Файл: 1. Каковы особенности наблюдения как метода научного исследования.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 53
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая организация высшего образования «МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» |
Кафедра общегуманитарных наук и массовых коммуникаций Форма обучения: заочная/очно-заочная |
ВЫПОЛНЕНИЕ
ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
_______ ОБЩИЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ (ЧАСТЬ 1/4)____
Группа ММ20П161
Студент
М. М. Анищенко
МОСКВА 2022
«Метод наблюдения»
1.Каковы особенности наблюдения как метода научного исследования?
В качестве отличительных особенностей наблюдения по сравнению с экспериментом выделяются пассивность позиции наблюдателя и непосредственная представленность наблюдателю данных наблюдения. Т. В. Корнилова определяет такие взгляды на природу наблюдения как постулат пассивности и постулат непосредственности.
2.Перечислите внешние признаки, которые могут отражать психическую жизнь человека.
В психологии найдены возможности выделения ряда показателей(объектов наблюдения), достаточно адекватно отражающих истинную картину психической сущности человека. К таким объектам относятся выразительные движения тела, рук, мимики, система движений и действий, обеспечивающих деятельность, а также речь, голос и внешний облик.
3.В чем различия между научным и житейским наблюдением?
Житейское наблюдение полученные сведения превращает в поговорки, приметы и пословицы и порой полученные выводы могут нести ошибочную информацию, хотя это происходит редко. Научное наблюдение свои данные превращает в законы с доказательствами, в них нет места объяснению типа «потому что это повторяется из года в год или изо дня в день» и случайным объяснениям.
4.Какие этапы включает Программа наблюдения?
Разработка программы наблюдения,
Сбор первичной информации (организация и непосредственное проведение наблюдения),
Обработка и анализ собранных данных,
Оформление результатов наблюдения.
5.Охарактеризуйте основные достоинства и недостатки метода наблюдения.
Достоинством метода является то, что объект наблюдения, в основном, не ощущает себя таковым (т.е. не знает, что за ним наблюдают) и в обычных для него ситуациях – на работе, на уроке, в игре и др. ведет себя естественно.
Недостатками метода являются:
во-первых, исследователь в какой-то мере может предвидеть, что в ситуации, которую он наблюдает, могут происходить некоторые изменения, но он не в состоянии их контролировать. Влияние неконтролируемых факторов существенно может менять общую картину, в которой зачастую теряется та гипотетическая связь между явлениями, обнаружение которой составляет цель исследования;
во-вторых, исследователь по различным причинам не может зафиксировать все изменения ситуации и выделяет те, которые считает для себя наиболее важными. Что именно выделяется и как оценивается, зависит от субъективных факторов исследователя;
в-третьих, исследователь, стремясь найти подтверждение своей гипотезы, может бессознательно игнорировать противоречащие ей факты.
Чтобы избежать подобной субъективности, наблюдение проводится не одним, а несколькими исследователями, ведущими независимые протоколы, применяются технические средства (аудио- и видеотехники), составляются специальные шкалы оценки поведения объекта (с обоснованием критериев оценки) и др.
6.Назовите методические трудности метода наблюдения.
Трудности использования метода объективного наблюдения: чрезвычайная трудоемкость; большие временные затраты; пассивная, выжидательная позиция исследователя; необходимость психологической образованности наблюдателя; высокая вероятность пропуска психологических фактов, если они новые или слиты со множеством попутных явлений; опасность субъективности при сборе и обработке данных, при интерпретации результатов; невозможность проверки; ограниченное использование математических методов обработки данных.
7.Основные этапы наблюдения. Выделите правила проведения наблюдения.
Этапы наблюдения: 1) Рассмотрение объекта в целом (чтобы сформировать целостное представление об объекте). 2) Работа по рассмотрению частей объекта. 3) Обобщение увиденного.
Основные правила проведения наблюдения:
· Предполагает постановку цели: 1)получение общей картины поведенческих проявлений животного; 2)конкретная цель, наблюдение за определенной формой поведения),
· Выбор методики наблюдения, которая должна соответствовать поставленной цели и условиям наблюдения,
· Наблюдение должно проводиться неоднократно, что обеспечивает соблюдение принципов объективности и систематичности.
8.Какие типичные ошибки могут возникать в процессе наблюдения?
Гало-эффект - обобщенное впечатление наблюдателя ведет к грубому восприятию поведения, игнорированию тонких различий.
Эффект снисхождения- тенденция всегда давать положительную оценку происходящему.
Ошибка центральной тенденции - наблюдатель стремится давать усредненную оценку наблюдаемому поведению.
Ошибка корреляции- оценка одного признака поведения дается на основании другого наблюдаемого признака (интеллект оценивается по беглости речи).
Ошибка контраста- склонность наблюдателя выделять у наблюдаемых черты, противоположные собственным.
Ошибка первого впечатления - первое впечатление об индивиде определяет восприятие и оценку его дальнейшего поведения.
9.В чем сущность процедуры стандартизированного наблюдения Бейлза?
Метод Бейлза предполагает наблюдение в течение фиксированного промежутка времени (30-40 мин) за группой из 2-7 человек (R. F. Bales, I965). Использование кинопроектора с возможностью остановки пленки и возврата к конкретным эпизодам, а также повторных просмотров всей ситуации позволяет расчленить целостный наблюдаемый процесс на этапы в дидактических целях обучения выделении единиц наблюдения, заданных в категориальной системе.
10. Назовите достоинства и недостатки наблюдения.
ДОСТОИНСТВА
1. Богатство собираемых сведений (обеспечивает анализ как вербальной информации, так и действий, движений, поступков).
2. Сохранена естественность условий деятельности.
3. Допустимо использование разнообразных технических средств.
4. Необязательно получение предварительного согласия испытуемых.
НЕДОСТАТКИ
-
Субъективно (результаты наблюдения во многом зависят от опыта, научных взглядов, квалификации, интересов, потребностей исследователя)
2. Невозможно контролировать ситуацию, вмешиваться в ход событий без их искажения. 3. Вследствие пассивности наблюдателя требует значительных затрат времен
Задача 1
Вставьте пропущенные слова в определение тех основных требований,
которые необходимо соблюдать при использовании метода наблюдения.
К методу наблюдения предъявляется ряд требований: до начала наблюдения нужно четко сформулировать цель, исходя из цели составить план наблюдения; продумать условия его осуществления; наблюдение проводить таким образом, чтобы сотрудник не знал об истинных целях наблюдения; наблюдение должно проводиться систематически.
Задача 2
Какой из методов исследования лучше применить в описанной ниже
ситуации.
Студент, занимающийся профессиональным самовоспитанием, принял
решение изучить уровень собственного волевого развития.
Ответ: Можно воспользоваться методикой «Самооценка волевых качеств студентов-спортсменов» Н.Е Стамбуловой или теппинг-тестом. Можно воспользоваться опросником жизненных проявлений типологических свойств нервной систем, а, кроме того, опросником для самооценки терпеливости . Последняя методика разработана Е. П. Ильиным и Е. К. Фещенко.