Файл: Образовательная программа подготовки учащихся к олимпиаде по биологии Составитель Учитель биологии.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 27
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СШ №112 имени Н.А.Ахмадеевой
Индивидуальная образовательная программа
подготовки учащихся к олимпиаде по биологии
Составитель: Учитель биологии
Дуйсенова Акбота Бахытовна
Кызылорда, 2022-2023 учебный год
Пояснительная записка
Актуальность программы
Любому обществу нужны одарённые люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен развивать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы.
Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребёнка, задача же школы – поддержать ребёнка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. Именно в школе должны закладываться основы развития думающей, самостоятельной, творческой личности. Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются на школьной скамье. Каждый из учителей сталкивался с такими учениками, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им не интересна работа на уроке, они читают словари и энциклопедии, изучают специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке и жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.
Среди многочисленных приемов работы, ориентированных на интеллектуальное развитие школьников, особое место занимают предметные олимпиады.
Когда мы слышим слово «олимпиада», то ассоциируем его с сильными учащимися, отличниками. Подобный подход оправдан, если речь идет о районных, краевых, Всероссийских и Международных очных олимпиадах. На таких уровнях сама цель олимпиад – выявление одаренных и нестандартно мыслящих учащихся, определение сильнейших из них.
В настоящее время создана сеть заочных предметных олимпиад по всем учебным предметам. Цель олимпиад этого вида несколько иная – это ознакомление учащихся с задачами предметных уровней и предоставление возможности сравнить свои успехи в изучении областей науки с успехами своих ровесников.
Участие школьников в заочных олимпиадах краевого, Российского, Всероссийского и Международного уровня имеет целый ряд привлекательных моментов и для ученика, и для родителей и для учителей:
-
дает возможность школьникам и их учителям защищать честь своей школы; -
создает ситуацию успеха, поднимает интерес учащихся к изучению предмета; -
привлекает учащихся уже с начальных классов к участию в Олимпиадах, через несколько лет, будучи старшеклассниками, они станут «ветеранами» интеллектуальных турниров, которых можно будет смело отправить на любое соревнование; -
некоторые олимпиады проходят в том же тестовом формате, что и ЕГЭ, предоставляя учащимся возможность за несколько лет освоить данную форму тестирования; -
по итогам проведения олимпиады учителя, ученики и их родители могут ознакомиться с результатами всех участников по нескольким критериям: по классам, по регионам, по населенным пунктам, узнать свой результат и сравнить его с лучшим; -
каждый участник имеет возможность получить диплом призера или участника, сертификат для школьного портфолио, которые могут послужить лишним «козырем» при поступлении в ВУЗ.
Траектория подготовки к олимпиадам
Система подготовки участников олимпиад:
-
базовая школьная подготовка по предмету; -
подготовка, полученная в рамках системы дополнительного образования (кружки, факультативы, курсы по выбору); -
самоподготовка (чтение научной и научно-популярной литературы, самостоятельное решение задач, поиск информации в Интернете и т.д.); -
целенаправленная подготовка к участию в определенном этапе соревнования по тому или иному предмету (как правило, такая подготовка осуществляется под руководством педагога , имеющего опыт участия в олимпиадном движении).
Подготовка школьников к олимпиадам.
Для эффективной подготовки к олимпиаде важно, чтобы олимпиада не воспринималась как разовое мероприятие, после прохождения которого вся работа быстро затухает.
-
подготовка к олимпиаде должна быть систематической, начиная с начала учебного года; -
курсы по выбору целесообразнее использовать не для обсуждения вопросов теории, а для развития творческих способностей детей; -
индивидуальная программа подготовки к олимпиаде для каждого учащегося, отражающая его специфическую траекторию движения от незнания к знанию, от практики до творчества; -
использование диагностического инструмента (например, интеллектуальные соревнования по каждому разделу программы по предмету); -
уделить внимание совершенствованию и развитию у детей экспериментальных навыков, умений применять знания в нестандартной ситуации, самостоятельно моделировать свою поисковую деятельность при решении экспериментальных задач; -
использовать учителю все имеющиеся в его распоряжении возможности: мысленный эксперимент, уроки - практикумы, эксперимент в школьном кабинете и т.д.
1. Выявляем наиболее подготовленных, одаренных и заинтересованных школьников через:
-
наблюдения в ходе уроков; -
организацию исследовательской, кружковой работы и проведение других внеклассных мероприятий по предметам; -
оценку способностей школьников и анализ их успеваемости по смежным дисциплинам.
2.Создаём творческую группу, команду школьников, готовящихся к олимпиадам, которая позволяет:
-
реализовать взаимопомощь, передачу опыта участия в олимпиадах, психологическую подготовку новых участников; -
уменьшить нагрузку учителя, так как часть работы по подготовке младших могут взять на себя старшие (обучая других, они будут совершенствовать и свои знания).
3.Планируем работу.
-
при планировании работы с группой школьников избегаем формализма и излишней заорганизованности; -
оптимально выстраиваем индивидуальные образовательные траектории для каждого участника (свободный выбор типа заданий, разделов предмета для изучения, используемых пособий); -
предусматриваем возможность отдыха, релаксации; -
основной формой работы на занятиях - различные формы индивидуальной и парной работы.
4.Расширяем кругозор:
-
читаем книги, журналы -
работаем в Интернете -
общаемся дистанционно -
решаем онлайн-тесты
К группе одарённых детей могут быть отнесены дети, которые:
-
имеют более высокие по сравнению с большинством остальных интеллектуальные способности -
имеют доминирующую, активную, ненасыщаемую познавательную потребность -
испытывают радость от умственного труда -
для таких детей характерна высокая скорость развития интеллектуальной и творческой сфер, глубина и нетрадиционность мышления.
План подготовки учащихся к олимпиадам по биологии.
Цель: мотивировать учащуюся на успешный результат олимпиады по биологии.
Задачи:
-
Создать условия для успешной олимпиады по биологии. -
Сформировать убежденность в том, что повторение и систематическая работа по подготовке к олимпиаде приведут к успешному результату. -
Организовать повторение учебного материала в соответствии с программой. -
Обеспечить учащихся пособиями, справочными материалами, учебниками и сборниками тестов для повторения учебного материала. -
Развивать навыки самоорганизации, самоконтроля, самодиагностики.
№п/п | Направления деятельности | Мероприятия | сроки |
1 | Отбор учащихся по результатам школьной олимпиады | Наблюдение, анализ письменных работ, первичное анкетирование учащихся на выявление их общей и предметной одаренности. | октябрь |
2 | Теоретическая подготовка | 1.Знакомство с заданиями. Правила оформления. Обзор литературных источников. 2.Теоретические основы общей биологии. 3.Разбор прошлогодних олимпиадных заданий. Консультация. 4.Работа с дополнительной литературой. Составление письменных конспектов. 5. Организация научно-поисковой работы учащихся посредством сети Интернет. | ноябрь - декабрь |
3 | Практическая подготовка – формирование умений | 1. Практические занятия по формированию навыков работы со специальным оборудованием (микроскоп, бинокулярная лупа), определения и узнавания видов животных и растений, изготовления микропрепаратов, срезов, препарирования, составления и оформления биологических коллекций и т.д. 2.Решение задач по цитологии. 3.Решение задач по генетике. 4.Разбор практических заданий прошлогодних олимпиад. 5. Разбор практических заданий различного уровня по теме «Человек и его здоровье». 6.Разбор практических заданий по темам «Растения» и «Животные». | ноябрь - декабрь |
4 | Самоподготовка | 1.Решение олимпиадных заданий 2015-2016 г. различного уровня сложности. 2.Решение практических заданий различного уровня сложности прошлогодних олимпиад. 3. Развитие логического и интеллектуального мышления через чтение интернет-журналов научной и учебной направленности. 4. Консультации по наиболее трудным вопросам. | ноябрь - декабрь |
№ | Тема занятия |
| ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ - 9 класс |
1 | Введение в общую биологию |
2 | Цитология. |
3 | Обмен веществ в клетке (метаболизм). |
4 | Размножение и индивидуальное развитие (онтогенез) организмов |
5 | Основы генетики. |
6 | Основы селекции и биотехнологии |
7 | Возникновение и развитие жизни на Земле. |
8 | Эволюционное учение |
9 | Развитие органического мира на Земле |
10 | Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии |
| ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ - 11 класс |
1 | Эволюционная теория. |
2 | Эпохи и периоды развития жизни на Земле. |
3 | Экология: роль абиотических факторов. Пищевые цепи. Ноосфера. |
4 | Клеточная теория. Происхождение клетки. |
5 | Разнообразие внутриклеточных органелл. Основные классы веществ, составляющих клетку. |
6 | Особое значение белков и ДНК. |
7 | Энергетический обмен в клетке. Гликолиз и дыхание. Роль митохондрий. Фотосинтез: темновая и световая стадии. |
8 | Процессы редупликации и транскрипции. Генетический код. Трансляция, роль рибосом. |
9 | Размножение клеток. Митоз. |
10 | Образование половых клеток. Мейоз. Эмбриологическое развитие хордовых. |
11 | Основы генетики. Законы Менделя. Сцепленное наследование, кроссинговер, генетика пола. Полимерное наследование. |