Файл: Санктпетербургский государственный университет телекоммуникаций им.docx
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 38
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Централизация власти и принятие царского титула Иваном Грозным многое меняет в жизни русского общества. Продолжается процесс формирования русской народности.
XVI век – век публицистики. В монументальной и станковой живописи соборов Кремля можно найти отражение исторических и политических событий этого времени.9 В царских мастерских на территории Кремля работают лучшие мастера. Уникальные произведения ювелирного искусства, сделанные в те далекие времена, хранятся в царской сокровищнице, музее Оружейной палате.
XVII - век правления первых Романовых. Московский Кремль отражает общие тенденции в изменении искусства и культуры этого времени. Архитектура Кремля обогатилась такими зданиями как Теремной дворец и дворцовые церкви, Потешный дворец, полностью перестроены Патриаршие палаты. Измелили свой облик и башни «Небесным градом Иерусалимом» - называли современники Московский град на Боровицком холме.
Русская культура XVI в. и становление самодержавия
В XVI в. в русской культуре начинается медленный процесс секуляризации обмирщения, который охватывает все сферы духовной жизни общества. Однако влияние религиозного мировоззрения на духовную сферу было еще очень велико. Стоглавый собор 1551 г. регламентировал искусство, утвердив каноны в литературе (сочинения митрополита Макария), в живописи (творчество А. Рублева), в зодчестве (Успенский собор).10
Распространенным литературным жанром оставалось летописание.
«Степенная книга» содержала портреты-описания великих князей и митрополитов от Владимира I до Ивана IV, прославляла союз церкви и государства. «Летописец начала царства» повествовал о начале правления Ивана Грозного, доказывал необходимость сильной царской власти. Лицевой летописный свод, содержавший около 16 тыс. миниатюр ("лицо" - изображение), был составлен в 40–60-х гг. XVI в., который представлен на рисунке 2.
Рис. 2 Лицевой летописный свод. Разворот с историей явления ангелов Аврааму
Помимо традиционных летописей и агиографических произведений в XVI в. в русской литературе появляются новые жанры: беллетристика, занимательная литература. Среди них переводная повесть «Александрия», в мифологизированной форме описывающая историю Александра Македонского, а также «Повесть о Дракуле» за авторством дьяка Федора Курицына. В данных развлекательных, по сути, произведениях нашло отражение политическое развитие Российского государства. Оба сочинения восхваляют сильную самодержавную власть правителя.
Идея необходимости укрепления центральной власти отчетливо проявляется в философских трактатах. Так, в начале XVI в. в трудах монаха Филофея Псковского была разработана концепция «кочующего царства» мистической христианской монархии, перемещавшейся в истинно православную страну. Таким образом, Московское государство начинало восприниматься правящими кругами как прямая наследница Римской и Византийской империй вселенская христианская монархия, которой было суждено привести весь мир к истинной вере. Подобные идеи оправдывали великодержавные амбиции московских великих князей, а потом и царей.
Еще одним политическим памфлетом, оказавшим мощное влияние на идеологию великокняжеской и царской власти, являлось написанное на рубеже XV и XVI вв. «Сказание о князьях Владимирских», в котором излагалась легенда о том, что династия Рюриковичей происходила от «кесаря Августа». В сочинении приводился перечень властителей мира, среди которых выделялся римский император Август, пославший на берега Вислы брата Пруса. От Пруса пошел род Рюрика. Наследник Пруса и Рюрика Владимир Мономах получил от византийского императора символы царской власти.11
Ярким явлением в русской литературе стала переписка Ивана IV с князем Андреем Курбским. В переписке царя и князя-беглеца освещается широкий круг социально-политических проблем, находят свое выражение два различных подхода к оценке путей развития Московского царства. Иван Грозный ратовал за неограниченную власть царя, а Андрей Курбский выступал за сохранение и даже повышение роли аристократии в управлении государством и фактически призывал ввести ограниченную монархию на польский манер.12
Рассуждения о необходимости усиления царской власти встречаются в сочинениях дворянина И. С. Пересветова. Обострение общественных противоречий нашло отражение в творчестве талантливого мыслителя-гуманиста Ермолая-Еразма. В своем трактате «Благохотящим царем правительница» он резко критикует современные ему нравы, бичует несправедливости, терпимые простым людом, прежде всего крестьянами, от бояр и вельмож.
Проведенная на Стоглавом соборе церковная реформа создание общерусского пантеона святых, централизация церковных обрядов выдвинула задачу создания общерусского свода церковной, и прежде всего агиографической, литературы. Подобным сводом стали «Четьи-Минеи» (ежемесячные чтения), составленные коллективом писцов под руководством митрополита Макария в 1554 г.
13
Оригинальным литературным произведением XVI в. является составленный членом Избранной рады Сильвестром «Домострой». Данный трактат представляет собой свод религиозных, социальных и семейных норм. В нем ярко рисуются патриархальный общественно-бытовой идеал городской верхушки эпохи.
Одним из наиболее значительных достижений российской науки и культуры середины XVI в. стало книгопечатание. Первая типография возникла в Москве в 1553 г. Она напечатала несколько «анонимных» (т. е. без указания имени печатника) книг. В 1563 г. был организован «государев Печатный двор», который возглавил «первопечатник» Иван Федоров. Вместе со своим помощником Петром Мстиславцем он выпустил книги «Апостол» (1564 г.) и «Часовник» (1565 г.). Данные издания отличались мастерской техникой исполнения и высокохудожественным оформлением.
Несмотря на то, что на протяжении всего XVI ст. продолжали возводиться традиционные для русской архитектуры крестово-купольные храмы Смоленский собор Новодевичьего монастыря (1524–1598 гг.), Успенский собор Троице-Сергиевой лавры (1559–1585 гг.). Знакомство российских архитекторов с западноевропейским (прежде всего итальянским) зодчеством, активное использование традиций деревянного зодчества русского севера способствовали развитию новых архитектурных форм, из которых наибольшую известность приобрел так называемый шатровый стиль. Шатровые церкви не имели столпов, вся масса храма держалась на фундаменте. Вместо купола здания шатровых храмов имели шатер. Шатровые храмы строились из дерева и камня. Каменные шатровые храмы появились в начале XVI в.
Одним из ранних и наиболее известных шатровых храмов является церковь Вознесения в Коломенском, заложенная в 1528–1532 г. Василием III в честь рождения у него наследника. Возведена предположительно итальянским архитектором Петром ФранцизскомАнибале (Петром Малым Фрязиным).
Исследования последних лет показали, что самым первым шатровым храмом была Троицкая (теперь Покровская) церковь в Александровой слободе, служившая дворцовым храмом великого князя Василия III. Ранее датой постройки церкви считались 1570-е гг., однако новейшие изыскания позволили установить более точную дату ее постройки 1510-е гг.
Еще одним знаменитым памятником шатрового стиля является храм Покрова Богородицы на Рву, более известный как собор Василия Блаженного, сооруженный в честь покорения Казани в 1554–1560 гг. Наиболее распространенная версия связывает строительство храма с именами русских зодчих Ивана Бармы и Постника Яковлева.
В правление Е. Глинской в 1535–1538 гг. под началом итальянского инженера Петрока Малого вокруг Китай-города была воздвигнута Китайгородская стена длиной 2567 метров с 12 башнями из красного кирпича. Строительство производилось в целях обороны московского посада от набегов крымских татар, подобных вторжению Махмет-Гирея в 1521 г.
В конце XVI в. территорию Белого города защитила крепостная стена (совр. Бульварное кольцо), возведенная по решению правительства, возглавляемого боярином Б. Ф. Годуновым, после того как прежние деревянные укрепления на земляном валу сгорели при набеге крымских татар в 1571 г. Строительство велось в начале 1590-х гг., точные даты начала и окончания строительства вызывают споры. Строительство возглавил известный зодчий Федор Конь.
В русской живописи XVI в. преобладающим жанром остается иконопись.
В 50-х гг. ХVI в. в честь взятия Казани была написана икона «Церковь воинствующая». Предположительным ее автором считают царского духовника Андрея. На иконе изображено торжественное возвращение русских воинов-победителей из объятого пламенем города. Икона изображала триумф Ивана Грозного и всего православного самодержавия над неверными. Хотя она имела церковное содержание, в характеристике изображаемых лиц видны светские мотивы.
Новации в церковной культуре XVII: зодчество, иконопись, соборное пение. Зарождение светского искусства
Новшества XVII в. в России проникли в это же время и в живопись. Это касается в первую очередь иконописи.
Вокруг иконописной манеры С. Ушакова, который написал икону «Спас Нерукотворный», которая представлена на рисунке 3, развернулась полемика. Ушаков считал, что необходимо писать лики святых иначе, чем это делали прежде.14 Необходимо было, по мнению Симона, показывать объем икон. Вся эта реальная схожесть икон с человеческими лицами вызвали сопротивление традиционалистов. Протопоп Аввакум обрушился на эти новшества в иконописи. Эта полемика отражает те новые явления, которые существовали в иконописи России второй половины XVII в.
Рис. 3 Икона «Спас Нерукотворный»
Еще одним элементом живописи в России XVII в. были фрески – роспись по штукатурке. Примером могут служить фрески в Ярославской церкви Ильи Пророка иконописца Ф. Зубова. По канонам нужно было изобразить рождение святого в центре, а на заднем плане – остальные детали. Однако иконописец использует рождение Ильи Пророка лишь как повод для того, чтобы изобразить процесс жатвы. То есть иконописца не столько интересует религиозный сюжет, сколько возможность отобразить жизнь.
Новым явлением живописи в XVII столетии стало появление парсуны – переходной формы живописи между иконописной и светской манерой написания картин. На парсуне изображались конкретные персонажи с индивидуальными чертами. Однако в ней еще присутствовало плоскостное изображение, как и в иконописи. Примерами этого могут служить парсуны М.В. Скопина-Шуйского и парсуна царя Федора Алексеевича.
Таким образом, элементы жизни в XVII в. начали проникать в иконопись. И с конца XVIIстолетия можно употреблять слова «иконопись» и «живопись» как синонимы.
В конце XVII в. парсуна в России развивалась под заметным влиянием польского сарматского портрета. Шляхетская культура Речи Посполитой того времени именовалась «сарматской культурой». Примером польского сарматского портрета может служить портрет Ежи Оссолинского, а примером русского портрета – портрет князя Репнина.15
Изменениям подверглось также церковное пение. На смену традиционным церковным песнопениям XVI – первой половины XVII в. с Украины и Речи Посполитой пришла новая манера исполнения, которая называлась партес – многоголосье. Это было более живое и яркое исполнение церковных песнопений. Когда традиционалисты обрушились с критикой на это церковное новшество, то смоленский митрополит Симеон сказал, что без партеса людям в церкви стоять скучно. Это было примером нового, более светского отношения к церкви. Элементы новой культуры, проникающие в Россию с Запада в это время, предусматривали развлечения и интерес к ним и имели право на существование, даже если это не было освещено авторитетом церковного начальства.
Заключение
Возрождение русской культуры начинается во второй половине XIV в. Оно было неразрывно связано с освободительной борьбой против татаро-монгольской зависимости и движением за объединение земель. С образованием централизованного государства, увеличилась потребность в грамотных, образованных людях. Кроме того, необходимо было укрепить авторитет церкви и ввести единообразие в церковных книгах. И с этой целью митрополит Макарий при поддержке Ивана IV инициировал книгопечатание. В 1574 году во Львове издается первая русская азбука. Типография работала в основном на нужду церкви.
В XIV в. в городах Руси возобновилось каменное строительство. Творчество Андрея Рублева оказало большое влияние на дальнейшее развитие русской живописи.
Москва синтезирует достижения местных школ и с XV в. становится важным политическим и культурным центром, где складываются проникнутое глубокой верой в красоту нравственного подвига искусство Андрея Рублева и соразмерная человеку в своем величии архитектура Кремля. Апофеоз идей объединения и укрепления русского государства воплотили храмы-памятники XVI в. С развитием экономических и общественных отношений в XVI в. окончательно ликвидируется обособленность отдельных областей, и