Файл: Контрольная работа по дисциплине Экологическое право.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 21

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


С учетом значимости последовательного решения вопроса об информировании населения об экологических опасностях немалый правовой смысл имеет норма ст. 41 Конституции гласит, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно - эпидемиологическому благополучию.

Здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Поэтому под охраной здоровья понимается совокупность мер, направленных на сохранение и укрепление здоровья каждого человека.

Право граждан на охрану здоровья обеспечивается охраной окружающей природной среды, защитой жизни и здоровья населения от отрицательного воздействия, обусловленного загрязнением окружающей среды.

Согласно ч. 3 ст. 41 Конституции сокрытие должностными лицами любого уровня фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом. Сокрытие - это не только утаивание информации, но и распространение заведомо недостоверной, ложной информации о состоянии окружающей среды, санитарно - эпидемиологическом состоянии и других событиях и обстоятельствах, угрожающих здоровью людей.

Граждане имеют право на регулярное получение достоверной и своевременной информации о факторах, способствующих сохранению здоровья или оказывающих на него вредное влияние, включая информацию о санитарно - эпидемиологическом состоянии района проживания, рациональных нормах питания, о продуктах, работах, услугах, их соответствии санитарным нормам и правилам и др. 

В развитие содержащегося в ст. 2 Конституции положения о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, она закрепляет в ст. 42 право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Политическое и юридическое значение этой нормы трудно переоценить. Конституционное признание экологических прав важно оценить и в контексте других статей общего характера Основного Закона России. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (ст. 2). Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18). Эта норма "связывает" органы законодательной, исполнительной и судебной властей провозглашенными Конституцией экологическими и иными правами каждого. Их признание, соблюдение и защита соответствующими государственными органами служит одним из существенных критериев эффективности и правомерности деятельности этих органов. В случае их бездействия и при наличии иных законных оснований граждане вправе обжаловать соответствующее поведение в суде.[1,c.17]


Определяя эколого-правовой статус человека и гражданина, наряду с правами Конституция устанавливает обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. Правовая и моральная обязанность сохранять природу адресована как каждому жителю города, поселка и деревни в России, так и, что весьма важно, каждому, чья трудовая деятельность сопряжена с природопользованием и воздействием на окружающую среду. Именно от этой категории граждан зависит возможность обеспечения благоприятного состояния окружающей среды в процессе принятия экологически значимых решений, выполнения обычных трудовых обязанностей, связанных с охраной окружающей среды [6,c.394].

С учетом федеративного устройства России Конституция определила предметы исключительного ведения Российской Федерации (ст. 71) и совместного ведения РФ и субъектов Федерации (ст. 72) в области прав человека и гражданина, собственности на природные ресурсы, природопользования и охраны окружающей среды. Так, в ведении Российской Федерации находятся:

  • регулирование и защита прав человека и гражданина;

  • установление основ федеральной политики и федеральные программы в области экологического развития Российской Федерации;

  • определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации.

Очевидно, что к развитию и осуществлению экологического права имеют отношение и некоторые другие предметы исключительного ведения России.

Обоснованно то, что защита экологических прав человека и гражданина, регулирование некоторых отношений собственности на природные ресурсы, природопользования и охраны окружающей среды в целом отнесено Конституцией РФ к предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов Федерации. В совместном ведении находятся:

  • вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;

  • разграничение государственной собственности (применительно к природным ресурсам и иным объектам, имеющим отношение к рассматриваемой сфере);

  • земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;

  • защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей[4,c.84].


Помимо предметов совместного ведения субъекты Российской Федерации в соответствии со ст. 76 осуществляют собственное правовое регулирование.

Таким образом, в Конституции РФ определены основы и закономерности развития федеративной структуры законодательства об окружающей среде.

Заключение

Конституция РФ является основным законом государства. И как в любой другой области в отношениях собственности на природные ресурсы, природопользования , охраны окружающей среды ,а также охраны и защиты экологических прав и интересов человека и гражданина, роль Конституции РФ является основополагающей. Это проявляется в том, что в Конституции РФ закреплены основные права и свободы человека и гражданина, защита этих прав , а также основы организации и пределы государственной власти.

Конституция РФ, конституционное право являются, как и для других отраслей законодательства и права, базисом развития природоресурсного и природоохранного законодательства и права. В Основном Законе РФ содержатся отправные положения для регулирования охраны окружающей среды и организации рационального использования природных ресурсов для принятия федеральных, региональных и муниципальных законов, которые не должны противоречить Конституции РФ. В Российской Федерации в соответствии с Конституцией РФ провозглашаются, признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности на землю и иные природные ресурсы (ч. 2 ст. 8), экологические права и обязанности граждан (ст. 42 и 58), разграничивается компетенция Российской Федерации и субъектов РФ в области использования природных ресурсов и охраны окружающей среды (ст. 71 и 72) ,определяются экологические полномочия Правительства РФ (ст. 114).

Все нормативные правовые акты, содержащие природоресурсные, экологические требования, принятые и действующие на территории РФ, должны соответствовать требованиям Конституции РФ и исходить из ее положений. 

Список использованных источников

  1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. с изм., одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020. Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации: офиц. текст. – Москва: Проспект, 2021. – 63 с.

  2. Астафьева, О.Е. Правовые основы природопользования и охраны окружающей среды: учебник / О. Е. Астафьева, А. В. Питрюк. - М.: Академия, 2014. - 272 с.

  3. Боголюбов, С. А. Правовые основы природопользования и охраны окружающей среды: учебник и практикум для академического бакалавриата / С. А. Боголюбов, Е. А. Позднякова. - М.: Издательство Юрайт, 2017. - 398 с.

  4. Семьянова, А.Ю. Экологическое право. Курс лекций / А.Ю. Семьянова. - Москва: Юстицинформ, 2005.- 272 с.

  5. Лапина, М.А. Курс лекций. Экологическое право / М.А. Лапина. - М.: Консультант Плюс, 2008. - 148 с.

  6. Крассов, О.И. Экологическое право / О.И. Крассов. 3-е изд., пересмотр. - М.: 2014. - 624 с.