Файл: Программа в области музыкального искусства основы исполнительства по инструментальным видам музыкального искусства и сольному пению аккордеон.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 28

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



АДМИНИСТРАЦИЯ

АДМИРАЛТЕЙСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ

им. Д.С. БОРТНЯНСКОГО»


ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА

в области музыкального искусства

«ОСНОВЫ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА по ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫМ ВИДАМ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА И СОЛЬНОМУ ПЕНИЮ»

«АККОРДЕОН»

(модульная)

Модуль 1 - «1 класс» (срок реализации - 1 год)

Формирование основных навыков

Санкт-Петербург

2022


«Разработано»

Методический совет

СПб ГБУ ДО «СПб ДШИ

им. Д.С. Бортнянского»

« » ___________2022 года

«Принято»

Педагогический совет

СПб ГБУ ДО «СПб ДШИ

им. Д.С. Бортнянского»

« » ________2022 года

«Утверждаю»

Директор

СПб ГБУ ДО «СПб ДШИ

им. Д.С. Бортнянского»

___________ / Семенова С.Ю.

от « » __________22 года


Разработчик:

Преподаватель ДШИ им. Д. С. Бортнянского

Седашова Наталья Владимировна

Содержание

I. Пояснительная записка




II. Планируемые результаты освоения обучающимися дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Основы исполнительства по инструментальным видам музыкального искусства». Музыкальный инструмент: аккордеон. Модуль 1»




III. Учебный план дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Основы исполнительства по инструментальным видам музыкального искусства». Музыкальный инструмент: аккордеон. Модуль 1»

IV. Программа учебного предмета ». Музыкальный инструмент: аккордеон. Модуль 1»




V. Система и критерии оценок промежуточной и итоговой аттестации результатов освоения образовательной программы обучающимися



VI. Требования к условиям реализации образовательной программы

VII. Список рекомендуемой нотной и методической литературы







I. Пояснительная записка

Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Основы исполнительства по инструментальным видам музыкального искусства. Музыкальный инструмент: аккордеон» (модульная) предназначена для обучающихся платного отделения Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения дополнительного образования «Санкт-Петербургской детской школы искусств имени Д. С. Бортнянского» и реализуется на самоокупаемой основе. Отличительной особенностью программы является модульное построение её содержания.

Образовательные модули осваиваются последовательно. Каждый модуль имеет свои дидактические задачи и объём времени, предусмотренный для освоения учебного материала. Обучающийся может осваивать часть программы (один или более модулей) или программу в полном объёме (пять модулей). Программа реализуется по этапам – модулям, являющимися самостоятельными целостными блоками, скомпонованными по годам обучения.

Первый модуль является начальным этапом освоения пятилетней программы «Основы исполнительства по инструментальным видам музыкального искусства. Музыкальный инструмент: аккордеон». Программа модуля направлена на формирование у обучающихся основных навыков игры на аккордеоне. Срок реализации программы «Основы исполнительства по инструментальным видам музыкального искусства. Музыкальный инструмент: аккордеон» Модуль 1» – один год.

Программа реализует принципы последовательности развития обучающихся, системности формирования технических навыков, индивидуального подхода к каждому ученику.

Программа адаптирована для обучающихся, обладающих средними музыкальными данными. Данная дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа предусматривает возможность осваивать музыкальный инструмент (аккордеон) и получать общее музыкальное образование широкому кругу лиц: детям от 5 лет и старше.

Актуальность программы обусловлена интересом детей и взрослых к музыкальному исполнительству, их потребностью в творческой деятельности и самореализации, заинтересованностью в эстетическом образовании. Программа способствует формированию у обучающихся эстетического вкуса, вводит их в мир классической музыки, воспитывает подготовленного слушателя, музыканта-любителя, участника художественной самодеятельности.



Целью программы является овладение знаниями, умениями и навыками, необходимыми для формирования основ самостоятельной деятельности в сфере инструментального исполнительства и освоения нового материала в общекультурных областях, а также выявление одарённых детей для перевода на обучение по дополнительным образовательным программам бюджетного отделения школы.

Задачи:

    • Формирование у учащихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями;

    • Расширение музыкального и культурного кругозора;

    • Формирование и развитие у обучающихся комплекса начальных исполнительских навыков игры на скрипке;

    • Развитие музыкальных способностей: слуха, ритма, памяти, музыкального мышления и артистизма;

    • Развитие интереса к классической музыке, приобретение опыта творческой деятельности и публичных выступлений.

Для оценки качества освоения образовательной программы по окончанию изучения модуля проводится промежуточная аттестация обучающихся. При проведении оценки качества освоения образовательной программы учитываются результаты текущей аттестации, а также личные результаты и достижения обучающихся. По результатам промежуточной аттестации, решением педагогического совета рекомендуется/не рекомендуется обучение учащегося по следующему модулю образовательной программы.

Формы и режим занятий. Изучение предмета «Музыкальный инструмент: аккордеон. Модуль 1» осуществляется в форме индивидуальных занятий. Продолжительность учебных занятий равна одному академическому часу и составляет 45 минут. Время начала и окончания учебных занятий – с 09:00 до 20:00, в соответствии с режимом обучения в ДШИ им. Д. С. Бортнянского.

II. Планируемые результаты освоения обучающимися дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Основы исполнительства по инструментальным видам музыкального искусства. Музыкальный инструмент: аккордеон. Модуль 1»

Результатом освоения программы является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:

интереса к музыкальному искусству, самостоятельному музыкальному исполнительству;

начальных навыков использования музыкально-исполнительских средств выразительности, выполнения элементарного анализа исполняемых произведений (размер, количество частей, музыкальных фраз, особенности ритма, динамические оттенки, штрихи и др.);


начальных навыков работы с нотным текстом (чтение и разбор);

умения управлять процессом грамотного исполнения музыкального произведения на аккордеоне, наличия навыка слухового контроля;

знания основ музыкальной грамоты, элементарных теоретических понятий и музыкальной терминологии;

умения создавать художественный образ при исполнении музыкального произведения на аккордеоне;

III. Учебный план дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Основы исполнительства по инструментальным видам музыкального искусства. Музыкальный инструмент: аккордеон. Модуль 1»

1. Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Основы исполнительства по инструментальным видам музыкального искусства», на максимальную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия (1 или 2 часа в неделю):



Таблица 1


Модуль

1

1

Количество часов на аудиторные

занятия в неделю: музыкальный инструмент

(аккордеон)

1

2

Количество часов на самостоятельную работу

1

2

Кол-во часов на аудиторные

занятия в неделю:

основы муз. грамоты

1

1

Максимальная продолжительность

учебных занятий в год (в неделях)

36

36

Общее количество часов на аудиторные занятия

108

180

Примечания:

- На платном отделение принимаются учащиеся в возрасте от 7 лет;

- Продолжительность учебного года по программе «Основы исполнительства по инструментальным видам музыкального искусства. Музыкальный инструмент: аккордеон» составляет 36 недель;

- Количество часов в неделю по музыкальному инструменту выбирается по заявлению учащихся (для несовершеннолетних учащихся – по заявлению их родителей);


- Плата за обучение зависит от количества выбранных часов учебного плана.

2. Требования к Модулю 1 - «1 класс»

Срок реализации – 1 год
В течение каждого учебного года учащийся должен показывать выступления

(Приведены примерные рекомендованные общие требования на весь срок обучения).



Первое полугодие

Второе полугодие


1.Контрольный урок

- 2 разнохарактерные пьесы наизусть



1. Контрольный урок

- 2 разнохарактерные пьесы наизусть




IV. Программа учебного предмета «Музыкальный инструмент: аккордеон. Модуль 1»

Модуль 1 (1-й класс)

Инструмент: аккордеон.
В течение года ученик должен освоить первоначальные навыки игры на музыкальном инструменте. Преподавателем ведется работа над формированием аппарата учащегося, освоение штрихов – легато и стаккато. Ознакомление с основной аппликатурой в пределах одной – двух октав, развитие чувства ритма.

Примерный репертуарный список:

Русские нар.песни:

- «В зеленом саду»

- «Как под горкой, под горой»

- «Во поле береза стояла»

- «Ходила младешенька»

- «Что от терема до терема»

Украинские нар.песни:

- «Лисичка»

- «Колыбельная»

Чешские народные песни:

- «Кукушечка»

- «Пастушок»

- «Аннушка»
Ю. Шапорин Колыбельная;

Н. Бакланова Колыбельная;
Б. Барток Пьеса;

И.С. Бах Гавот, Песня;

Л. Бетховен «Сурок», Романс;

И. Брамс Колыбельная;

Й. Гайдн Менуэт, Песенка;

А. Гедике Танец, «Миниатюра»;

Г.Ф. Гендель Мелодия;

И. Дунаевский Колыбельная;

В. Калинников «Тень-тень»;

А. Корелли Сарабанда;

Ц. Кюи Ария, Песенка;

Ж.-Б Люлли Песенка; «Менуэт»

Н. Лысенко «Песня лисички»;

А. Монюшко «Зимняя сказка»;

В.А. Моцарт Аллегретто, «Песня пастушка», Ария из оперы «Дон Жуан»;

Перселл Г. «Ария»;

П. Чайковский «Мама», «Сладкая греза», «Старинная фр. песня»;

Д. Шостакович «Вроде марша»;

Ф. Шуберт Вальс


Пример программы контрольного урока:
Д п. «Дождик»

Р.н.п. «Теремок»

Д.п. «Паровоз»

Д.п. «Лошадка»

Р.н.п. «Бпрашечки»

Р.н.п. «Солнышко»

Р.н.п. «Картошка»

Р.н.п. «Василёк»

Р.н.п.«Заинька»

Р.н.п. «Камаринская»

Русская частушка