Файл: О новой структуре федеральных органов исполнительной власти. 9 марта 2004 года Президент Российской Федерации подписал Указ n 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти".docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 8

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение
       Среди субъектов административного права органы исполнительной власти занимают особое место. Это самая многочисленная из числа организаций – группа субъектов административного права, объединенная к тому же единым руководством и подчинением и действующая согласованно и целенаправленно. Эти органы наделены государственной компетенцией, которая по своему объему самая обширная по сравнению с компетенцией других субъектов административного права, она охватывает – в практически организующем плане – все области и сферы государственного руководства.

Орган исполнительной власти представляет собой такую организацию, которая, являясь частью государственного аппарата, имеет компетенцию, структуру, территориальный масштаб деятельности, образуется в порядке, установленном законом или другим нормативным правовым актом, пользуется определенным методом в работе, наделена правом выступать по поручению государства, и призвана в порядке исполнительной и распорядительной деятельности осуществлять повседневное руководство хозяйственным, социально-культурным и административно-политическим строительством.  Наконец, органы исполнительной власти наделены, в рамках своей компетенции, определенными управленческими полномочиями в отношении иных субъектов административного права. Например, граждан или общественных организаций, чего нельзя сказать о других субъектах.

О новой структуре федеральных органов исполнительной власти. 9 марта 2004 года Президент Российской Федерации подписал Указ N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти".

Указом установлена новая трехуровневая система федеральных органов исполнительной власти. Созданная система состоит из федеральных министерств, федеральных служб и федеральных агентств.

В результате реорганизации сокращено количество министерств и осуществлено их укрупнение. Теперь министерств будет четырнадцать.

В ведении Президента РФ по-прежнему остаются пять министерств (МЧС России, Минобороны России, МВД России, МИД России, Минюст России), а также некоторые федеральные службы (в частности - Служба внешней разведки России, ФСБ России, ФСО России) и соответствующие федеральные агентства.


Под руководством Правительства РФ будут находиться девять министерств с подведомственными этим министерствам федеральными службами и федеральными агентствами. Кроме того, в непосредственное ведение Правительства входят Федеральная антимонопольная служба и Федеральная служба по финансовым рынкам.

Компетенция упраздненных министерств и ведомств распределена между созданными министерствами, федеральными службами и федеральными агентствами в соответствии с возложенными на них функциями. Федеральные министерства осуществляют функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, кроме вопросов, регулируемых законами, актами Президента и Правительства. Таким образом, министерства будут заниматься стратегически важными вопросами. В то же время министерство не вправе осуществлять функции по контролю и надзору, правоприменительные функции, а также управлять государственным имуществом, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента РФ. В отношении подведомственных федеральных служб и федеральных агентств, министерству предоставлены широкие полномочия для осуществления координации и контроля деятельности этих органов.

В обязанности федеральной службы вменено осуществление контроля и надзора в установленной сфере деятельности. Специальные функции предусмотрены в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы РФ, борьбы с преступностью, общественной безопасности.

Федеральная служба не вправе осуществлять нормативно - правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента РФ.

На федеральное агентство возложены оказание государственных услуг, управление государственным имуществом и правоприменительные функции (за исключением функций по контролю и надзору), а также ведение реестров, регистров и кадастров.

Разграничение функций федеральных органов исполнительной власти исключает дублирование и вносит большую ясность в осуществление деятельности каждого из органов, повышает их ответственность.



Порядок взаимоотношений федеральных министерств и находящихся в их ведении федеральных служб и федеральных агентств, полномочия федеральных органов исполнительной власти, а также порядок осуществления ими своих функций устанавливаются в положениях об этих органах.

Правительству РФ поручено в месячный срок распределить функции упраздняемых федеральных органов исполнительной власти, исходя из положений Указа, утвердить в срок положения о созданных органах и внести предложения по внесению изменений в соответствующие акты Президента РФ. Указ вступил в силу со дня его официального опубликования - 11 марта 2004 года, за исключением отдельных положений. В частности, положения, касающиеся Министерства РФ по налогам и сборам, Министерства труда и социального развития РФ, Федеральной службы железнодорожных войск РФ, Государственной технической комиссии при Президенте РФ, Федеральной службы исполнения наказаний, Федеральной регистрационной службы, Федеральной службы судебных приставов, Федеральной таможенной службы, вступят в силу после издания соответствующих федеральных законов.

Реализация Указа даст возможность создать более эффективную, ясную и четкую систему государственного управления, при которой министерства определяют «правила игры», федеральные агентства оказывают услуги от имени государства (например, ведут архивы или выдают лицензии), а федеральные службы осуществляют контроль за соблюдением «правил игры».