Файл: Управление социальнопсихологическим.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 219

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


  1. Опросник ПВ (психического выгорания), разработанный на основе модели К.Маслач и С.Джексон, позволяет определить уровень эмоционального фона коллектива.

Корреляционный анализ дает возможность точной количественной оценки степени согласованности изменений (варьирования) двух и бо­лее признаков. Степень согласованности изменений характеризует теснота связи - абсолютная величина коэффициента корреляции. В случае прямо пропорциональной зависимости одного признака от другого коэффициент корреляции равен единице. Последний может принимать значения от-1 до +-1. Отрицательный коэффициент корреляции свидетельствует о разной на­правленности варьирования признаков: при увеличении одного другой уменьшается, или, наоборот, при уменьшении одного другой увеличивает­ся. Нулевая величина коэффициента корреляции говорит об отсутствии вза­имосвязи между признаками.

Коэффициенты корреляции несут информацию только о тесноте свя­зи между признаками и не дают никаких сведений ни об одном отдельном испытуемом.

Для эффективного использования вычисленных коэффициентов корре­ляции необходимо представить имеющуюся числовую информацию в под­ходящем виде. Прежде всего, надо выделить коэффициенты корреляции, величина которых превышает критические значения. В психологии чаще всего рассматривают два уровня достоверности 0,05 и 0,01. Критические значения коэффициента корреляции Пирсона приведены в специальных таблицах (21, С.136).

  1. Сущест­вуют определенные, строгие правила проведения тестирования, обработки и интерпретации его результатов.

  2. Корреляционный анализ позволяет оценить степень взаимосвязи между двумя факторами.


9. Анализ управления социально-психологическим климатом в организации

Анализ социально-психологического климата коллектива Муниципального управления здравоохранения центральной районной больницы позволил изучить психологическую атмосферу коллектива, факторы, влияющие на слаженность работы медиков. Результаты исследования дадут возможность управлять и влиять работоспособностью сотрудников.

Программа изучения социально-психологического климата в коллективе центральной районной больницы включала следующие этапы:

  1. Изучить уровень межличностных взаимоотношений в коллективе..

  2. Выявить вид отношений в коллективе.

  3. Определить стратегию поведения медработников в конфликтной ситуации.

  4. Проанализировать полученные результаты диагностики социально-психологического климата в исследуемом коллективе.

  5. Предложить варианты решения выявленных проблем социально-психологического климата в коллективе медработников центральной районной больницы.


В исследовании приняли участие 11 медицинских работников Муниципального управления здравоохранения центральной районной больницы . Все испытуемые – женщины с высшим или средним специальным образованием и стажем работы в этом учреждении от 3 до 12 лет.

Социально-психологический климат коллектива медработников центральной районной больницы мы рассматривали по трём показателям:

- поведение сотрудников в конфликтных ситуациях;

- отношения между сотрудниками в коллективе;

- уровень эмоционального фона коллектива.

В целом, благоприятный социально-психологический климат медицинского коллектива центральной районной больницы ограничивается контактами сотрудников вне работы. Это настораживает руководителей данного учреждения.

Проведённое исследование определило основные показатели социально-психологического климата, составляющие психологический настрой, психологическое состояние медицинского коллектива, влияющие на функционирование учреждения.

Корреляция по показателям компонентов отношений в коллективе и выбором стратегии поведения в конфликтных ситуациях указала на связь между ними. При сравнении вычисленного корреляционного коэффициента Пирсона (0,776) с табличным (0,632) при уровне значимости 0,05 получили неравенство, указывающее на то, что расхождения между эмпирическими значениями нет:

χ2 > χ2 кр, т.е. 0,776 > 0,632 при df = n -1 и α = 0,05, где

df – число степеней свободы,

n – количество респондентов,

α – уровень достоверности.

Были выявлены достоверные связи между поведением сотрудников в конфликтных ситуациях и уровнем эмоционального фона коллектива, а также между уровнем эмоционального фона коллектива и отношениями между сотрудниками в коллективе.

Корреляционный анализ дал возможность точной оценки степени согласованности рассматриваемых признаков и тесноте связи между ними. Практически все значения рассчитанных коэффициентов корреляции на корреляционной матрице равны 1, что говорит о прямо пропорциональной зависимости рассматриваемых признаков.

Таким образом, можно говорить о благоприятном социально-психологическом климате в коллективе медработников Павловской Муниципального управления здравоохранения центральной районной больницы по двум признакам: их поведению в конфликтных ситуациях и по отношению к коллегам по работе.

На основе проведенного исследования были сформулированы рекомендации администрации Муниципального управления здравоохранения центральной районной больницы по оптимизации социально-психологического климата.



1) Несмотря на благоприятный социально-психологический климат в коллективе, тёплые, дружеские отношения между сотрудниками, необходимо выяснить какие моменты нежелательны и неприятны в работе медицинского персонала для того чтобы контролировать и создавать хорошие условия для работы и поддерживать положительный психологический климат в организации.

2) По результатам проведённого исследования для формирования положительного социально-психологического климата в коллективе медработников Павловской центральной районной больницы можно рекомендовать следующее:

- повысить уровень поведенческого и когнитивного компонента социально-психологического климата, так как медработники мало проявляют желание общаться друг с другом в не рабочее время;

- повышать профессионализм медработников на методических семинарах, консилиумах;

- стимулировать творческую активность медработников в их работе;

- подробнее изучить признаки привлекательности работы медработников для выявления и устранения негативных.

1.Медицинский коллектив данного учреждения характеризуется благоприятным социально-психологическим климатом;

2.Медработники, более положительно оценивающие социально-психологический климат в собственном коллективе, склонны к компромиссам в конфликтных ситуациях;

3.Существует взаимосвязь между эмоциональной характеристикой, уровнем конфликтности и социально-психологическим климатом в коллективе.
Управление социально-психологическим климатом. включает в себя осуществление следующих мероприятий:
- управление процессом формирования содержательных психологических компонентов климата (норм, ожиданий, ценностей, установок, традиций, группового мнения и настроения);
- оптимальный подбор, расстановка, обучение и периодическая аттестация руководящих кадров;
- комплектование первичных коллективов с учетом фактора психологической совместимости;
- опора на наиболее авторитетных, активных членов коллектива;
- предупреждение и разрешение межличностных конфликтов.
Тренинг "Профилактика и разрешение конфликтов"
Цель тренинга:

- Научить участников эффективным поведенческим стратегиям профилактики и разрешения конфликтных ситуаций.

Темы:

1. Анатомия конфликта:

- Причины возникновения и роль конфликтов в организации

- Типы конфликтов и их особенности

- Скрытые (латентные) и провоцируемые конфликты

2. Статегия и тактика поведения в конфликтных ситуациях:


- Управление эмоциями в конфликте. Эмоциональная компетентность (EQ) как ключевая компетенция успешного руководителя

- Модели поведения в конфликтной ситуации

- Приёмы психологической защиты в конфликтных ситуациях

- Техники оперативной саморегуляции. Ситуационный стрессменеджмент

- Методы противостояния агрессивному и манипуляционному психологическому воздействию. Ассертивное (уверенное) поведение

- Кейсы и ролевые игры. Анализ индивидуальных стилей поведения участников группы и рекомендации по преодолению проблем, возникающих у них в конфликтных ситуациях

3. Профилактика конфликтов в трудовом коллективе:

- Выявление и предотвращение конфликтных ситуаций, их конструктивные и деструктивные последствия

- Посредничество в конфликте: принципы и методики

- Рекомендуемые меры по профилактике и разрешению конфликтных ситуаций в коллективе. Ключевые принципы организации эффективной совместной деятельности. Фасилитирование групповых процессов.

В результате тренинга участники смогут получить целостное системное представление о природе конфликтов и динамике их развития. Осознают собственные неэффективные стратегии поведения в конфликте, и выработают новые успешные поведенческие модели

Научатся быстро диагностировать, и грамотно разрешать конфликтные ситуации в своем коллективе. Освоят способы профилактики конфликтов и методы управления эмоциональным состоянием.



Заключение

Наше исследование посвящено рассмотрению вопроса управления социально-психологическим климатом в организации Павловской Муниципального управления здравоохранения центральной районной больнице. Это является актуальным вопросом в настоящее время, так как благоприятная психологическая атмосфера в коллективе оказывает положительное воздействие на эффективность работы организации.

  1. Рассмотрена эффективность работы организации по экономическим и субъективным (психологическим, физиологическим, социально-психологическим) показателям.

  2. Определено место системы менеджмента в управлении социально-психологическим климатом организации.

  3. Рассмотрена совокупность принципов и методов управления персоналом в организации.

  4. Установлены характеристики социально-психологического климата в организации и факторы макро- и микросреды, влияющие на его формирование. Выявлена специфика профессиональной деятельности, влияющая на социально-психологический климат организации.

  5. Рассмотрены причины профессиональных конфликтов и определены стратегии поведения в конфликтных ситуациях.

  6. Предложены методы управления социально-психологическим климатом в организации.

  7. Разработана и проведена программа исследования социально-психологического климата в коллективе Муниципального управления здравоохранения центральной районной больницы.

  8. Получены данные социально-психологического климата в организации, которые доказали выдвинутые нами гипотезы.

  9. По результатам нашего исследования предложены рекомендации, направленные на оптимизацию социально-психологического климата в коллективе Муниципального управления здравоохранения центральной районной больницы.


Литература

  1. Афанасьев В.Г.Человек в управлении обществом. – М.: Полит­издат, 1977.

  2. Бездольный А.В. Луковников Н.Н.О социально-психологичес­ком климате в коллективе//Деньги и кредит.-1994.-№7.- С.76-79.

  3. Бовина И.Б.О феномене «группового духа»/Вестник Моск. Ун-та. Сер. 14 /Психология.-1998 ,№-1.- С. 47-52.

  4. Бодалёв А.А., Столин В.В.Общая психодиагностика. – СПб.: Изд-во «Речь»,2000.

  5. Бойко В.В., Ковалев А. Т., Панферов В.И.Социально-психологический климат коллектива и личность. — М., 1983.

  6. Брушлинский А.В. Психология субъекта: индивида и группы//Психологический журнал. 2002. Т.23. №1. С.71-80.

  7. Генкин Б.М. Экономика и социология труда: учеб. для вузов/ Б.М.Генкин. – 7-е изд., доп. – М.:Норма, 2007. – 448 с.

  8. Громова О.Н. Конфликтология. Курс лекций. – М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем». Издательство ЭКМОС, 2000.

  9. Громова О.Н. Стратегия управления персоналом организаций. — М.: ГАУ, 1997.

  10. Дементьев И.Жить без конфликтов//Соц.труд.-199.1.-№11.-С.98-105.

  11. Журавлёв А.Л. Социально-психологическая динамика в изме­няющихся экономических условиях// Психологический журнал.-1998.-Т.19,№3.-С.3-15.

  12. Захарова Л.Н.Психология управления человеческими ресур­сами в организации. – Н.Новгород.:Нижегородский гумани­тарный центр,2001.

  13. Захарченко Н.И. Бизнес-статистика и прогнозирование в МS Excel. Самоучитель.: - М.: Издательский дом «Вильямс», 2004. – 208 с.: ил.

  14. Егоршин А.П. Основы менеджмента: учебник для вузов. – Н.Новгород: НИМБ, 2008. – 320 с. (Высшее образование).

  15. Егоршин А.П. Основы управления персоналом: Учебное пособие для вузов. – Н.Новгород: НИМБ, 2003. – 303 с.

  16. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. — М.: Прогресс, 1989.

  17. Карпов А.В.Проблемы принятия решения в трудовой деятель­ности// Психологический журнал. -1993. –Т. 14,№3.-С.3-14.

  18. Кирьянова М. К. Конфликты и переговоры: (О возмож.страте­гии поведения в ситуации конфликта)//Экономика и орга­низация пром.пр-ва.-1993.-№2.- С.181-190.

  19. Климов Е.А. О феномене профессиональной относительности образа мира//Вестн.Моск.ун-та.Сер.14.Психология.-1995.-№1.-С.8-18.

  20. Котов А.В. Мотивационно-эмоциональный конфликт в структуре поведенческого акта// Психологический журнал. 1999. Т.20. №6. С.62-71.

  21. Куликов Л.В. Психологическое исследование: методические рекомендации по проведению. – СПб., Речь, 2001. – 184 с.

  22. Мануйлов В.Г.,Новиков В.В.Психологическое управление в кризисном обществе. – СПб.:Алетейя,1999.

  23. Мастенбрук У. Управление конфликтными ситуациями и раз­витие организации. М.Инфра-М, 1996.

  24. Мерлин В.С.Очерк интегрального исследования индивидуаль­ности. – М. ,1986.

  25. Немов Р.С. Психология: Учеб. Для студ. Высш. Пед. Учеб. заведений: В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. — Кн. 1: Общие основы психологии. – 688 с..

  26. Немов Р.С. Психология: Учеб. Для студ. Высш. Пед. Учеб. заведений: В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. — Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. – 640 с.

  27. Ньюстром Дж.В., Дэвис Кейт. Организационное поведение. Поведение человека на рабочем месте/Пер. с англ.Е.Бугаевой, В.Вольского под общ.ред. Ю.Н.Каптуревского. – СПб и др.: Питер,2000.

  28. Основы экономических знаний. Курс лекций для преподавателей и студентов средних специальных учебных заведений. – М.: НМЦ СПО, 1997, 224 с.

  29. Поздняков В.П. Психологические отношения и деловая активность субъектов экономической деятельности в условиях разных форм собственности//Психологический журнал. 2000. Т.21. №6. С.38-50.

  30. Почебут Л.Г., Чикер В.А. Организационная социальная психология: Учебное пособие. – СПб.:Изд-во «Речь», 2000. – 298 стр.

  31. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учеб.пособие/ В.Д.Балин, В.К.Гайда, В.К.Гербачевский и др.; под общей ред. А.А.Крылова, С.А.Маничева. – Питер. 2000 – (Практикум по психологии).

  32. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности: / Под ред. Г.С.Никифорова, М.А.Дмитриевой, В.М.Снеткова. – СПб.: Речь, 2001. – 448 с.

  33. Пугачев В.П. Руководство персоналом организации: Учебник. — М.: Аспект Пресс. 1998.

  34. Реан А.А., Коломенский Я.Л. Социально-педагогическая психология. – СПб.: ЗАО Издательство Питер – (Серия Мастера психологии).

  35. Рогожин С.В. Теория организации: учебник для вузов/ С.В.Рогожин, Т.В.Рогожина. – 2-е изд. стереотип. – М.: Издательство «Экзамен». – (Серия «Учебник для вузов»).

  36. Ронгинская Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях// Психологический журнал. 2002. Т.23 №3. С.85-95.

  37. Словарь практического психолога/Сост. С.Ю.Головин - Минск: Харвест,1998.-800с.

  38. Толочек В.А.Стили профессиональной деятельности: органи­зация компонентов и взаимодействий субъектов//Вестн.Моск.ун-та. Сер.14.Психология.-1996.-№3.-С.51-60.

  39. Толочек В.А.Стили профессиональной деятельности в условиях взаимодействия субъектов// Психологический журнал. 2002. Т.21. №3. С.96-103.

  40. Управление персоналом организации: Учебник /Под.ред.Кибанова А.Я. — М: ИНФРА-М, 1997.

  41. Управление организацией: Учебное пособие /Под ред. Поршнева А.Г., Румянцевой З.П., Саломатина НА. — М.: ИНФРА-М, 1998.

  42. Фалмер P.M. Энциклопедия современного управле­ния. В 5-ти т. — М.: ВИПКЭнерго, 1992.

  43. Чудова Н.В.Влияние личностных характеристик субъекта на его представления об идеальном партнёре по общению// Психологический журнал -1993.-Т.14,№3.-С.28-37.

  44. Экономическая теория: Учебник / Под общей ред. Акад.В.И.Видяпина, А.И.Добрынина, Г.П.Журавлёвой, Л.С.Тарасевича. – М.: ИНФРА – М, 2003. – 714 с. – (Серия «Высшее образование»).