
Различать чистые вещества и смеси; однородные и неоднородные смеси;
Различать физические и химические явления;
Определять признаки химических реакций и условия их протекания;
Следовать правилам ТБ и
ППР при выполнении практический работ.
Устный опрос, практическая работа тематический диктант, самооценка с использованием
«оценочного листа». https://educont.ru/- каталог цифрового образовательного контента.
1.2.
Вещества
и химические реакции
16 1
-
Сентябрь- октябрь- ноябрь
Применять естественно - научные методы познания и основные операции мыслительной деятельности для изучения веществ и химических реакций;
Раскрыть смысл изучаемых понятий;
Различать физические и
Устный опрос, тематический письменный опрос,
Практическая работа, самооценка с использованием
«оценочного https://educont.ru/- каталог цифрового образовательного контента.
химические явления, и объяснять их сущность с точки зрения атомно- молекулярного учения;
Определять признаки химических реакций и условия их протекания;
Классифицировать химические реакции;
Составлять формулы бинарных соединений по валентности и определять валентность по формулам веществ; расставлять коэффициенты в уравнениях химической реакции;
Следовать правилам ТБ и
ППР при выполнении практический работ. листа».
Итого по разделу
22
Раздел 2. Важнейшие представители неорганических веществ
2.1.
Воздух.
Кислород.
Понятие об оксидах
6
-
1
Ноябрь
Раскрыть смысл изучаемых понятий и применять их при описании свойств веществ и превращений;
Характеризовать состав воздуха, физические и химические свойства.
Сравнивать реакции горения и медленного окисления; распознавать опытным путем кислород;
Устный опрос, письменный опрос, зачет,
Самооценка с использованием
«оценочного листа». https://educont.ru/- каталог цифрового образовательного контента.
Определять признаки химических реакций и условия их протекания;
Классифицировать химические реакции;
Составлять формулы бинарных соединений по валентности и определять валентность по формулам веществ; расставлять коэффициенты в уравнениях химической реакции;
Следовать правилам ТБ и
ППР при выполнении практический работ. листа».
Итого по разделу
22
Раздел 2. Важнейшие представители неорганических веществ
2.1.
Воздух.
Кислород.
Понятие об оксидах
6
-
1
Ноябрь
Раскрыть смысл изучаемых понятий и применять их при описании свойств веществ и превращений;
Характеризовать состав воздуха, физические и химические свойства.
Сравнивать реакции горения и медленного окисления; распознавать опытным путем кислород;
Устный опрос, письменный опрос, зачет,
Самооценка с использованием
«оценочного листа». https://educont.ru/- каталог цифрового образовательного контента.
Объяснять сущность экологических проблем, связанных с загрязнением воздуха;
Следовать правилам ТБ и ППР при выполнении практический работ.
2.2.
Водород.
Понятие
о
кислотах
и солях
3
-
1
Декабрь
Раскрыть смысл изучаемых понятий и применять их при описании свойств веществ и превращений;
Характеризовать физические и химические свойства водорода, способы его получения, применения.
Собрать прибор для его получения.
Следовать правилам ТБ и ППР при выполнении практический работ.
Участвовать в совместной работе в группе.
Устный опрос, тематический письменный опрос, практическая работа
Самооценка с использованием
«оценочного листа». https://educont.ru/- каталог цифрового образовательного контента.
2.3.
Количественные
отношения в химии
4
-
-
Раскрыть смысл изучаемых понятий и применять эти понятия, а также изученные законы и теории для решения расчетных задач;
Вычислять молярную массу веществ; количество вещества, объем газа, массу вещества.
Проводить расчеты по уравнениям химических реакций:
Устный опрос, тематический зачет,
Самооценка с использованием
«оценочного листа». https://educont.ru/- каталог цифрового образовательного контента.
количества, объема, массы вещества.
2.4.
Вода.
Растворы.
Понятие об основаниях
6
-
1
Январь
Раскрыть смысл изучаемых понятий и применять их при описании свойств веществ и превращений;
Характеризовать физические и химические свойства воды, ее роль как растворителя в природных процессах.
Составлять уравнения химических реакций с участием воды.
Объяснять сущность экологических проблем, способы очистки воды и меры по охране вод от загрязнения.
Следовать правилам ТБ и ППР при выполнении практический работ.
Проводить вычисления с применением понятий «массовая доля вещества».
Устный опрос, тематический письменный опрос, практическая работа,
Самооценка с использованием
«оценочного листа». https://educont.ru/- каталог цифрового образовательного контента.
2.5.
Основные
классы
неорганических
соединений
14 1
1
Февраль- март
Классифицировать изучаемые вещества по составу и свойствам;
Составлять формулы оксидов, кислот, оснований, солей и называть их по международной номенклатуре.
Устный опрос, тематический письменный опрос, практическая работа, контрольная работа, https://educont.ru/- каталог цифрового образовательного контента.
2.4.
Вода.
Растворы.
Понятие об основаниях
6
-
1
Январь
Раскрыть смысл изучаемых понятий и применять их при описании свойств веществ и превращений;
Характеризовать физические и химические свойства воды, ее роль как растворителя в природных процессах.
Составлять уравнения химических реакций с участием воды.
Объяснять сущность экологических проблем, способы очистки воды и меры по охране вод от загрязнения.
Следовать правилам ТБ и ППР при выполнении практический работ.
Проводить вычисления с применением понятий «массовая доля вещества».
Устный опрос, тематический письменный опрос, практическая работа,
Самооценка с использованием
«оценочного листа». https://educont.ru/- каталог цифрового образовательного контента.
2.5.
Основные
классы
неорганических
соединений
14 1
1
Февраль- март
Классифицировать изучаемые вещества по составу и свойствам;
Составлять формулы оксидов, кислот, оснований, солей и называть их по международной номенклатуре.
Устный опрос, тематический письменный опрос, практическая работа, контрольная работа, https://educont.ru/- каталог цифрового образовательного контента.