Файл: Кто такая самарянка Ответ.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 32

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


1. Начало Галилейского служения Иисуса Христа

Какие причины ухода Господа в Галилею названы в синоптических Евангелиях?

Первые три евангелиста отмечают, что после взятия святого Иоанна Крестителя под стражу Господь ушел в Галилею.

Какие причины ухода Господа в Галилею названы в Евангелии от Иоанна?

Евангелист Иоанн указывает иной повод для долговременного удаления Христа в галилейскую область: «Когда же узнал Иисус о дошедшем до фарисеев слухе, что Он более приобретает учеников и крестит, нежели Иоанн… то оставил Иудею и пошел опять в Галилею» (Ин. 4: 1–3). Неизвестно, об одном или о разных по времени уходах в северную часть страны идет здесь речь, но очевидно, что и по синоптикам, и по евангелисту Иоанну удаление Господа в Галилею связано с личностью Иоанна Крестителя: внимание фарисеев переключилось с Предтечи, лишенного жизни (или свободы, по Евангелию от Иоанна), на Того, о Ком он свидетельствовал и за Кем идет больше учеников, чем за Крестителем.

Удаляется Иисус в Галилею, пытаясь остудить пыл своих врагов

Назовите главную тему проповеди Иисуса Христа в Назарете (см. № 36; Лк 4. 16-30)?

Никакой пророк не принимается в своём отечестве.

2. Первые чудеса исцелений по приходе в Галилею

Вопросы:

Найти сообщения Евангелистов о первых чудесах исцеления по приходе Господа в Галилею.

Точную последовательность, в которой Спаситель совершал чудеса, не всегда возможно установить. Тем не менее в Евангелии от Иоанна рассказывается о двух чудесах, из которых одно названо первым, другое вторым. Первое — преложение воды в вино на браке в Кане Галилейской. Второе — исцеление сына Капернаумского царедворца.

Лк. 5: Чудесный улов после проповеди в назаретской синагоге

Остальные по синопсису там по-разному

Что требовал Иисус от царедворца? (см. № 33)

Уверовать и пойти ?????

Была ли у царедворца вера в Иисуса Христа?

Блаженный Иероним, толкуя рассказ об исцелении слуги сотника, отмечает три добродетели римского военачальника: веру, смирение и благоразумие. Эти три качества Иисус увидел в просителе: «веру — в том, что он из числа язычников веровал в возможность исцеления Спасителем расслабленного; смирение — в том, что он считал себя недостойным того, чтобы Господь вошел под кровлю его; благоразумие — в том, что он под телесной оболочкой усмотрел скрывающееся Божество». У Матфея термин «вера» (π…στις) встречается впервые именно в рассказе об исцелении сотника. Возможно, Матфей хочет указать на веру сотника как создающую прецедент для последующих проявлений веры другими участниками евангельского повествования, которые будут обращаться к Спасителю с просьбой об исцелении. Таким образом, изложение темы веры, имеющей важнейшее значение для понимания всего земного служения Иисуса Христа, начинается в Новом Завете именно в Евангелии от Матфея и именно с рассказа об исцелении сотника.


В какой день произошло исцеление бесноватого в Капернаумской синагоге? (см. № 38)

Мк 1: в субботу, а Лк 4: в дни субботние

Почему чудо исцеление бесноватого в Капернаумской синагоге вызвало ужас в народе?

Кого называли прокаженными?

Проказа, прокаженный (Лев. XIII, 41, Мф. VIII, 2, Мк. I, 40, Лк. XVII, 12–19 и др.). Проказа составляет болезнь самую страшную и отвратительную. Она по всей справедливости называется поражением и язвой, посылаемыми от Господа. В большей части случаев она начинается изнутри и часто скрывается в течение многих лет без всяких наружных признаков оной. Затем она выходит наружу, и страдалец часто томится в течение многих лет до кончины. Болезнь охватывает собой все кости и мозг, так что связки рук и ног теряют свою силу. Все телесные члены ослабевают и наконец отпадают, и наружность тела чрез это принимает самый безобразный и отвратительный вид. На нем являются разъедающие тело язвы, так что нарастает даже дикое мясо, и все оно покрывается струпьями. Течение и следствия этой ужасной болезни описаны в кн. Иова, которой он был поражен (Иов. II:7, 8, 12, VI:2, VII:3,5, XIX:14–21). Виды проказы были разнообразны. Многие из них имели не столь страшный ход и течение, как тот, на который мы указали.

Какое отношение к закону Моисея высказал Христос при исцелении прокаженного? (см. № 42)

Проказа считалась неизлечимой; Но когда она покрывала все тело больного и затем спадала, как чешуя, то в дальнейшем развитии своем считалась уже не заразительной; тогда священники могли объявить прокаженного чистым и, в знак очищения, потребовать от него установленное Моисеем жертвоприношение.

Иисус приказал исцеленному молчать здесь о случившемся, но немедленно идти в Иерусалим показаться священнику и принести надлежащие жертвы. Некоторые толкователи полагают, что если бы исцеленный медлил показаться священнику, то молва о чудесном исцелении его могла бы дойти до Иерусалима раньше его прихода туда, и тогда священники, враждебные Иисусу, стали бы утверждать, что исцеленный вовсе и не был болен проказой.

Кого называли расслабленными?

Расслабленный (Мф. IV:24, IX:2) – болезнь, которая лишает человека свободного движения, и таким образом порывается связь между волей и пораженной частью. В том смысле, как употреблено слово это в Новом Завете, оно может означать апоплексию или паралич всего организма, паралич одной стороны тела, паралич от сокращения скулов, так что членов тела нельзя ни поднять, ни протянуть, и затем пораженные части тела вскоре делаются совершенно иссохшими.



Из-за чего возникает конфликт между фарисеями и Христом? (см. № 43)

Из-за помышлений фарисеев, что Иисус богохульствует; кто может прощать грехи, кроме одного Бога?

Каким образом Христос изобличил лицемерие фарисеев при исцелении расслабленного в Капернауме?

Несомненно, что и исцелить больного, как равно и простить грехи, одинаково трудно для человека; это делать может только один Бог, или посланник Божий. Поэтому книжники молчали при этом вопросе И. Христа, так как понимали, что как прощение грехов, так равно и исцеление больного невозможно для человека, самого по себе. «Но поелику исцеления души нельзя видеть, а исцеление тела очевидно; то Я присоединяю к первому и последнее» (Злат.), как бы так сказал Господь, и исцелил больного. Встань, возьми постель твою и иди в дом твой. Господь повелел исцеленному взять постель свою (одр) для того, чтобы все видели, что это чудо не обман, и что больной сделался совершенно здоровым.

Совершение чуда исцеления еще более должно было уверить книжников в том, что И. Христос есть Сын Божий, обещанный Мессия, и в том, что поэтому-то Он и имеет власть прощать грехи: так как Бог не попускает творить чудо для подтверждения лжи (Мих.). Но этого не произошло в них. Так злоба и гордость омрачили их!

Как народ воспринял чудо исцеления расслабленного?

Удивился народ (чудишася + ужас), потому что видел такие необыкновенные действия И. Христа над расслабленным: и прощение грехов, и исцеление, и прославил Бога, давшего власть таковую человекам, власть силою Своей божественной благодати побеждать зло как духовное, так и телесное. «Если бы твердо держали сие в уме Иудеи, замечает при этом св. Златоуст, то мало по малу, наконец, узнали бы и то, что Христос есть Сын Божий».

НАРОД ЖЕ, ВИДЕВ ЭТО, УДИВИЛСЯ И ПРОСЛАВИЛ БОГА, ДАВШЕГО ТАКУЮ ВЛАСТЬ ЧЕЛОВЕКАМ.

Какое значение имела вера в чуде исцеления расслабленного?

Главное, так только по вере спускавших постель Иисус исцелил расслабленного. Итак, поскольку расслабленный и принесшие его показали такую веру, то и Господь явил Свою силу: И, ВИДЯ ИИСУС ВЕРУ ИХ, СКАЗАЛ РАССЛАБЛЕННОМУ, в сознании своих грехов, может быть, не дерзавшему и очей возвести к Целителю: ДЕРЗАЙ, ЧАДО! ПРОЩАЮТСЯ ТЕБЕ ГРЕХИ ТВОИ.

3. Чудеса исцелений и возвращения утраченных способностей

Что происходило в купальне у Овечьих ворот?

Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня. Овечьи ворота находились на северо-восточной стороне городской стены. О них упоминается в книге Неемии (Неем. 3, 1, 32; 12, 39). Назывались они Овечьими, вероятно, потому, что близ них был рынок, на котором покупались овцы для жертвоприношений, или потому, что через них прогонялись к храму эти животные (Епископ Михаил. Толковое Евангелие. 3. Гл. 5). У
этих ворот была купальня, сохранившаяся и после разрушения Иерусалима; поэтому Евангелист Иоанн, писавший свое Евангелие после разрушения Иерусалима Титом, не говорит, что была купальня, а утверждает, что есть в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня. Об этой купальне ничего не говорится в книгах Ветхого Завета; поэтому, надо полагать, что она стала известна сравнительно незадолго до пришествия Христа. В этой купальне по временам вода возмущалась, становилась мутной или (как говорит Евсевий) кроваво-красной, и кто первый погружался в нее, тот получал исцеление от всякой болезни, какой бы ни страдал. Такое целебное свойство источника привлекало к нему множество больных, для которых и устроено было пять входов в купальню в виде коридоров; здесь больные ожидали возмущения воды.

Купальня эта называлась Домом милосердия или милости Божией, так как только благодаря милости Божией к народу она имела такое чудесно-целебное свойство. Некоторые толкователи хотели объяснить свойствами самой воды целебную силу купальни. Но если бы эта вода действительно была целебная по составу своему, то ею пользовались бы постоянно, не ожидая, когда она помутнеет, а если бы природные целебные свойства появлялись в ней только тогда, когда она становилась мутной, то почему же не все погружавшиеся в нее получали исцеление, а только первый? Признавая, таким образом, невозможным объяснить происходившие по временам исцеления природными свойствами воды этой купальни, следует согласиться с Евангелистом, сообщившим нам свое и своих современников убеждение, что возмущение воды производилось ангелом и, конечно, по повелению Божию.

Зачем Христос расспрашивает больного человека?

Инициатива, однако, исходит не от него: Иисус видит его, справляется о том, кто он такой, и спрашивает, хочет ли он исцелиться.

Зачем Христос велел исцеленному взять свою постель? Это имело отношение к его исцелению?

Господь совершенно исцелил больного, так что он мог нести свою постель и идти, как вполне здоровый, в свой дом. Он нарочито повелел исцеленному взять свою постель (одр), – для того, чтобы все видели, что это чудо не обман какой. Сын Человеческий. Иисус Христос любил называться так и потому весьма часто называл Себя этим именем. Название это означает близость Иисуса Христа к людям, единство Его с ними по воплощению, подобно тому, как название Сын Божий означает близость Его к Богу Отцу, единство Его с Ним. Сын Человеческий – значит то же, что человек. Иисус Христос, воплотившись, был истинно человеком, только не имевшим греха, как имеют все люди. Название Иисуса Христа Сыном Человеческим встречается в книге прор. Даниила, где, описывается, как пророк видел в видении Мессию, шествовавшего на облаках и бывшего подобным Сыну человеческому (Дан.7:13).


Николиже тако видехом (никогда ничего такого мы не видали). Так как пророков-чудотворцев давно уже не было у евреев; Иоанн Предтеча Христов был и великий пророк, но чудес не творил: потому народ и был особенно поражен при виде необыкновенного чуда – и прощения грехов, и исцеления расслабленного Иисусом Христом. У еван. Матфея сказано, что дивился чуду только народ, следовательно, на фарисеев оно не произвело благотворного действия. Так гордость и злоба омрачили их!

Что означают слова Христа: «Не греши больше, чтобы не случилось с тобой чего хуже»?

Бог часто наказывает тело за грехи души, чтобы от наказания низшей части и высшая получила какое-нибудь врачевание.

Итак, Христос, встретив его после разговора с иудеями, не сделал никакого намека на что-либо подобное; если бы Он хотел обличить его, то сказал бы ему: ты опять принимаешься за прежнее, и после исцеления не сделался лучшим? Но ничего такого Он не сказал, а только предостерегает его на будущее время.

Как книжники и фарисеи пытались скомпрометировать Иисуса в синагоге в Капернауме? (см. № 48)

Спросили, что можно ли исцелять в субботу, обращая внимание на сухорукого.

Почему, по убеждению фарисеев, в субботу нельзя исцелять человека?

Они рассуждали так: врач, для излечения больного, должен составлять лекарство, ухаживать за больным, словом, – утруждать себя, работать; а всякий труд в субботу запрещен заповедью Божией, значит, – исцелять болящих в субботу грешно. Они не хотели вспомнить, что спасти жизнь человеку Закон не запрещал и в субботу, следовательно, – и простому врачу не грешно было лечить болящих в день субботний. А Господь исцелял болящих единым прикосновением, единым словом Своим всемогущим.

Какой ответ на это ошибочное убеждение дает Христос?

Ответ Иисуса у Матфея значительно полнее: «Кто из вас, имея одну овцу, если она в субботу упадет в яму, не возьмет ее и не вытащит? Сколько же лучше человек овцы! Итак, можно в субботы делать добро». После этих слов Иисус приказал больному протянуть руку, «и стала она здорова, как другая» (Мф 12. 9–13).

МОЖНО В СУББОТЫ ДЕЛАТЬ ДОБРО, грешно и небезопасно откладывать доброе дело до другого дня, но в этом, конечно, и вы не сомневаетесь, – вы только притворяетесь незнающими!

Чем завершилось исцеление сухорукого в субботу в Капернауме?