Файл: Программа в области музыкального искусства основы исполнительства по инструментальным видам музыкального искусства и сольному пению аккордеон.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 28
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
АДМИНИСТРАЦИЯ
АДМИРАЛТЕЙСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ
им. Д.С. БОРТНЯНСКОГО»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА
в области музыкального искусства
«ОСНОВЫ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА по ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫМ ВИДАМ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА И СОЛЬНОМУ ПЕНИЮ»
«АККОРДЕОН»
(модульная)
Модуль 1 - «1 класс» (срок реализации - 1 год)
Формирование основных навыков
Санкт-Петербург
2022
«Разработано» Методический совет СПб ГБУ ДО «СПб ДШИ им. Д.С. Бортнянского» « » ___________2022 года | «Принято» Педагогический совет СПб ГБУ ДО «СПб ДШИ им. Д.С. Бортнянского» « » ________2022 года | «Утверждаю» Директор СПб ГБУ ДО «СПб ДШИ им. Д.С. Бортнянского» ___________ / Семенова С.Ю. от « » __________22 года |
Разработчик:
Преподаватель ДШИ им. Д. С. Бортнянского
Седашова Наталья Владимировна
Содержание
I. Пояснительная записка | |
II. Планируемые результаты освоения обучающимися дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Основы исполнительства по инструментальным видам музыкального искусства». Музыкальный инструмент: аккордеон. Модуль 1» | |
III. Учебный план дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Основы исполнительства по инструментальным видам музыкального искусства». Музыкальный инструмент: аккордеон. Модуль 1» IV. Программа учебного предмета ». Музыкальный инструмент: аккордеон. Модуль 1» | |
V. Система и критерии оценок промежуточной и итоговой аттестации результатов освоения образовательной программы обучающимися | |
VI. Требования к условиям реализации образовательной программы VII. Список рекомендуемой нотной и методической литературы | |
I. Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Основы исполнительства по инструментальным видам музыкального искусства. Музыкальный инструмент: аккордеон» (модульная) предназначена для обучающихся платного отделения Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения дополнительного образования «Санкт-Петербургской детской школы искусств имени Д. С. Бортнянского» и реализуется на самоокупаемой основе. Отличительной особенностью программы является модульное построение её содержания.
Образовательные модули осваиваются последовательно. Каждый модуль имеет свои дидактические задачи и объём времени, предусмотренный для освоения учебного материала. Обучающийся может осваивать часть программы (один или более модулей) или программу в полном объёме (пять модулей). Программа реализуется по этапам – модулям, являющимися самостоятельными целостными блоками, скомпонованными по годам обучения.
Первый модуль является начальным этапом освоения пятилетней программы «Основы исполнительства по инструментальным видам музыкального искусства. Музыкальный инструмент: аккордеон». Программа модуля направлена на формирование у обучающихся основных навыков игры на аккордеоне. Срок реализации программы «Основы исполнительства по инструментальным видам музыкального искусства. Музыкальный инструмент: аккордеон» Модуль 1» – один год.
Программа реализует принципы последовательности развития обучающихся, системности формирования технических навыков, индивидуального подхода к каждому ученику.
Программа адаптирована для обучающихся, обладающих средними музыкальными данными. Данная дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа предусматривает возможность осваивать музыкальный инструмент (аккордеон) и получать общее музыкальное образование широкому кругу лиц: детям от 5 лет и старше.
Актуальность программы обусловлена интересом детей и взрослых к музыкальному исполнительству, их потребностью в творческой деятельности и самореализации, заинтересованностью в эстетическом образовании. Программа способствует формированию у обучающихся эстетического вкуса, вводит их в мир классической музыки, воспитывает подготовленного слушателя, музыканта-любителя, участника художественной самодеятельности.
Целью программы является овладение знаниями, умениями и навыками, необходимыми для формирования основ самостоятельной деятельности в сфере инструментального исполнительства и освоения нового материала в общекультурных областях, а также выявление одарённых детей для перевода на обучение по дополнительным образовательным программам бюджетного отделения школы.
Задачи:
-
Формирование у учащихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями; -
Расширение музыкального и культурного кругозора; -
Формирование и развитие у обучающихся комплекса начальных исполнительских навыков игры на скрипке; -
Развитие музыкальных способностей: слуха, ритма, памяти, музыкального мышления и артистизма; -
Развитие интереса к классической музыке, приобретение опыта творческой деятельности и публичных выступлений.
Для оценки качества освоения образовательной программы по окончанию изучения модуля проводится промежуточная аттестация обучающихся. При проведении оценки качества освоения образовательной программы учитываются результаты текущей аттестации, а также личные результаты и достижения обучающихся. По результатам промежуточной аттестации, решением педагогического совета рекомендуется/не рекомендуется обучение учащегося по следующему модулю образовательной программы.
Формы и режим занятий. Изучение предмета «Музыкальный инструмент: аккордеон. Модуль 1» осуществляется в форме индивидуальных занятий. Продолжительность учебных занятий равна одному академическому часу и составляет 45 минут. Время начала и окончания учебных занятий – с 09:00 до 20:00, в соответствии с режимом обучения в ДШИ им. Д. С. Бортнянского.
II. Планируемые результаты освоения обучающимися дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Основы исполнительства по инструментальным видам музыкального искусства. Музыкальный инструмент: аккордеон. Модуль 1»
Результатом освоения программы является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:
– интереса к музыкальному искусству, самостоятельному музыкальному исполнительству;
– начальных навыков использования музыкально-исполнительских средств выразительности, выполнения элементарного анализа исполняемых произведений (размер, количество частей, музыкальных фраз, особенности ритма, динамические оттенки, штрихи и др.);
– начальных навыков работы с нотным текстом (чтение и разбор);
– умения управлять процессом грамотного исполнения музыкального произведения на аккордеоне, наличия навыка слухового контроля;
– знания основ музыкальной грамоты, элементарных теоретических понятий и музыкальной терминологии;
– умения создавать художественный образ при исполнении музыкального произведения на аккордеоне;
III. Учебный план дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Основы исполнительства по инструментальным видам музыкального искусства. Музыкальный инструмент: аккордеон. Модуль 1»
1. Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Основы исполнительства по инструментальным видам музыкального искусства», на максимальную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия (1 или 2 часа в неделю):
Таблица 1
Модуль | 1 | 1 |
Количество часов на аудиторные занятия в неделю: музыкальный инструмент (аккордеон) | 1 | 2 |
Количество часов на самостоятельную работу | 1 | 2 |
Кол-во часов на аудиторные занятия в неделю: основы муз. грамоты | 1 | 1 |
Максимальная продолжительность учебных занятий в год (в неделях) | 36 | 36 |
Общее количество часов на аудиторные занятия | 108 | 180 |
Примечания:
- На платном отделение принимаются учащиеся в возрасте от 7 лет;
- Продолжительность учебного года по программе «Основы исполнительства по инструментальным видам музыкального искусства. Музыкальный инструмент: аккордеон» составляет 36 недель;
- Количество часов в неделю по музыкальному инструменту выбирается по заявлению учащихся (для несовершеннолетних учащихся – по заявлению их родителей);
- Плата за обучение зависит от количества выбранных часов учебного плана.
2. Требования к Модулю 1 - «1 класс»
Срок реализации – 1 год
В течение каждого учебного года учащийся должен показывать выступления
(Приведены примерные рекомендованные общие требования на весь срок обучения).
Первое полугодие | Второе полугодие |
1.Контрольный урок - 2 разнохарактерные пьесы наизусть | 1. Контрольный урок - 2 разнохарактерные пьесы наизусть |
IV. Программа учебного предмета «Музыкальный инструмент: аккордеон. Модуль 1»
Модуль 1 (1-й класс)
Инструмент: аккордеон.
В течение года ученик должен освоить первоначальные навыки игры на музыкальном инструменте. Преподавателем ведется работа над формированием аппарата учащегося, освоение штрихов – легато и стаккато. Ознакомление с основной аппликатурой в пределах одной – двух октав, развитие чувства ритма.
Примерный репертуарный список:
Русские нар.песни:
- «В зеленом саду»
- «Как под горкой, под горой»
- «Во поле береза стояла»
- «Ходила младешенька»
- «Что от терема до терема»
Украинские нар.песни:
- «Лисичка»
- «Колыбельная»
Чешские народные песни:
- «Кукушечка»
- «Пастушок»
- «Аннушка»
Ю. Шапорин Колыбельная;
Н. Бакланова Колыбельная;
Б. Барток Пьеса;
И.С. Бах Гавот, Песня;
Л. Бетховен «Сурок», Романс;
И. Брамс Колыбельная;
Й. Гайдн Менуэт, Песенка;
А. Гедике Танец, «Миниатюра»;
Г.Ф. Гендель Мелодия;
И. Дунаевский Колыбельная;
В. Калинников «Тень-тень»;
А. Корелли Сарабанда;
Ц. Кюи Ария, Песенка;
Ж.-Б Люлли Песенка; «Менуэт»
Н. Лысенко «Песня лисички»;
А. Монюшко «Зимняя сказка»;
В.А. Моцарт Аллегретто, «Песня пастушка», Ария из оперы «Дон Жуан»;
Перселл Г. «Ария»;
П. Чайковский «Мама», «Сладкая греза», «Старинная фр. песня»;
Д. Шостакович «Вроде марша»;
Ф. Шуберт Вальс
Пример программы контрольного урока:
Д п. «Дождик»
Р.н.п. «Теремок»
Д.п. «Паровоз»
Д.п. «Лошадка»
Р.н.п. «Бпрашечки»
Р.н.п. «Солнышко»
Р.н.п. «Картошка»
Р.н.п. «Василёк»
Р.н.п.«Заинька»
Р.н.п. «Камаринская»
Русская частушка