Файл: Теоретические основы развития внимания младших школьников при изучении арифметических действий.docx
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 197
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Содержание
Введение. 3
Глава 1. Теоретические основы развития внимания младших школьников при изучении арифметических действий. 6
1.1. Понятие внимания и его виды. 6
1.2. Особенности внимания у младших школьников. 11
1.3. Последовательность изучения арифметических действий в начальной школе. 14
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию внимания при изучении арифметических действий у младших школьников. 23
2.1. Особенности методики обучения арифметическим действиям и формирования вычислительных навыков в начальном курсе математики. 23
2.2. Вариативный подход к решению арифметических задач. 32
2.3. Использование различных способов решения арифметических задач в развитии внимания младших школьников. 38
Заключение. 47
Список использованной литературы. 50
Введение
Актуальность темы исследования. Изучение математики играет системообразующую роль в образовании, развивая познавательные способности человека, в том числе к логическому мышлению, влияя на преподавание других дисциплин.
Арифметические действия – ключевые понятия теории чисел и важнейшая характеристика числовых множеств. Их изучение – неотъемлемая часть формирования понятия числа и вычислительных умений и навыков.
Каждое из четырех арифметических действий должно прочно связаться в сознании детей с теми конкретными задачами, которые требуют его применения. Смысл действий и раскрывается главным образом на основе практических действий с множествами предметов и на системе соответствующих текстовых задач.
Если по двум данным числам определяют третье число, удовлетворяющее некоторым условиям, то этот процесс в математике называют действием.
Все существующие ныне альтернативные системы обучения опираются на теоретико-множественный подход при формировании свойств арифметических действий.
Для объяснения обычно используют множества предметов не ссылаясь на задачи. Не каждый учитель ясно представляет, что изучение арифметических действий и их свойств в процессе работы с задачей усваиваются лучше. Исходя из важности изучения свойств арифметических действий, из-за отсутствия единого подхода к изучению данной проблеме в различных системах обучения возникает необходимость рассмотрения, выяснения и уточнения особенностей формирования понятия свойств арифметических действий.
Проблема исследования: какими приемами работы, видами деятельности детей можно добиться развития внимания младших школьников при изучении арифметических действий.
Цель исследования: выявление особенностей развития внимания младших школьников при изучении арифметических действий в начальных классах.
Объект исследования: процесс развития внимания младших школьников при изучении арифметических действий.
Предмет исследования: особенности развития внимания младших школьников при изучении арифметических действий.
Гипотезой исследования выдвигается, положение о том, что раскрытие конкретного смысла свойств арифметических действий учителями поможет развитию внимания младших школьников: лучше усвоить ее, применять свойства и действия при решении задач и примеров.
Задачи исследования:
- рассмотреть формирование вычислительных навыков у младших школьников;
- изучить последовательность изучения арифметических действий в начальной школе;
- рассмотреть особенности методики обучения арифметическим действиям и формирования вычислительных навыков в начальном курсе математики;
- изучить вариативный подход к решению арифметических задач ;
- рассмотреть опыт использования различных способов решения арифметических задач в развитии мышления младших школьников.
В ходе исследования использовались следующие методы исследования: анализ педагогической, методической и учебной литературы; изучение опыта работы учителей начальных классов.
Структура исследования: данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические основы развития внимания младших школьников при изучении арифметических действий
Понятие внимания и его виды
Круг проблем изучения внимания выделился в результате дифференциации более широкого философского понятия апперцепции (Г.Лейбниц, И.Кант, И.Гербарт). Под апперцепцией понималась зависимость восприятия от прошлого опыта, от общего содержания психической деятельности человека и его индивидуальных особенностей. Термин апперцепции предложен немецким философом Г.Лейбницем, трактовавшим ее как отчетливое (осознанное) восприятие душой определенного содержания.
В работах В.Вундта это понятие было отнесено к процессам, посредством которых осуществляется отчетливое осознание содержания воспринимаемого и его интеграция в целостную структуру прошлого опыта (“творческий синтез”). Э.Титченером определяет внимание как состояние сознания, та степень сознательности, которая обеспечивает нашему умственному труду лучшие результаты. Определение внимания, данное У.Джемсом - одна из характернейших особенностей нашей духовной жизни, когда, находясь под постоянным наплывом все новых и новых впечатлений, проникающих в область наших чувств, мы замечаем лишь самую ничтожную часть их[12,c.34].
Значительный вклад в развитие представлений о внимании был внесен русским психологом Н.Н.Ланге, разработавшим теорию волевого внимания. Подобно французскому психологу Т.Рибо, он связывал внимание с регуляцией идеомоторных движений, которые осуществляются при восприятии и представлении объектов.
В отечественной психологии проблема внимания рассматривается традиционно в рамках культурно-исторического подхода (Л.С.Выготский), деятельностного подхода (П.Я.Гальперин, С.Л.Рубинштейн, Н.Ф.Добрынин), психологии установки (Д.Н.Узнадзе).
Л.С.Выготский рассматривал внимание, как и другие психические функции, в двух формах – как природное внимание и как продукт культурного развития, то есть высшую психическую функцию. Определение произвольного внимания, данное Л.С.Выготским – обращенный внутрь процесс опосредованного внимания, подчиненный общим законам культурного развития.
Более поздняя традиция в отечественных психологических исследованиях внимания – это рассмотрение внимания как внутренней деятельности. Таким образом, проблемы развития и регуляции внимания решались с тех же позиций, что и проблемы регуляции любой внешней деятельности. Внимание как деятельность содержало все те же компоненты (деятельность, действие, операция), что и внешняя деятельность. Определение внимания, данное П.Я.Гальпериным – внимание это деятельность контроля.
Представитель другого деятельностного подхода С.Л.Рубинштейн, рассматривающий деятельность в единстве с сознанием, рассматривал внимание как общее явление, присущее в качестве необходимого компонента всем деятельностям, не приписывая ему свойств отдельной деятельности. Определение внимания, данное С.Л.Рубинштейном - сторона всех познавательных процессов сознания, в которой они выступают как деятельность, направленная на объект [34,c.15].
Схожую с определением Рубинштейна позицию мы встречаем у Н.Ф.Добрынина. Определение внимания, данное Н.Ф.Добрыниным - это направленность и сосредоточенность психической деятельности[7,c.25].
Оригинальным является подход к изучению внимания в концепции установки Д.Н.Узнадзе, раскрывающей закономерности развития и функционирования психики в процессе целенаправленной активности субъекта. Определение внимания, данное Д.Н.Узнадзе: это процесс объективации, при котором из круга наших первичных восприятий выделяется какое-нибудь из них, становясь наиболее ясным из актуальных содержаний нашего сознания.
Современный отечественный психолог В.И.Страхов, занимающийся проблемами внимания, синтезируя существующие подходы, рассматривает внимание как психическое состояние.
Очевидно, что внимание в учебном процессе является одним из главных психологических факторов, влияющих на успешность учебной деятельности младших школьников. В ряде работ отечественных и зарубежных авторов справедливо указывается на большую роль внимания в различных видах деятельности, в частности, в процессе усвоения знаний, овладения навыками и сложными умениями.
О значимости отдельных свойств внимания в учебном процессе свидетельствуют исследования, проводившиеся Н.Ф. Добрыниным и его учениками. Например, К.В. Мишакова, изучая внимание у подростков, отмечает значительную неоднородность в развитии устойчивости, распределения, переключения внимания у испытуемых. Этот факт имеет важное значение. Ведь если имеются различия в развитии свойств внимания у испытуемых, то при учете этих особенностей в процессе обучения можно ожидать более качественного усвоения ими изучаемого материала.
На важность изучения распределения, устойчивости и переключения внимания в мыслительной деятельности указывала И.Л. Баскакова [10].
О.Ю. Ермолаев и соавторы рассматривают свойства внимания «как итог взаимодействия трёх относительно независимых составляющих: физиологических предпосылок, определяемых индивидуальными особенностями высшей нервной деятельности; обученности или натренированности в навыках поддержания внимания, его переключения и распределения; индивидуальных особенностей мотивационно-потребностной сферы человека» [15].
Говоря о роли внимания в учебной деятельности учащихся младших классов, мы имеем в виду ведущую роль формирования произвольного внимания, совокупность всех основных его свойств. В процессе усвоения материала нельзя исключить роль того или иного свойства внимания, они все важны, но последовательность их включения зависит от учебной цели, поставленной педагогом или психологом.
В психологии традиционно принято выделять следующие виды внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное.
Непроизвольное внимание - внимание, возникшее без сознательно поставленной задачи, цели и каких-либо волевых усилий. Известно также, что непроизвольное внимание зависит не только от объективных особенностей раздражителей, но и от субъективных состояний самого человека, от его потребностей и интересов, а также от прошлого опыта, знаний человека в той области, к которой относится объект его внимания. Оно связано с эмоциями, вызываемыми у человека объектом внимания. Считается, что физиологической основой непроизвольного внимания является ориентировочная реакция [25].
Возникновение и поддержание произвольного внимания зависит от интереса человека к той деятельности, в которой оно проявляется, и значимости ее результатов для него.
О наличии послепроизвольного внимания можно говорить, когда труд захватывает, увлекает человека, возникает интерес к предмету труда, к самому процессу труда
В зависимости от характера деятельности человека внимание может быть внешним и внутренним. Внешним называют внимание, проявляющееся во внешних, перцептивных и практических действиях, направленных на лучшее отражение воспринимаемых объектов и овладение предметами, с которыми человек действует. Объекты внешнего внимания находятся вне сознания человека
Внутренним же называется внимание, проявляющееся во внутренних, умственных действиях. Оно имеет место тогда, когда индивид про себя думает, рассуждает, следит за процессами, происходящими в его сознании, припоминает что-то, фантазирует [12].
Внимание обладает вполне определенными свойствами, которые могут быть оценены качественно. Так, внимание характеризуется: концентрацией (сосредоточенностью), устойчивостью, распределением, объёмом, переключением. Некоторыми авторами выделяется ещё такое свойство внимания как оперативная подвижность, являющаяся специфической динамической характеристикой внимания и возникающая в ситуациях, требующих