Файл: санктпетербургский государственный университет телекоммуникаций им. Проф. М. А. Бончбруевича.docx
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 70
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
;
контроль — проверка количественного и качественного соответствия планируемого процесса ранее запланированным заданиям, решениям, нормам и показателям;
учет — накопление и анализ итоговых данных за определенный временной период. Благодаря этой функции можно совершенствовать систему управления с учетом знаний прошлых лет. Контроль и учет служат средствами обратной связи в управлении.
Экономические методы управления
Управленческая деятельность осуществляется с помощью комплекса методов управления.
Метод управления — способ воздействия управляющего субъекта на управляемый объект. Метод управления также представляет собой основу мотивации человека для целенаправленного воздействия на процесс труда. В данном случае мотивация носит сложный комплексный характер. Состав этого комплекса и приоритет различных видов мотиваций зависят от уровня развития общества и конкретных людей, вступающих во взаимозависимые отношения.
Экономические методы управления представляют собой комплекс способов и приемов управленческого воздействия, основанный на использовании объективных экономических законов и системы взаимосвязанных экономических показателей, норм и нормативов. Экономические методы управления строятся на следующих экономических законах:
- регулировании спроса и предложения;
- законе стоимости, учете потребностей общества, коллектива и личности.
Основное содержание экономических методов заключается в соизмерении затрат производства и результатов деятельности организации. Экономические методы играют роль мощного стимулятора созидательной активности работников (рациональное использование всех видов ресурсов, внедрение достижений науки и передового опыта). При помощи экономических методов управления создаются необходимые условия, которые призваны заинтересовать людей в достижении эффективных результатов своей деятельности.
К экономическим методам управления относят следующие:
коммерческий расчет. Данный метод управления основан на том, что в большинстве случаев хозяйственные отношения между отдельными подразделениями строятся на основе трансфертных цен, которые отражают переход продукта в границах собственности предприятия. В данном случае продукт является лишь по форме товаром, не будучи им по содержанию;
ответственность за качество и количество продукции, сроки поставки;
цены и ценообразование. Цена оказывает значительное управленческое воздействие на организацию, как на «входе» (цена на ресурсы), так и на «выходе» (цена на продукцию организации). В зависимости от того, каков уровень цен, определяется и корректируется система целей организации,
выбираются эффективные стратегии поведения;
финансирование. Данный метод управления реализуется в качестве инструмента финансовой политики — это обеспечение всех подразделений необходимыми финансовыми ресурсами. Формирование финансовых ресурсов происходит за счет: собственных и приравненных средств; мобилизации на финансовом рынке средств; средств, поступающих в порядке перераспределения;
кредитование. Развитие этого метода управления связано с развитием сети коммерческих банков. Механизм метода основан на возрастающей роли перераспределения кредитных ресурсов через кредитный рынок. В этой связи кредитное перераспределение децентрализуется все в большей мере. Кредит способствует улучшению состояния потребительского рынка;
налоговую систему. Данный метод управления особенно важен в рамках государственного управления. Путем установления налоговой повинности государство регулирует состояние экономики. Государство, устанавливая высокие ставки налогов, способствует снижению деловой активности, а занижение ставок ведет к росту активности предпринимателей.
Административно-правовые методы управления
Административно-правовые методы управления представляют собой совокупность средств юридического (правового и административного) воздействия на отношения людей в процессе выполнения ими возложенных на них функций в рамках организаций различных видов.
Основу административно-правовых методов составляют:
система законодательных актов страны и региона — федеральные (государственные) законы, указы, постановления, государственные стандарты, положения, инструкции, методики и другие документы, утвержденные федеральными органами для обязательного применения на территории страны;
система нормативно-директивных и методических документов предприятия и вышестоящей организации, обязательных к применению;
система планов, программ, заданий (их срыв может нарушить стабильность работы всего коллектива).
В управленческой деятельности применение данных методов реализуется путем:
распоряжений — руководитель в произвольной форме указывает подчиненному, что именно тот должен (не должен) совершать в определенных условиях;
популяризации — акцент переносится с прямых указаний на инициативы, в которых руководитель проявляет активность, при этом приказы и наказания используются в крайнем случае;
делегирования полномочий — работнику передается право самостоятельного решения определенных задач и возлагается функциональная ответственность, в свою очередь руководитель сохраняет за собой общее руководство, которое не может быть делегировано;
участия в управлении — руководитель привлекает сотрудников к решению различных текущих вопросов, предоставив им все необходимые полномочия и возложив на них определенную ответственность. Этот метод целесообразно использовать там, где люди могут и желают самостоятельно работать.
Существуют следующие рычаги административно-правовых методов управления:
нормирование — деятельность по установлению норм и нормативов, которые определяют верхние и нижние пределы в различной деятельности;
регламентирование — деятельность по установлению правил, определению содержания и порядка выполнения организационной работы внутри системы;
инструктирование — деятельность по оказанию методической, организационной или информационной помощи при конкретной работе в рамках системы.
Формами административно-правовых методов управления являются:
краткосрочное распорядительное воздействие через единичные административные распоряжения;
длительное распорядительное воздействие посредством административных актов долгосрочного действия, направленное на совершенствование организационных систем.
Социально-психологические методы управления
Социально-психологические методы управления представляют собой механизм воздействия на органы управления (коллектива) и людей через социально-психологические интересы.
Данные методы основаны на социальных отношениях, возникающих в процессе производства и влияющих на конечный результат деятельности организации. Рабочие коллективы успешно решают свои задачи в том случае, если имеется благоприятный «социальный климат» в коллективе. Доказано, что отношения партнерства более эффективны, чем отношения, основанные на административном принуждении. Механизм метода состоит в том, что имущественное неравенство может быть любым, но на работе сотрудники должны чувствовать себя партнерами. В случае нарастания социальных противоречий снижается рост производительности труда и уровня жизни.
Социально-психологические законы управления основаны на учете законов поведения людей в их деятельности:
человек объективно стремится достигнуть каких-либо результатов с минимальными затратами для себя;
каждый человек стремится действовать таким образом, чтобы за этим последовало максимальное поощрение в приемлемой форме или минимальное наказание;
каждый человек делает только то, что требует структура управления, которая может реально наказать или поощрить его.
Социологические методы управления включают:
управление социально-массовыми процессами;
управление группами (авторитарные, авторитарно-демократические, демократические);
управление групповыми явлениями (новаторство, экономическое соревнование);
социальное нормирование;
социальное регулирование;
ролевые изменения;
социальную профилактику.
К психологическим методам управления относятся:
профессиональный отбор персонала (интервью, беседы, тесты);
гуманизация труда (борьба с монотонностью труда, функциональное использование музыки);
формирование эмоционально-эстетического фона деятельности коллектива (общее настроение коллектива, культура общения, внешний вид).
Использование социально-психологических методов управления осуществляется с учетом организационной культуры в рамках формальной и неформальной структур управления, которые органично сочетаются в сфере управления.
Формальная структура фиксирует производственно необходимые связи и отношения членов коллектива с помощью точно сформулированных и формально закрепленных прав, обязанностей, полномочий, ответственности.
Неформальная структура представляет собой связи и отношения, складывающиеся на основе симпатий, антипатий, сходства характеров, взаимопонимания, общности интересов в сфере производства и вне организации.
Социально-психологические методы используются для решения следующих задач:
повышения производственной и творческой активности членов трудового коллектива путем создания необходимых для эффективной трудовой деятельности условий;
формирования благоприятного социально-психологического климата, включающего элементы психологического и физиологического характера;
эффективного применения различных форм морального поощрения с использованием самодиагностики и самообучения;
воздействия на групповое сознание коллектива с целью формирования необходимой культуры деятельности, позволяющей достигать высокой результативности труда.
Список литературы
1. Журавлев П.В., Кулапов М.Н., Сухарев С.А. Мировой опыт в управлении М., 2007.
2. Кнорринг В.И. Искусство управления М., 2006.
3. Коротков Э.М. Менеджмент М.: Инфра-М, 2006.
4. Кравченко А.И. История менеджмента М., 2008.
5. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Менеджмент. М., 2007.
6. Орлов А.И. Менеджмент: Учебник. М., 2005.
7. Рябцев И.М. Менеджмент: Учебное пособие. Ростов-на-Дону, 2006.
8. Филонович С.Р. Основы менеджмента. М., 2005.
9. Чуйкин А.М. Основы менеджмента. М., 2005.
10. Ямпoльcкaя Д.О., Зонис М.М. Менеджмент: Учебное пособие С-Пб.: льcкaя Д.О., Зонис М.М. Менеджмент: Учебное пособие С-Пб.: кaя Д.О., Зонис М.М. Менеджмент: Учебное пособие С-Пб.: я Д.О., Зонис М.М. Менеджмент: Учебное пособие С-Пб.: Нева, 2004.
контроль — проверка количественного и качественного соответствия планируемого процесса ранее запланированным заданиям, решениям, нормам и показателям;
учет — накопление и анализ итоговых данных за определенный временной период. Благодаря этой функции можно совершенствовать систему управления с учетом знаний прошлых лет. Контроль и учет служат средствами обратной связи в управлении.
Экономические методы управления
Управленческая деятельность осуществляется с помощью комплекса методов управления.
Метод управления — способ воздействия управляющего субъекта на управляемый объект. Метод управления также представляет собой основу мотивации человека для целенаправленного воздействия на процесс труда. В данном случае мотивация носит сложный комплексный характер. Состав этого комплекса и приоритет различных видов мотиваций зависят от уровня развития общества и конкретных людей, вступающих во взаимозависимые отношения.
Экономические методы управления представляют собой комплекс способов и приемов управленческого воздействия, основанный на использовании объективных экономических законов и системы взаимосвязанных экономических показателей, норм и нормативов. Экономические методы управления строятся на следующих экономических законах:
- регулировании спроса и предложения;
- законе стоимости, учете потребностей общества, коллектива и личности.
Основное содержание экономических методов заключается в соизмерении затрат производства и результатов деятельности организации. Экономические методы играют роль мощного стимулятора созидательной активности работников (рациональное использование всех видов ресурсов, внедрение достижений науки и передового опыта). При помощи экономических методов управления создаются необходимые условия, которые призваны заинтересовать людей в достижении эффективных результатов своей деятельности.
К экономическим методам управления относят следующие:
коммерческий расчет. Данный метод управления основан на том, что в большинстве случаев хозяйственные отношения между отдельными подразделениями строятся на основе трансфертных цен, которые отражают переход продукта в границах собственности предприятия. В данном случае продукт является лишь по форме товаром, не будучи им по содержанию;
ответственность за качество и количество продукции, сроки поставки;
цены и ценообразование. Цена оказывает значительное управленческое воздействие на организацию, как на «входе» (цена на ресурсы), так и на «выходе» (цена на продукцию организации). В зависимости от того, каков уровень цен, определяется и корректируется система целей организации,
выбираются эффективные стратегии поведения;
финансирование. Данный метод управления реализуется в качестве инструмента финансовой политики — это обеспечение всех подразделений необходимыми финансовыми ресурсами. Формирование финансовых ресурсов происходит за счет: собственных и приравненных средств; мобилизации на финансовом рынке средств; средств, поступающих в порядке перераспределения;
кредитование. Развитие этого метода управления связано с развитием сети коммерческих банков. Механизм метода основан на возрастающей роли перераспределения кредитных ресурсов через кредитный рынок. В этой связи кредитное перераспределение децентрализуется все в большей мере. Кредит способствует улучшению состояния потребительского рынка;
налоговую систему. Данный метод управления особенно важен в рамках государственного управления. Путем установления налоговой повинности государство регулирует состояние экономики. Государство, устанавливая высокие ставки налогов, способствует снижению деловой активности, а занижение ставок ведет к росту активности предпринимателей.
Административно-правовые методы управления
Административно-правовые методы управления представляют собой совокупность средств юридического (правового и административного) воздействия на отношения людей в процессе выполнения ими возложенных на них функций в рамках организаций различных видов.
Основу административно-правовых методов составляют:
система законодательных актов страны и региона — федеральные (государственные) законы, указы, постановления, государственные стандарты, положения, инструкции, методики и другие документы, утвержденные федеральными органами для обязательного применения на территории страны;
система нормативно-директивных и методических документов предприятия и вышестоящей организации, обязательных к применению;
система планов, программ, заданий (их срыв может нарушить стабильность работы всего коллектива).
В управленческой деятельности применение данных методов реализуется путем:
распоряжений — руководитель в произвольной форме указывает подчиненному, что именно тот должен (не должен) совершать в определенных условиях;
популяризации — акцент переносится с прямых указаний на инициативы, в которых руководитель проявляет активность, при этом приказы и наказания используются в крайнем случае;
делегирования полномочий — работнику передается право самостоятельного решения определенных задач и возлагается функциональная ответственность, в свою очередь руководитель сохраняет за собой общее руководство, которое не может быть делегировано;
участия в управлении — руководитель привлекает сотрудников к решению различных текущих вопросов, предоставив им все необходимые полномочия и возложив на них определенную ответственность. Этот метод целесообразно использовать там, где люди могут и желают самостоятельно работать.
Существуют следующие рычаги административно-правовых методов управления:
нормирование — деятельность по установлению норм и нормативов, которые определяют верхние и нижние пределы в различной деятельности;
регламентирование — деятельность по установлению правил, определению содержания и порядка выполнения организационной работы внутри системы;
инструктирование — деятельность по оказанию методической, организационной или информационной помощи при конкретной работе в рамках системы.
Формами административно-правовых методов управления являются:
краткосрочное распорядительное воздействие через единичные административные распоряжения;
длительное распорядительное воздействие посредством административных актов долгосрочного действия, направленное на совершенствование организационных систем.
Социально-психологические методы управления
Социально-психологические методы управления представляют собой механизм воздействия на органы управления (коллектива) и людей через социально-психологические интересы.
Данные методы основаны на социальных отношениях, возникающих в процессе производства и влияющих на конечный результат деятельности организации. Рабочие коллективы успешно решают свои задачи в том случае, если имеется благоприятный «социальный климат» в коллективе. Доказано, что отношения партнерства более эффективны, чем отношения, основанные на административном принуждении. Механизм метода состоит в том, что имущественное неравенство может быть любым, но на работе сотрудники должны чувствовать себя партнерами. В случае нарастания социальных противоречий снижается рост производительности труда и уровня жизни.
Социально-психологические законы управления основаны на учете законов поведения людей в их деятельности:
человек объективно стремится достигнуть каких-либо результатов с минимальными затратами для себя;
каждый человек стремится действовать таким образом, чтобы за этим последовало максимальное поощрение в приемлемой форме или минимальное наказание;
каждый человек делает только то, что требует структура управления, которая может реально наказать или поощрить его.
Социологические методы управления включают:
управление социально-массовыми процессами;
управление группами (авторитарные, авторитарно-демократические, демократические);
управление групповыми явлениями (новаторство, экономическое соревнование);
социальное нормирование;
социальное регулирование;
ролевые изменения;
социальную профилактику.
К психологическим методам управления относятся:
профессиональный отбор персонала (интервью, беседы, тесты);
гуманизация труда (борьба с монотонностью труда, функциональное использование музыки);
формирование эмоционально-эстетического фона деятельности коллектива (общее настроение коллектива, культура общения, внешний вид).
Использование социально-психологических методов управления осуществляется с учетом организационной культуры в рамках формальной и неформальной структур управления, которые органично сочетаются в сфере управления.
Формальная структура фиксирует производственно необходимые связи и отношения членов коллектива с помощью точно сформулированных и формально закрепленных прав, обязанностей, полномочий, ответственности.
Неформальная структура представляет собой связи и отношения, складывающиеся на основе симпатий, антипатий, сходства характеров, взаимопонимания, общности интересов в сфере производства и вне организации.
Социально-психологические методы используются для решения следующих задач:
повышения производственной и творческой активности членов трудового коллектива путем создания необходимых для эффективной трудовой деятельности условий;
формирования благоприятного социально-психологического климата, включающего элементы психологического и физиологического характера;
эффективного применения различных форм морального поощрения с использованием самодиагностики и самообучения;
воздействия на групповое сознание коллектива с целью формирования необходимой культуры деятельности, позволяющей достигать высокой результативности труда.
Список литературы
1. Журавлев П.В., Кулапов М.Н., Сухарев С.А. Мировой опыт в управлении М., 2007.
2. Кнорринг В.И. Искусство управления М., 2006.
3. Коротков Э.М. Менеджмент М.: Инфра-М, 2006.
4. Кравченко А.И. История менеджмента М., 2008.
5. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Менеджмент. М., 2007.
6. Орлов А.И. Менеджмент: Учебник. М., 2005.
7. Рябцев И.М. Менеджмент: Учебное пособие. Ростов-на-Дону, 2006.
8. Филонович С.Р. Основы менеджмента. М., 2005.
9. Чуйкин А.М. Основы менеджмента. М., 2005.
10. Ямпoльcкaя Д.О., Зонис М.М. Менеджмент: Учебное пособие С-Пб.: льcкaя Д.О., Зонис М.М. Менеджмент: Учебное пособие С-Пб.: кaя Д.О., Зонис М.М. Менеджмент: Учебное пособие С-Пб.: я Д.О., Зонис М.М. Менеджмент: Учебное пособие С-Пб.: Нева, 2004.