Файл: Образовательная программа подготовки учащихся к олимпиаде по биологии Составитель Учитель биологии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 27

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СШ №112 имени Н.А.Ахмадеевой

Индивидуальная образовательная программа
подготовки учащихся к олимпиаде по биологии


Составитель: Учитель биологии

Дуйсенова Акбота Бахытовна
Кызылорда, 2022-2023 учебный год

Пояснительная записка

Актуальность программы

Любому обществу нужны одарённые люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен развивать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы.

Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребёнка, задача же школы – поддержать ребёнка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. Именно в школе должны закладываться основы развития думающей, самостоятельной, творческой личности. Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются на школьной скамье. Каждый из учителей сталкивался с такими учениками, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им не интересна работа на уроке, они читают словари и энциклопедии, изучают специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке и жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.

Среди многочисленных приемов работы, ориентированных на интеллектуальное развитие школьников, особое место занимают предметные олимпиады.

Когда мы слышим слово «олимпиада», то ассоциируем его с сильными учащимися, отличниками. Подобный подход оправдан, если речь идет о районных, краевых, Всероссийских и Международных очных олимпиадах. На таких уровнях сама цель олимпиад – выявление одаренных и нестандартно мыслящих учащихся, определение сильнейших из них.


В настоящее время создана сеть заочных предметных олимпиад по всем учебным предметам. Цель олимпиад этого вида несколько иная – это ознакомление учащихся с задачами предметных уровней и предоставление возможности сравнить свои успехи в изучении областей науки с успехами своих ровесников.

Участие школьников в заочных олимпиадах краевого, Российского, Всероссийского и Международного уровня имеет целый ряд привлекательных моментов и для ученика, и для родителей и для учителей:

  • дает возможность школьникам и их учителям защищать честь своей школы;

  • создает ситуацию успеха, поднимает интерес учащихся к изучению предмета;

  • привлекает учащихся уже с начальных классов к участию в Олимпиадах, через несколько лет, будучи старшеклассниками, они станут «ветеранами» интеллектуальных турниров, которых можно будет смело отправить на любое соревнование;

  • некоторые олимпиады проходят в том же тестовом формате, что и ЕГЭ, предоставляя учащимся возможность за несколько лет освоить данную форму тестирования;

  • по итогам проведения олимпиады учителя, ученики и их родители могут ознакомиться с результатами всех участников по нескольким критериям: по классам, по регионам, по населенным пунктам, узнать свой результат и сравнить его с лучшим;

  • каждый участник имеет возможность получить диплом призера или участника, сертификат для школьного портфолио, которые могут послужить лишним «козырем» при поступлении в ВУЗ.

Траектория подготовки к олимпиадам

Система подготовки участников олимпиад:

  • базовая школьная подготовка по предмету;

  • подготовка, полученная в рамках системы дополнительного образования (кружки, факультативы, курсы по выбору);

  • самоподготовка (чтение научной и научно-популярной литературы, самостоятельное решение задач, поиск информации в Интернете и т.д.);

  • целенаправленная подготовка к участию в определенном этапе соревнования по тому или иному предмету (как правило, такая подготовка осуществляется под руководством педагога , имеющего опыт участия в олимпиадном движении).

Подготовка школьников к олимпиадам.

Для эффективной подготовки к олимпиаде важно, чтобы олимпиада не воспринималась как разовое мероприятие, после прохождения которого вся работа быстро затухает.



  • подготовка к олимпиаде должна быть систематической, начиная с начала учебного года;

  • курсы по выбору целесообразнее использовать не для обсуждения вопросов теории, а для развития творческих способностей детей;

  • индивидуальная программа подготовки к олимпиаде для каждого учащегося, отражающая его специфическую траекторию движения от незнания к знанию, от практики до творчества;

  • использование диагностического инструмента (например, интеллектуальные соревнования по каждому разделу программы по предмету);

  • уделить внимание совершенствованию и развитию у детей экспериментальных навыков, умений применять знания в нестандартной ситуации, самостоятельно моделировать свою поисковую деятельность при решении экспериментальных задач;

  • использовать учителю все имеющиеся в его распоряжении возможности: мысленный эксперимент, уроки - практикумы, эксперимент в школьном кабинете и т.д.

1. Выявляем наиболее подготовленных, одаренных и заинтересованных школьников через:

  • наблюдения в ходе уроков;

  • организацию исследовательской, кружковой работы и проведение других внеклассных мероприятий по предметам;

  • оценку способностей школьников и анализ их успеваемости по смежным дисциплинам.

2.Создаём творческую группу, команду школьников, готовящихся к олимпиадам, которая позволяет:

  • реализовать взаимопомощь, передачу опыта участия в олимпиадах, психологическую подготовку новых участников;

  • уменьшить нагрузку учителя, так как часть работы по подготовке младших могут взять на себя старшие (обучая других, они будут совершенствовать и свои знания).

3.Планируем работу.

  • при планировании работы с группой школьников избегаем формализма и излишней заорганизованности;

  • оптимально выстраиваем индивидуальные образовательные траектории для каждого участника (свободный выбор типа заданий, разделов предмета для изучения, используемых пособий);

  • предусматриваем возможность отдыха, релаксации;

  • основной формой работы на занятиях - различные формы индивидуальной и парной работы.

4.Расширяем кругозор:

  • читаем книги, журналы

  • работаем в Интернете

  • общаемся дистанционно

  • решаем онлайн-тесты


К группе одарённых детей могут быть отнесены дети, которые:

  • имеют более высокие по сравнению с большинством остальных интеллектуальные способности

  • имеют доминирующую, активную, ненасыщаемую познавательную потребность

  • испытывают радость от умственного труда

  • для таких детей характерна высокая скорость развития интеллектуальной и творческой сфер, глубина и нетрадиционность мышления.

План подготовки учащихся к олимпиадам по биологии.

Цель: мотивировать учащуюся на успешный результат олимпиады по биологии.

Задачи:

  1. Создать условия для успешной олимпиады по биологии.

  2. Сформировать убежденность в том, что повторение и систематическая работа по подготовке к олимпиаде приведут к успешному результату.

  3. Организовать повторение учебного материала в соответствии с программой.

  4. Обеспечить учащихся пособиями, справочными материалами, учебниками и сборниками тестов для повторения учебного материала.

  5. Развивать навыки самоорганизации, самоконтроля, самодиагностики.



п/п

Направления деятельности

Мероприятия

сроки

1

Отбор учащихся по результатам школьной олимпиады

Наблюдение, анализ письменных работ, первичное анкетирование учащихся на выявление их общей и предметной одаренности.


октябрь

2

Теоретическая подготовка

1.Знакомство с заданиями.

Правила оформления.

Обзор литературных источников.

2.Теоретические основы общей биологии.

3.Разбор прошлогодних олимпиадных заданий. Консультация.

4.Работа с дополнительной литературой. Составление письменных конспектов.

5. Организация научно-поисковой работы учащихся посредством сети Интернет.



ноябрь - декабрь

3

Практическая подготовка – формирование умений

1. Практические занятия по формированию навыков работы со специальным оборудованием (микроскоп, бинокулярная лупа), определения и узнавания видов животных и растений, изготовления микропрепаратов, срезов, препарирования, составления и оформления биологических коллекций и т.д.

2.Решение задач по цитологии.

3.Решение задач по генетике.

4.Разбор практических заданий прошлогодних олимпиад.

5. Разбор практических заданий различного уровня по теме «Человек и его здоровье».
6.Разбор практических заданий по темам «Растения» и «Животные».

ноябрь - декабрь


4

Самоподготовка

1.Решение олимпиадных заданий 2015-2016 г. различного уровня сложности.
2.Решение практических заданий различного уровня сложности прошлогодних олимпиад.
3. Развитие  логического и интеллектуального мышления через чтение интернет-журналов научной и учебной направленности.
4. Консультации по наиболее трудным вопросам.


ноябрь - декабрь








Тема занятия




ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ - 9 класс

1

Введение в общую биологию

2

Цитология.

3

Обмен веществ в клетке (метаболизм).

4

Размножение и индивидуальное развитие (онтогенез) организмов

5

Основы генетики.

6

Основы селекции и биотехнологии

7

Возникновение и развитие жизни на Земле.

8

Эволюционное учение

9

Развитие органического мира на Земле

10

Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии




ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ - 11 класс

1

Эволюционная теория.

2

Эпохи и периоды развития жизни на Земле.

3

Экология: роль абиотических факторов. Пищевые цепи. Ноосфера.

4

Клеточная теория. Происхождение клетки.

5

Разнообразие внутриклеточных органелл. Основные классы веществ, составляющих клетку.

6

Особое значение белков и ДНК.

7

Энергетический обмен в клетке. Гликолиз и дыхание. Роль митохондрий. Фотосинтез: темновая и световая стадии.

8

Процессы редупликации и транскрипции. Генетический код. Трансляция, роль рибосом.

9

Размножение клеток. Митоз.

10

Образование половых клеток. Мейоз. Эмбриологическое развитие хордовых.

11

Основы генетики. Законы Менделя. Сцепленное наследование, кроссинговер, генетика пола. Полимерное наследование.