Файл: Реферат Тема Сущность и содержание муниципального управления. Выполнил(а) Мищенко Александр Владимирович (Ф. И. О. студента).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 72

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая образовательная организация высшего образования

«СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ БИЗНЕСА И ИНФАРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»
Экзаменационная работа 1 семестра

Дисциплина: Основы государственного управления

Реферат

Тема: Сущность и содержание муниципального управления.
Выполнил(а):

Мищенко Александр Владимирович

(Ф.И.О. студента)

Государственное и муниципальное управление

ГМНоз-1222(2)

(направление, группа)

Проверил(а):

_____________________________

(Ф.И.О. преподавателя)

15.06.2023

(дата)
Омск 2023 г
Введение …………………………………………………………………………2
Муниципальное управление: понятие и сущность…………………………… 4
Структура государственного и муниципального управления ……….……….6
Задачи и функции муниципального управления……………………………… 8
Функции государственного и муниципального управления …………………11
Социальные проблемы муниципального управления ………………………..13
Нормативные модели систем государственного и муниципального управления……………………………………………………………………… 15
Основные направления совершенствования современного государственного и муниципального управления. ………………………………………………...17
Административно-правовые методы муниципального управления ………...25
Заключение ………………………………………………………………………23

Список используемой литературы……………………………………………..24

Введение

Актуальность этой темы определяется тем, что опора на знание и правильное использование закономерностей государственного управления обеспечивают механизму управляющего воздействия целеустремленный и динамичный характер. Социальный механизм формирования и реализации гос.управления может быть представлен через цепь взаимосвязанных общественных явлений: потребностей, интересов, целей, решений, действий и результатов. Научная проработка и современная технологизация управления в каждом из звеньев указанной цепи позволяет избежать стихийности и хаотичности в управлении. Выделение государственного управления как особого социального института произошло вместе с возникновением разделения властей.

До этого оно было слито с государственной властью, не обособленно от нее.


Целью моей работы является рассмотрение функций муниципального управления.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

-Рассмотреть системность муниципального управления;

-Проанализировать структуру муниципального управления;

-Отразить функции муниципального управления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Муниципальное управление: понятие и сущность

Основные принципы исследования теоретических основ управления исходят из базовых положений общеуправленческой науки – кибернетики. Она является философией всех управленческих дисциплин и выступает в роли методологии системного исследования управленческих процессов и явлений. Кибернетика может быть определена как теоретическая научная система, исследующая общие законы управления и исходящая из главного постулата-посылки – "управление присуще всем системам объективного мира".

Главное предназначение, миссия управления, заключается в сохранении и поддержании в уравновешенном работоспособном состоянии системообразующих базовых элементов единого целого (системы) путем упорядочения взаимоотношений между ними. Кибернетические построения, методы и способы научного познания носят объективно-субъективное единство. Так, например, социальное управление, в частности, экономическая его составляющая, обладает объективно-стихийным самоупорядочением и субъективно-сознательным регулированием конкретноисторических экономических отношений.

Таким образом, управление вообще, с кибернетической точки зрения, является неотъемлемым элементом, функцией сохранения организованных систем различной природы. Оно обеспечивает поддержание режима функционирования систем, их относительно устойчивой структуры, достижение целей путем реализации стихийных и сознательных программ деятельности. Управление позволяет существовать современному миру как целостной совокупности множества взаимодействующих разнообразнейших систем, которые стремятся выжить, самосохраниться и найти свое место в сложносплетенности объективной реальности.

Социальное управление, как высший тип управленческой деятельности, представляет собой воздействие субъекта на общественные отношения с целью их упорядочения, совершенствования и развития, сохранения их качественной специфики. Специфика теории социального управления заключается в том, что "в качестве объекта здесь выступает деятельность самих субъектов познания. То есть сами люди являются и субъектами познания, и реальными действующими лицами. Помимо этого, объектом познания становится также взаимодействие между объектом и субъектом познания".



Управление "есть свойство любого общества, вытекающее из его системной природы, общественного характера труда, необходимости общения людей в процессе труда и жизни, обмена продуктами, их материальной и духовной

муниципальное управление – это функция муниципального образования (как организации), обеспечивающая достижение стоящих перед ним целей, и реализация соответствующих задач, как самоуправляющейся территориальной целостности;

муниципальное управление – это внутреннее качество муниципального образования как целостной системы, основными элементами которой являются органы муниципального управления (местного самоуправления) (субъект) и само муниципальное образование (объект), постоянно взаимодействующие на началах самоорганизации и самоуправления;

муниципальное управление служит интересам взаимодействия всех элементов этой системы (субъектов и объектов) и составляющих единое целое – муниципальное образование, с общими для всех элементов целями и задачами;

муниципальное управление – это управленческое воздействие субъекта на объект, которое упорядочивает систему – муниципальное образование, обеспечивает его функционирование в соответствии с закономерностями его существования и развития. Это – целенаправленное упорядочивающее воздействие, реализуемое в связях между субъектом и объектом и осуществляемое непосредственно субъектом управления;

муниципальное управление предполагает, как внутреннее взаимодействие составляющих систему элементов, так и множество взаимодействий с системами различного иерархического уровня (субъект федерации, район в городе, поселок в районе). Оно предполагает существование управленческих функций как внутрисистемного (в самом муниципальном образовании), так и межсистемного характера (субъект федерации ® муниципальное образование ® ТОС), где система верхнего уровня выступает в роли субъекта управления по отношению к системе нижнего уровня, являющегося объектом управления.

 

Структура государственного и муниципального управления.

Конкретным субъектом государственного или муниципального управления является соответствующий орган государства, муниципального образования (парламент в государстве, муниципальный совет и др.), должностное лицо (министр, мэр). В пределах своих полномочий, установленных законом (иными правовыми актами), субъекты управления могут использовать различные законные средства, имеющиеся в их распоряжении: экономические, политические, идеологические. Так, с целью развития какой-либо отрасли экономики государство может применить стимулирующие методы (например, снизить налоги), его органы могут не зарегистрировать политическую партию, если ее устав противоречит закону, что лишает партию прав юридического лица, в частности права, выдвигать своих кандидатов на выборах, закон запрещает пропаганду экстремистской идеологии и т.д. В отличие от человека и гражданина, которому разрешено все, что не запрещено законом, субъекты государственного и муниципального управления могут применять только такие средства управления, которые им разрешены законом. При этом каждый из них вправе применять лишь свои, определенные способы управления (милиция – одни, финансовые службы – другие). Эти способы тоже установлены правовым актами (законом о милиции, положением о министерстве финансов и др.).


Объект государственного или муниципального управления – это общественные (социальные, национальные, иные отношения) или отношения, приобретающие общественное значение (например, алиментные обязанности детей в отношении престарелых родителей или запрет детям, не достигшим определенного возраста, смотреть некоторые кинофильмы). Такие отношения могут быть подвергнуты государственному или муниципальному регулированию, т.е. публичному управлению.

Содержание государственного, муниципального управления это различные действия по использованию публичной власти (издание правовых актов, организационные меры), которые предпринимаются в целях регулирования общественных отношений или отношений, приобретающих общественное значение. Управленческие органы, должностные лица могут совершать те или иные действия в пределах своей компетенции, в формах и способах, предусмотренных нормативными актами. Совокупность этих действий, совершаемых в разное время и неодинаковыми методами, составляет управленческий процесс. Содержание государственного, муниципального управления зависит от условий, в которых оно осуществляется, и складывается из различных элементов. Важнейшее значение для управления в обществе имеют его цели. Возможны конкретные цели (организующая деятельность по ремонту местной дороги), а есть цели более общего порядка (управление обороной страны). Цели должны быть реальны и выполнимы. Бесполезно заниматься управленческой деятельностью, если цель невыполнима сама по себе.

Цели управления определяют суть управленческого решения: выбор действий, при помощи которых цели должны быть достигнуты. Важнейшее значение имеет обоснованность управленческого решения. В таком решении следует, возможно более полно учесть все обстоятельства, имеющее как прямое, так и косвенное отношение к решаемой задаче, факторы благоприятствующие и противодействующие.

В государственном и муниципальном управлении применяются различные формы (экономческое и административное управление), методы (убеждения и принуждение), приемы (организационные, технические и др.).

Для содержания управления важное значение имеет профессионализм управленцев и связанная с ним несменяемость некоторых должностных лиц (например, судей), что обеспечивает, с одной стороны, стабильность и профессионализм управления, а с другой – обновление (ротацию) определенной части кадров путем периодических выборов, что позволяет привлекать к управлению новые силы
, делать отбор управленцев.

Стабильность управления имеет важное значение для достижения успеха. Не авралы, а настойчивая, последовательная работа приносит результат. С другой стороны, периодическая ротация (обновление) кадров ведет к появлению новых управленческих идей, новых методов управления. Она тоже полезна для управления. Применяя такие меры, необходимо заранее просчитывать эффективность управления: достижение наилучших результатов в возможно более короткий срок с наименьшими затратами материальных ресурсов и управленческой энергии.

Эффективность связана не с количественной стороной управления: избыточность управления (излишек управления) так же плоха, как и его недостаточность (мало управления), а с его качеством.

Важнейшей материальной базой управления являются ресурсы управления (наличие соответствующих органов, кадров, финансовых возможностей, управленческой техники и т.д.). Решая ту или иную управленческую задачу, важно оценить предварительно наличие ресурсов (в том числе не только материальных, а и духовных) для этого. Важное значение имеют сроки. Управленческая задача должна быть решена в срок. В противном случае может оказаться, что ее решение запоздало.

Задачи и функции муниципального управления

В состав базовых задач системы муниципального управления входят:

1. Стратегическое планирование, включающее  в себя разработку муниципальных  политик в различных сферах, определяющих жизнь муниципального образования, разработку программ и проектов, прогнозирование и сценирование социально-экономического развития.

В управлении любыми объектами роль стратегического планирования чрезвычайно высока. Трудно переоценить ее роль и в муниципальном управлении. В своей деятельности органы местного самоуправления имеют дело с различными субъектами в экономической, предпринимательской, общественной сферах. Интересы этих субъектов всегда противоречивы и эгоистичны. Например, предприниматель стремится к извлечению максимальной прибыли за счет модернизации своей деятельности, минимизации накладных расходов и сокращения персонала; в свою очередь, органы местного самоуправления заинтересованы в обеспечении занятости и в прибыльности деятельности предприятий; население заинтересовано в гарантиях занятости и не заинтересовано в модернизации производств.

Стратегическое планирование и муниципальные политики необходимы в муниципальном управлении как средства согласования интересов местных сообществ в отношении ключевых вопросов муниципального развития. Они призваны переводить конфликты и проблемы в цели и задачи деятельности органов управления. Муниципальные программы выполняют задачу соорганизации деятельности всех подразделений Администрации и других субъектов муниципального развития. Программный подход ориентирован на работу именно с проблемами, он позволяет управлять процессом работы с ними и с постоянно меняющимся содержанием проблемного поля.