ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 650
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Правила, действующие в отношении создания, деятельности, реорганизации и ликвидации фондов, установленные настоящим Кодексом, не распространяются на фонды, созданные или создаваемые по решению Президента Республики Беларусь, Парламента Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь, если в актах законодательства о создании таких фондов не установлено иное.
2. Фонд использует имущество для целей, определенных его уставом.
Для осуществления предпринимательской деятельности фонды вправе создавать унитарные предприятия, хозяйственные общества или участвовать в них, за исключением обществ с дополнительной ответственностью.
Фонд обязан ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества. Порядок опубликования и состав сведений отчета устанавливаются законодательством.
3. Органами фонда являются правление (совет), дирекция (директор) и попечительский совет.
Устав фонда может предусматривать иные органы, необходимые для осуществления его деятельности.
Правление (совет) фонда является высшим коллегиальным органом фонда, формируемым его учредителями (учредителем). Основная функция правления (совета) фонда – обеспечение соблюдения фондом целей, для достижения которых он создан.
К исключительной компетенции правления (совета) фонда относятся:
изменение и (или) дополнение устава фонда;
образование (назначение) исполнительного органа фонда – дирекции (директора) и досрочное прекращение его полномочий;
создание и ликвидация представительств, филиалов фонда, определение их компетенции;
утверждение годового отчета и годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности фонда (данных книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения);
реорганизация фонда, если возможность реорганизации предусмотрена его уставом.
Дирекция (директор) фонда является исполнительным органом фонда, осуществляющим текущее руководство его деятельностью. Дирекция (директор) фонда в своей деятельности подотчетна правлению (совету) фонда.
Попечительский совет фонда – орган, осуществляющий контроль за деятельностью фонда, который формируется его учредителями (учредителем) при учреждении фонда, а в дальнейшем, если это предусмотрено уставом фонда, – правлением (советом) фонда.
К исключительной компетенции попечительского совета фонда относятся:
контроль за соответствием деятельности фонда законодательству и уставу фонда;
контроль за выполнением решений высшего коллегиального органа фонда, исполнительного органа фонда;
контроль за использованием денежных средств и иного имущества фонда в соответствии с его уставными целями;
предварительное рассмотрение и согласование годового отчета фонда.
4. Фонд действует на основании устава, утверждаемого учредителями (учредителем) фонда.
Устав фонда помимо сведений, указанных в пункте 2 статьи 48 настоящего Кодекса, должен содержать:
сведения об учредителях (учредителе) фонда;
задачи и методы деятельности фонда;
состав и порядок формирования органов фонда;
порядок формирования, полномочия и сроки полномочий попечительского совета фонда;
порядок назначения и освобождения должностных лиц фонда;
порядок внесения изменений и (или) дополнений в устав фонда;
источники и порядок формирования имущества фонда;
срок, на который создается фонд, или указание на его бессрочную деятельность;
сведения о созданных фондом представительствах и (или) филиалах, включающие наименования представительств, филиалов и место их нахождения (руководящих органов представительств, филиалов);
сведения о судьбе имущества фонда в случае его ликвидации. При этом такое имущество должно направляться на цели, для достижения которых был создан фонд;
иные положения, предусмотренные законодательством и не противоречащие настоящему Кодексу.
5. Иные положения, связанные с созданием, деятельностью, реорганизацией и ликвидацией фонда, не предусмотренные настоящей статьей и статьей 119 настоящего Кодекса, определяются законодательными актами.
Статья 119. Изменение устава, реорганизация и ликвидация фонда
1. Устав фонда может быть изменен правлением (советом) фонда в порядке, предусмотренном уставом фонда.
Соответствующие изменения и (или) дополнения в устав фонда должны быть внесены и представлены в установленном порядке для государственной регистрации в месячный срок в случае:
изменения целей фонда;
изменения наименования фонда;
изменения вида фонда;
изменения места нахождения фонда (руководящего органа фонда);
создания или ликвидации представительств и (или) филиалов фонда;
изменения сведений об органах фонда, в том числе о попечительском совете, порядке назначения и освобождения должностных лиц фонда, порядке формирования имущества фонда, а также о других фактических обстоятельствах, сведения о которых в соответствии с законодательством должны содержаться в уставе фонда;
изменения законодательства, в соответствии с которым требуется внесение изменений и (или) дополнений в устав фонда, если иные сроки не установлены этим законодательством.
2. Реорганизация фонда, если ее возможность предусмотрена уставом фонда, может быть осуществлена в форме:
слияния с другим фондом;
присоединения к другому фонду;
присоединения к нему другого фонда;
выделения из фонда юридического лица любой организационно-правовой формы;
разделения на два и более фонда.
Фонд не может быть реорганизован в форме преобразования.
Стоимость оставшегося имущества реорганизованного в форме выделения фонда должна быть не менее минимального размера, необходимого для создания и деятельности фонда.
3. Фонд может быть ликвидирован по заявлению заинтересованных лиц по решению суда:
в случае непредставления в регистрирующий орган в течение трех месяцев после государственной регистрации фонда документов о передаче учредителями (учредителем) в собственность фонда имущества в виде неденежных взносов при формировании имущества фонда не менее минимального размера, необходимого для создания и деятельности фонда, в полном объеме или в части в виде неденежных взносов;
в случае неисполнения обязанности по созданию в установленный срок после государственной регистрации фонда представительств и (или) филиалов и непредставления для государственной регистрации изменений и (или) дополнений, вносимых в устав фонда в связи с изменением его вида;
если по окончании календарного года стоимость имущества фонда станет менее минимального размера, необходимого для создания и деятельности фонда, и в указанный регистрирующим органом в письменном предупреждении срок эта стоимость не доведена до минимального размера, необходимого для его создания и деятельности;
если цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения этих целей не могут быть произведены;
в случае уклонения фонда в своей деятельности от целей, предусмотренных уставом;
в случае осуществления деятельности, запрещенной законодательством, либо деятельности с иными неоднократными или грубыми нарушениями законодательства и устава фонда;
в иных случаях, предусмотренных законодательными актами.
4. Имущество, оставшееся после ликвидации фонда, в том числе после удовлетворения требований кредиторов, направляется на цели, для достижения которых был создан фонд. В случае невозможности такого направления имущества оно передается в равных долях фондам, созданным для достижения аналогичных целей, при наличии их письменного обращения в суд, который принял решение о ликвидации фонда.
В случае отсутствия указанных обращений имущество, оставшееся после ликвидации фонда, передается в доход Республики Беларусь и направляется на цели, для достижения которых был создан фонд.
Статья 120. Учреждения
1. Учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично.
Права учреждения на закрепленное за ним имущество определяются в соответствии со статьей 279 настоящего Кодекса.
2. Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества.
3. Особенности правового положения отдельных видов государственных и иных учреждений определяются законодательством.
Статья 121. Объединения юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей (ассоциации и союзы)
1. Коммерческие организации и (или) индивидуальные предприниматели, а также коммерческие и (или) некоммерческие организации в целях координации их деятельности, представления и защиты общих интересов могут создавать объединения в форме ассоциаций или союзов, являющихся некоммерческими организациями.
2. Если по решению участников на ассоциацию (союз) возлагается ведение предпринимательской деятельности, такая ассоциация (союз) преобразуется в хозяйственное общество или товарищество в порядке, предусмотренном законодательством, либо может заниматься предпринимательской деятельностью только посредством создания коммерческих организаций и (или) участия в них, если иное не установлено законодательными актами.
3. Ассоциация (союз) является юридическим лицом.
Члены ассоциации (союза) сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица, индивидуального предпринимателя.
4. Ассоциация (союз) не отвечает по обязательствам своих членов. Члены ассоциации (союза) несут субсидиарную ответственность по ее обязательствам в размере и порядке, предусмотренных уставом ассоциации (союза).
Статья 122. Учредительный документ ассоциации (союза)
1. Учредительным документом ассоциации (союза) является устав, утвержденный ее членами.
2. Устав ассоциации (союза) должен содержать помимо сведений, указанных в пункте 2 статьи 48 настоящего Кодекса, порядок формирования имущества ассоциации (союза), внесения изменений и (или) дополнений в устав ассоциации (союза), условия о составе и компетенции органов управления ассоциацией (союзом) и порядке принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов членов ассоциации (союза), и о порядке распределения имущества, остающегося после ликвидации ассоциации (союза).
Статья 123. Права и обязанности членов ассоциаций и союзов
1. Член ассоциации (союза) вправе безвозмездно пользоваться ее услугами.
2. Член ассоциации (союза) вправе по своему усмотрению выйти из ассоциации (союза) в любое время. В этом случае он несет субсидиарную ответственность по обязательствам ассоциации (союза) пропорционально своему взносу в течение двух лет с момента выхода, если эти обязательства возникли во время его членства в ассоциации.
Член ассоциации (союза) может быть исключен из нее по решению остающихся участников в случаях и порядке, установленных уставом ассоциации (союза). В отношении имущественного взноса и ответственности исключенного члена ассоциации (союза) применяются правила, относящиеся к выходу из ассоциации (союза).
3. С согласия членов ассоциации (союза) в нее может войти новый участник. Вступление в ассоциацию (союз) нового участника может быть обусловлено его субсидиарной ответственностью по обязательствам ассоциации (союза), возникшим до его вступления.
§ 6. Государственные объединения
Статья 1231. Основные положения о государственном объединении
1. Государственным объединением (концерном, производственным, научно-производственным или иным объединением) признается объединение государственных юридических лиц, государственных и иных юридических лиц, а также государственных и иных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, создаваемое по решению Президента Республики Беларусь, Правительства Республики Беларусь, а также по их поручению (разрешению) республиканскими органами государственного управления либо по решению органов местного управления и самоуправления.
2. Государственное объединение создается, как правило, по отраслевому принципу в целях осуществления общего руководства, общего управления деятельностью, координации деятельности и представления интересов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, входящих в состав объединения.