ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 84
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
48 Пошаговая инструкция скрининг обследования больных с афазией ЭТАП 1. ДИАГНОСТИКА ПРИ ГРУБОЙ СТЕПЕНИ ТЯЖЕСТИ МОДУЛЬ ГРУБАЯ СЕНСО-МОТОРНАЯ/ТОТАЛЬНАЯ АФАЗИЯ ВКЛЮЧАЕТ 4 ЗАДАНИЯ) Инструкции не озвучиваются. Определяется грубая степень тяжести, поэтому на данном этапе озвучиваются только вопросы.
1) Ситуативная беседа максимальная оценка 3 балла. Время ожидания ответа – 30 секунд. Больному предъявляются ситуативные вопросы а) Ответьте на вопрос, выбрав один из вариантов ответа
Голова болит да нет б) Ответьте на вопрос, выбрав один из вариантов ответа Вы сегодня завтракали да нет в) Ответьте на вопрос, выбрав один из вариантов ответа
Вам жарко да нет Адекватными считаются как утвердительный, таки отрицательный ответы. От озвучивания каждой инструкции дополучения ответа отводится
49 30 секунд. Смена вопроса (переход к следующему заданию) происходит по выбору одного из ответов, либо по истечении отведенного времени выполнения инструкции. Всего больному предъявляется три ситуативных вопросы. Каждый ответ оценивается в 1 балл.
2) Автоматизированная речь максимальная оценка 2 балла. Время ожидания ответа – 2 минуты. Больному поочередно предъявляются два автоматизированных ряда счет дои дни недели. Далее озвучивается инструкция. При этом экспериментатор комментирует Продолжите ряд. Далее к выполнению задания приступает сам больной. а) Продолжите ряд цифр от одного до десяти. Продолжите ряд цифр
1 один
2 два
3 три
10 десять
7 семь
4 четыре
5 пять
9 девять
8 восемь
6 шесть б) Продолжите ряд названий дней недели Продолжите ряд названий дней недели понедельник вторник среда суббота воскресенье пятница четверг От озвучивания каждой инструкции до выбора последнего (шестого либо четвертого) слова отводится 2 минуты. Смена инструкции (переход к следующему заданию) происходит по событию выбора последнего слова,
50 либо по истечении отведенного времени. Правильное выполнение каждой инструкции оценивается в 1 балл.
3) Дописывание стойких речевых конструкций максимальная оценка 3 балла. Время ожидания ответа – 30 секунд. Больному поочередно предъявляются 3 стойкие речевые конструкции и инструкция к ним. а) Завершите выражение, выбрав одно из слов в зеленых ячейках Тише едешь – дальше будешь) насмешишь ответ будешь считают б) Завершите выражение, выбрав одно из слов в зеленых ячейках Сделал дело – гуляй смело) ответ будешь считают смело в) Завершите выражение, выбрав одно из слов в зеленых ячейках Цыплят по осени считают) насмешишь ответ будешь считают Слова в скобках больному не предъявляются. От озвучивания каждой инструкции до выбора нужного слова отводится 30 секунд. Смена инструкции (переход к следующему заданию) происходит по событию выбора нужного слова, либо по истечении отведенного времени. Правильный выбор окончания любого выражения оценивается в 1 балл.
51
4) Понимание простейших речевых инструкций максимальная оценка
4 балла. Время ожидания ответа – 30 секунд. Больному поочередно предъявляются четыре картинки с изображением лица и тела человека. Задача больного показать ту картинку, на которой происходит действие по заданной инструкции. а) Посмотрите на картинки и выберите ту, которая соответствует заданной инструкции
1. Закройте глаза 2. Откройте рот 3. Надуйте щеки б) Посмотрите на картинки и выберите ту, которая соответствует заданной инструкции
52 1. Поднимите руки вверх. 2. Поднимите правую ногу. 3. Поднимите левую ногу От озвучивания каждой инструкции до показа нужной картинки отводится 30 секунд. Смена инструкции (переход к следующему заданию) происходит по событию выбора картинки, либо по истечении отведенного времени. Правильное выполнение любой инструкции оценивается в 1 балл.
53 Пример 1. Обследование больного А-еева 1954 гр. Предварительный логопедический диагноз грубая сенсо-моторная афазия. Выбран модуль Грубая сенсо-моторная афазия. Время обследования больного - 5 минут.
1) Ситуативная беседа. Инструкция Ответьте на вопрос, выбрав один из вариантов ответа.
- Голова болит (1 балл да
٧ нет
- Вы сегодня завтракали (1 балл)
٧ да нет
- Вам жарко (1 балл) да
٧ нет
2) Автоматизированная речь (0 баллов Инструкция Продолжите ряд цифр
1 один
2 два
3 три
5
6
4
-
-
-
-
10 десять
7 семь
4 четыре
5 пять
9 девять
8 восемь
6 шесть Инструкция Продолжите ряд названий дней недели понедельник вторник среда суббота пятница воскресенье четверг суббота воскресенье пятница четверг
3) Дописывание стойких речевых конструкций (1 балл Инструкция Завершите выражение, выбрав одно из предложенных слов Тише едешь – дальше будешь насмешишь ответ
٧ будешь считают
54 Сделал дело – гуляй
- ответ будешь считают смело Цыплят по осени
- насмешишь ответ будешь считают
4) Понимание простейших речевых инструкций (3 балла) Инструкция Посмотрите на картинки, выберите по заданной инструкции.
2.
Закройте глаза 2.
Откройте рот 3.
Надуйте щеки лицо с открытыми глазами
٧ лицо с закрытыми глазами
٧ лицо с открытым ртом лицо с закрытым ртом
٧ лицо лицо с надутыми щеками
Поднимите руки вверх Человек с опушенными руками
٧ Человек с поднятыми руками Человек с поднятой левой ногой Человек с поднятой правой ногой Набрано 7 баллов. Речевой диагноз грубая сенсо-моторная афазия
55 МОДУЛЬ МУТИЗМ ВКЛЮЧАЕТ 3 ЗАДАНИЯ И ОДНО ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ) Проводится для той группы больных, которые на Этапе 1.1 набрали 6 баллов и менее.
1) Дописывание в тексте пропущенных слов максимальная оценка 1 балл. Время ожидания ответа – 3 минуты. Больному предъявляется текст с пропущенными словами и инструкция. Прочитайте текст и вставьте пропущенные слова Вчера я встал в 7 часов . Пошел в ванную комнату, принял холодный , после чего я вытерла лицо и руки махровым . Наступил завтрак. На завтрак нам давали манную , хлеб со сливочным . После завтрака в больнице был утренний обход врачей. Лечащий врач измерил мне артериальное , спросил про общее самочувствие. От озвучивания инструкции до выбора последнего (десятого) слова отводится 3 минуты. Переход к следующему заданию происходит по событию выбора последнего слова, либо по истечении отведенного времени. Правильное выполнение задания (1 балл) допускает не более одной ошибки.
4) Показ предметных картинок максимальная оценка 1 балл. Время ожидания ответа – 30 секунд. Больному предъявляется шесть картинок и вопросы к ним. Ответьте на вопрос, выбрав одну из картинок Вопросы Ответы зарядку вчера давление маслом чая полотенцем зубы утра душ кашу
56
Куда мы вешаем одежду
На чем мы ездим
Что мы едим
Что мы пьем
Нач м мы пишем
Что мы читаем
1.
2. 3.
4. 5. 6. После выбора картинки ее номер фиксируется экспериментатором в ответах. От озвучивания каждой инструкции до выбора картинки отводится
30 секунд. Смена инструкции (переход к следующему заданию) происходит по событию выбора картинки, либо по истечении отведенного времени. Правильное выполнение задания (оценка в 1 балл) допускает не более одной ошибки.
57
5) Дописывание предложений максимальная оценка 4 балла. Время ожидания ответа – 3 минуты. Больному предъявляются незавершенные предложения, варианты слов для их завершения и инструкция. Завершите предложения, выбрав слова зеленых ячейках Крыша дома, стоящего на опушке леса, была покрыта мхом) До следующей станции нужно было ехать около пятнадцати минут) К дому подъехала легковая машина) Никакой другой возможности доехать не оставалось, кроме того, как идти дальше пешком) Политики собрались в зале за круглым столом) Птицы перестали петь после полуночи) Начальник отругал сотрудника за его очередное пятиминутное опоздание) После дождя на улице появились большие лужи) машина полуночи лужи мхом опоздание пешком столом минут Слова в скобках больному не предъявляются. От озвучивания каждой инструкции до выбора нужного слова отводится 3 минуты. Смена инструкции (переход к следующему заданию) происходит по событию выбора нужного слова, либо по истечении отведенного времени. Максимальная оценка – 4 балла. Если больной совершает одну-две ошибки, оценка снижается до 3 баллов. Три ошибки оцениваются в 2 балла. Четыре ошибки оцениваются в 1 балл. Дополнительное задание максимальная оценка 1 балл. Время ожидания ответа 1 минута. Больному предъявляется простейшая логическая задача и инструкция к ней. Ответьте на вопрос, выбрав ответ водной из зеленых ячеек
58 Аптека находится за домом перед магазином. Дольше всего идти до аптеки или до магазина до магазина) до аптеки до магазина Слова в скобках больному не предъявляются. От озвучивания каждой инструкции до выбора нужного слова отводится 1 минута. Завершение задания происходит по событию выбора одного из ответов, либо по истечении отведенного времени.
59 ЭТАП 2. ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА ФОРМЫ АФАЗИИ МОДУЛЬ АКУСТИКО-ГНОСТИЧЕСКАЯ АФАЗИЯ ВКЛЮЧАЕТ 5 ЗАДАНИЙ)
1. Ситуативные вопросы максимальная оценка 4 балла. Цель – определение сохранности нейродинамических процессов. Время ожидания 30 секунд. Больному в ускоренном темпе задаются ситуативные вопросы, требующие утвердительного (да) или отрицательного нет) ответа. Вопросы связаны с потребностями/желаниями больного, они подкрепляются наглядной демонстрацией тех предметов, о которых идет речь. Процедура показываем на картинку, озвучиваем ее и киваем/поворачиваем головой, сопровождая кивок/поворот головы словами да нет. Смена инструкции (переход к следующему заданию) происходит истечении отведенного времени. Каждый адекватный ответ оценивается в 1 балл. ЕСТЬ ХОТИТЕ
60 ПИТЬ ХОТИТЕ ВАМ ЖАРКО ВАМ ХОЛОДНО
61
2) Поиск лишнего предмета из ряда предложенных картинок максимальная оценка 2 балла. Цель – определение сохранности нейродинамических процессов. Время ожидания 30 секунд. Больному предъявляется ряд картинок, которых объединяет какой-либо один общий признак. При этом одна из картинок к другим не подходит поэтому признаку. Задача обнаружить лишний предмет и его назвать. Специалист обязательно демонстрирует больному наглядный пример. Смена инструкции (переход к следующему заданию) происходит истечении отведенного времени. Каждый адекватный ответ оценивается в 1 балл. Инструкция Что лишнее
1.
62 2.
3) Показ сюжетных картинок максимальная оценка 4 балла. Время ожидания 30 секунд. Больному предъявляются 4 картинки. Задача показать по инструкции нужную картинку. Озвучивается упрощенная инструкция. Ответьте на вопрос, выбрав одну из картинок Покажите где Вопросы Ответы Семья смотрит телевизор Художник рисует картину Женщина моет окно в комнате Женщина фотографируется
63
1
.
2
.
3
.
4
.
После выбора картинки ее номер фиксируется экспериментатором в ответах. От озвучивания каждой инструкции до выбора картинки отводится
30 секунд. Каждое правильное указание картинки оценивается в 1 балл.
6) Показ предметных картинок максимальная оценка 4 балла. Время ожидания ответа 30 секунд. Больному предъявляются 4 картинки. Задача показать нужную картинку по инструкции. Ответьте на вопрос, выбрав одну из картинок Покажите где Вопросы Ответы телефон тапочки дом газета
64
1.
2.
3.
4. После выбора картинки ее номер фиксируется экспериментатором в ответах. От озвучивания каждой инструкции до выбора картинки отводится
30 секунд. Смена инструкции (переход к следующему заданию) происходит по событию выбора картинки, либо по истечении отведенного времени. Каждое правильное указание картинки оценивается в 1 балл.
7) Раскладывание подписей к предметным картинкам максимальная оценка 4 балла. Время ожидания ответа 1 минута. Больному предъявляются картинки. Задача подписать нужную картинку, выбрав одно из слов, предъявленных в ячейках. Озвучивается упрощенный вариант каждой инструкции. а) Укажите название предмета на первой картинке, выбрав одно из слов в зеленых ячейках Укажите название предмета на первой картинке
65
1.
2.
3.
4. очки кровать хлеб зонт б) Укажите название предмета на второй картинке, выбрав одно из слов в зеленых ячейках Укажите название предмета на второй картинке
1.
2.
66
3.
4. очки кровать хлеб зонт в) Укажите название предмета на третьей картинке, выбрав одно из слов в зеленых ячейках Укажите название предмета на третьей картинке
1.
2.
3.
4. очки кровать хлеб зонт г) Укажите название предмета на четвертой картинке, выбрав одно из слов в зеленых ячейках
67 Укажите название предмета на четвертой картинке
1.
2.
3.
4. очки кровать хлеб зонт После выбора одного из слов в зеленых ячейках, экспериментатор записывает это слово под картинкой. От озвучивания каждой инструкции до выбора/показа слова отводится 1 мин. Смена инструкции (переход к следующему заданию) происходит по событию выбора/показа слова, либо по истечении отведенного времени. Каждое правильное нахождение предмета оценивается в 1 балл.
4) Фонематическое восприятие максимальная оценка 6 баллов. Время ожидания ответа 30 секунд. Больному на одновременно предъявляются четыре серии слогов и две серии слов. Озвучиваемые слоги и слова не выделяются. Задача показать те слоги/слова, которые он услышит. а) Покажите зеленую ячейку, в которой находится то, что услышите
68
па-па-ба
Покажите слоги, которые услышите
ба-ба-па
па-па-ба
та-та-да
да-да-та
почка-дочка-точка
бочка-точка-дочка б) Покажите зеленую ячейку, в которой находится то, что услышите
та-та-да
Покажите слоги, которые услышите
ба-ба-па
па-па-ба
та-та-да
да-да-та
почка-дочка-точка
бочка-точка-дочка в) Покажите зеленую ячейку, в которой находится то, что услышите
ба-ба-па
Покажите слоги, которые услышите
ба-ба-па
па-па-ба
та-та-да
да-да-та
почка-дочка-точка
бочка-точка-дочка г) Покажите зеленую ячейку, в которой находится то, что услышите
да-да-та
Покажите слоги, которые услышите
ба-ба-па
па-па-ба
та-та-да
да-да-та
69
почка-дочка-точка
бочка-точка-дочка д) Покажите зеленую ячейку, в которой находится то, что услышите
бочка-точка-дочка
Покажите слова, которые услышите
ба-ба-па
па-па-ба
та-та-да
да-да-та
почка-дочка-точка
бочка-точка-дочка е) Покажите зеленую ячейку, в которой находится то, что услышите
почка-дочка-точка
Покажите слова, которые услышите
ба-ба-па
па-па-ба
та-та-да
да-да-та
почка-дочка-точка
бочка-точка-дочка После выбора одного из слогов/слов в зеленых ячейках, экспериментатор записывает это слово в белую ячейку. От озвучивания каждой инструкции до выбора/показа слова отводится 30 сек. Смена инструкции (переход к следующему заданию) происходит по событию выбора слога/слова в зеленой ячейке, либо по истечении отведенного времени. Каждая правильно указанная серия оценивается в 1 балл.
5) Составление слов из букв максимальная оценка 4 балла. Время ожидания 2 минуты. Больному заданы буквы с целью составления из них слова, причем имеются два условия 1) одна из букв лишняя 2) первая буква в каждом загаданном слове уже дана. Озвучивается упрощенная инструкция.
70 а) Составьте из букв, написанных в зеленых ячейках слово
Составьте из букв слово З
(зуб) З У П Б б) Составьте из букв, написанных в зеленых ячейках слово Составьте из букв слово Д
(друг) Д У КГ Р в) Составьте из букв, написанных в зеленых ячейках слово Составьте из букв слово Д
(дверь) ДР Ь В Е Ф г) Составьте из букв, написанных в зеленых ячейках слово Составьте из букв слово С стул) СТ УЗ Л Слова в скобках больному не предъявляются. От озвучивания каждой инструкции до выбора последней буквы в слове отводится 2 минуты. Смена инструкции (переход к следующему заданию) происходит по событию выбора последней буквы, либо по истечении отведенного времени. Каждое правильно составленное слово оценивается в 1 балл.
71 МОДУЛЬ АКУСТИКО-МНЕСТИЧЕСКАЯ АФАЗИЯ ВКЛЮЧАЕТ 5 ЗАДАНИЙ)
1) Показ недорисованных предметных картинок максимальная оценка
4 балла. Время ожидания 30 секунд. Больному предъявляются недорисованные картинки. Задача показать нужную картинку по инструкции. Озвучивается упрощенная инструкция. Ответьте на вопрос, выбрав одну из картинок Покажите где Вопросы Ответы телевизор стол стакан супница
1.
2.
3.
4.
72 После выбора картинки ее номер фиксируется экспериментатором в ответах. От озвучивания каждой инструкции до выбора картинки отводится
30 секунд. Смена инструкции (переход к следующему заданию) происходит по событию выбора картинки, либо по истечении отведенного времени. Каждое правильное указание картинки оценивается в 1 балл.
2) Объяснение функциональных назначений предметов максимальная оценка 5 баллов. Время ожидания ответа 2 минуты. Больному одновременно предъявляются пять картинок предметов, восемь названий действий с предметами. Задача больного выбрать нужную картинку по заданной инструкции. Озвучивается упрощенная инструкция. Соотнесите названия действий с предметами на картинках, выбрав нужную картинку Чем я Вопросы Ответы копаю причесываюсь пишу глажу запираю
1 2 3
1. копаю)
2. глажу)
3. причесываюсь)
73
4. запираю)
5. пишу) Слова в скобках больному на экране не предъявляются. После выбора картинки ее номер фиксируется экспериментатором в ответах. От озвучивания каждой инструкции до выбора картинки отводится 2 минуты. Смена инструкции (переход к следующему заданию) происходит по событию выбора картинки, либо по истечении отведенного времени. Каждое правильное указание названия действия оценивается в 1 балл.
3) Подбор аналогии максимальная оценка 2 балла. Время ожидания ответа 1 минута. Больному предъявляются две пары слов. Задача – подобрать к одному из слов пару по аналогии с примером. Озвучивается упрощенный вариант каждой инструкции. а) Имеется пример пары слов, объединенных смысловой связью. Есть контрольное слово, к которому требуется подобрать словообразующее с ним аналогичную пару, выбрав одно из слов в зеленых ячейках Посмотрите например. Подберите к заданному слову слово с аналогичным значением яйцо – скорлупа картофель – шелуха) огород капуста суп шелуха б) Имеется пример пары слов, объединенных смысловой связью. Есть контрольное слово, к которому требуется подобрать словообразующее с ним аналогичную пару, выбрав одно из слов в зеленых
74 ячейках Посмотрите например. Подберите к заданному слову слово с аналогичным значением ложка – суп вилка – мясо) посуда нож тарелка мясо Слова в скобках больному не предъявляются. От озвучивания каждой инструкции до выбора нужного слова отводится 1 минута. Смена инструкции переход к следующему заданию) происходит по событию выбора слова в зеленой ячейке, либо по истечении отведенного времени. Каждая правильно подобранная аналогия оценивается в 1 балл.
4) Слухоречевая память на серию слов максимальная оценка 2 балла. Время ожидания ответа 2 минуты. Больному предъявляются пять пустых ячеек и двенадцать слов для выбора, а также инструкция. Задача больного прослушать серию из пяти слови выбрать услышанные слова из слов, предложенных в зеленых ячейках. Озвучивается упрощенная инструкция. Прослушайте серию слов. Выберите из слов в зеленных ячейках, те слова, которые услышите и заполните ими белые ячейки.
Прослушайте слова. Выберите и запишите те слова, которые Вы услышите
(
дом-лес-кот-сторож-сапоги) окно лесник куртка ботинки сапоги дом избушка собака кот сторож село лес Слова в скобках больному не предъявляются. От озвучивания инструкции до выбора последнего пятого слова в зеленой ячейке отводится 2 минуты. Смена инструкции (переход к следующему заданию) происходит по
75 событию выбора слова в зеленой ячейке, либо по истечении отведенного времени. Порядок выбора слов не имеет значения. Правильное указание от четырех до трех слов снижает оценку до 1 балла.
5) Слухоречевая память на текст максимальная оценка 4 балла. Время ожидания ответа 2 минуты. Больной прослушивает рассказ, после чего отвечает на четыре, вопроса по тексту. Для этого он должен выбрать один из вариантов ответов из предложенных в зеленых ячейках. Экспериментатор фиксирует его ответ в белую ячейку. Прослушайте рассказ Точный портрет. В квартиру к Пикассо забрался вор. Пикассо заметил его, но вор убежал. В полиции хотели составить фоторобот, но Пикассо заявил, что он, художники сам нарисует портрет преступника. На основании этого портрета наследующий день были арестованы пятнадцать человек, две лошади, четыре автобуса, фонарный столб, тарелка жареной рыбы и рубанок. а) Ответьте на вопрос, выбрав один из ответов в зеленых ячейках Как называется рассказ Точный портрет) Художник
Пикассо Художники гангстер Ограбление века Преступники полиция Точный портрет Интересный этюд б) Ответьте на вопрос, выбрав один из ответов в зеленых ячейках
Что произошло в квартире Пикассо? попытка ограбления)
76 собрание попытка ограбления концерт приезд дальних родственников затопление пожар в) Ответьте на вопрос, выбрав один из ответов в зеленых ячейках Что предложил сделать полицейский главному герою составить фоторобот) нарисовать этюд написать рассказ расследовать самому составить фоторобот написать портрет преступника ждать г) Ответьте на вопрос, выбрав один из ответов в зеленых ячейках Кого арестовали пятнадцать человек, две лошади, четыре автобуса, фонарный столб, тарелку жареной рыбы и рубанок) пятьдесят человек, два автобуса, три лошади, два фонаря, три столба, тарелку с жареной рыбой и рубашку пятнадцать человек, две лошади, четыре автобуса, фонарный столб, тарелку жареной рыбы и рубанок пять человек, четыре лошади, два автобуса, столб, тарелку с мясом, яичницу и рубанок Слова в скобках больному не предъявляются. От озвучивания каждой инструкции до выбора ответа в зеленой ячейке отводится 2 минуты. Смена вопроса (переход к следующему заданию) происходит по событию выбора слова в зеленой ячейке, либо по истечении отведенного времени. Каждая правильно подобранная аналогия оценивается в 1 балл.
77 МОДУЛЬ СЕМАНТИЧЕСКАЯ АФАЗИЯ ВКЛЮЧАЕТ 7 ЗАДАНИЙ)
1) Зрительно-пространственное восприятие пропорций максимальная оценка 1 балл. Время ожидания ответа 1 минута.
Больному предъявляется горизонтальная прямая линия. Задача больного разделить эту линию пополам, отметив ручкой ее середину. Разделите данный отрезок пополам, отметив ручкой его середину) От озвучивания инструкции до выбора больным середины прямой и выделения ее ручкой отводится 1 минута. Переход к следующему заданию происходит по событию выполнения инструкции, либо по истечении отведенного времени.
2) Зрительно-пространственное восприятие наложенных изображений максимальная оценка 3 балла. Время ожидания ответа 3 минуты. Больному одновременно, предъявляются три картинки, каждая из которых содержит потри наложенных друг на друга предмета, четырнадцать названий предметов и инструкция. Задача больного определить, какие предметы изброжены на каждой картинке, и подписать их названия, выбрав из слов в зеленых ячейках. Посмотрите на картинки. Укажите, какие предметы изображены на них, выбрав слова в зеленых ячейках
78
1
1
1
2
2
2
3
3
3
(часы, зонт, бутылка) (свеча, замок, клещи) (кувшин, молоток, стол) тарелка часы клещи ножницы чашка кувшин стол зонт свеча веер бутылка ложка молоток замок От озвучивания инструкции до выбора больным в зеленых ячейка слов- подписей к картинкам отводится 3 минуты. Переход к следующему заданию происходит по событию выбора последнего слова, либо по истечении отведенного времени. Порядок расположения названий предметов, относящихся к одной картинке, не имеет значения. Экспериментатор фиксирует ответ больного в белых ячейках. Правильный набор ответов к каждой картинке оценивается в 1 балл.
3) Схема тела максимальная оценка 4 балла. Время ожидания ответа 30 секунд. Больному предъявляется картинка с изображением человека. Затем поочередно предлагаются четыре инструкции. Задача больного показать у изброженного на картинке человеке ту часть тела, которую он услышит. Озвучивается упрощенный вариант инструкции. Покажите часть тела Вопросы Ответы Где правая рука
79 Где левая нога Где левая рука Где правая нога После выбора больным какой-либо части тела на картинке, соответствующее ей название фиксируется экспериментаторов в ответах. От
80 озвучивания каждой инструкции до выбора части тела отводится 30 секунд. Смена инструкции (переход к следующему заданию) происходит по событию показа части тела, либо по истечении отведенного времени выполнения инструкции. Правильное выполнение любой инструкции оценивается в 1 балл.
4) Определение времени на часах максимальная оценка 2 балла. Время ожидания ответа 2 минуты.
Больному предъявляются часы и две инструкции. Задача больного изобразить на них заданное время. Посмотрите на изображение часов а) Установите б) Установите 17.45 От озвучивания каждой инструкции до установления больным заданного времени отводится 2 минуты. Экспериментатор фиксирует ответ больного в
81 белых ячейках. Переход к следующему заданию происходит по событию установления времени на часах, либо по истечении отведенного времени. Правильное выполнение любой инструкции оценивается в 1 балл.
5) Счетные операции максимальная оценка 1 балл. Время ожидания ответа 2 минуты. Больному одновременно предъявляются три арифметических примера, десять вариантов ответов в зеленых ячейках. Задача больного решить эти примеры, выбрав ответ водной из зеленых ячеек. Решите примеры, выбрав ответы в зеленых ячейках + 11 =
(110)
89 – 19 =
(70)
121 – 11 =
(110)
100
101
111
99
70
80
79
10
110
120 Числа в скобках больному не предъявляются. После решения больным примера, экспериментатор фиксирует его ответ в белых ячейках. Смена инструкции (переход к следующему заданию) происходит по событию решения последнего примера, либо по истечении отведенного времени выполнения инструкции. Правильное выполнение любой инструкции оценивается в 1 балл.
6) Понимание переносного смысла слов максимальная оценка 4 балла. Время ожидания ответа 1 минута.
Больному предъявляются стойкие речевые выражения и ячейки со словами в качестве вариантов объяснения этих выражений. Задача больного выбрать правильное объяснение выражения из ряда ему предложенных в зеленых ячейках. а) Укажите объяснение выражения Водить занос это значит обманывать)
82 быть внимательным мало очень длинный быть любопытным обманывать много считать вращать б) Укажите объяснение выражения С гулькин нос – это значит мало) быть внимательным мало очень длинный быть любопытным обманывать много считать вращать в) Укажите объяснение выражения Куры не клюют – это значит много) быть внимательным мало очень длинный быть любопытным обманывать много считать вращать г) Укажите объяснение выражения Глядеть в оба – это значит быть внимательным) быть внимательным мало очень длинный быть любопытным обманывать много считать вращать Слова в скобках больному не предъявляются. От озвучивания инструкции до выбора больным варианта ответа отводится 1 минута. Экспериментатор фиксирует его ответ в белых ячейках. Переход к следующему заданию происходит по событию выбора ответа, либо по истечении отведенного времени. Правильный выбор объяснения любого выражения оценивается в 1 балл.
83
7) Понимание логико-грамматических оборотов максимальная оценка
2 балла. Время ожидания ответа 2 минуты. Больному поочередно предъявляются две фразы, содержащие логико- грамматические обороты и ячейки со словами-ответами. Задача больного, ответить на вопросы, выбрав один из предложенных ему вариантов ответов в зеленых ячейках. а) Ответьте на вопрос, выбрав один из предложенных Вам вариантов в зеленых ячейках Ваня худее Миши, но толще Андрея. Кто самый худой Андрей) Ваня Миша Андрей б) Ответьте на вопрос, выбрав один из предложенных Вам вариантов в зеленых ячейках Позавтракал после того, как сходил на прогулку. Что сделал раньше сходил на прогулку) позавтракал сходил на прогулку Слова в скобках больному не предъявляются. От озвучивания инструкции до выбора больным варианта ответа отводится 2 минуты. Экспериментатор фиксирует его ответ в белых ячейках. Переход к следующему заданию происходит по событию выбора ответа, либо по истечении отведенного времени. Правильный ответ на любой вопрос оценивается в 1 балл. Пример 2. Обследование больной Сад-ой, 1968 гр. Предварительный логопедический диагноз семантическая афазия. Выбран модуль Семантическая афазия. Время обследования больного - 12 минут.
1) Зрительно-пространственное восприятие пропорций (0 баллов
84 Инструкция Разделите данную прямую линию пополам, отметив ручкой ее середину
(↔)
2) Зрительно-пространственное восприятие наложенных изображений (0 баллов Инструкция Посмотрите на картинки. Укажите, какие предметы изображены на них, выбрав слова в ячейках часы, зонт, бутылка свеча, замок, клещи кувшин, молоток, стол
1 Тарелка
4 Свеча
7 Чашка
2 Зонт
5
-
8 Молоток
3
-
6 Ножницы
9
- тарелка часы клещи ножницы чашка кувшин стол зонт свеча веер бутылка ложка молоток замок
3) Схема тела (0 баллов Инструкция « Покажите часть тела. Где правая рука изображение человека Ответ левая рука Где левая нога изображение человека Ответ правая нога Где левое плечо изображение человека Ответ правое плечо Где правое ухо
85 изображение человека Ответ левое ухо
4) Определение времени на часах (0 баллов Инструкция Посмотрите на изображение часов Установите 21.00. Циферблат с часами Ответ 15.00 зеркально) Установите 17.45. Циферблат с часами Ответ 19.05
5) Счетные операции (2 балла Инструкция Решите примеры, выбрав ответы в ячейках
99 + 11 = (101)
89 – 19 = (70)
121 – 11 = (110)
100
101
111
99
70
80
79
10
110
120
6) Понимание переносного смысла слов (3 балла Инструкция Укажите объяснение выражения Водить занос это значит вращать) быть внимательным мало очень длинный быть любопытным обманывать много считать
٧ вращать С гулькин нос – это значит мало) быть внимательным
٧ мало очень длинный быть любопытным
86 обманывать много считать вращать Куры не клюют – это значит много) быть внимательным мало очень длинный быть любопытным обманывать
٧ много считать вращать Глядеть в оба – это значит быть любопытным) быть внимательным мало очень длинный
٧ быть любопытным обманывать много считать вращать
7) Понимание логико-грамматических оборотов (0 баллов Инструкция Ответьте на вопрос, выбрав один из предложенных Вам вариантов Ваня худее Миши, но толще Андрея. Кто самый худой Ваня)
٧ Ваня Миша Андрей Позавтракал после того, как сходил на прогулку. Что сделал раньше позавтракал)
٧ позавтракал сходил на прогулку Набрано 5 баллов. Речевой диагноз семантическая афазия грубой степени тяжести
87 МОДУЛЬ ДИНАМИЧЕСКАЯ АФАЗИЯ ВКЛЮЧАЕТ 4 ЗАДАНИЯ)
1) Динамический праксис: максимальная оценка 1 балл. Время ожидания ответа 30 секунд. Больному одновременно предъявляются три картинки, и поочередно озвучиваются три инструкции к ним. Вводная инструкция озвучивается один раз. Задача показать ту картинку, название которой он услышит. а) Покажите ту картинку на которой изображено то, что услышите Вопросы Ответы
КУЛАК
РЕБРО
ЛАДОНЬ
1. 2. 3.
88 После выбора картинки ее номер фиксируется экспериментатором в ответах. От озвучивания каждой инструкции до выбора картинки отводится
30 секунд. Смена инструкции (переход к следующему заданию) происходит по событию выбора картинки, либо по истечении отведенного времени. Каждое правильное указание названия действия оценивается в 1 балл.
2) Подбор к словам синонимов и антонимов максимальная оценка 8 баллов. Время ожидания ответа 3 минуты. Больному предъявляются две группы ячеек со словами и варианты их а) синонимов б) антонимов. Задача – подобрать к словам синонимы и антонимы. Озвучивается упрощенный вариант каждой инструкции. а) Подберите к словам синонимы, выбрав нужное слово из слов, предъявленных в зеленых ячейках Подберите к словам синонимы
1. бросать
2. веселить
3. ругать
4. смеяться кидать) радовать) бранить) хохотать) брать хвалить бранить пинать хохотать огорчать радовать кидать ловить поднимать менять терять издеваться плакать б) Подберите к словам антонимы, выбрав нужное слово из слов, предъявленных в зеленых ячейках Подберите к словам антонимы
1. бросать
2. веселить
3. ругать
4. смеяться ловить) огорчать) хвалить) плакать) брать хвалить бранить пинать хохотать огорчать радовать кидать ловить поднимать менять терять издеваться плакать
89 Слова в скобках больному не предъявляются. От озвучивания инструкции до выбора больным варианта ответа отводится 3 минуты. Экспериментатор фиксирует его ответ в белых ячейках. Переход к следующему заданию происходит по событию выбора ответа, либо по истечении отведенного времени. Правильный подбор каждого синонима/антонима оценивается в 1 балл.
3) Построение фразы (предложения максимальная оценка 3 балла. Время ожидания ответа 3 минуты. Больному заданы четыре, пять и три ячейки со словами. Далее ему предлагается составить из этих слов предложение. Порядок слов в предложении непринципиален. Вводная инструкция озвучивается один раз. составьте изданных слов предложение а) Составьте предложение из слов утро – дождь, выбрав слова из слов, представленных в зеленых ячейках
Утро-дождь
(всё) утро) шли) дожди) утром утро дожди шел шли
всё всех б) Составьте предложение из слов вечер-прогулка, выбрав слова из слов, представленных в зеленых ячейках
Вечер-прогулка вечером) мы) вышли) на) прогулку) вечером вечер прогулку выходить вышли мы на в) Составьте предложение из слов врач – больной, выбрав слова из слов, представленных в зеленых ячейках
90
Врач-больной врач) (осмотрел) (больного) врач врача осмотрел осмотреть больного больной Слова в скобках больному не предъявляются. От озвучивания каждой инструкции до выбора последнего в предложении слова (четвертого, пятого, либо третьего) отводится 3 минуты. Смена инструкции (переход к следующему заданию) происходит по событию выбора последнего в предложении слова, либо по истечении отведенного времени. Каждое правильно составленное предложение оценивается в 1 балл.
4) Решение логических задач максимальная оценка 3 балла. Время ожидания ответа 2 минуты.
Больному предъявляются три логические задачи и варианты ответа (по типу да/нет) в зеленых ячейках. Задача больного выбрать правильный ответ для каждой задачи. Вводная инструкция, озвучивается один раз.
Решите задачку, выбрав один из предложенных Вам ответов. а) Мать разделила пирожное пополам и отдала младшему сыну
1 2 3
бóльший кусок. Могла ли она так сделать да нет нет б) Может ли кто-нибудь из родителей сказать Ты мне сын, ноя тебе не отец да нет дав) Петров и Сидоров работают менеджерами водной фирме.
91 Поначалу зарплата у них была одинаковой, но через год директор решил, что Петров работает хорошо, а Сидоровне очень. Директор увеличил зарплату Петрова на 10%, а зарплату
Сидорова уменьшил на 10%. Еще через год он понял, что ошибся, и уменьшил зарплату Петрова на 10%, а зарплату
Сидорова повысил на 10%. Теперь Сидоров получает больше, чем Петров да нет нет Слова в скобках больному не предъявляются. От озвучивания инструкции до выбора больным варианта ответа отводится 2 минуты. Экспериментатор фиксирует его ответ в белых ячейках. Переход к следующему заданию происходит по событию выбора ответа, либо по истечении отведенного времени. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.
92 МОДУЛЬ ЭФФЕРЕНТНО-МОТОРНАЯ АФАЗИЯ ВКЛЮЧАЕТ 4 ЗАДАНИЯ)
1) Воспроизведение дезавтоматизированных рядов максимальная оценка
2 балла. Время ожидания ответа 2 минуты. Больному поочередно предъявляются два дезавтоматизированных ряда счет от 10 дои дни недели от воскресенья до понедельника. Далее озвучивается инструкция. При этом экспериментатор комментирует Продолжите ряд. Далее к выполнению задания приступает сам больной. а) Продолжите ряд цифр от десяти до одного Продолжите ряд цифр от десяти до одного
9 девять
8 восемь
7 семь
5 пять
2 два
4 четыре
6 шесть
1 один
3 триб) Продолжите ряд названий дней недели Продолжите ряд названий дней недели воскресенье суббота пятница среда понедельник четверг вторник От озвучивания каждой инструкции до выбора последнего (шестого либо четвертого) слова отводится 2 минуты. Смена инструкции (переход к следующему заданию) происходит по событию выбора последнего слова, либо по истечении отведенного времени. Правильное выполнение любой инструкции оценивается в 1 балл.
93
4) Графический праксис: максимальная оценка 2 балла. Время ожидания ответа 2 минуты. Больному предъявляется рисунок ломаной линии. Задача больного – продолжить этот рисунок, выбрав один из двух предъявленных ему элементов в зеленых ячейках. Озвучивается упрощенный вариант инструкции. Посмотрите на рисунок и продолжите его, выбрав один из элементов в зеленых ячейках
Посмотрите на рисунок, продолжите его От озвучивания инструкции до выбора последнего (пятого) элемента рисунка отводится 2 минуты. Переход к следующему заданию происходит по событию выбора последнего элемента, либо по истечении отведенного времени. Максимальная оценка - 2 балла, оценка снижается до 1 балла, если больной сделал ошибку только водном элементе рисунка. 0 баллов за две ошибки и больше.
5) Составление слов из слогов максимальная оценка 4 балла. Время ожидания ответа 2 минуты. Больному предъявляется слоги для составления из них слов. Озвучивается упрощенная инструкция. а) Составьте из слогов, написанных в зеленых ячейках слова составьте из слогов слово потолок)
94
ЛОК ПО ТО б) Составьте из слогов, написанных в зеленых ячейках слова составьте из слогов слово
(телефон) ФОН ТЕЛЕ в) Составьте из слогов, написанных в зеленых ячейках слова составьте из слогов слово колесо) СО
ЛЕ КО г) Составьте из слогов, написанных в зеленых ячейках слова составьте из слогов слово Слова в скобках больному экране не предъявляются. От озвучивания каждой инструкции до выбора последнего (третьего) слога отводится 2 минуты. Смена инструкции (переход к следующему заданию) происходит по событию выбора последнего слога, либо по истечении отведенного времени. Каждое правильно составленное слово оценивается в 1 балл.
(машина) ШИНА МА
95 МОДУЛЬ АФФЕРЕНТНО-МОТОРНАЯ АФАЗИЯ ВКЛЮЧАЕТ 5 ЗАДАНИЙ)
1) Автоматизированное чтение оценка 1 балла. Время ожидания ответа
1 минута. На экране перед больным появляются анкетные данные (Ф.И.О.), указанные специалистом при регистрации. Больной должен узнать эти данные и подтвердить либо опровергнуть, клавишей да/нет. Отсутствие ответа квалифицируется как неправильный ответ Вас зовут да нет
2) Дописывание слогов максимальная оценка 8 баллов. Время ожидания ответа 2 минуты. Больному предъявляется слова, в которых пропущены а) первые слоги б) последние слоги. Рядом с этими словами написаны слоги. Задача больного восставить слова. Озвучивается упрощенная инструкция. А) Допишите первые слоги в словах, написанных в зеленых ячейках, щелкая мышкой по слогам в белых ячейках Допишите слоги вначале слова ТОЛОК ТЕЛЕФОН ПО
ЛЕСО КАБИНЕТ КО б) Допишите последние слоги в словах, написанных в зеленых ячейках, щелкая мышкой по слогам в белых ячейках Допишите слоги в конце слова
(Ф.И.О. больного)
96
ДОРО
ЧА ЗАДА ГА
ПОБЕ НА
МАШИ ДА Смена инструкции (переход к следующему заданию) происходит по событию выбора последнего слога, либо по истечении отведенного времени. Каждое правильно составленное слово оценивается в 1 балл.
3) Составление слов из букв максимальная оценка 3 балла. Время ожидания ответа 2 минуты.
Больному предъявляются буквы, и предлагается составить из них слово. Озвучивается упрощенная инструкция. а) Составьте из букв, предъявленных в зеленых ячейках слово составьте из букв слово хлеб) ХЕ Л Б б) Составьте из букв, предъявленных в зеленых ячейках слово составьте из букв слово
(шуба) ША Б У в) Составьте из букв, предъявленных в зеленых ячейках слово составьте из букв слово
(день) ДНЕ Ь
97 Слова в скобках больному экране не предъявляются. От озвучивания каждой инструкции до выбора последней (четвертой) буквы отводится 2 минуты. Экспериментатор фиксирует ответы больного в белых ячейках. Смена инструкции (переход к следующему заданию) происходит по событию выбора последнего слога, либо по истечении отведенного времени. Каждое правильно составленное слово оценивается в 1 балл.
4) Отгадывание кроссворда максимальная оценка 5 баллов. Время ожидания ответа 5 минут. Больному поочередно предъявляется кроссворд. Все слова в нем заданы по горизонтали, а одно ключевое слово загадано по диагонали. Ключевое слово определяется после отгадывания всего кроссворда. Дана подробная инструкция. Озвучивается упрощенный вариант инструкции. а) Отгадайте кроссворд. Все слова в кроссворде загаданы по горизонтали. Ключевое слово расположено в розовых квадратах по диагонали.
Все слова в кроссворде написаны по горизонтали, а ключевое слово по диагонали.
98 Определения слов. Слепой, живет под землей и роет норы крот.
2. Место для прихода и стоянки кораблей порт.
3. Она выпадает на растениях по утрам роса.
4. Верхняя конечность человека, левая или правая рука. Ключевое слово – коса От озвучивания инструкции до заполнения последней ячейки ключевого слова отводится 5 минут. Смена инструкции (завершение обследования) происходит по событию заполнения последней ячейки ключевого слова, либо по истечении отведенного времени выполнения инструкции. Каждое правильно набранное слово, включая ключевое, оценивается в 1 балл.
5) Дезавтоматизированное письмо максимальная оценка 2 балла. Время ожидания ответа 3 минуты. Больному предлагается написать свои фамилию, имя, отчество правильность заполнения анкетных данных сверяется с анкетными данными, указанными экспериментатором при регистрации больного. напишите Вашу фамилию, имя, отчество От озвучивания инструкции до завершения выполнения задания отводится 3 минуты. Переход к следующему заданию происходит по событию завершения заполнения фамилии, имя, отчества больным, либо по истечении отведенного времени выполнения задания. Написанные больным данные сравниваются сданными, указанными при его регистрации. Максимальная оценка – 2 балла. Наличие одной ошибки снижает оценку до 1 балла. Две и более ошибки оцениваются 0 баллов.
99 Обобщение результатов обследования После проведения скрининг обследования больного у исследователя появляется обобщенный результат - определенное количество баллов. Этот результат позволяет диагностировать наличие у больного какой-либо формы афазии и определить степень ее выраженности. Результаты обследования мы отразили в схематичной таблице (см. табл. 3 стр. 95) Таблица 3. ОБОБЩЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБСЛЕДОВАНИЯ Форма речевого нарушения Степень выраженности Количество баллов
Мутизм Подтвержден
4 - 6 балов Исключен
0 - 2 балла Тотальная афазия Нет
7 - 9 баллов Да
0 - 6 баллов Грубая сенсо-моторная афазия Нет
10 - 12 баллов Да
7 - 9 баллов Акустико- гностическая афазия Отсутствует
26 - 28 балла Легкая степень
20 - 25 балл Средняя степень
16 - 19 баллов Грубая степень
0 - 15 баллов Акустико- мнестическая афазия Отсутствует
16 - 17 баллов Легкая степень
13 - 15 баллов Средняя степень
7 - 12 баллов