Файл: Санктпетербургский государственный университет телекоммуникаций им.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 37

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ ИМ. ПРОФ. М.А. БОНЧ-БРУЕВИЧА»

(СПбГУТ)

ИНСТИТУТ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Кафедра истории и регионоведения

Дисциплина: Культурология

РУССКАЯ КУЛЬТУРА XIV-XVIIВВ.


Фамилия:_ __

Имя:_ __

Отчество:_ __

Группа №:__ __

Проверил:______________


Санкт-Петербург

2021


Содержание
Введение 3

Иконописные школы в средневековой Руси 5

Архитектура Московского Кремля как синтез художественных традиций Европы и древней Руси 8

Русская культура XVI в. и становление самодержавия 12

Новации в церковной культуре XVII: зодчество, иконопись, соборное пение. Зарождение светского искусства 13

Заключение 18

Список использованной литературы 19

Введение
Для культуры России ХIV-XVII века оказались переломными. С началом монголо-татарского нашествия условия культурного творчества коренным образом изменились. 

Татаро-монгольское нашествие нанесло страшный удар развитию русской культуры. Прекратилось развитие каменного зодчества, исчезли некоторые ремесла.

С начала XIV века почти во всех крупных городах восстанавливались монастырские школы и училища. Сохранившиеся до нашего времени новгородские берестяные грамоты свидетельствуют о высокой грамотности населения. 

Русская культура XIV-XVII веков несет в себе, с одной стороны черты уравновешенной, уверенной в себе древней культуры, опирающейся на сложную культуру древнего Киева и старого города Владимира, а с другой поражает гибким подчинением насущным задачам своего времени.

 В духовной жизни русского общества всё больше внимания уделялось человеку, укреплялось представление о ценности земной жизни со всеми её горестями и радостями. Подобные настроения особенно сильно утвердились в исторической, общественно-политической, художественной литературе и искусстве.


   Основным содержанием культурного процесса XVII века становится борьба двух направлений: светского и церковного. Тогда это выглядело как конфликт. Сегодня предстаёт как убеждение в том, что обе эти враждующие тенденции взаимно обогатили друг друга. В результате чего на свет появились новые самобытные искусство и культура, которые и сегодня не утратили своей привлекательности, актуальности, духовной, исторической и эстетической ценности.

Данная работа имеет целью дать общую, но в то же время и достаточно исчерпывающую характеристику русской культуры XIV-XVIIвв.

Для достижения данной цели выполняются следующие задачи:

  1. Рассмотреть иконописные школы в средневековой Руси.

  2. Рассмотреть архитектуру Московского Кремля как синтез художественных традиций Европы и Древней Руси.

  3. Рассмотреть русскую культуру XVIв. и становление самодержавия.

  4. Рассмотреть новации в церковной культуре XVII: зодчество, иконопись, соборное пение, так же рассмотреть зарождение светского искусства.  

В первом разделерассматриваются иконописные школы в средневековой Руси.

Во втором разделе рассматривается архитектура Московского Кремля как синтез художественных традиций Европы и Древней Руси.

В третьем разделе показана русская культура XVIв. и становление самодержавия.

В четвертом разделе рассматриваются новации в церковной культуре XVII: зодчество, иконопись, соборное пение, так же рассматривается светского искусства.

В заключении сделаны выводы по выполненной работе.

Данная работа опирается на труды философов, историков Викторова В.В., Горловой И.И., Лапина С.В., Столяренко, Л. Д. и др., внесших свой вклад в освещении вопросов культуры западноевропейского Средневековья. Также были использованы дополнительные источники.

Иконописные школы в средневековой Руси

До XVI века русские мастера придерживались в иконописи древних образцов. Эти образцы были для них, как и для византийцев, изображениями не легендарных, а реальных событий, своего рода портретными фиксациями библейских эпизодов и внешности святых мучеников и канонизированных церковью деятелей, и потому резкое отступление от общепринятого иконографического типа было невозможно. Отсюда стабильность в русской иконописи иконографических типов, о чем неустанно заботилась церковь, как об этом свидетельствуют постановления соборов XVI века. Но, отмечая эту стабильность, нельзя закрывать глаза и на тот процесс живого иконографического творчества, который все время шел на Руси, но который протекал в XI–XV веках в замедленной, завуалированной форме, обретя в XVI–XVII столетиях, не без западных влияний, убыстренный темп.

1

Главные иконописные школы сосредотачивались в Новгороде, Пскове и Москве. О древней иконописи южнорусских городов (Чернигов, Киев) мы ничего не знаем, хотя она, несомненно, существовала. Зато из Новгорода, Пскова и Москвы происходит так много первоклассных икон, отмеченных к тому же чертами стилистического сходства, что у нас есть все основания рассматривать их как три самостоятельные школы.2 За последнее время начали обрисовываться контуры и других художественных центров — Владимира, Нижнего Новгорода, Твери, Ростова и Суздаля.

Избегший татарского нашествия Новгород испытал в XIV–XV веках блестящий экономический и культурный расцвет. Этот свободный город с крепкой ремесленной прослойкой вел широкую заморскую торговлю и энергично колонизовал обширные земли Севера, неизменно обогащавшие новгородцев.

Для новгородской иконописи XIV века огромное значение имело художественное наследие XIII столетия. В век, когда оказались почти прерванными культурные и торговые связи с Византией, когда прекратился ввоз византийских икон, стало, естественно, легче выйти из-под византийских влияний.3 Это подготовило почву для широчайшего усвоения народных мотивов и народных форм, в результате чего новгородская живопись сделалась в XIII веке более примитивной, но в то же время и более полнокровной.

Псковская иконопись имеет свое ярко выраженное лицо. Композиции псковских икон чаще всего асимметричны и малоустойчивы, рисунок неточный, но по-своему всегда выразительный, колорит густой и скорее сумрачный с преобладанием изумрудно-зеленых и темно-зеленых, почти черных тонов, плотных вишневых, красных с характерным оранжевым либо розовым оттенком, мутных синих, серовато-зеленых. Фоны чаще желтые, хотя встречаются и золотые.Манера письма широкая и энергичная, с неравномерным распределением красочных пигментов. Художественный язык псковской иконы предельно экспрессивен. На рисунке 1 представлена икона «Ульяна».



Рис. 1 Икона «Ульяна»

Московская школа иконописи сложилась позднее новгородской, и начало ее расцвета почти совпадает с расцветом псковской школы. В московской живописи первой половины XIV века несомненно существовали, как и в позднейшее время, различные художественные течения — местные и привнесенные извне (из Византии и от южных славян).
4

Появление в Москве Феофана Грека было для московских художников большой удачей. В его лице они соприкоснулись с мастером исключительного дарования, занесшего на Русь константинопольскую традицию.

Но влияние его оказалось кратковременным, поскольку Андрей Рублев очень скоро от него отошел, став поборником таких художественных идеалов, которые во многом были противоположными идеалам Феофана Грека. Идеалы Рублева были более созерцательными, более просветленными. И он сознательно отмел и византийскую переутонченность формы и те из местных архаических традиций, которые продолжали стойко держаться и изжить которые было делом нелегким. На этом пути Рублев выработал столь совершенный художественный язык, что на протяжении всего XV века его стиль сделался ведущим, а его личность оказалась овеянной ореолом столь великой славы, что его долгое время воспринимали как непревзойденный идеал иконописца.5 Рублёв единолично создал те традиции колористики и иконографии вообще, на которые  опирается  современная русская иконопись. Рублёв выбирал пастельные цвета: нежно-золотой, лёгкий голубой, дымчато-зелёный. Стоит отметить минимализм композиции и связанную с этим сверхвыразительность образов. Это — кульминация исихазма, то есть учения о сдержанности и главенстве божественной природы в человеке.

Архитектура Московского Кремля как синтез художественных традиций Европы и древней Руси

Московский Кремль - уникальный памятник истории и культуры, замечательное творение архитектуры и искусства.

Московский Кремль- центр становления Российского государства. Веками складывался редкий по красоте архитектурный ансамбль. По праву Московский Кремль называют каменной летописью.6

Первые «записи» относятся к 1147 году, сделанные князем Юрием Долгоруким- основателем Москвы, тогда она занимала только небольшую часть современного Кремля.7

Иван Калита построил дубовую крепость, защитившую стольный град княжества. Первые каменные одноглавые храмы, возведенные при Иване Калите, определили пространственную композицию соборной площади времени Ивана Ш, сохранившуюся до настоящего времени.

Белокаменные стены времени Дмитрия Донского 1366-1367 бросили вызов монголо-татарам. Из ворот новой крепости вышла объединенная рать русских земель под предводительством князя. Победа в битве на Куликовом поле положила начало освобождения Руси от чужеземного ига, символом окончательного крушения которого стали стены нового Кремля, построенного великим князем Иваном III.


Новый этап грандиозного строительства относится ко времени правления Московского князя «Государя всея Руси» Ивана Ш, освободившего Русь от ордынского ига. По его указу в Москву для создания достойной «государя всея Руси» резиденции были приглашены не только русские мастера, но и зодчие из Италии, искусство которых высоко ценилось во всех странах Европы. Они возглавили строительные работы. В центре Кремля на основе синтеза русской традиции и художественных принципов итальянской архитектуры эпохи Возрождения был создан ансамбль главной Соборной площади

В 1475-1479 годах итальянский архитектор Аристотель Фиораванти возвел новый Успенский собор - главный храм Русского государства. На противоположной стороне площади еще один итальянский зодчий Алевиз Новый в 1505 - 1508 годах построил великокняжеский храм-усыпальницу - собор Архангела Михаила. Западную сторону площади украсил вновь выстроенный дворец великого московского князя Ивана III, включавший Набережную палату, Среднюю Золотую палату, Большую Грановитую палату - целый комплекс парадных зданий. Далеко не все здания дворца нам сохранило время. 

1485-1495 гг. итальянские мастера возвели новые стены и башни Кремля. Иностранные путешественники часто стали называть его «замком». Действительно, форма башен и корона венчающих стены зубцов напоминают замок Сфорца в Милане.В отличие от замков Европы, недоступных для горожан, Московский Кремль, выстроенный по последнему слову европейской фортификации, прежде всего был крепостью, защищавшей всех жителей города. Именно здесь с XIV века были сосредоточены высшая светская и духовная власть, наиболее почитаемые храмы, монастыри и общерусские христианские святыни, поэтому Кремль стал осознаваться как место «особой государственной святости» для всей России.8

Со второй половины XIV века наблюдается подъем русской культуры. Это находит отражение в литературе, живописи, архитектуре.

Памятники архитектуры средневековья в Московском Кремле позволяют проследить   этапы ее становления, различные влияния и заимствования. В основном это храмовое зодчество. В соборах Московского Кремля сохранилась древняя монументальная живопись и собрание икон с домонгольского периода, древняя скульптура, по которым можно об искусстве того времени.  «Золотым веком» живописи называют вторую половину XIV- начало XVвека. Феофан Грек, Андрей Рублев, Дионисий, Назарий Истомин – из этих имен слагается история русского искусства. Все они работали в Кремле.