Файл: В. Н. Морозова Воронеж 2007 Утверждено Научнометодическим советом факультета международных отношений 07. 02. 07, протокол.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 46
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Федеральное агентство по образованию Методы политического анализа
Учебно-методическое пособие для вузов Составитель
В.Н. Морозова Воронеж 2007
Учебно-методическое пособие для вузов Составитель
В.Н. Морозова Воронеж 2007
Утверждено Научно-методическим советом факультета международных отношений 07.02.07, протокол № 2 Рецензент Гармонова А.В. В учебно-методическом пособии представлены основные методы политического анализа, раскрыта сущность, области применения экспликативных методов, метода экспертных оценок, политического моделирования, охарактеризованы социологические и математические методы политанализа. Вторая часть пособия содержит практические задания в форме деловых игр, тренингов, позволяющих на практике усвоить методы политического анализа.
Учебно-методическое пособие подготовлено на кафедре международных отношений и регионоведения факультета международных отношений Воронежского государственного университета. Рекомендовано для студентов факультета международных отношений Воронежского государственного университета дневной формы обучения. Для специальности 030701 – Международные отношения и направления
521300 – Регионоведение.
Учебно-методическое пособие подготовлено на кафедре международных отношений и регионоведения факультета международных отношений Воронежского государственного университета. Рекомендовано для студентов факультета международных отношений Воронежского государственного университета дневной формы обучения. Для специальности 030701 – Международные отношения и направления
521300 – Регионоведение.
Содержание
I. Теоретическая часть. Политический анализ и его специфика. 4 Становление и развитие политического анализа. 7 Метод контент-анализа…………………………………………………………. 11 Техника ивент-анализа…………………………………………………………. 15 Когнитивное картирование…………………………………………………...... 16 Моделирование. 18 Методы экспертных оценок. 20 Математические методы изучения международных процессов 27 Социологические методы политического анализа. 28 Подготовка итоговых документов прикладных проектов. 29 Анализ процесса принятия решения
II. Практическая часть……………………………………………………..35
Литература………………………………………………………………………...49
I. Теоретическая часть. Политический анализ и его специфика. 4 Становление и развитие политического анализа. 7 Метод контент-анализа…………………………………………………………. 11 Техника ивент-анализа…………………………………………………………. 15 Когнитивное картирование…………………………………………………...... 16 Моделирование. 18 Методы экспертных оценок. 20 Математические методы изучения международных процессов 27 Социологические методы политического анализа. 28 Подготовка итоговых документов прикладных проектов. 29 Анализ процесса принятия решения
II. Практическая часть……………………………………………………..35
Литература………………………………………………………………………...49
Основная литература
Амелин В.Н. Опыт развития прикладной политологии в России / В.Н. Амелин, А.А.
Дегтярев / Полис. – 1998. – № 3. – С. 157–178
Боришполец К.П. Методы политических исследований / К.П. Боришполец. – Мс. Международные отношения социологические подходы / под ред. ПА. Цыганкова. – Мс.
Туронок С.Г. Политический анализ / С.Г. Туронок. – МС
Цыганков ПА. Теория международных отношений / ПА. Цыганков. - Мс. Дополнительная литература
Бордюгов ГА. Этнические конфликты. Опыт создания базы данных Межнациональных отношений в России и СНГ / ГА. Бордюгов. - Мс.
Дегтярев А.А. Политический анализ как прикладная дисциплина Предметное поле и направления разработки / А.А. Дегтярев // Полис. - 2004.
Макаренко
Г.Д. Автоматизированные информационные системы по внешнеполитическим вопросами дипломатической деятельности государств / Г.Д.
Макаренко. - Мс.
Мангейм ДБ. Политология Методы исследования / ДБ. Мангейм. - Мс.
Почепцов Г.Г. Стратегический анализ / П.Г. Почепцов. – Киев, 2004. – 332 с.
Тюрин ЮН. Анализ данных на компьютере / ЮН. Тюрин. - Мс.
Цукерман А. Введение в политический анализ / А. Цукерман. - Мс.
Яковлев И.Г. Информационно-аналитические технологии и политическое консультирование / И.Г. Яковлев // Полис. - 1998. - № 2. – С. 122–134.
Яковлев И.Г. Проблемы политического анализа на основе компьютерных технологий /
И.Г. Яковлев. - Мс. Метод контент-анализа
1. Контент-анализ : определение, история введения в научный оборот, область применения.
2. Этапы контент-анализа.
3. Виды контент-анализа.
4. Достоинства и сложности метода контент-анализа.
1. Контент-анализ : определение, история введения в научный оборот, область применения
Контент-анализ представляет собой метод сбора количественных данных об изучаемом явлении или процессе для последующей интерпретации результатов с целью оценки и прогнозирования действий политических акторов. Специфика контент-анализа позволила исследователям отнести его к научно обоснованному методу чтения между строк.
Контент-анализ относится к наиболее ранним методам изучения текста.
Амелин В.Н. Опыт развития прикладной политологии в России / В.Н. Амелин, А.А.
Дегтярев / Полис. – 1998. – № 3. – С. 157–178
Боришполец К.П. Методы политических исследований / К.П. Боришполец. – Мс. Международные отношения социологические подходы / под ред. ПА. Цыганкова. – Мс.
Туронок С.Г. Политический анализ / С.Г. Туронок. – МС
Цыганков ПА. Теория международных отношений / ПА. Цыганков. - Мс. Дополнительная литература
Бордюгов ГА. Этнические конфликты. Опыт создания базы данных Межнациональных отношений в России и СНГ / ГА. Бордюгов. - Мс.
Дегтярев А.А. Политический анализ как прикладная дисциплина Предметное поле и направления разработки / А.А. Дегтярев // Полис. - 2004.
Макаренко
Г.Д. Автоматизированные информационные системы по внешнеполитическим вопросами дипломатической деятельности государств / Г.Д.
Макаренко. - Мс.
Мангейм ДБ. Политология Методы исследования / ДБ. Мангейм. - Мс.
Почепцов Г.Г. Стратегический анализ / П.Г. Почепцов. – Киев, 2004. – 332 с.
Тюрин ЮН. Анализ данных на компьютере / ЮН. Тюрин. - Мс.
Цукерман А. Введение в политический анализ / А. Цукерман. - Мс.
Яковлев И.Г. Информационно-аналитические технологии и политическое консультирование / И.Г. Яковлев // Полис. - 1998. - № 2. – С. 122–134.
Яковлев И.Г. Проблемы политического анализа на основе компьютерных технологий /
И.Г. Яковлев. - Мс. Метод контент-анализа
1. Контент-анализ : определение, история введения в научный оборот, область применения.
2. Этапы контент-анализа.
3. Виды контент-анализа.
4. Достоинства и сложности метода контент-анализа.
1. Контент-анализ : определение, история введения в научный оборот, область применения
Контент-анализ представляет собой метод сбора количественных данных об изучаемом явлении или процессе для последующей интерпретации результатов с целью оценки и прогнозирования действий политических акторов. Специфика контент-анализа позволила исследователям отнести его к научно обоснованному методу чтения между строк.
Контент-анализ относится к наиболее ранним методам изучения текста.
Еще в XVIII веке в Швеции был проведен анализ сборника из 90 церковных гимнов на предмет соответствия религиозным догматам. В научный оборот методика была введена в конце х годов XX века в США и долгое время использовалась главным образом для исследования текстов массовой информации с целью выявления отличия в трактовках одного итого же события в разных СМИ, определения привлекательности политических лозунгов и т.д. Классикой контент-анализа принято считать исследования американского ученого Г. Лассуэла, изучившего пропагандистские материалы периода Второй Мировой войны. Одним из наиболее известных примеров применения методики контент- анализа в сфере международных исследований считается «Стэнфордский план по проблемам международного кризиса (на примере событий 1914 года. На основании сравнительного анализа документов, которыми обменивались в период кризиса враждующие стороны членами стэнфордской группы была представлена логическая модель внутригосударственного информационного поведения в кризисе.
В настоящее время контент-анализ широко применяется в аналитических исследованиях в сфере бизнеса, политической аналитики и практики, в интересах силовых структур. Контент-анализу подвергаются официальные документы, книги, статьи, объявления, телевизионные выступления, кино- и видеозаписи, фотографии, лозунги, произведения искусства. С помощью данного метода возможно определить преобладающие направления СМИ, рейтинг лидеров, фирм, организаций, выявить отношение СМИ к определенным деятелям, событиями так далее.
2. Этапы контент – анализа В процедуре контент-анализа можно выделить несколько этапов Первый этап определение задач, объекта исследования, разработка категориального аппарата, выбор качественных и количественных единиц контент-анализа. В качестве единиц контент-анализа могут выступать
• Физические единицы (например,экземпляры книги, номера газет
• Структурно-семиотические единицы (например, лексика языка (слова и их эквиваленты, грамматические показатели (отрицательные частицы, отглагольные имена
• Понятийно-тематические единицы
• Референциальные (обозначения реальных личностей, событий, городов, стран, организаций) и квазиреференциальные единицы (чаще всего бывают представлены обозначениями различного рода коллективных акторов политической сцены либералы, коммунисты, Запад
• Пропозициональные единицы и оценки (в их основе – описание конкретных ситуаций, требование, констатация факта (например, России нужны инвестиции
• Макроструктурные единицы (сложные понятийные конструкции, как правило, носящие характер сценариев
В настоящее время контент-анализ широко применяется в аналитических исследованиях в сфере бизнеса, политической аналитики и практики, в интересах силовых структур. Контент-анализу подвергаются официальные документы, книги, статьи, объявления, телевизионные выступления, кино- и видеозаписи, фотографии, лозунги, произведения искусства. С помощью данного метода возможно определить преобладающие направления СМИ, рейтинг лидеров, фирм, организаций, выявить отношение СМИ к определенным деятелям, событиями так далее.
2. Этапы контент – анализа В процедуре контент-анализа можно выделить несколько этапов Первый этап определение задач, объекта исследования, разработка категориального аппарата, выбор качественных и количественных единиц контент-анализа. В качестве единиц контент-анализа могут выступать
• Физические единицы (например,экземпляры книги, номера газет
• Структурно-семиотические единицы (например, лексика языка (слова и их эквиваленты, грамматические показатели (отрицательные частицы, отглагольные имена
• Понятийно-тематические единицы
• Референциальные (обозначения реальных личностей, событий, городов, стран, организаций) и квазиреференциальные единицы (чаще всего бывают представлены обозначениями различного рода коллективных акторов политической сцены либералы, коммунисты, Запад
• Пропозициональные единицы и оценки (в их основе – описание конкретных ситуаций, требование, констатация факта (например, России нужны инвестиции
• Макроструктурные единицы (сложные понятийные конструкции, как правило, носящие характер сценариев
13
• Поэтические единицы (средства художественной выразительности. Второй этап составление кодировочной инструкции.В тексте отбираются индикаторы выбранных категорий исследования. Третий этап кодировка всего массива исследуемых текстов. На данном этапе осуществляется процесс квантификации, то есть перевод в цифровое выражение всей совокупности исследуемых текстов. Четвертый этап статистическая обработка полученных количественных данных. Она осуществляется вручную или на ЭВМ. Обычно используются процентные и частотные распределения, разнообразные коэффициенты корреляций итак далее. Пятый этап интерпретация полученных данных на основе анализа и теоретического контекста исследования, верификация данных. Данные могут быть представлены с помощью разнообразных графических средств – диаграмм, графиков. Проведение контент-анализа требует предварительной разработки
1) классификатора контент-анализа (представляет собой таблицу, в которую сведены все категории и единицы анализа
2) бланка контент-анализа, в который должны быть включены общие сведения о документе (автор, время издания, объем, итоги его анализа количество употребления в нем определенных единиц анализа и следующие отсюда выводы относительно категорий анализа
3) регистрационной карточки, или кодировальной матрицы, где отмечается количество единиц счета, характеризующее единицы анализа
4) инструкции исследователю
5) каталога проанализированных документов.
3. Виды контент-анализа
При определении процедуры контент-анализа принято различать
1. Количественный и качественный контент-анализ
Количественный контент-анализ характеризуется частотой появления в тексте определенных характеристик.
Качественныйконтент-анализ, ориентированна учет сочетания качественных и количественных показателей, наиболее эффективен для выявления явных или скрытых целей субъекта.
2. Ненаправленный и направленный контент-анализ Ненаправленный поиск основывается на гипотезе, что некоторые слова текста, названные репрезентативными, может быть репрезентативны по отношению ко всему тексту. Эти слова должны часто встречаться в тексте и не носить функционального характера. Направленный количественный контент-анализ предусматривает предварительное составление перечня понятий, конкретизирующих каждую отдельную категорию. В настоящее время данные методики практически не применяются самостоятельно, а служат базой для последующих этапов исследования.
14 Фронтальный и рейдовый контент-анализ
Фронтальный
контент-анализ ориентированна составление максимально подробного представления об информационном потоке в определенный момент времени или на протяжении некоторого периода с целью выявления динамики, носит прикладной характер. Рейдовый анализ ориентированна решение частных исследовательских задач.
4. Достоинства и сложности метода контент-анализа Достоинства методаконтент-анализа : возможность избежать влияния исследователя на изучаемый объект, высокая степень достоверности получаемых данных (документы наиболее удобны для перепроверки, возможность исследования явлений в историческом плане посредством анализа документов прошлого. Сложности метода контент-анализа :
• выбор единиц контент-анализа зависит от исходных методологических принципов исследователей, которые могут не совпадать, в итоге разные исследователи могут исходить из разных единиц анализа
• экспертные оценки исследователя зависят от общего уровня его подготовки и знания исторических реалий данного периода, что играет ключевую роль при сведении единиц контент-анализа в категории
• особое внимание следует уделять проверке авторства документа, его подлинности.
• необходимо объективно оценивать степень доступности документов, избегая слепой веры архивным материалам
• при анализе сообщений их содержание необходимо интерпретировать только в контексте их очевидных целей, учитывая характер распространения. Основная литература
Боришполец К. Методы, методики и процедуры прикладного анализа ждународных отношений // Международные отношения социологические подходы / под ред. ПА.
Цыганкова. – М, 2006.
Боришполец К.П. Методы политических исследований / К.П. Боришполец. – Мс.
Туронок С.Г. Политический анализ / С.Г. Туронок. – МС
Цыганков ПА. Теория международных отношений / ПА. Цыганков. – Мс. Дополнительная литература Иудин А.А. Применение методов количественного анализа в социально- политических исследованиях и прогнозировании / А.А. Иудин. - Мс.
Мангейм ДБ. Политология Методы исследования / ДБ. Мангейм. - Мс.
Паршин П.Б. Об использовании лингвистических методов при анализе политической
концепции автора текста / П.Б. Паршин // Математика в изучении средневековых повествовательных источников. – М, 1986.
Шаран П. Сравнительная политология / П. Шаран. – М, 1992. Техника ивент-анализа
1. Ивент-анализ : определение, область применения.
2. Основные этапы методики ивент-анализа. Преимущества и недостатки ивент-анализа.
1. Ивент-анализ : определение, область применения, преимущества и недостатки
Ивент-анализ, или метод анализа событийных данных, позволяет упорядочить и структурировать сложные политические процессы (принятие нормативных актов, публичные заявления политиков, конфликты) в виде событийного ряда. При этом данные систематизируются последующим параметрам :
1) субъект-инициатор;
2) акция (что происходит
3) субъект-мишень (по отношению к кому
4) дата
5) географическая локализация Эффективность данного метода напрямую зависит от банка данных. Первоначально методика ивент-анализа была разработана в е годы в США и предназначалась для мониторинга расовых волнений в США. Долгое время исследования носили секретный характер. В настоящее время ивент-анализ применяется при изучении конфликтных ситуаций, для анализа процесса международных переговоров, в сфере прогнозирования, позволяя выявить объективные тенденции политической ситуации. Примером исследования, выполненного на основе ивент-анализа, может служить работа С. Олзака Статус в международной системе и этническая мобилизация.
2. Основные этапы методики ивент-анализа Методика ивент-анализа включает в себя следующие этапы : Первый этап заключается в составлении банка данных или использовании уже имеющихся баз данных. В качестве источников информации используются официальные документы, сообщения, обзоры новостей, статистическая информация. Второй этап состоит врасчленении информационного массива на отдельные единицы наблюдения и сортировке данных в соответствии с целями исследования. Простейший пример - кодировка по принципу
• кто осуществляет действие : свои/чужие;
• тип действия : вербальные, физические
• цель : вражда, нейтралитет, сотрудничество. В качестве субъектов чаще всего рассматривают государства,
Шаран П. Сравнительная политология / П. Шаран. – М, 1992. Техника ивент-анализа
1. Ивент-анализ : определение, область применения.
2. Основные этапы методики ивент-анализа. Преимущества и недостатки ивент-анализа.
1. Ивент-анализ : определение, область применения, преимущества и недостатки
Ивент-анализ, или метод анализа событийных данных, позволяет упорядочить и структурировать сложные политические процессы (принятие нормативных актов, публичные заявления политиков, конфликты) в виде событийного ряда. При этом данные систематизируются последующим параметрам :
1) субъект-инициатор;
2) акция (что происходит
3) субъект-мишень (по отношению к кому
4) дата
5) географическая локализация Эффективность данного метода напрямую зависит от банка данных. Первоначально методика ивент-анализа была разработана в е годы в США и предназначалась для мониторинга расовых волнений в США. Долгое время исследования носили секретный характер. В настоящее время ивент-анализ применяется при изучении конфликтных ситуаций, для анализа процесса международных переговоров, в сфере прогнозирования, позволяя выявить объективные тенденции политической ситуации. Примером исследования, выполненного на основе ивент-анализа, может служить работа С. Олзака Статус в международной системе и этническая мобилизация.
2. Основные этапы методики ивент-анализа Методика ивент-анализа включает в себя следующие этапы : Первый этап заключается в составлении банка данных или использовании уже имеющихся баз данных. В качестве источников информации используются официальные документы, сообщения, обзоры новостей, статистическая информация. Второй этап состоит врасчленении информационного массива на отдельные единицы наблюдения и сортировке данных в соответствии с целями исследования. Простейший пример - кодировка по принципу
• кто осуществляет действие : свои/чужие;
• тип действия : вербальные, физические
• цель : вражда, нейтралитет, сотрудничество. В качестве субъектов чаще всего рассматривают государства,