ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 85
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
100 Грубая степень
0 - 6 баллов Семантическая афазия Отсутствует
16 - 17 баллов Легкая степень
14 - 15 баллов Средняя степень
8 - 13 баллов Грубая степень
0 - 7 баллов Динамическая афазия Отсутствует
14 - 15 баллов Легкая степень
12 - 13 баллов Средняя степень
8 - 11 баллов Грубая степень
0 - 7 баллов
Эфферентно-моторная афазия Отсутствует
11-12 баллов Легкая степень
8-10 баллов Средняя степень
4 - 7 баллов Грубая степень
0 - 3 балла
Афферентно-моторная афазия Отсутствует
18 - 19 баллов Легкая степень
14 - 17 баллов Средняя степень
8 – 13 баллов Грубая степень
0 - 7 баллов
101 Заключение Методика скрининг обследования больных с афазией создана на основе зарекомендовавших себя апробированных методик, использующихся в клиниках [1, 3, 5, 6, 12, 13, 15, 25 и др. Однако в предлагаемой диагностической методике задания распределены на независимые модули в соответствии с типом клинической формы афазии. В заключение каждого модуля сформулирован вывод о наличии или отсутствии данной формы афазии у больного. Обследование проводится за один клинический прием и не требует от больного большой психической нагрузки. Методика скрининг обследования больных с афазией прошла апробацию в неврологическом отделении ГБУЗ МО МОНИКИ им.
М.Ф. Владимирского в течение трех лет (с 2014 г. по 2016 г) и доказала свою эффективность обследование проводилось 96 раз, совпадение диагноза наблюдалось в 98% случаев [27, 28, 29]. В ряде случаев произошло расхождение в определении у больного степени выраженности речевого нарушения в предварительном обследовании ив предлагаемом способе. Это было обусловлено наличием у больного вторичных когнитивных нарушений, сопутствующих афазии и искажающих клиническую картину речевых проявлений. Исследуемой группе больных наряду с первичным обследование было применено повторное динамическое обследование, которое проводилось после проведенного курса реабилитации. Оно позволило доказать результативность
102 комплексного лечения (сосудистой терапии и логопедического воздействия. В целом процесс диагностики каждого больного в среднем занимал не более 15 минут, что позволило ускорить процесс нейрореабилитации.
103 РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕЧЕВОГО БОЛЬНОГО
I. При определении у конкретного больного наличия синдрома афазии, логопед/невролог должен обратить внимание наследующие моменты
- наличие или отсутствие нарушения мозгового кровообращения поданным объективных исследований (КТ/МРТ), а также локализацию очага поражения
- нарушения иннервации органов артикуляции (дизартрии
- нейродинамические нарушения (то есть изменения подвижности психических процессов, проявляющиеся в их повышенной тормозности);
- когнитивные нарушения (в ряде случаев они могут сопутствовать афазии и отягощать ее
- изменения в органах чувств (сенсорную депривацию, вызванную глухотой, слепотой и т.п.);
- деменцию.
II. При оценке результатов предлагаемого скрининг обследования специалист должен обращать внимание наследующие особенности
- влияние времени суток и общего соматического состояния больного в текущий момент времени на результативность ответов
- отсутствие (при афазии) или наличие астении (истощаемости психических функций, как ведущего симптома сосудистой деменции
- на невозможность продуктивного общения с больным (при афазии, либо сохранность способности общаться, в том числе на невербальном уровне при мутизме). Более подробно предварительный план обследования больных мы отразили в схеме (см. схему 1, стр. 101)
Схема 1.
ОНМК/ЧМТ/нейроинфекция Нарушения речевого общения Причина механизм речевого нарушения
↙ ↘ ↘ ↘
1) Изменение тонуса мышц периферического речевого аппарата
2) Изменение темпо- ритмической организации речи Распад речевого мышления афазия) Наличие выраженных когнитивных нарушений Изменение слуха См. периферический речевой аппарат, заинтересованность подкорковых отделов либо субдоминантного полушария При исключении, как выраженных когнитивных нарушений, изменений слуха, таки изменений иннервации органов артикуляции могут сопутствовать) Необходима беседа с родственниками для уточнения состояния когнитивных функций до развития нарушения мозгового кровообращения. Анамнез. Общение затруднено при этом сохранна письменная речь Изменения только в устной речи
1) изменения тонуса мышц языка, снижение глоточного рефлекса, нарушение фонации, просодики
2) тахилалия, брадилалия, полтерн Системный распад речи изменение устной речи, письменной речи Никаких изменений в результате нарушения мозгового кровообращения не произошло, со слов родственников Всегда (уточняем преморбид) и/или последние несколько лет такой и был Субъективные жалобы больного, результаты обследования отоларинголога отоневр олога
ОНМК/ЧМТ/нейроинфекция Нарушения речевого общения Причина механизм речевого нарушения
↙ ↘ ↘ ↘
1) Изменение тонуса мышц периферического речевого аппарата
2) Изменение темпо- ритмической организации речи Распад речевого мышления афазия) Наличие выраженных когнитивных нарушений Изменение слуха См. периферический речевой аппарат, заинтересованность подкорковых отделов либо субдоминантного полушария При исключении, как выраженных когнитивных нарушений, изменений слуха, таки изменений иннервации органов артикуляции могут сопутствовать) Необходима беседа с родственниками для уточнения состояния когнитивных функций до развития нарушения мозгового кровообращения. Анамнез. Общение затруднено при этом сохранна письменная речь Изменения только в устной речи
1) изменения тонуса мышц языка, снижение глоточного рефлекса, нарушение фонации, просодики
2) тахилалия, брадилалия, полтерн Системный распад речи изменение устной речи, письменной речи Никаких изменений в результате нарушения мозгового кровообращения не произошло, со слов родственников Всегда (уточняем преморбид) и/или последние несколько лет такой и был Субъективные жалобы больного, результаты обследования отоларинголога отоневр олога
105 РАСПАД РЕЧЕВОГО МЫШЛЕНИЯ (АФАЗИЯ) Не понимает Понимает Не понимает, не говорит Не понимает обращенную речь, говорит сам те. моторных трудностей нет Понимает обращенную речь, не говорит сам Понимает обращенную речь, говорит сам. Первичны трудности выражения своих мыслей Не понимает обращенную речь и не говорит сам Нарушение фонематического восприятия Снижение объема слух о- речевой памяти Распад семантики Нарушение кинетической моторной программы На рушение кинестетической моторной программы Трудн ости планирования и программирования речевого высказывания ВСЕГДА первичен механизм либо моторные трудности либо сенсорные трудности
(с
ен
сор
н
ая)
афаз
и
я
Акуст
и
к
о-
мн
ес
ти
ч
ес
к
ая афазия Семантическая афазия
Эффе
р
ен
тн
о-
моторн
ая афазия
Аф
фе
р
ен
тн
о-
моторн
ая афазия Динамическая афазия
Се
н
со
-моторн
ая афазия может быть в с
те
п
ен
и
тотал
ьн
ой
/