Файл: 1. Каковы особенности наблюдения как метода научного исследования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 53

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая организация высшего образования

«МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


Кафедра общегуманитарных наук и массовых коммуникаций
Форма обучения: заочная/очно-заочная



ВЫПОЛНЕНИЕ

ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

_______ ОБЩИЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ (ЧАСТЬ 1/4)____



Группа ММ20П161
Студент
М. М. Анищенко


МОСКВА 2022

«Метод наблюдения»

1.Каковы особенности наблюдения как метода научного исследования?

В качестве отличительных особенностей наблюдения по сравнению с экспериментом выделяются пассивность позиции наблюдателя и непосредственная представленность наблюдателю данных наблюдения. Т. В. Корнилова определяет такие взгляды на природу наблюдения как постулат пассивности и постулат непосредственности.

2.Перечислите внешние признаки, которые могут отражать психическую жизнь человека.

В психологии найдены возможности выделения ряда показателей(объектов наблюдения), достаточно адекватно отражающих истинную картину психической сущности человека. К таким объектам относятся выразительные движения тела, рук, мимики, система движений и действий, обеспечивающих деятельность, а также речь, голос и внешний облик. 

3.В чем различия между научным и житейским наблюдением?

Житейское наблюдение полученные сведения превращает в поговорки, приметы и пословицы и порой полученные выводы могут нести ошибочную информацию, хотя это происходит редко. Научное наблюдение свои данные превращает в законы с доказательствами, в них нет места объяснению типа «потому что это повторяется из года в год или изо дня в день» и случайным объяснениям.

4.Какие этапы включает Программа наблюдения?

Разработка программы наблюдения,

Сбор первичной информации (организация и непосредственное проведение наблюдения),


Обработка и анализ собранных данных,

Оформление результатов наблюдения.

5.Охарактеризуйте основные достоинства и недостатки метода наблюдения.

Достоинством метода является то, что объект наблюдения, в основном, не ощущает себя таковым (т.е. не знает, что за ним наблюдают) и в обычных для него ситуациях – на работе, на уроке, в игре и др. ведет себя естественно.

Недостатками метода являются:

во-первых, исследователь в какой-то мере может предвидеть, что в ситуации, которую он наблюдает, могут происходить некоторые изменения, но он не в состоянии их контролировать. Влияние неконтролируемых факторов существенно может менять общую картину, в которой зачастую теряется та гипотетическая связь между явлениями, обнаружение которой составляет цель исследования;

во-вторых, исследователь по различным причинам не может зафиксировать все изменения ситуации и выделяет те, которые считает для себя наиболее важными. Что именно выделяется и как оценивается, зависит от субъективных факторов исследователя;

в-третьих, исследователь, стремясь найти подтверждение своей гипотезы, может бессознательно игнорировать противоречащие ей факты.

Чтобы избежать подобной субъективности, наблюдение проводится не одним, а несколькими исследователями, ведущими независимые протоколы, применяются технические средства (аудио- и видеотехники), составляются специальные шкалы оценки поведения объекта (с обоснованием критериев оценки) и др.

6.Назовите методические трудности метода наблюдения.

Трудности использования метода объективного наблюдения: чрезвычайная трудоемкость; большие временные затраты; пассивная, выжидательная позиция исследователя; необходимость психологической образованности наблюдателя; высокая вероятность пропуска психологических фактов, если они новые или слиты со множеством попутных явлений; опасность субъективности при сборе и обработке данных, при интерпретации результатов; невозможность проверки; ограниченное использование математических методов обработки данных.

7.Основные этапы наблюдения. Выделите правила проведения наблюдения.

Этапы наблюдения: 1) Рассмотрение объекта в целом (чтобы сформировать целостное представление об объекте). 2) Работа по рассмотрению частей объекта. 3) Обобщение увиденного.



Основные правила проведения наблюдения:

· Предполагает постановку цели: 1)получение общей картины поведенческих проявлений животного; 2)конкретная цель, наблюдение за определенной формой поведения),

· Выбор методики наблюдения, которая должна соответствовать поставленной цели и условиям наблюдения,

· Наблюдение должно проводиться неоднократно, что обеспечивает соблюдение принципов объективности и систематичности.

8.Какие типичные ошибки могут возникать в процессе наблюдения?

Гало-эффект - обобщенное впечатление наблюдателя ведет к грубому восприятию поведения, игнорированию тонких различий.

Эффект снисхождения- тенденция всегда давать положительную оценку происходящему.

Ошибка центральной тенденции - наблюдатель стремится давать усредненную оценку наблюдаемому поведению.

Ошибка корреляции- оценка одного признака поведения дается на основании другого наблюдаемого признака (интеллект оценивается по беглости речи).

Ошибка контраста- склонность наблюдателя выделять у наблюдаемых черты, противоположные собственным.

Ошибка первого впечатления - первое впечатление об индивиде определяет восприятие и оценку его дальнейшего поведения.

9.В чем сущность процедуры стандартизированного наблюдения Бейлза?

Метод Бейлза предполагает наблюдение в течение фиксированного промежутка времени (30-40 мин) за группой из 2-7 человек (R. F. Bales, I965). Использование кинопроектора с возможностью остановки пленки и возврата к конкретным эпизодам, а также повторных просмотров всей ситуации позволяет расчленить целостный наблюдаемый процесс на этапы в дидактических целях обучения выделении единиц наблюдения, заданных в категориальной системе.

10. Назовите достоинства и недостатки наблюдения.

ДОСТОИНСТВА

1. Богатство собираемых сведений (обеспечивает анализ как вербальной информации, так и действий, движений, поступков).

2. Сохранена естественность условий деятельности.

3. Допустимо использование разнообразных технических средств.

4. Необязательно получение предварительного согласия испытуемых.

НЕДОСТАТКИ

  1. Субъективно (результаты наблюдения во многом зависят от опыта, научных взглядов, квалификации, интересов, потребностей исследователя)


2. Невозможно контролировать ситуацию, вмешиваться в ход событий без их искажения. 3. Вследствие пассивности наблюдателя требует значительных затрат времен

Задача 1

Вставьте пропущенные слова в определение тех основных требований,

которые необходимо соблюдать при использовании метода наблюдения.

К методу наблюдения предъявляется ряд требований: до начала наблюдения нужно четко сформулировать цель, исходя из цели составить план наблюдения; продумать условия его осуществления; наблюдение проводить таким образом, чтобы сотрудник не знал об истинных целях наблюдения; наблюдение должно проводиться систематически.

Задача 2

Какой из методов исследования лучше применить в описанной ниже

ситуации.

Студент, занимающийся профессиональным самовоспитанием, принял

решение изучить уровень собственного волевого развития.

Ответ: Можно воспользоваться методикой «Самооценка волевых качеств студентов-спортсменов» Н.Е Стамбуловой или теппинг-тестом. Можно воспользоваться опросником жизненных проявлений типологических свойств нервной систем, а, кроме того, опросником для самооценки терпеливости . Последняя методика разработана Е. П. Ильиным и Е. К. Фещенко.