ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 57
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая организация высшего образования «МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» |
Кафедра журналистики Форма обучения: заочная/очно-заочная |
ВЫПОЛНЕНИЕ
ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Группа 21ж161
Студент
А.А. Ильина
МОСКВА 2023
Практическое занятие 2 к теме 17 «Проза Лермонтова («Герой нашего времени»). Особенности композиции, система персонажей, женские образы»
Задание 1
1. Кто такой «герой нашего времени»?
"Герой нашего времени” - это первый психологический роман в русской литературе, произведение. Наиболее интересным показался мне главный герой романа — Печорин, и я хотела бы остановиться именно на нем. Что касается других персонажей романа, то все они, как мне кажется , лишь помогают полнее раскрыть характер главного героя
Роман состоит из пяти повестей, каждая из которых представляет собой этап в раскрытии образа главного героя. Стремление раскрыть внутренний мир Печорина отразилось на композиции: романа. Он начинается как бы с середины и последовательно доводится до конца жизни Печорина. Таким образом, читатель заранее знает, что жизнь Печорина обречена на неудачу. Думаю, что ни у кого не возникнет сомнения в том, что именно Печорин — герой времени.
Печорин – типичный молодой человек 30-х годов XIX века, образованный красивый и достаточно богатый, неудовлетворенный жизнью и не видящий для себя возможности быть счастливым. Печорин, в отличие от Пушкинского Онегина, не плывет по течению, а ищет свой путь в жизни, он “бешено гоняется за жизнью” и постоянно спорит с судьбой. Ему очень быстро всё надоедает: новые места, друзья, женщины и увлечения забываются им очень быстро.
Лермонтов дает очень подробное описание внешности Печорина, которое позволяет глубже раскрыть его характер. Это позволяет читателю словно увидеть героя перед собой, заглянуть в его холодные глаза, которые никогда не смеются. Его темные брови и усы при светлых волосах, говорят о неординарности и необыкновенности.
Печорин постоянно находиться в пути: он куда то едет, что-то ищет. Лермонтов постоянно помещает своего героя в разные среды: то в крепость, где он знакомится с Максим Максимычем и Бэлой, то в среду “водяного общества”, то в лачугу контрабандистов. Даже погибает Печорин в пути.
2. Каковы творческие принципы в изображении героя?
В образе Печорина, главного героя романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», собраны практически все негативные черты, которые были присущи молодому поколению, жившему в тридцатые годы девятнадцатого века. Печорин - молодой человек, офицер, который мечется в поисках смысла жизни, своего места в этом мире. Печорин - смелый, храбрый, умный, талантливый человек. Он не желает кому-либо прислуживаться, идет по жизни своей собственной тернистой дорогой. Казалось бы, мы видим настоящего положительного героя. Но, одновременно с перечисленными положительными качествами, Печорин имеет массу отрицательных черт. Он равнодушен к окружающим его людям, эгоистичен, не умеет дружить и не ценит дружбу, не способен подарить настоящую любовь. Своими поступками он разрушает жизнь людей, которых встречает на своем пути, заставляет их страдать. Но, при этом Печорин сам переживает из-за этого. Такой противоречивый получился у Лермонтова образ его современника: «Во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его…». Печорин сам объясняет причину своего противоречивого характера: «Я говорил правду - мне не верили: я начал обманывать; узнав хорошо свет и пружины общества, я стал искусен в науке жизни…». Получается, что само общество заставило молодого человека стать честолюбивым, скрытным, эгоистичным. Белинский, ранее назвал героя А. С. Пушкина - Евгения Онегина «эгоистом поневоле». Также можно охарактеризовать и Печорина. Печорин не находит в обществе своего места, поскольку он просто не нужен этому обществу. Пытаясь найти свое место, он едет на Кавказ, пытается любить и быть любимым. Но все это не приносит ему удовлетворения. Печорин смотрит «на страдания, радости других только в отношении к себе». Страдания других людей, по его же собственному признанию, являются для него «пищей», которая необходима для поддержания душевных сил. В своем дневнике Печорин показывает, что способен переживать. Поэтому, скорее всего, равнодушие Печорина - это всего лишь маска, попытка спрятать свой внутренний мир в себе, не дать вырваться ему наружу. Печорин пытается действовать, что-то делать, не сидеть на месте, но получается так, что все его действия оказываются мелочными и приносят людям страдания, разрушают их жизни. Из-за Печорина погибает Бэла, гибнет Грушницкий, Вулич, вынуждены страдать Мери и Вера, уезжают из своего дома «честные контрабандисты», а Максим Максимыч, веривший в крепкую дружбу, разочаровывается в ней. Очень точно выразил оценку образу Печорина Белинский, который сказал, что Печорин - это «переходное состояние духа, в котором для человека все старое разрушено, а нового еще нет и, в котором человек есть только возможность чего-то действительного в будущем и совершенный призрак в настоящем».
3. Почему «Герой нашего времени» можно назвать социальнопсихологическим романом?
Лермонтов большое внимание уделяет чувствам, переживаниям, мыслям героев. Вот и в романе "Герой нашего времени" он изучает души своих героев, анализирует их поступки, слова, внешний облик и даже жесты и позы. Писатель стремится раскрыть внутренний мир главного героя, как и сам герой склонен к самоанализу. Поэтому роман "Герой начшего времени" можно назвать психологическим или же социально-психолоческим.
Задание 3.
-
Какова особенность построения повести?
Хронологическая последовательность событий (одним словом, фабула) отличается от сюжетной последовательности. если главы расставить в хронологическом порядке, то получится следующее: "Тамань", "Княжна Мери", "Фаталист", Бэла, Максим Максимыч, предисловие к журналу Печорина. зачем же автору нужно было нарушать хронологию? чтобы постепенно раскрыть образ гл. героя, дать читателю проникнуться идеей романа. сначала он пишет от лица доброжелательного, но чужого и чуждого Печорина человека о Бэеле, затем, в главе "ММ", Печорину дается психол. портрет от лица рассказчика - человека одного с Печориным поколения и круга, читатель понимает, что героя настигла душевная катастрофа. ну и наконец, Журнал Печорина - дневник героя, в котором он рефлексирует, анализирует свои мысли и поступки и открывает, почему так трагично сложилась его жизнь. эта подчеркнутая разорванность событий, смена рассказчиков не только раскрывают образ лишнего человека, но и все больше оправдывают Печорина.
-
Как Максим Максимыч характеризует Печорина?
Рассказчик, зная о некоторых подробностях жизни Григория Александровича Печорина, с нетерпением ждал встречи с героем. По словам повествователя, убеждения по поводу внешности Печорина и его характера пришли ему на ум, потому что он уже со слов Максима Максимыча понимал, что за человек находится перед ним. Вероятнее всего, «на другого вид его произвел бы совершенно различное впечатление».
Рассказчик, описывая внешность Печорина, говорит про статность и стройность его фигуры, про его аристократичные манеры, выраженные в деталях внешности («бархатный сюртучок», «ослепительно чистое белье», «маленькая аристократическая рука», «бледный, благородный лоб», «зубы ослепительной белизны»). В целом внешность центрального персонажа была отмечена так: Печорин владеет «оригинальной физиономией, которая особенно нравится женщинам светским».
Повествователь обращает внимание на незаметные черты внешности Печорина, которые характеризуют его как человека.
Из того, что Печорин при походке не размахивал своими руками, рассказчик сделал выводы, что герой имеет скрытный характер.
Лоб Печорина имел следы морщин, однако их можно было обнаружить лишь «при долгом наблюдении», что говорит о нежелании показывать свои чувства мимикой.
Глаза, по мнению рассказчика, рассказывали о Печорине многое. «Ослепительные», но «холодные», они никогда не смеялись. Это говорило о том, что главный герой либо имеет злой нрав, либо находится в «глубокой постоянной тоске».
Повествователь подчеркивает, что его мнение относительно Печорина основано лишь на его наблюдениях. Однако они наиболее полно характеризуют героя.
3. Охарактеризуйте Максима Максимыча.
Максим Максимыч обладает многими положительными качествами, о чём мы начинаем узнавать буквально с первых строк романа. Он помогает автору, выступающему в роли путешественника, разобраться с осетинами, которые нечестно выполнили свою работу по перевозке груза, да ещё и на водку стали с него требовать. Максим Максимыч, знаток характера горцев, прослуживший на Кавказе не один год («Уж я их знаю, меня не проведут!») грозно прикрикнул на них – и те разбежались. Он знаком с человеком всего несколько минут – и уже готов прийти ему на помощь. Точнее, для него это настолько естественно, что вопрос выбора – помогать или не помогать – даже не стоит. Отзывчивость и доброта Максима Максимыча в «Герое нашего времени» проявятся и в других эпизодах. Так, всем сердцем, как дочь родную, полюбил он «кавказскую пленницу» Печорина Бэлу. Он делает всё возможное для облегчения её участи: утешает её, выводит на прогулку, ни на шаг не отходит от неё перед смертью, достойно провожает в последний путь, хотя она, по сути, была ему никем. Не сравнить с потребительским отношением к бедной девушке Печорина, по чьей вине она стала сиротой и лишилась жизни.
4.Как раскрывается Печорин в истории с Бэлой?
Характеристика Печорина в главе «Бэла» открывается читателю со слов еще одного героя романа – Максима Максимыча. В данной главе описаны жизненные обстоятельства Печорина, его воспитание и образование. Здесь также впервые раскрывается портрет главного героя. Читая первую главу, можно сделать вывод, что Григорий Александрович является молодым офицером, имеет привлекательную внешность, на первый взгляд приятный в любом отношении, у него хороший вкус и блестящий ум, прекрасное образование. Он аристократ, эстет, можно сказать, звезда светского общества.
Задание 4.
1. Найдите в тексте описание Бэлы, Ундины, Верны, княжны Мери. Что можно сказать об этих женщинах (об их внешности, характере, о принадлежности к среде, об отношении к Печорину)?
Женские образы в романе «Герой нашего времени» удались Лермонтову на славу. Так охарактеризовал эту особенность романа писателя знаменитый критик того времени В.Г. Белинский.
Белинский отмечал, что автор создал такие монументальные образы девушек и женщин, что они могли бы соперничать только с героинями романов и повестей А.С. Пушкина. Эти женщины умны, способны, прекрасны душой и телом, они обладают сильной волей, стремятся к реализации себя в обществе. Однако все героини романа по-своему несчастны, хотя, следует признать, что их несчастье является производным от несчастья главного героя – Григория Александровича Печорина.
Именно образ Печорина сюжетно объединяет между собой все женские образы романа.
В произведении представлено несколько центральных женских образов. Это Вера – светская замужняя дама, которую связывает с Печориным любовная история еще во времена, когда молодой герой жил в Петербурге. Это княжна Мери Лиговская – родственница Веры, с которой Печорин знакомится в Кисловодске и из-за скуки влюбляет ее в себя. Это дочь черкесского князя Бэла, похищенная родным братом и отданная Печорину в качестве наложницы. И, наконец, это девушка, которую сам Печорин назвал Ундиной («русалкой») – возлюбленная контрабандиста Янко, случайная знакомая главного героя романа.
Охарактеризуем кратко главных героинь-женщин из этого произведения.
Бэла
Образ гордой черкешенки Бэлы, которую Печорин с помощью ее родного брата похитил и из родительского дома, вызвал горячее участие читающей публики еще при первой публикации романа.
В ряду женских образов в «Герой нашего времени» образ Бэлы является одним из самых трогательных. Бэла была не виновата в случившемся с ней, и, тем не менее, она принимала все удары судьбы мужественно. Ее предал родной брат, отдав ее за коня Казбича, ее предал похититель Печорин, которого она полюбила всем сердцем, но не нашла в его душе взаимности. В итоге ее убил человек, который тоже был в нее тайно влюблен.
Тонкую и чуткую душу Бэлы понимал только Максим Максимович, однако и он не знал, чем ей помочь и тайно радовался ее смерти, понимая, что эту девушку в жизни уже ничего хорошего не ждало.