Файл: Домашняя контрольная работа по учебной дисциплине Педагогика Система образования рф кочеткова Ирина Специальность 49. 02. 01 Физическая культура.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 25

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержимое учебного плана должно соответствовать образовательным стандартам. Также необходимо учитывать примерную основную образовательную программу основного общего образования (примерные учебные планы). Каждое образовательное учреждение готовит учебный план и программу обучения самостоятельно. Их одобрение и проведение в жизнь соответствует тому порядку, который зафиксирован в уставе школы, вуза, училища. Учителя могут проявлять творческую инициативу в составлении плана, создавать и использовать собственные авторские программы и способы обучения, воспитания в границах отдельно взятой учебной программы. Также педагоги имеют право участвовать в подготовке основных программ, в том числе рабочих планов учебных дисциплин.

Одно образовательное учреждение может готовить для себя как один план, так и несколько. Существуют различные виды учебных планов - как для бесплатных, так и для дополнительных платных программ обучения.

Осуществление плана на практике происходит с помощью расписания, который тоже является официальным документов. Учебное заведение несет ответственность за то, чтобы план был реализован в полном объеме и в нужном качестве. В школе план должен строго соответствовать Федеральному закону об образовании и требованиям ФГОС НОО.

При построении учебного плана необходимо учитывать те цели и задачи, которые ставятся перед учебным заведением, а также интеллектуальные и творческие возможности педагогического коллектива. По возможности надо учитывать право учащихся на выбор тех предметов, которые им наиболее интересны и наилучшим образом отвечают их потребностям. Также важны ценности и приоритеты образовательной политики государства.

Эффективный учебный план - это документ, который:

  • проектируется с учетом санитарно-эпидемиологических норм и требований к условиям обучения в образовательных организациях;

  • предоставляет возможность овладеть государственным и родным языками, учитывает количество уроков, которые на них выделяются (на каждый год обучения);

  • предусматривает возможность добавления учебных программ, ориентированных на дополнительные образовательные потребности учеников, например, этнокультурные.


Образовательная программа - это, с одной стороны, фактическое содержание учебного курса, а с другой - документация, определяющая содержание образования (знания, умения, навыки или компетенции), его объём и планируемые результаты обучения.


Всё, что касается образовательных программ в детсадах, школах, колледжах, вузах и организациях дополнительного образования (ДПО), регулирует Федеральный закон «Об образовании в РФ».

В законе приведено такое определение, которое к тому же объясняет, что именно входит в образовательные программы:

Образовательная программа - комплекс основных характеристик образования (объём, содержание, планируемые результаты) и организационно-педагогических условий, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, оценочных и методических материалов, а также в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях в виде рабочей программы воспитания, календарного плана воспитательной работы, форм аттестации.
Получается, что образовательная программа описывает, сколько длится обучение (обычно в академических часах), какие предметы, курсы или дисциплины преподаются и сколько часов уделяется тому или иному содержательному компоненту обучения, какие материалы используются для обучения, в каких формах и когда проходит аттестация. Причём всё это описание может содержаться даже не в одном, а в нескольких разных документах.

Образовательная программа, как единый комплекс или последовательность видов образовательной деятельности или коммуникации, спланированной и организованной для достижения заранее поставленных целей обучения или конкретных образовательных задач в течение определённого периода времени. Общей характеристикой образовательной программы является то, что, по достижении целей обучения или после выполнения образовательных задач, выдается документ, подтверждающий успешное её завершение.

Виды образовательных программ

Для каждого уровня образования - от детского сада до профессиональной переподготовки - существуют свои разновидности образовательных программ. Вот как они классифицируются в статье 12 закона «Об образовании в Российской Федерации».

Основные образовательные программы

В эту категорию входят, во-первых, основные общеобразовательные программы - те, которые используются в детсадах и школах. То есть программы дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования.

Во-вторых, к этой группе относятся и 

основные профессиональные образовательные программы. Они, свою очередь, делятся ещё на два вида:

  • образовательные программы среднего профессионального образования - программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, специалистов среднего звена;

  • образовательные программы высшего образования - программы бакалавриата, специалитета, магистратуры, аспирантуры (адъюнктуры), ординатуры, а также ассистентуры-стажировки.

И в-третьих, закон включает сюда же основные программы профессионального обучения - программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих и должностям служащих, программы переподготовки и повышения квалификации рабочих и служащих.

Требования к образовательным программам школ, колледжей и вузов определяются в федеральных образовательных стандартах - ФГОС. Причём в эти образовательные программы в обязательном порядке включается также программа воспитания и календарный план воспитательной работы (это предусмотрено статьёй 12.1, которая появилась в законе «Об образовании в РФ» в 2020 году). В этой сфере также применяются примерные и федеральные образовательные программы. Иными словами, школа или колледж может вообще не разрабатывать свои программы на основе ФГОС, а просто взять и использовать готовые.

Таким образом, в сфере формального образования образовательные программы строго регламентируются государством. И если в сфере высшего образования ещё возможно некоторое разнообразие, то в школьном образовании всё движется к унификации.

Дополнительные образовательные программы:


  • Дополнительные общеразвивающие программы — они доступны детям и взрослым и бывают технические, естественно-научные, физкультурно-спортивные, художественные, туристско-краеведческие, социально-педагогические.

  • Дополнительные предпрофессиональные программы в сфере искусств, физической культуры и спорта реализуются только для детей.


Ещё сюда входят дополнительные профессиональные программы:


  • программы повышения квалификации — для тех, кто совершенствуется в рамках своей профессии;

  • программы профессиональной переподготовки — для желающих получить новую профессию.



В отличие от основных образовательных программ, подход к проектированию программ дополнительного образования может быть довольно свободным. Государственных стандартов для этого типа образования нет, а это значит, что методисты могут довольно творчески подходить к проектированию содержания, используя для этого различные модели и опираясь на принципы педагогического дизайна.
Учебник — книга, содержащая систематическое изложение знаний в определённой области и используемая как в системе образования, на различных её уровнях, так и для самостоятельного обучения; вид учебной литературы.

Учебники составляются с учётом возрастных и социальных особенностей их потенциальной читательской аудитории. Учебная литература выпускается как государственными, так и частными издательствами и находится под контролем государственных служб.

Развитие идеи учебника привело к созданию новых его форм, не имеющих воплощения в виде книги. Примером могут служить учебники на основе технологии HTML, викиучебник, аудиоучебник и др.

Учебники, то есть учебные тексты, используемые для целенаправленного обучения, существуют с незапамятных времён; их история насчитывает несколько тысячелетий.  Одним из первых учебников, приближённых к современному образцу, был «Мир чувственных вещей в картинках» Яна Коменского, изданный в 1658 году. Именно этот великий педагог предложил рассматривать учебник в качестве инструмента массового образования.

В России первый учебник (азбука) был напечатан Иваном Фёдоровым в 1574 году.

Во второй половине XVII века один только Печатный двор выпустил более 300 тысяч букварей и около 150 тысяч церковных учебных книг, что для того времени было огромным количеством. Большинство этих книг были доступны для разных слоёв населения.

В СССР содержанию образования, а, следовательно, и содержанию учебников, придавалось очень высокое значение. Период с 1917 по 1933 год можно назвать временем педагогических экспериментов. В эти годы в стране издавалось множество учебников с различными методическими и содержательными уклонами. Однако в 1934 году приняли постановление об унификации учебной литературы и всё многообразие учебников было сведено к единственному варианту по каждой учебной дисциплине. Процессом создания новых учебников занимались Министерство просвещения и Академия педагогических наук. Каждый школьный учебник был рассчитан на эксплуатацию в течение 4—5 лет; учебники для вузов, вероятно, служили ещё дольше. Единая система учебников действовала на всём пространстве Советского Союза; впрочем, для школ с неродным русским языком разрабатывались специальные учебники. Адаптированная литература выпускалась и для лиц с нарушениями здоровья.


С распадом СССР в начале 1990-х годов в системе образования произошли существенные изменения. Было принято решение об отмене единой системы учебников; по каждому предмету для каждого уровня образования могло быть выпущено несколько версий. Демонополизация рынка учебного книгоиздания привела к появлению множества издательских домов, специализирующихся на образовательной литературе. Государство осуществляет контроль качества учебников. На основе экспертизы учебнику присваивается гриф «Рекомендовано» или «Допущено», и только в этом случае он может использоваться в школе или высшем учебном заведении. Учебники, имеющие гриф, составляют Федеральный перечень, который обновляется каждый год. До недавнего времени оценкой учебников занимался Федеральный экспертный совет (ФЭС); теперь эта функция частично передана Российской Академии Наук. Контролем качества учебников занимается также Департамент государственной политики в сфере образования.

Развитие современных технологий постепенно меняет форму и методы преподавания в России и мире. Так, согласно закону об образовании, с 1 января 2015 года российские школы должны преподавать только по учебникам, для которых выпускается электронная версия. Содержание учебника в электронной форме должно соответствовать печатной версии и дополнять её мультимедийными и интерактивными элементами. Только отвечающие этим требованиям издания будут внесены в федеральный перечень учебников.

Пока что предполагается, что электронные учебники не полностью вытеснят, а дополнят бумажные и заменят их в некоторых случаях, открывая дополнительные возможности для образовательного процесса.