Файл: Рождерние Российского централизованного государства.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 44

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


То, что центром объединения Русских земель стала именно Москва, объяснялось рядом объективных и субъективных факторов:

1. Выгодное географическое положение Москвы (она была центром речных и сухопутных Торговых путей, а дремучие леса и соседние княжества защищали её от татарских и литовских набегов).

2. Использование Московскими князьями всех, в том числе преступных, средств в борьбе за власть (примером может служить Иван Калита, которого К. Маркс называл «смесь татарского заплечных дел мастера, лизоблюда и верховного холопа»).

3. Прочный союз московских князей с православной церковью (дружба Ивана Калиты с митрополитом Петром и его смерть в Москве, переселение сюда его преемника Феогноста, поддержка Дмитрия Донского митрополитом Алексием и святым Сергием Радонежским).

4. Укрепление экономических связей между Русскими городами и землями.

5. Развитие русского феодализма.

6. Формирование русского (великорусского) народа.

7. Возникновение мощной социальной опоры центральной власти – дворянства.

Формирование централизованного государства привело к серьёзным изменениям в государственном строе средневековой Руси. Изменилась вся система вассальных отношений: бывшие великие князья (рязанский, тверской и нижегородский) стали вассалами московских князей, резко сократились феодальные привилегии и иммунитеты, сложилась сложная иерархия московских придворных чинов. В начале XV в. сформировалась система местничества (сложная система определения места каждого русского феодала среди его братьев по классу). Усиливается экономическая и политическая роль дворянства (за счёт боярской аристократии), складывается прочный союз великокняжеской власти и церкви. Оформляется российский суверенитет (употребление титула «царь», использование византийского герба – двуглавого орла, назначение митрополита Русской православной церкви без согласия константинопольского патриарха, разработка доктрины «Москва – третий Рим»). Сформировалась новая система центрального и местного управления. Высшим органом власти Московского государства в XIV в. стала Дума (Бояре). Термин «Боярская Дума» в средневековых документах не встречается, его придумали историки XIX в. В конце XV в. появились приказы, начальники которых получали огромное жалование (1 000 рублей в год = 60 кг золота = 1 млн 700 тыс. современных рублей в месяц, в 17 раз больше зарплаты современного российского министра) Органами местного управления стали наместники (воеводы) и волостели. Первые управляли уездами, вторые – волостями, на которые делились уезды.


Завершение процесса объединения русских земель вокруг Москвы в централизованное государство приходится на годы правления Ивана III (1462–1505 гг.) и Василия III (1505–1533 гг.) Иван III после присвоения Твери получил почетный титул «Божьей милостью государя Всея Руси великого князя Владимирского и Московского, Новгородского и Псковского, и Тверского, и Югорского, и Пермского, и Болгарского, и иных земель». Князья в присоединенных землях становились боярами московского государя. Эти княжества теперь назывались уездами, управлялись наместниками из Москвы. Начал складываться централизованный аппарат управления.

Т.о. сам процесс объединения Руси затянулся более чем на двести лет, пройдя в своем развитии три основных этапа. На первом этапе (первая половина XIV в.) произошло выделение основных центров притяжения, которыми и стали Тверь и Москва. Если Тверь уже к концу XIII в. представляла из себя динамично развивающееся княжество, то Москва лишь к середине XIV в. усилиями московских князей и, прежде всего, Ивана I (Калиты) с помощью, если так можно выразиться, «сверхлояльности» к Орде сумела получить дополнительные преимущества и в соревновании за первенство на Руси. Одним из важнейших среди них стало перенесение в Москву резиденции русского митрополита, что превращало ее в церковный центр Руси.

Все это привело к тому, что главным содержанием второго этапа стала упорная борьба Москвы и Твери, в которой победа осталась за первой. Если на первом этапе успех Москвы был во многом обусловлен поддержкой Орды, то на втором, напротив, именно вступление московского князя Дмитрия в открытое военное противоборство с татарами обеспечило ему широкую социальную и политическую поддержку и, в конечном счете, победу в споре за лидерство. Колоссальное поражение, которое было нанесено татарам в Куликовской битве (1380 г.), закрепило за Москвой статус центра национально-освободительной борьбы по освобождению Руси от ордынской зависимости. Фактически именно это привело к окончательному перемещению объединительного центра в Москву.

Успех Дмитрия Донского предопределил основы политики последующих московских князей на третьем этапе (XV в.), которую можно охарактеризовать как собирание русских земель Москвой уже в качестве единоличного лидера, не имеющего себе равных противников. На первый взгляд, этому противоречит разгоревшаяся во второй четверти XV в. «феодальная война», однако, если мы глубже вглядимся в истоки этого конфликта, то обнаружим, что он представляет из себя, хотя и крупный, но все же банальный династический конфликт, в котором решался не вопрос о сохранении или ликвидации удельных порядков на Руси, а лишь о том, какая ветвь московского рода будет возглавлять процесс объединения. Поэтому не удивительно, что после завершения этого конфликта ход объединения заметно ускорился, особенно после присоединения Новгорода при Иване III в 70-х гг. XV в. При Иване III удалось решить и еще одну важную задачу – окончательно разрушить притязания Орды на взимание дани с Руси. Известное «стояние» на р. Угре (1480 г.) знаменовало окончательный переход от оборонительной к наступательной политике в отношении Орды.



Новый государственный аппарат Русского централизованного государства сформировался к середине XVI в. Возглавлял Русское государство великий князь, с конца XV в. он стал именоваться государем всея Руси. В XIII–XIV вв. великий князь был типичным монархом раннефеодального государства. Он возглавлял иерархию, состоявшую также из удельных князей и бояр. Взаимоотношения между последними и великим князем определялись заключенными договорами, которые предоставляли широкие феодальные привилегии и иммунитеты князьям, боярам и монастырям. По мере централизации государства и подчинения отдельных княжеств Московскому великому князю его власть значительно возрастает. В XIV–XV вв. происходит резкое сокращение иммунитетных прав, удельные князья и бояре становятся подданными великого князя.

Одним из средств укрепления великокняжеской власти, а также упорядочения финансов была денежная реформа, проведенная в начале XVI в. Ее основное значение заключалось в том, что она вводила в государстве единую денежную систему, чеканить монету мог только великий князь, деньги удельных князей изымались из обращения.

Великий князь, еще не имея абсолютной власти, управлял государством при поддержке совета боярской аристократии — Боярской Думы Она была постоянно действовавшим органом, основывавшимся на принципе местничества (замещение государственной должности связывается с происхождением кандидата, со знатностью его рода). Дума вместе с князем осуществляла законодательную, административную и судебную деятельность. Состав Боярской думы на протяжении XIV–XVI вв. постоянно менялся. В нее входили путные бояре, тысяцкий, окольничий, «бояре введенные», думные дворяне, думные дьяки, дети боярские и др.

В XIII–XV вв. продолжала действовать дворцово-вотчинная система управления. Важная роль в ней принадлежала княжескому двору во главе с дворецкими и дворцовыми ведомствами – путями.

В XIV в. существовали конюший, соколичий, стольничий, ловчий и другие пути, возглавляемые соответствующими путными боярами. Постепенно эти придворные чины превращались в государственные должности.

Централизация государства, расширение территории и усложнение социально-экономического и политического развития потребовали создания специального управленческого аппарата. В результате начиная с конца XV в. происходит становление новых органов центрального управления – приказов. Они представляли собой постоянно действовавшие административно-судебные учреждения, компетенция которых распространялась на всю территорию государства. Были созданы Посольский, Поместный, Разбойный, Казенный, Ямской и другие приказы. Приказы совмещали административные, судебные и финансовые функции. Они имели свои штаты, приказные избы, делопроизводство, архивы. Приказы возглавлялись боярами. В состав также входили приказные дьяки, писцы и специальные уполномоченные. К середине XVI в. приказная система управления окончательно вытесняет дворцово-вотчинную.


Местное управление до конца XV в. основывалось на системе кормлений и осуществлялось наместниками великого князя в городах и волостелями в сельской местности. Компетенция наместников и волостелей четко не определялась. Они занимались административными, финансовыми и судебными делами. Вместо жалованья за службу они имели право оставить себе «корм» — часть собранного с населения. Срок пребывания в должности сначала не был ограничен. С централизацией Русского государства положение кормленщиков изменилось: устанавливались определенные размеры «корма», регламентировались права и обязанности кормленщиков, срок их деятельности стал составлять от 1 до 3 лет, ограничивались судебные права и др.

В начале XVI в. учреждаются новые органы местного самоуправления – губные и земские избы. В их компетенцию входили финансовые, полицейские и судебные функции.

Специальных судебных органов в этот период еще не существовало. Суд не был отделен от администрации, и судебные функции осуществляли: великий князь, Боярская Дума, дворцовые ведомства, приказы, наместники, волостели и церковный суд. С созданием губных органов большинство уголовных дел было отнесено к их компетенции. Формируется система обжалования решений суда – центральные органы могли рассматривать жалобы на решения местных судов.

В конце XV – начале XVI в. была проведена реорганизация вооруженных сил, которые стали теперь включать феодальное ополчение, дворянское поместное ополчение, народное ополчение и княжеское дворцовое войско.

Подведём итоги. Итак, к 80-м годам XV в., после присоединения Твери, Новгорода, в основном заканчивается процесс образования территории Русского централизованного государства. Формально самостоятельность ещё сохраняли Рязань и Псков, включенные в состав Русского государства в начале XVI в. Но фактически Псков и Рязанское княжество со второй половины XV в. находились в зависимости от Москвы. С Литовским княжеством шла борьба за Смоленск.

Образование единого Русского государства сопровождалось кодификацией феодального права в масштабе всего государства. В 70-80-х годах XV в. московским правительством была проведена большая работа по пересмотру законодательных памятников, сложившихся в отдельных феодальных центрах (Новгородской и Псковской судных грамот и др.). Затем начались подготовительные работы к изданию Судебника 1497-1498 гг. как памятника классовой юстиции, в котором зафиксированы нормы феодального права, охраняющего привилегии господствующих классов. В 80-х годах XV в. подвергся пересмотру и перестройке формуляр договорных актов, определявших отношения удельных князей к великому князю московскому.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, в конце XV – начале XVI вв. завершился процесс складывания единого Российского государства. Русь превратилась в единое государство с соответствующей политической структурой. Во главе Московского государства стоял «Государь всея Руси», как стал именовать себя еще Иван III. Начавшись как средство борьбы с ордынской зависимостью, этот процесс постепенно приобрел самостоятельное значение, выйдя за рамки национально-освободительного движения. Московское государство сформировалось на весьма шатком экономическом основании, в условиях отсутствия серьезных внутренних стимулов к объединению. Поэтому государству фактически пришлось взять на себя, помимо традиционных функций управления, и выполнение задачи создания необходимых для этого предпосылок, стать как бы локомотивом развития России.

Создание Русского централизованного государства – важнейший этап исторического развития нашей страны. С ним связаны преодоление феодальной раздробленности, объединение русских земель под главенством Москвы и в результате этого – ликвидация татаро-монгольского ига.

Образование единого государства создало необходимые условия для дальнейшего экономического и политического развития России, развития отечественной государственности и российской правовой системы. Возросла роль России как в европейской, так и в мировой истории.

Образование единого Российского государства несомненно способствовало развитию русской культуры; в его рамках более интенсивно стал идти процесс формирования великорусской народности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Интернет ресурс «wikipedia.org/» - Официальный сайт. Форма доступа: https://ru.wikipedia.org/

2. Интернет ресурс «obrazovaka.ru - Официальный сайт. Форма доступа: https://obrazovaka.ru/

3. Интернет ресурс «studfile.net/» - Официальный сайт. Форма доступа: https://studfile.net/